Место игры в педагогическом процессе детского сада


Педагогические возможности игры

Замечание 1
Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, отражающий отношение личности к окружающему миру, его живым и неживым объектам.

Именно в процессе игры ребенок реализует себя. Он не просто принимает правила игры и следует им в процессе игрового действия, а он живет в игре своей настоящей жизнью, реализуя свои знания и умения, развивая свою самостоятельность.

Игра способствует формированию детской личности, обеспечивает развитие ребенка и прохождение его социализации.

Игровая деятельность носит свободный характер. Она приобщает ребенка к выполнению тех действий и совершению поступков, которые обусловлены инициативой ребенка. В игре принимает участие ребенок со всеми его личностными свойствами и характеристиками:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • Чувства ребенка;
  • Его эмоциональный настрой;
  • Процессы познания;
  • Стремления;
  • Потребности;
  • Желания и интересы;
  • Воля;
  • Таланты;
  • Способности и возможности.

В основе игры заложен мотив, состоящий не в результате игрового действия, а в ее непосредственном прохождении т.е. ребенок выполняет игровые действия, которые ему нравятся, доставляют ему удовольствие, насыщают его жизнь положительными эмоциями.

В игре ребенок может выйти за рамки существующего мира, и построить свой мир, который поможет его самореализации и самовыражению.

Замечание 2

Целевым назначением игры является демонстрация ребенку того, как устроен этот мир, и создание условий для осознания им своего в нем места, своей причастности к тем процессам и объектам, в которых задействованы взрослые.

Содержание игры представлено деятельностью, которая ориентирована на достижение целевого назначения игры, развивает интерес ребенка к игре, заставляет его участвовать в ней и развивать дальнейший игровой процесс. Действия игры могут носить разную направленность, но характер игры остается неизменным – яркий всплеск положительных эмоций с получением удовольствия.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Место игры в педагогическом процессе детского сада 420 ₽ Реферат Место игры в педагогическом процессе детского сада 220 ₽ Контрольная работа Место игры в педагогическом процессе детского сада 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В процессе игры происходит активизация фантазии ребенка. Она способствует развитию воображения и активизации мыслительных процессов, в частности, образного мышления. Это возможно за счет того, что в ходе игры происходит формирование ее сюжета, отражающего окружающую действительность в приукрашенном виде. Ребенок придумывает объекты или ситуации, которые на самом деле не происходят в реальности, и воплощает их по отношению к настоящим объектам и местам окружающего мира.

В игре развивается логика ребенка. Он выполняет игровые действия в определенной последовательности и, в зависимости от конкретных обстоятельств, действие игры приобретает определенную направленность.

Поскольку игра реализуется по определенным правилам, то это способствует развитию дисциплины у детей. Они учатся управлять своими поступками, контролировать свои желания, учитывать интересы других участников игры, выполнять действия вовремя.

Педагогический процесс дошкольного учреждения использует игру в качестве ведущего педагогического средства, ориентированного на обучение, воспитание и развитие ребенка. Практически все виды деятельности детей проходят в игровой форме. В процесс обучения дошкольников применяются дидактические игры. Они насыщают процесс обучения, придают ему яркий эмоциональный окрас.

Рисунок 1. Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игры для детей дошкольного возраста. Фунции, компоненты, виды

Консультация для воспитателей ДОУ «Игра, как важная форма в развитии детей»
Дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешное развитие. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Игра ребенка выполняет следующие функции: 1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры. 2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны». 3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта. 4. Коммуникативная функция игры — (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. 5. Диагностическая функция игры — (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) . В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя. 6. Игротерапевтическая функция игры — заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. 7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. 8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление. Основные компоненты игры Игра включает в себя: 1. игровое состояние (мотив), 2. игровые позиции, 3. игровые ситуации, 4. игровые роли и действия, 5. результат игры. Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе. Виды игр Дворовые игры (уличные) «Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др. Посиделочные игры Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился. », «Колечко, колечко», «Испорченный телефон» и др. Хороводные игры (это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо танцем, игрой) Игра «Ручеек», «Плетень», «Заря» Танцевальные игры (главенствует танец, а игра является украшающей его деталью) «Базар цветов», «Три круга» Познавательные игры «Мудрый ворон» Викторина — это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой Лотерея (розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть: лотерея «Поиск», «Твой стул — твоя удача», «Танцевальная». Игро — песня Необходимо пропеть любую песню Игры – пятиминутки Любые пальчиковые игры Коммуникативные игры
Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог. -«Интервью» -«Комплимент»
Игры на знакомство
-«Снежный ком» -«Рассказать о себе в трех словах» -«Мяч по кругу» -«Привет! »
Конкурсные игры
это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников -«Узнай песню» -«Золушка» Эрудит – игры «Морской бой», «Интеллектуальный хоккей», «55», «Взломщик»
Игры – шутки
-«Дикая обезьяна» -«Верблюд» Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Классификация игр:
По области деятельности: — физические — интеллектуальные — трудовые — социальные — психологические По характеру педагогического процесса — обучающие — тренинговые — познавательные — развивающие — воспитательные — продуктивные — репродуктивные — творческие — коммуникативные — диагностические По игровой методике — предметные — сюжетно – ролевые — деловые По игровой среде -без предметов -с предметами -настольные -комнатные -уличные (дворовые) -на местности -технические По предметной области -математические -биологические -музыкальные -литературные -театральные -спортивные -трудовые -народные -экономические и другие Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические. 1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. 2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) . 3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. 4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по сенсорике для детского сада Игры-забавы для средней группы Игра для детского сада «Семейные хлопоты» Дидактические игры для дошкольников 3 — 5 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет

Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Функции игры в педагогическом процессе ДОУ

Поскольку, игра способствует развитию ребенка и выступает сложным процессом, ориентированным на достижение общественно значимых целей, то ее функциональная роль в дошкольном обучении и воспитании огромна.

Игра выполняет следующие функции:

  1. Обучающая функция. Посредством игры, у детей развивается речь, память, ощущение и восприятие, активизируются мыслительные процессы;
  2. Развлекательная функция. Игра позволяет детям расслабиться и не чувствовать напряжения в ходе обучения и иной деятельности. она несет положительные эмоции, увлекает ребенка, тем самым, развивая его познавательную заинтересованность;
  3. Коммуникативная функция. Именно в игровой деятельности происходит установление контактов между детьми, между ребенком и взрослым. Игра учит формированию социальных связей, построению общения и взаимодействия между людьми;
  4. Психотехническая функция. Игра выступает в качестве этапа подготовки ребенка к осуществлению иной деятельности, помогая перестроить психические процессы и подготовить их к более интенсивной деятельности;
  5. Функция самореализации. Игра помогает ребенку раскрыть себя, свои природные задатки, самовыразиться;
  6. Компенсаторная функция. Игра создает среду, позволяющую легко удовлетворить потребности и интересы ребенка, его желания, которые в реальности могут быть не выполнимы или очень трудно выполнимыми.

Игровая деятельность

Ведущим видом деятельности является игра. Игра — это форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и приобретает те формы отношений, которые впоследствии осознает и действует. Он делает это, заменяя одни объекты другими, а реальные действия — сокращенными.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра — это символико-моделирующий вид деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, объекты условны. Хорошо известно, что все виды деятельности дошкольников по своей сути являются моделированием, а суть моделирования заключается в воссоздании объекта в другом, не природном материале.

Предметом игры является взрослый человек как носитель некоторых социальных функций, который вступает в определенные отношения с другими людьми и следует определенным правилам в своей деятельности.

В игре формируется внутренний план действий. Это происходит следующим образом. Играющий ребенок сосредоточен на человеческих отношениях. Чтобы отразить их, он должен внутренне воспроизвести не только всю систему действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при формировании внутреннего плана действий.

Как показал Д.Б. Эльконин, игра — это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может участвовать в системе социальной работы, потому что он еще мал для этого. Но он хочет войти во взрослую жизнь, поэтому он делает это играючи, вступая в некоторый контакт с этой жизнью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]