Содержание понятия планирование учебно-воспитательного процесса в детском саду
Чтобы понять, что такое календарно-тематический план, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в суть понятия планирования. Итак, планирование в ДОУ призвано создавать педагогическую модель взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Планирование может быть нескольких видов, отличающихся степенью детализации образовательного процесса, но опирающихся на образовательную программу, по которой работает детский сад.
- для распределения часов по темам на каждый вид деятельности в детском саду (познавательной, социально-коммуникативной, игровой, направленной на физическое развитие и др.) на год, квартал или месяц составляется перспективное планирование;
- для группировки часов по темам на каждый вид деятельности на неделю педагог составляет календарный план;
- для распределения различных видов деятельности в рамках изучения одной темы в той или иной образовательной деятельности создаётся календарно-тематический план (например, календарно-тематический план по ознакомлению с окружающей средой, по подготовке к школе и пр.);
Планирование помогает рационально распределить время между разными видами деятельности
- для группировки тем в рамках одного образовательного курса с детализацией видов работы в разной деятельности комплектуется блочное планирование (например, в изучение блока «Космос» на ознакомлении с окружающей средой входят такие темы, как «Планета Земля», «Первый человек в космосе»);
- для указания видов деятельности по разным образовательным направлениям в границах изучения одной темы педагог прописывает комплексно-тематический план;
- перечень видов деятельности для знакомства, отработки и закрепления материала по разным образовательным областям на каждый день включается в ежедневный план — самый детальный вид планирования.
Перечисленные виды плана представляют собой нечто вроде матрёшки, в которой перспективный план является самой крупной игрушкой, более общим, а ежедневный — самой мелкой, наиболее частным. При этом этот самый частный план, то есть педагогическое руководство к действию на каждый день, составляется на основе календарно-тематического, дающего представление и о тематике образовательного процесса, и о его структуре.
Это интересно. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя, за составление и выполнение которого он несёт ответственность. Контроль составления планирования осуществляется руководством детского сада в начале года, мониторинг выполнения плана помесячно остаётся за старшим воспитателем.
Успешность образовательного процесса определяется в том числе и умением педагога грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность
Цели и задачи составления календарно-тематического плана в подготовительной группе
Цели календарно-тематического планирования носят обобщённый характер для всех возрастных групп и включают:
- обеспечение реализации образовательной программы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса для повышения уровня развития дошкольников, соответствующего программным требованиям;
- последовательное и систематическое воспитательное воздействие на детей, а также уровень педагогического мастерства педагога, способного проектировать варианты взаимодействия с детьми;
- практическое воплощение различных форм и методов работы с детьми;
- выбор технических средств обучения, подходящих по целям для конкретного вида деятельности.
Задачами календарно-тематического планирования в подготовительной группе является:
- поиск оптимального варианта интеграции образовательных областей в рамках изучения конкретной темы (несмотря на то что для старших дошкольников игровая активность по-прежнему преобладает, акцентными становятся социально-коммуникативная и познавательная области, так как именно они во многом являются определяющими факторами готовности ребёнка к школе);
- подбор методических приёмов с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (так, например, если в группе преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности, то в группе словесных приёмов ведущим способом взаимодействия будет беседа, так как она позволяет малышам проявить инициативу);
- формирование условий для обеспечения разных видов взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей);
- возможность оценки результатов учебно-воспитательного процесса не только в рамках конкретного учебного года, но и всего периода прохождения данной ступени образования (педагог имеет возможность последить уровень усложнения материала и приёмов в работе на темах, имеющих сквозной характер, то есть изучаемых в разных аспектах в каждой возрастной группе, например, «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.).
Объекты календарно-тематического плана
В подготовительной группе календарно-тематический план составляется по таким направлениям работы:
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- развитие речи;
- чтение художественной литературы;
- ознакомление с природным окружением (в этот курс включается исследовательская деятельность ребят, которая описывается в графе формы работы по той или иной теме);
- социально-коммуникативное развитие (в некоторых программах эта образовательная область реализуется в целях и задачах непосредственной образовательной деятельности, а отдельным планом не выносится);
- логопедические занятия, в том числе и занятия риторикой (если они предусмотрены программой ДОУ);
- краеведение;
- изобразительное искусство (рисование, декоративно-прикладное искусство);
- культурно-досуговая деятельность (в том числе каникулы и вечера развлечении);
- подготовка к школе (этот вид плана в виде отдельного документа появляется в работе со старшими дошкольниками, до этого элементы включаются в работу по соответствующим образовательным областям);
- прогулка.
Прогулка также является объектом календарно-тематического планирования
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Планирование воспитательно-образовательной работы по приобщению к труду дошкольников 5–6 лет Планирование воспитательно – образовательной работы по приобщению к труду дошкольников 5-6 лет Блок «Предметный мир»
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности…
План-конспект физкультурного занятия для детей 6–7 лет
Место проведения: физкультурный зал Время проведения: 10.30 – 11.00 Форма одежды и обуви: спортивная (по назначению)
Оборудование: конусы – ориентиры 6-8 шт.; средние мячи по количеству детей; канат; 2 колпачка
(красный и синий)
для игры
«Два Мороза»
. Задачи: 1. Закрепить…
Какие приёмы включаются в календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом плане педагог указывает те виды методических приёмов, которые он планирует использовать для достижения поставленных целей при рассмотрении той или иной темы. В подготовительной группе, когда ребята уже знакомы со всеми способами взаимодействия, очень важно максимально приближать воспитанников к работе по тому традиционному набору приёмов, которые приняты в начальной школе. Как правило, это комплекс из четырёх групп:
- словесных;
- наглядных;
- практических;
- игровых.
Рассмотрим их варианты в рамках каждой из групп.
Словесные приёмы
В подготовительной группе дети активно осваивают навыки составления логичных, выразительных диалогических и монологических высказываний. В этой связи педагогу очень важно как можно более полно использовать речь при взаимодействии с детьми в разных видах деятельности.
Объяснение
Безусловно, этот методический приём в работе с детьми 6–7 лет не несёт такого содержательного значения, как это было в предыдущие годы: дети быстрее «хватают» материал, им не нужно долго растолковывать. Но с точки зрения способа донесения информации, объяснение для подготовишек очень ценно, ведь с его помощью ребята расширяют свой словарный запас, осваивают речевые клише, отрабатывают грамматику построения предложений — то есть все те аспекты языка, которые так важны для создания собственного речевого образа.
Объяснение может носить не только групповой, но и индивидуальный характер
Беседа
В подготовительной группе этот приём можно назвать самым важным в группе словесных. С помощью беседы дети не только развивают свою речь, но и учатся выстраивать причинно-следственные отношения между явлениями, о которых говорят, а также аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять новую информацию с уже полученным опытом, критически мыслить.
Для реализации этого приёма в своей практике я руководствуюсь двумя правилами подготовки беседы:
- заранее готовлю 1–3 вопроса (один на проверку понимания сути материала, два проблемных, ответы на которые могут быть прямо противоположными);
- продумываю по 1–2 вопроса на раскрытие нюансов каждого из направлений, по которым может пойти разговор.
Например, при изучении темы «Этикет» набор вопросов может быть таким:
- «Что такое этикет?» (с этим понятием дети знакомы уже давно, вопрос актуализирует знания ребят);
- «Важно или неважно придерживаться этикета в повседневной жизни, например, дома?» (здесь дети в большинстве своём, конечно, сходятся на том, что важно, доказывают своё мнение, однако, можно предложить им пофантазировать на тему, что будет, если в обществе человек будет придерживаться правил, а дома нет);
- «Возможно ли дружить с невоспитанными людьми?» (здесь мы обсуждаем два варианта — когда друг невоспитан, и за него часто бывает стыдно перед окружающими, а также когда товарищ знаком с общепринятыми правилами поведения, – и после этого определяем, что нам ближе).
Загадки и стихотворения
Обычно эти словесные приёмы используются для актуализации опорных знаний. Но в подготовительной группе дети уже достаточно организованы, чтобы настраиваться на работу с помощью беседы или рассматривания иллюстраций (то есть наглядного приёма). И тем не менее загадки можно использовать для систематизации того или иного материала.
Например, когда со своими детьми я работаю над темой «Ягоды», подытожить материал, который мы осваивали на занятии по ознакомлению с природным окружением, я предлагаю загадками:
- Эту ягодку найдёте Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… (клюковка);
- Много тёмно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… (черника);
- На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовётся он? (крыжовник).
В процессе рассмотрения темы «Предметы быта» мы с ребятами обсуждаем важность техники, используя в качестве основы дискуссии стихотворение «Пылесос»:
- В углу притаился Лихой пылесос. Он пыли несёт т На себе целый воз. Сметает соринки И, радуя глаз, Наводит порядок Он в доме у нас. Рычит, зубоскалит, Шипит и свистит. Собаку за хвост укусить норовит. Отчистит вам пятна, Помоет порог, А если не нужен- Уйдёт в уголок.
Стихотворения и загадки помогают организовать детей
Забавные сюжеты
Дети любят сказки — это аксиома. Поэтому со стороны педагога будет большим методическим просчётом неиспользование сказочных повествований в работе. При этом сказки обычно придумываются «на ходу», то есть в процессе подготовки занятия по конкретной теме.
К примеру, при изучении темы «Права ребёнка» своим воспитанникам я предлагаю сказку «Как Заяц свои права получил». «В одном лесу жил-был Заяц. Но только не ладилась у него жизнь: только найдёт себе еду — тут же прибегают белки и забирают всё себе, только обоснуется в домике — прибегает Лиса и выгоняет Зайца. И отпор дать Заяц не может: от обиды слов не хватает, а драться так он и вовсе не умеет. Тогда решил он сходить к мудрому Льву за советом. И Лев ему объяснил, что никто не может лишать другого пищи или дома, так как это прописано в законе, по которому все живут. И у Зайца есть право на еду и право на законно полученную территорию, то есть дом. А если обидчики снова будут безобразничать, то им стоит напомнить, что нарушение чужих прав грозит изгнанием из леса и заключением под стражу. Послушал Заяц Льва, вернулся к своему дому и прогнал Лису, пригрозив ей тюрьмой. А белкам и говорить ничего не пришлось: они, как увидели гордого, уверенного в себе Зайца, сразу поняли, что лучше подобру-поздорову уйти в свой дом и больше косого не трогать. Вот так знание своих прав придало уверенности и решило проблемы Зайца».
После прослушивания сказки мы с детьми обсуждаем историю, опираясь на следующие вопросы:
- «Почему Зайца все обижали?»
- «Как вы думаете, если бы Заяц просто подрался с обидчиками, это бы помогло? (да, но временно) Почему нет? (потому что лиса и белки, наверняка бы, попытались снова обижать Зайца, только вот теперь они точно не расслабятся, не дадут Зайцу победить их)»;
- «Почему важно знать свои права?».
Чтение
Бо́льшая часть 6–7-летних воспитанников детских садов уже умеет читать. Поэтому воспитателю это умение нужно эксплуатировать не только на занятиях по чтению или подготовке к школе, но и во время выполнения остальных элементов учебно-воспитательного процесса. К примеру, зачитывание коротких описаний основных черт продукции народных промыслов. Важно, чтобы текст был небольшим по объёму и сопровождался наглядностью, то есть картинками.
Скороговорки
Это словесный приём важен для коррекции у ребят нарушений звукопроизнесения. Обычно для старших дошкольников комплексы скороговорок общей направленности подготавливаются заранее с учётом конкретных проблем с речью в группе. Составляются блоки скороговорок либо логопедом, протестировавшим ребят, либо, если в детском саду штатной единицы логопеда нет, воспитателем.
- «Буква Ж широка и похожа на жука и при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: жжж». (Отработка звука [Ж]);
- «В день рожденья брату Боре Нарисую краской море И кораблик с якорьком — Боря будет моряком». (Отработка звука [Р]).
Группа наглядных приёмов
Информация, воспринимаемая детьми через зрительный канал, запоминается значительно прочнее, чем полученная при помощи других органов чувств. Именно поэтому в календарно-тематическом плане при рассмотрении любой (!) темы представлена наглядность. Существует несколько вариантов её презентации:
- картинки, иллюстрирующие содержание материала (например, последовательности действий в изучаемых сказках или рассказах, значение дорожных знаков и пр.), порядок выполнения действий (к примеру, этапы работы над поделкой);
- демонстрация, когда педагог показывает последовательность выполнения того или иного задания на своём примере (например, выкладывает арифметические примеры счётными палочками, презентует порядок выполнения игровых действий в подвижной игре и пр.);
Если говорить о движениях в играх или зарядке, то дети лучше воспринимают живой пример
- показ (это приём в контексте современного образовательного процесса приобрёл особую значимость, так как предполагает использование технических средств обучения, то есть компьютера, мультимедийного проектора).
Видео: пример использования приёма показа при изучении темы «Неживая природа»
Это интересно. В некоторых видеоподборках, например, обучающих презентациях, после информационного блока даются задания на проверку понимания материала.
Группа практических приёмов
Эти способы взаимодействия с детьми предполагают освоение нового материала через его реализацию на базе существующего опыта. Иными словами, познакомившись с новыми названиями предметов мебели (например, банкетка, бюро, этажерка и т.п.), дети на основе имеющихся у них представлений о лепке, делают эти объекты интерьера из пластилина.
К практическим приёмам, предполагающим творческое осмысление явлений, кроме лепки, также относятся:
- рисование;
- конструирование;
- аппликации;
- поделки.
Это интересно. Часто в форме таких творческих заданий дети получают задание выполнить совместный с родителями проект на ту или иную тему. Например, «Мой дом», «Деревья и кустарники нашего края» и пр.
Фотогалерея: примеры проектов «Дома на нашей улице»
Кроме того, что дети домики складывают, они ещё свои поделки раскрашивают
Для выполнения задания можно использовать бросовый материал
В качестве заготовок для домов могут выступать разные геометрические фигуры
Проект может быть выполнен разными техниками
Наблюдения
К приёмам практического осмысления материала относятся также наблюдения или опыты, дающие ребятам более глубокие представления о природе вещей. Наблюдения могут планироваться для проведения в группе (например, за ходом проращивания семян фасоли) или на улице (к примеру, наблюдение за трудовой деятельностью людей, транспортом, сезонными и погодными изменениями в окружающем мире).
Таблица: примеры заданий для наблюдения в подготовительной группе
Объект наблюдения | Цель | Суть |
Продолжительность дня | Расширять представления детей о взаимосвязях в окружающем мире. | Дети в течение нескольких дней наблюдают за солнцем и приходят к выводу о том, что продолжительность дня связана с движением солнца, с тем, насколько высоко оно стоит. |
Листопад | Учить детей различать листья кустарников и деревьев по размеру, форме, длине черенка. | Дети сравнивают между собой 3–4 листочка, формулируют выводы относительно их внешнего вида. |
Серая и чёрная вороны | Развивать умение сравнивать и находить отличия. | Дети сравнивают внешний вид, голос и повадки двух ворон, делают выводы. |
Игровые приёмы
Без игровых приёмов в работе с детьми не обойтись. Поэтому в календарно-тематический план включаются все виды игр. При этом в подготовительной группе, в отличие от предыдущих этапов образования, при изучении темы могут использоваться 1–2 вида игр, а не все.
Освоение окружающего мира у детей происходит через игру
Цели включения в план дидактических игр
Этот вариант игр применяется на разных этапах работы с материалом:
- для ознакомления с новой информацией;
- в качестве инструмента для закрепления и отработки полученных знаний, умений и навыков.
Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Вид обучающей игры | Название | Целевые ориентиры | Материал, содержание игровых действий |
Логическая | «Что это такое?» |
| Педагог, а затем и дети, загадывают предмет, которой описывают. Остальные участники пытаются угадать, о чём речь. К примеру, прямоугольный, может быть разных цветов, сверху — стекло или пластик, продаётся в специальных магазинах, может быть с кнопками, по нему можно разговаривают — мобильный телефон. |
Словесная | «Назови растение с нужным звуком» |
| Педагог называет звук, а дети — деревья и кустарники, которые на этот звук начинаются. |
Музыкальная | «Откуда звук» | Тренировать умение находить источник звука. | 3–4 ребёнка издают определённый вид шума (звон колокольчика, жужжание мотора машинки, стук деревянных ложек и пр.), остальные участники, стоя спинами к водящим, угадывают, что и откуда звучит. |
Сенсорная | «Найди такой же лист» | Учить классифицировать предметы на основании общих и различных признаков. | Дети рассматривают листья на дереве, а затем, разделившись на команды, ищут такие же на земле, сравнивая их по определяющим признакам. |
Настольно-печатная | Лото «Геометрические фигуры» |
| Дети складывают геометрические фигуры из двух половинок, следя за тем, чтобы сошлась не только форма, но и цвет. Задание выполняется на скорость. |
Игры с предметами | К этому виду игр относятся задания, связанные с использованием природного материала или игрушек. Например, посчитать, сколько фишек-каштанов у каждого из персонажей-шишек. | ||
Интерактивная | Её проведение требует определённого технического оснащения — интерактивной доски. Суть игр заключается в следовании правил, оговоренных в методическом сопровождении приложения. Например, на занятии по подготовке к школе для работы над простыми арифметическими действиями можно использовать игру, созданную на базе любимого многими мультфильма «Маша и Медведь». |
Подвижные игры
Основное предназначение этих игр — возмещение у детей потребности в двигательной активности.
Для гармоничного развития ребёнку необходимо проявлять свою двигательную активность
Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Что отрабатывается | Название игры | Целевые ориентиры | Суть игры |
Бег в разных направлениях, прыжки | «Пятнашки» |
| Водящий становится в круг с завязанными глазами. Дети его раскручивают, потом снимают повязку и разбегаются. Ловишка должен посалить нерасторопного участника. |
Пространственное ориентирование | «Салки на болоте» |
| Дети различными предметами обозначают места, куда заходить нельзя. По условному знаку педагога все малыши разбегаются, а водящий старается догнать и осалить. |
Формирование ощущения равновесия | «Не оступись» |
| Дети становятся в две колонны. По сигналу начинают движение с одной точки пространства до другой. При этом стоящий первым допрыгивает до цели, а остальные идут рядом. Если ребёнок оступился, он становится в конец колонны, а его роль выполняет следующий участник. Побеждает та команда, которая прошла до финиша дистанцию подлиннее. |
Развитие внимания | «Эстафета парами» |
| Дети, взявшись за руки, становятся на одной из сторон площадки в две колонны. По условному знаку им нужно перебежать к противоположной колонне, не расцепив рук. |
Отработка навыка лазанья, ползанья | «Где мои бананы» |
| Дети-«обезьянки» стоят около гимнастической лестницы. Педагог называет, сколько «ступенек нужно пойти за бананами», а дети залазят на это количество ступеней наверх. |
Тренировка ловкости | «Не наступи» |
| Дети кладут перед собой палочки, становятся на небольшом расстоянии от палочки. По сигналу воспитателя пытаются перепрыгнуть через препятствие, сместившись влево или вправо. |
Игры театрализованной направленности
Этот вид игр помогает ребятам проявить свои творческие способности на этапах подготовки и проведения игр, так как дети вовлекаются не только в само выполнение игровых заданий, но и придумывание сценария, распределения ролей и пр.
Театрализованные игры дают ребятам возможность раскрыть свой творческий потенциал
Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Вид театрализации | Суть игровых действий | Примеры |
Сюжетно-ролевые игры | Малыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту. | «Дочки-матери», «На приёме у врача», «В библиотеке». |
Драматизации | Дети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком. | Утренники, постановки по мотивам прочитанных сказок и пр. |
Режиссёрские игры | Дети не только сами выполняют игровые действия, но и организуют содержание самой игры. | Малыши разыгрывают действия спасателей МЧС при пожаре, используя для этого фигурки фланелеграфа. |
Пальчиковые игры | Применяются в виде физкультпаузы на занятиях, тренируют речевые центры, а также готовят руку к письму. |
|
Требования к оформлению календарно-тематического плана
Этот вариант составления плана закреплён требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к оформлению документации в ДОУ и включает:
- титульный лист с указанием полного названия ДОУ, названия и возрастной категории группы, программы, по которой детский сад работает, ФИО воспитателей группы, даты начала и окончания работы по этому плану;
- алфавитный список детей в группе с указанием дат рождения;
- режимные моменты в группе (вид деятельности и время на него отведённое), в том числе зарядка, процедуры закаливания, если последние предусмотрены программой ДОУ;
- расписание непосредственной образовательной деятельности (НОД) на неделю;
- собственно план с указанием даты проведения вида работы, темы, форм деятельности детей, целей, оборудованием для каждой из форм, а также планируемых результатов (достижений в познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных успехов);
- незаполненный последний лист, который предназначен для замечаний и пожеланий старшего воспитателя.
Это интересно. Личностные достижения в графе результатов выполнения календарно-тематического плана стали включаться с момента начала работы ДОУ по ФГОС.
Если никаких кардинальных изменений в программе работы ДОУ не происходит, то календарно-тематические планы можно составлять на основе уже отработанных ранее
Таблица: образец составления календарно-тематического плана в подготовительной группе по разным образовательным областям (фрагменты)
Автор — Оноприенко Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №15 «Ручеёк», г. Ртищево, Саратовская область.
Дата/ день недели | Вид деятельности | Тема | Целевые ориентиры | Пути достижения цели | Оборудование, материалы | |||||
15.09. четверг | Лепка | Лепка фигуры человека в движении |
|
|
| |||||
29.09. четверг | Лепка | Корзина с грибами |
|
|
| |||||
03.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Овощи и фрукты |
|
|
| |||||
10.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Широка страна моя родная! |
|
|
| |||||
17.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Бо́льшая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды, есть материки — твёрдая земля — суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Воспитывать любовь к природе, чувство долга охранять и защищать Землю, на которой мы живём. |
|
| |||||
01.11. вторник | Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность. | Театр |
|
| Строительный материал | |||||
02. 11. среда | Рисование | Кукла в национальном костюме |
|
|
| |||||
07.11. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Животные нашей планеты | Расширять знания о животных, живущих в разных уголках планеты. |
| Картинки с изображением разных животных. | |||||
03. 04. понедельник | Развитие речи | Весна идёт, весне дорогу! | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. |
| ||||||
10.04. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ | Космос |
|
|
| |||||
17.05. среда | Рисование | Рисование с натуры «Комнатное растение» |
|
|
| |||||
30.05. вторник | Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность | Мы учёные |
|
|
|
Календарно-тематический план, как и любой другой вид планирования в детском саду, носит характер элемента, организующего образовательный процесс, а также позволяет наглядно увидеть динамику реализации программы ДОУ. При составлении календарно-тематического плана педагогу нужно, следуя общим требованиям к содержанию и структуре этого вида документации, учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. А при работе над планом для подготовительной группы ещё и брать во внимание преемственность структуры учебно-воспитательного процесса со следующей ступенью образования, то есть началом обучения в школе.
Календарно-тематический план на год в подготовительной группе по ФГОС
асият тажева
Календарно-тематический план на год в подготовительной группе по ФГОС
Дата Тема Содержание Итоговое мероприятие
06.10-10.10 «Деревья в злате»
Знакомство детей с названиями деревьев
(липа, береза, клен, каштан, дуб, орешник, рябина)
и с их семенами и плодами. Выставка
«Все деревья в злате»
.
13.10-17.10 «Осень. Осенние настроение»
Развитие способности замечать
«хорошие»
и
«плохие»
проявления осени в жизни природы (растений, животных, людей (смена одежды, переход от летнего отдыха к труду и делам.
Восприятие разных настроений осени в поэзии, прозе, живописи. Коллективная работа «В Осеннем лесу»
.
20.10-24.10 «Уборка урожая»
Установление связей между трудовыми процессами разных людей
(фермеры, механизаторы, работники овощехранилищ и магазинов и др.)
. Воспитание уважения к труду людей разных профессий. Знакомство со способами сохранения урожая, заготовкой фруктов и овощей на зиму. Оформление книги рецептов
«Блюда из овощей и фруктов»
.
27.10-31.10 «Страна, в которой я живу»
Знакомство детей с символикой России. Сравнение традиций, образа жизни россиян и жителей некоторых других стран. Воспитание уважения к традициям разных народов. Выработка правил отношения к людям из других стран. Праздник
«Осень над Невой»
.
03.11-07.11 «Моя малая родина»
Ознакомление детей со знаменитыми представителями малой родины – люди, именами которых названы улицы, памятники которым установлены на улицах, площадях. Презентация фотовыставки с рассказами детей о памятниках знаменитым людям малой родина.
10.11-14.11 «Мир игры»
Ознакомление детей с играми и игрушками их сверстников разных стран. Воспитание бережного отношения к своим и к игрушкам других. Выставка игрушек, сделанных детьми.
Презентация альбома «Игрушки детей разных народов»
17.11-21.11 «День матери»
Ознакомление детей со строением человека. Воспитывать бережное отношение к себе и другим. Праздник для мам.
24.11-28.11 «Кто я? Какой я?»
«День матери»Подготовка сценария праздника, посвященный дню матери. Разучивание стихов и песни о маме. Изготовление детьми подарков для мам своими руками. День открытых дверей для родителей.
01.12-05.12 «Как укрепить здоровье зимой»
Ознакомление со способами укрепления здоровья зимой, зимними видами спорта и спортивными упражнениями, с возможными травматическими ситуациями зимой и способами их предупреждения. Закрепление представлений о правильном питании, его значении в зимнее время. Спортивно-развлекательный досуг
«День здоровья»
.
08.12-12.12 «Как приходит зима»
Ознакомление с жизнью живой природы в начале зимы. Установление связей между изменениями в неживой природе и жизнью растений и животных зимой. Выставка детского творчества
«К нам пришла зима!»
15.12-19.12 «Зимний город»
Ознакомление с изменениями внешнего вида города в зимнее время. Отражение впечатлений при помощи разных изобразительных техник. Коллективное макетирование
«Зима в городе»
,
22.12-31.12 «К нам приходит Новый год»
(Новый год в разных странах)
Развитие интереса к традициям празднования Нового года на разных континентах и в разных странах, образ Деда Мороза, традиции украшения ели.
Подготовка к конкурсу новогоднего оформления группы. Коллективный творческий проект «Украшаем детский сад сами»
.
13.01-17.01 «Рождественское чудо»
Знакомство детей с художественными произведениями о зиме и рождественских днях. Театральная постановка.
20.01-24.01 «Разноцветные настроения»
Понимание разнообразия эмоционального мира людей в портретной живописи, детской литературе, музыке. Развитие способности реагировать на настроение другого человека. Изготовление книги
«Азбука настроения»
27.01-31.01 «День Ленинградской Победы»
Ознакомление с жизнью детей во время ленинградской блокады. Воспитание уважения к традиции празднования Дня Ленинградской Победы, понимания значения этого дня в жизни России. Выставка «По памятным местам блокады
(Санкт-Петербург)
»
03.02-07.02 «Мир профессий»
Развитие интереса детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии, об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящемуся человеку. Презентация
«Ярмарка профессий»
.
10.02-14.02 «Мир технических чудес»
Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света, ролью света в жизни живых организмов (правила безопасного поведения на солнце – на море, на улице в солнечную погоду и т. п.) Книга
«Необычные опыты и эксперименты со светом»
.
17.02-21.02 «Защитники Отечества»
Ознакомление с российской армией, ее функцией защиты Отечества от врагов, нравственными качествами воинов. Рассматривание эмблем разных родов войск
(что рассказывают эмблемы о воинах, их деятельности и качествах)
.
Подготовка сценария праздника, посвященного Дню защитника Отечества (подбор игр-эстафет, спортивных упражнений, заданий)
. Изготовление праздничных открыток-призов. Спортивный праздник
«День защитника Отечества»
.
24.02-28.02 «Зимние хлопоты»
Закрепление представлений о жизни живой и неживой природы в зимнее время, установление причинно- следственных связей. Эксперимент на выявления качества и свойства воды, льда и снега.
03.03-07.03 «Красота в искусстве и жизни»
Развивать интерес детей к событиям жизни детей разного пола. Выделять добрые поступки мальчиков и девочек, вырабатывать правила отношений между мальчиками и девочками в
группе.
Формулирование пожеланий маме и рисование портретов. Выставка портретов мам с пожеланиями детей.
10.03-14.03 «Секреты школьной жизни»
Воспитывать желание идти в школу, хорошо учиться, стать учеником, найти много новых друзей, многому научиться.Развитие умений передавать свои впечатления о школе и школьной жизни в художественной творческой и игровой деятельности: рисунках, рассказах, стихах, коллажах, игровых сюжетах и т. п. Оформление и презентация путеводителя
«Что надо знать первокласснику?»
17.03-21.03 «История книги»
Знакомство с историей появления письменности, знаков и символов, грамоты, с формами хранения информации
(берестяные грамоты, книги, компьютер)
. Развитие интереса к книге, к письменной речи.
«Делаем книги сами»(форма книги, способ оформления информации, жанр)
.
24.03-28.03 «Веселые истории вокруг нас»
Развитие интереса к литературным и изобразительным юмористическим произведениям.
Подготовка социальной акции «Подари улыбку»
: Обсуждение, кому будет приятнее всего получить улыбку, как это можно сделать. Детская театрализация
«Ожившие сюжеты»
.
31.03-04.04 «Весна пришла»
Поиск примет весны в природе. Установление связей между изменениями в живой и неживой природы.Выставка детских работ на тему:
«Весна пришла»
07.04-11.04 «Загадки космоса»
Знакомство с
планетой Земля, способами заботы людей о своей планете.
Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами обитания человека в космическом пространстве. Изготовление макета «Звездное небо»
.
14.04-18.04 «Весна в окно стучится…»
Знакомить детей с традициями встречи весны разных народов. Праздник
«Масленица»
.
21.04-25.04 «Дружат люди всей Земли»
Знакомство с костюмами, традициями, этикетом разных народов. Формирование представлений о формах дружбы людей разных народов (спортивные Олимпиады, фестивали, Интернет, коммуникация с людьми разных народов – жесты, слова на разных языках). Презентация
«Дружат люди всей Земли»
.
28.04-02.05 «Идем в музей»
Формирование образа музея как собрания ценных предметов; уточнение и расширение представлений о видах музеев, правилах поведения в музейном пространстве; воспитание начальных ценностных проявлений по отношению к музею; обогащение опыта коллекционирования предметов
(по интересам)
. Сюжетная игра в пространстве мин- музея.
05.05-08.05 «День Победы»
Развитие интереса к историческому прошлому России. Знакомство с подвигами людей – защитников Отечества, с традициями празднования Дня Победы в России. Тематическое занятие.
12.05-16.05 «Наш Пушкин»
Развитие интереса к творчеству и событиям жизни А. С. Пушкина. Знакомство с событиями лицейской жизни А. С. Пушкина, традициями дружбы лицеистов. Изготовление коллажа
(детские работы связанные с А. С. Пушкиным)
.
19.05-23.05 «Права детей в России»
Закрепление представления о правах ребенка. Обобщение представлений об обязанностях в семье и школе. Викторина
«Мои права»
.
26.05-30.05 «До свидания, детский сад»
Самооценка готовности к школе (что я умею, знаю, какие трудности могут встретиться в школе, как их преодолеть). Развитие интереса к школьной жизни Выпускной бал.