Картотека строительных игр среднего дошкольного возраста.


Строительные игры

Строительные игры.

Младший возраст.

«Построим магазин для кукол».

Цель

: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра:

Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

«Зоопарк для диких животных».

Цель:

Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра:

Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

«Зоопарк».

Цель:

Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра:

Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.

«Построим дом для животных».

Цель:

Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.

Игра:

Детям предлагается выбрать одно — два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.

«Гараж».

Цель:

Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра:
Игровая ситуация:
маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

«Построим дом для зайчика».

Цель:

Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.

Игра:

Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

«Построим дом для медведя».

Цель:

Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра:

В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

«Терем для животных».

Цель:

Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.

Игра:

Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

«По желанию детей».

Цель:

Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.

Средняя группа.

«Гаражи для машин».

Цель:

Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.

Основное содержание:

детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.

«Дом для гномиков».

Цель:

Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.

Основное содержание:

дети строят дома разной конструкции.

«Мебель для куклы».

Цель:

Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.

«Строительство домиков для котят разной величины».

Цель:

Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.

Игра:

Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.

«Грузовые машины».

Цель:

Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.

«Гаражи для транспорта».

Цель:

Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

Старшая группа.

«Осень в лесу».

Цель:

Осваивание способов построения пейзажной композиции.

Игра:

из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.

«Дом для Дюймовочки».

Цель:

Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.

Игра:

Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.

«Подарки для малышей».

Цель:

Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.

Игра:

Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.

«Комар из природного материала».

Цель:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений; закрепить навыки соединения частей поделки; закрепить знания о внешнем виде, отличительных способностях насекомых; научить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.

Материал:

крылатки клёна, засушенные листья, жёлуди, палочки, тонкая проволока, пластилин.

«Насекомые из природного материала».

Цель:

Закрепить знания о насекомых; предложить выбрать из природного материала подходящие составляющие для насекомого, которого они хотят сделать.

«Изготовление поделок – лягушек из бумаги».

Цель:

Закрепить умение складывать поделки из бумаги; развивать точность движений, глазомер, внимание, усидчивость.

Игра:

Чтобы лягушка Жанна не скучала, надо сделать ей подружек. Обыграть поделки: чья лягушка дальше прыгнет. Заполнить лягушками бумажные лилии на «пруду».

«В мире фантастики».

Цель:

Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

«Строители».

Цель:

Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.

«По выбору детей»

Цель:

Учить детей строить постройки и объединяться в одну группу, вместе придумывать сюжет и обыгрывать его. Учить играть дружно, не ссориться, уступать друг другу.

«Красивые здания».

Цель:

Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.

«Мой город».

Цель:

Учить творчески реализовывать замысел, развивать фантазию, советоваться со сверстниками при выполнении работ, распределять обязанности.

«Гаражи и машины».

Цель:

Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

Подготовительная группа.

«Детский городок».

Цель:

Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.

Игра:

детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.

«Построим домик в деревне».

Цель:

Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.

Игра:

предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.

«Салфетки для праздничного стола».

Цель:

Развивать эстетический вкус, умение что-то делать руками; вызвать желание сделать приятное.

Игра:

предложить детям вырезать салфетки на столы, по-разному оформив края.

«Волшебная поляна».

Цель:

Закреплять умение заниматься коллективной деятельностью, развивать эстетический вкус, умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Игра:

предложить детям представить, что они находятся на волшебной поляне и её нужно украсить красивыми цветами. Подумать, какие будут цветы, цвет, форма, как их разместить и где. Сделать не только цветы, что дети знают, но и сказочные, необычные цветы.

«Архитекторы».

Цель:

Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.

Получить текст

Картотека игр по лего-конструированию (составила воспитатель МБДОУ 45 Звездина Е.В.)

Транскрипт

1 Картотека игр по лего-конструированию (составила воспитатель МБДОУ 45 Звездина Е.В.) «Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную Ход игры: Посмотрите и скажите, какая деталь лишняя. «Цветные детали» Цель: Развитие сенсорики. Детям предлагается конструктор разных цветов( красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового цвета в корзинки. «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета. Ход игры: на столе расположены лего- предметы в определенной последовательности. Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось? Усложнение: Описать предмет, которого не стало рассказать о месте, где он стоял на какой звук начиналось название этого предмет в названии каких еще предметов есть этот звук? «Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей. Воспитатель: Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют постройку, которая на ней изображена. «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» «Собери кирпичики- лего» Цель: Закреплять знание основных цветов. Оборудование: кирпичики лего 4 цветов. Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.

2 «Собери модель по памяти» Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. «Сосчитай и назови» Цель: способствует закреплению грамматических конструкций. Ход игры:- поиграем в игру, у меня одна лего-елка, а скажи как будет много Например: один кубик а много будет кубиков. -у меня одна елка, сколько елок у вас? -Сколько ёлок у Кати?(4) -Катя подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы? -Посчитай, сколько всего у тебя елок? «Башня» Цель: закрепляем предлоги (на, под, между) Ход игры: У вас на столе кирпичики разного цвета, 1.поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (НА) 2.внизу был красный а на верху желтый (предлог под) 2.постравьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком -Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай. -Под красным лежит желтый кирпичик -Между красным и зеленым лежит синий кирпичик «Мозаика» Цель: способствует развитию сенсорных эталонов а именно закрепления величины, формы и цвета. Ход игры: Собери змейку из лего деталей зеленого цвета, желтого цвета. -построй башню, одну больше другой -Собирая змейку, змейку можно сделать какой? ( извилистой, прямой, длинной, короткой) -Расскажи мне про свою башню, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны? -Какие присутствуют цвета в твоей башне? -Из скольких кубиков построена высокая башня и низкая? «Где твой дом?» Цель: Развитие осмысленного восприятия формы геометрически фигур; узнавание формы фигуры только с помощью зрительного анализатора. Материал: Маленькие карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник на каждого ребенка; пять больших карт с изображением тех же фигур. Воспитатель подзывает к себе четверых детей и дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в начерченные круги). Остальные участники игры получают маленькие карточки это приглашение переехать в новый дом.

3 В. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти новый дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке. Они еще не знают, где чей дом, т.к. большие карты им еще не показывали. По сигналу воспитателя «Стоп» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах. После небольшой паузы педагог спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все жильцы поднимают свои карточки. Воспитатель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечает победителей. Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых «хозяев», раздает новые приглашения и игра повторяется. «Обводилки» Цель: Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы. Развитие воображения. Развития словаря. Подготовка руки к письму. Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши. Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет. «Архитектор» Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки. Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш. Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану. «Узнай предмет» Цель: Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур. Материал: Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали. Ребенку показывают картинку со схематично изображенным предметом. Он должен его узнать и построить из деталей строителя, самостоятельно подбирая необходимые детали. «Узнай, что изменилось» Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать наблюдательность, активное запоминание. Закреплять название геометрических фигур или строительных деталей.

4 Материал: Геометрические фигуры или детали деревянного конструктора; Петрушка; ширма. Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка. Усложнение: Увеличивается количество деталей; меняется местами более двух предметов. «Горячо-холодно» Цель: Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь. Материал: Детали конструктора; матрешка. Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. В. сегодня мы поиграем в игру «Горячо холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко скажем: «Холодно», если близко «Тепло», если совсем близко «Горячо». Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени подготовленности детей. «Счастливый остров» Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур. Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части. Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы. «Найди по описанию» Цель: Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку. Материал: Готовые постройки (в подг.гр. можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание на то, из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен. В. Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку дети угадывают. Вариант. Ребенок описывает постройку. Буратино угадывает. Игра продолжается до тех пор, пока все постройки не будут угаданы. Затем Буратино предлагает детям мелкие игрушки, чтобы обыграть постройки. «Разные дома» Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета. Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три

5 детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи. В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки. «Угадай-ка» Цель: Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затее более конкретных о частях предмета, их особенностях и строении. Материал: Набор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.) Картинки расположены перед детьми. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай ка». Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? Нет. Это сказочный предмет? Да. Он служит для передвижения? Нет. В нем живут? Да. Он на курьих ножках? Да. Это изба бабы Яги? Да».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]