Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с гласными звуками»


Занятие по обучению грамоте «Гласные звуки [а], [у]»

Цели: формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.
Оборудование: «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер). — Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые). — Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый, С огорода взятый, Алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке. Обменяет ей река Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука). А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Автор: Чернова Юлия Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида, г. Барнаул, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.

Досуг в старшей группе для детей с ОНР. Страна гласных звуков

Сценарий мероприятия в старшей группе для детей с ОНР «Страна гласных звуков»

Составила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» городского округа Кинешма Годнева Анастасия Евгеньевна.
Цель: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах А, У, О, И, Э, Ы. Задачи: Коррекционно – образовательные: — закреплять понятие «гласный звук»; — закреплять навык определения места гласного звука в начале слова; — закрепить написание гласных букв; Коррекционно – развивающие: — развивать фонематическое восприятие, внимание, общую моторику; Коррекционно – воспитательные: — работать над формированием положительной мотивации к занятиям. Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, презентация, мольберт, картинки с магнитами, подушки, туча со снежинками, буквы на картоне, украшения для букв, кочки (коричневый линолеум).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психолог: Поздоровайтесь с гостями, Улыбнитесь веселей, Снежинку ты скорей передавай Соседа ласково по имени ты называй. (Дети встают в круг, передают снежинку) Психолог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по стране гласных звуков. Вы согласны? Дети: Да. Психолог: Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? Дети: На самолете, автобусе, корабле, воздушном шаре, ракете, поезде. — Мы с вами отправимся путешествовать догадайтесь на чем? (звучит песня «Паровоз Букашка») — На поезде. Психолог: Ой, смотрите нас уже кто-то встречает. (заходит логопед, в роли «Звукознайки») 2. Основная часть Звукознайка: Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Добро пожаловать в страну гласных звуков. Как вы думаете какие звуки живут в волшебных домиках, гласные или согласные? (На доске карта с домиками с буквами.) Дети: Гласные. Звукознайка: Каждый гласный звук придумал для Вас интересное задание. Скажите, какой звук живет в первом домике? Дети: Звук А. Звукознайка: А вот и первое задание. Смотрите, здесь кочки. Мы должны будем прыгать по кочкам и петь гласные звуки (А. О, У, И, Ы, Э). Кто задание выполняет тот на волшебную полянку убегает. (садятся на полянку с подушечками) ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: «МЕТЕЛЬ» (Звучит музыка: «МЕТЕЛЬ») Звукознайка: Ребята, послушайте, что это за шум. Погода портится. Метель уже близко. Давайте разгоним метель. Давайте подуем на снежинка все вместе, по одному, девочки, теперь мальчики. Подуйте тихонько, подуйте долго, коротко, надуйте щеки и подуйте, подуйте не надувая щек. — УХ! Сколько сил вложили мы, а теперь пора приступать к заданию звука «И». (Звучит песня «Паровоз Букашка», дети делают круг по залу и попадают в гости к другому звуку) — Игра называется «Поймай звук». Приготовили ладошки. — Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук «И», другие звуки ловить не нужно. А-у-и-у-а—ы-о-у-е-и-и-о-и-а-о-е-у-а-и-а-и-о-и-е-е-о-а-а-и-и-и-о. — И с этим заданием мы справились! — А теперь в гости нас приглашает звук «Ы». (Звучит песня «Паровоз Букашка», дети делают круг по залу и попадают в гости к другому звуку) -А какие словечки у нас есть на этот звук? — Правильно словечек на этот звук нет. Поэтому мы немножко отдохнем и поиграем с глазками. Вставайте полукругом (встают около интерактивной доски и смотрят видео для гимнастики глаз, животные по одному пробегают по зимней полянке) — За животными следи, головой не шевели. — Ой, наши животные совсем заблудились в зимнем лесу. Давайте поможем им найти свой домик. В первый дом с один окошком селим жителей, в названии которых всего 1 слог, во второй – 2 слога, в третий – 3 слога. (с помощью интерактивной доски перемещают животных). (Звучит песня «Паровоз Букашка», дети делают круг по залу и попадают в гости к другому звуку) — Звук «У» тоже предлагает нам найти домик для картинок, которые начинаются на звуки А и У. Картинку называй и в домик заселяй. (арбуз, утка, апельсин и т.д.) (Звучит песня «Паровоз Букашка», дети делают круг по залу и попадают в гости к другому звуку) — Буква «О» давно нас ждет, но просто так к ней не зайдешь. Нужно нам всем рассказать правило про звуки и буквы. Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем. — Ой, появились буковки, а где же наша? Помогите мне найти. (на доске написаны буквы необходимо найти букву О и обвести в круг). (Звучит песня «Паровоз Букашка», дети делают круг по залу и попадают в гости к другому звуку) — У буквы «Э» заданье не простое. Буквы ты скорее допиши и на музыкальную полянку попади. (дописывают буквы, не хватает каких-то элементов) — А сейчас мы с Вами споем песенку про гласные звуки. (АО, АИ, АОУИЭ). Звукознайка: -Ребята, какие звуки мы сейчас пели? Дети: — Гласные Звукознайка: — Правильно, гласные. А почему их так назвали? Дети: Потому что их можно пропеть. Звукознайка: В моей стране всё очень красиво. Давайте тоже украсим наши буковки, Но сначала поиграем с нашими пальчиками. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли. Дети садятся за столы, на которых лежит их гласная буква из пластилина на картоне, украшают букву. Звукознайка: Я очень рада, что вы были у нас в гостях. Но пришло время прощаться, до свидания. Дети: До свидания! (Звучит песня «Паровоз Букашка», дети делают круг по залу) Психолог: Если вам понравилось путешествие, и вы считаете, что со всеми заданиями справились – прикрепляйте на мольберт красную букву, Кто думает, что нужно еще поучиться, потренироваться – выбирает желтый букву, а кому не понравилось путешествовать – выбирает синюю букву.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий спортивного досуга «Малые детские Олимпийские игры» в старшей группе Сценарий спортивного праздника «Папа, мама, я — спортивная семья» для детей старшей группы с родител Физкультурный досуг в старшей группе детского сада. Сценарий Досуг по ПДД в старшей группе

Похожие статьи:

Книжкины именины в детском саду. Сценарий

Сценарии праздников в старшей группе детского сада

Физкультурный досуг в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Физкультурный досуг в старшей группе в детском саду «Путешествие в страну здоровья»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «В деревне»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]