Формы и методы эстетического воспитания — описание, задачи и средства

Эстетическое воспитание реализуется на каждом этапе развития личности. Оно становится тем более результативным, чем раньше ребенок попадает в сферу адресного эстетического воздействия, которое должно быть единым, совмещать все занятия, любые стороны его жизни.

Система эстетического воспитания направлена на:

  1. Создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям, художественным предметам.
  2. Развитие способностей к эстетическим переживаниям, формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания, обладания ими.
  3. Пробуждение в учениках творческих способностей. Эстетически развитая личность становится активным созидателем, старается привести свою жизнь, все, что ее окружает к подчинению усвоенным канонам красоты.

Цели

Не всем бывают понятно, зачем нужно эстетическое воспитание. А ведь у каждого метода развития есть своя цель. Это может дать культура ребенку:

  • Восприятие. Научиться видеть прекрасное в окружающем мире. Это полезно для здоровья как физического, так и эмоционального. Человек, который умеет видеть красоту окружающих его предметов и объектов, будет склонен к активному отдыху, долгим прогулкам и созерцанию окружающего мира. Люди, которые не получили должного воспитания в детстве, предпочитают виртуальный мир, который предоставляет телевидение, реальному.
  • Чувства. Человек должен не только уметь различать красоту, но и соответственно на нее реагировать. Поэтому нужно развивать чувство прекрасного. Всесторонне развитая персона может управлять своими чувствами и отдавать себе отчет об их зарождении и развитии.
  • Потребности. Личность, которая с детства привыкла к любованию красотой в различных ее вариациях, будет всю жизнь желать этого. Сегодня сложно встретить человека, который с радостью пойдет в музей только по той причине, что приехала новая выставка. А ведь люди должны воспринимать искусство как жизненную необходимость.
  • Вкус. Благодаря погружению в прекрасное у человека вырабатывается хороший вкус. Он может отличить красивое от безобразного. Правильно расставленные приоритеты не позволят человеку вульгарно себя вести или одеваться.
  • Идеалы. Чтобы куда-то стремиться, у человека должны быть высокие моральные и духовные ценности. Их формированием занимается культура во всех своих проявлениях.

«Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».консультация

Консультация

«Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Подготовила: Старший воспитатель Мозгова Г.Н.

Москва, февраль 2022г.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно — педагогической деятельности.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве»

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Академик Лихачев, так же как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом: Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Задачи:

  • первая — это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;

  • вторая задача художественно — эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими»;
  • третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование эстетического идеала и эстетической оценки.

Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Согласно теории А. В. Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического воспитания. Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко — эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации. Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

— специально организованное обучение;

— совместная деятельность педагогов и детей;

— самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок , кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях, и т.д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Программа «Художественно-эстетического воспитания» в ДОУ включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально — игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

• Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
  • метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
  • метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе.

Первое направление — искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление — искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление — искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно — эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.

Задачи

Цели культурного воспитания детей понятны. Какие методы и задачи эстетического воспитания существуют? Специалисты выделяют следующие:

  • Формирование личности. Человек должен быть разносторонне развит. Именно это поможет ему в будущем чувствовать себя полноценно. Если при формировании личности в какой-либо области допущен пробел, человек может испытывать депрессию по поводу своей неполноценности. Родители всегда уделяют физическому и интеллектуальному развитию ребенка больше времени, чем эстетическому воспитанию. Именно поэтому в целом уровень культуры с каждым годом становится ниже. К чему это может привести? Падают моральные ценности, рушатся идеалы. В результате человек постепенно опускается до первобытного уровня.
  • Формирование умения видеть прекрасное. Человек должен уметь позитивно смотреть на мир. Именно эта способность поможет ему в будущем преодолеть все жизненные проблемы и неурядицы. Это не значит, что нужно надевать розовые очки, но это значит, что установка, которую внутренне дает себе человек, будет положительная.
  • Выработка вкуса. Сегодня человеку пытаются подменять идеалы. Чтобы не чувствовать себя глупцом и не обменивать стекло на золото, как это делали туземцы, каждый индивид должен иметь выработанное понятие о красоте, которое будет соответствовать устоявшимся канонам.
  • Побуждение творческих способностей. Творческий человек способен жить интересно и создавать что-то новое. Креативность, хорошее воображение и фантазия творят чудеса. Чтобы развить эти области мышления, нужно заниматься эстетическим воспитанием.

Средства

Что помогает развивать вкусы человека и его представления о прекрасном? Это самые простые вещи, которые мы ежедневно видим перед собой. Среди них:

  • Изобразительное искусство. Живопись, графика, другие приемы рисования помогают человеку лучше прочувствовать красоту этого мира. Художники в своих полотнах преобразуют реальность так, так они ее воспринимают. Результат их видения предстает перед зрителем. Созерцание шедевров живописи вдохновляет человека и помогает ему постичь истинную цель своего существования.
  • Архитектура. Одна из древнейших форм искусства позволяет человеку видеть красоту рядом с собой ежедневно. Восхитительные памятники, соборы, церкви, дворцы и просто жилые здания подтверждают фразу, что прекрасное всегда рядом.
  • Музыка. Песни способны вдохновить человека на новые свершения. Музыка помогает испытать прилив сил и энергии, ощутить невероятные эмоции.
  • Театр. Эта форма искусства показывает человеку красоту жизни, демонстрирует пороки людей, а также в комедийной или драматической форме повествует о том, как следует жить.
  • Кино. Родители должны с детства приучать своих детей к хорошим фильмам. Чтобы человек в будущем имел возможность самостоятельно сформировать свой вкус и получать удовольствие от просмотра кинолент, ему нужно дать понятие о том, что такое хорошо.
  • Литература. Чтение открывает перед человеком новые миры. Все знания наших предков хранятся в книгах. Невозможно переоценить значение литературы для современного человека. Помимо классических изданий, ежегодно выходят современные творения, которые помогают человеку лучше познать себя и свое окружение.
  • Природа. Человек всегда искал вдохновение в окружающем мире. Сегодня эта ситуация не изменилась. Чтобы отдохнуть, расслабиться и посмотреть на первозданную красоту, можно поехать в лес, на речку, в заповедник.

Методы

Как родители воспитывают ребенка? Не все из них задумываются над тем, какие существуют методы эстетического воспитания. Многие мамы и папы делают все по наитию. Родителям следует чередовать различные приемы для достижения оптимального результата. Среди них существуют такие:

  • Беседа. Чтобы развивать ребенка быстро и эффективно, с ним нужно разговаривать. О чем? Дети очень восприимчивы ко всему, что говорят взрослые. Поэтому следует рассказывать то, что интересно лично вам. Говорите с детьми об изобразительном искусстве, об архитектуре. Совместно слушайте музыку или смотрите фильм, а затем обсуждайте содержимое услышанного и прочитанного. В процессе беседы ребенок будет формировать круг своих интересов и способность их отстаивать.
  • Пример. Лучший способ научить чему-то ребенка – это показать ему что-либо на собственном примере. Если вы хотите заставить ваше чадо читать, то сами должны часто появляться на глазах ребенка с книгой. В этом случае у малыша возникнет четкая связь того, что родители читают. А ведь дети всегда копируют поведение старших.
  • Уроки. Формы и методы эстетического воспитания могут быть разными. Урок – это одна из них. Под этим понятием подразумевается не только занятие в школе, но и обучение в саду или дома. Ребенок должен получать дозированную информацию по выбранному педагогом или родителем предмету, уметь ее воспроизводить.
  • Экскурсии. Одним из распространенных методов эстетического воспитания младших школьников являются совместные прогулки по музеям. Родители или экскурсоводы рассказывают малышам о шедеврах живописи, скульптуры или прикладного искусства. Увиденные образы помогают ребенку сформировать свою картину мира и выработать хороший вкус.
  • Утренники. Популярный метод эстетического воспитания дошкольников – это проведение праздника. На таких мероприятиях дети получают доступную информацию о теме увеселительного мероприятия, учатся работать в команде и получают навык публичных выступлений.

Средства и методы эстетического воспитания дошкольников.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах.

• Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.

• Принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит раз­вивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравствен­ное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным.

• Детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все мно­гообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художествен­ной деятельности.

• Интеграция разных видов искусства и художественной деятель­ности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ре­бенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или создан­ных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, спе­цифичной для той или иной деятельности (музыкальной, изо­бразительной, театрально-игровой).

• Художественно-эстетический принцип отбора материала опре­деляет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитате­ля и ребенка на то, что пред ними произведения словесного ис­кусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни.

• Принципы народности и культуросообразности, соответствия мо­делируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познако­мить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений на­родного творчества и художественной литературы.

• Индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспита­нии, основанный на выявлении индивидуальных различий де­тей и определении оптимальных путей развития творческих ху­дожественных способностей каждого ребенка и др.

• Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эс­тетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий со­держание эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя два ком­понента:

• содержание воспитательной деятельности по развитию художе­ственной деятельности детей;

• содержание воспитывающих влияний по художественно-эсте­тическому развитию воспитанников в процессе образователь­ной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном обра­зовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, современными концепту­альными подходами к определению сущности и содержания эстети­ческого развития ребенка.

2. Методами эстетического воспитания являются:

Словесные методы: объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.

Практические методы: показ, наблюдение,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания. Интересны и эффективны творческие задания. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффек­тивный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам ху­дожественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творчес­кое при всей условности понимания данного термина при­менительно к дошкольникам.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответст­вии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

• Эстетическое общение — особое условие и средство эстетиче­ского воспитания. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, раз­вить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповто­римость, веру в то, что он пришел в мир творить добро и красо­ту, приносить людям радость.

• Природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эсте­тических свойств и благодаря этому имеет огромные возможно­сти разностороннего воздействия на ребенка.

• Искусство как одно из наиболее универсальных средств. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художест­венно-декоративного творчества) играет огромную роль в фор­мировании духовно развитой личности ребенка, в совершенст­вовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Это не только спо­собствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эсте­тическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизическо­го отношения к произведениям искусства перейти к аналитиче­скому отношению к нему. Общение детей с искусством совер­шенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

• Окружающая предметная среда. Оборудование и оформление детского сада, облик детей и педагога должны быть культурными и красивыми. Не только красивые предметы сами по себе эсте­тически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботли­вое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходи­мо воспитывать». В свою очередь, эстетически организованная обстановка жизни, труда и общения со взрослыми и сверстника­ми повышает активность, результативность, творческий харак­тер художественно-эстетической деятельности дошкольников.

• Самостоятельная художественная деятельность детей (музы­кальная, изобразительная, художественно-игровая). Развитие самостоятельной художественной деятельности рас­сматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, фор­мирование мировосприятия ребенка средствами искусства.

• Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжет­но-ролевые, игры-драматизации.

• Разные виды труда детей в детском саду.

• Физические упражнения и элементы спортивных игр.В процессе развития разных видов художественной деятельно­сти детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания. Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение дан­ного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошколь­ников выступает как психолого-педагогическое условие, спо­собствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.

Важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформ­ление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове — все это вместе способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

3. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому фор­мы ее организации очень разнообразны:

1. Игры.

Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания де­тей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов ис­кусства и художественно-творческой деятельности детей (Г.Г. Гри­горьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны.

Специфика детского рисования заключается в том, что, ри­суя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Толь­ко в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в ри­сунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику проте­кания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

2. Занятия.

Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетиче­ской деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, апплика­ции. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей — имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, про­граммного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматри­вание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, ана­лиз изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руковод­ство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве слу­чаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зави­симости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме. Роль воспитателя или педагога ИЗО-студии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно по­мочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

3. Выставки детских работ.

Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способству­ют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, вы­ставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемо­сти ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, на­глядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

4. Экскурсии.

Экскурсия включает:

• подготовку воспитателя (разработку программных задач, под­бор оборудования и др.) и детей к экскурсии;

• использование взрослым разнообразных методов и приемов ор­ганизации детского восприятия на экскурсии, когда есть воз­можность проводить наблюдения и изучение различных пред­метов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках;

• организацию разнообразной художественно-эстетической дея­тельности детей на экскурсии или после нее.

5. Праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнооб­разно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные ве­чера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музы­кальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экс­курсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по по­строению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейниче­ство», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствую­щая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сю­жете.

Вторая форма — наиболее популярная в настоящее время — «кон­церт самодеятельности», демонстрирующий «таланты», индивидуаль­ные возможности юных артистов.

Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное — сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выучен­ного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ».

И, наконец, четвертая форма организации праздников, по мне­нию авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняет­ся культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типич­ных из них (Масленица, Рождество, Святки) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соот­ветствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, по мне­нию А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, явля­ются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и ис­кусствоведами (Г.М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематиче­ский процесс воздействия на личность ребенка в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основной результат эстетического воспитания они видят в формировании эстетической культуры ребенка.

Эстетическая культура включает в себя формирование культуры общения, поведения и деятельности в процессе эстетического восприятия искусства и действительности, художественно-творческой деятельности, изобразительного искусства и изобразительной дея­тельности и т. д. Благодаря этому у ребенка развивается способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасно­го в действительности и искусстве, не только расширяется художест­венный кругозор, но и по-другому организуются чувства, осуществ­ляется духовное развитие личности и формируется творческое отно­шение к жизни. Потому что «смысл искусства не только в отражении действительности, но и стремлении к ее преобразованию, измене­нию, улучшению в соответствии с идеалами художника». В связи с этим в процессе формирования эстетической культуры особенно важ­но эстетизация предметно-развивающей и пространственной среды развития детей и пересечение линий социально-нравственного, об­щеинтеллектуального и общекультурного направлений развития лич­ности ребенка. Поэтому эстетическое воспитание оказывается тесно связанным с другими направлениями воспитательно-образователь­ной работы в детском саду.

Например, эстетическое воспитание в процессе физкультурно-оздоровительной работы предполагает гармоничное развитие детей разных форм телосложения, формирование у них простоты и изяще­ства движений, грации, усвоение детьми ценностей и представлений о здоровом образе жизни как о проявлении гармонии физического и эстетического развития. В этом отношении средства физического и эстетического воспитания могут быть интегрированы. Это обуслов­ливает роль движений, игры и музыки в физическом и эстетическом воспитании. Особое значение в связи с этим можно уделить эстетиче­ской характеристике народных подвижных игр (игровые зачины, диа­лог, считалки, оригинальные обороты речи, неповторимая русская напевность, ритмическая четкость.

Несомненна и связь эстетического воспитания с умственным воспитанием. Об этом говорят результаты исследований Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Н.А. Курочкиной, Н.М. Петрухиной и др. Пересечению линий эстетического и умственного воспитания способствуют:

• формирование представлений о гармонии;

• обучение детей пониманию, о чем рассказал автор, что он хотел выразить, т. е. выделять личностный смысл создания художест­венного произведения;

• обучение детей восприятию и оценке художественных средств, используемых автором;

• включение опыта познания, переживания и преобразования (в воображаемом плане) в процесс восприятия художественного произведения с последующим выражением данного опыта в деятельности и др.

Не менее очевидна связь эстетического и нравственного воспита­ния детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, ее формирование выступает важнейшей задачей воспитания ребенка-дошкольника. «Научить раз­личать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красо­ту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, нрав­ственнее, содержательнее», — писала она.

Формирование нравственно-эстетических представлений вклю­чает в себя:

• формирование представлений о внешнем виде человека как эле­менте его нравственного облика, уважительного отношения к ак­куратности и чистоте и формирование представления о внутрен­ней красоте человека как о проявлении его нравственной воспи­танности, важности единства внешней и внутренней красоты;

• развитие способности критически относиться к несоответствию между внешним обликом человека и характером его поведения, способности критически относиться к проявлениям дурного вкуса;

• установление взаимосвязи между нравственными поступками и эстетическим отношением человека к тем или иным предметам, явлениям окружающего мира;

• знакомство с естественной красотой природы, воспитание уме­ния замечать и эмоционально реагировать на эту красоту, бе­режно относиться к природе; воспитание потребности в дея­тельности, имеющей целью сохранение и приумножение при­родных богатств.

Главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: эмо­циональный отклик детей на доступные их пониманию явления со­циальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участ­вовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; по­требность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Таким образом, эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в до­школьном учреждении. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, тогда эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психоло­гического новообразования детей дошкольного возраста.

⇐ Предыдущая15Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Принципы

Что помогает ребенку лучше и быстрее познать культуру своей страны и понять, что в мире принято считать красивым? К таким критериям относятся:

  • Обстановка. Дети должны видеть красивое помещение. Хороший ремонт в квартире нужен не только, чтобы продемонстрировать его гостям. Ребенок должен расти в помещении, которое будет вдохновлять его на развитие творческих способностей. Это касается не только его комнаты. Помещение детского сада тоже должно способствовать развитию хорошего эстетического вкуса малышей.
  • Самостоятельная деятельность. Нельзя ограничивать детское творчество. Конечно, его нужно направлять в нужное русло и объяснять границы дозволенного. Но не стоит критиковать работы малыша. Дети познают мир через образы. Восприятие у всех разное, поэтому и результат деятельности тоже будет отличаться. Родители должны поддерживать любую творческую инициативу ребенка и помогать ему в реализации задуманных проектов.
  • Руководство деятельностью. Родители не должны безучастно смотреть на то, как их ребенок творит ерунду. Если чадо решило порисовать на обоях, нужно отругать ребенка. Между творчеством и вседозволенностью лежит тонкая грань, за которую нельзя переступать. На первых порах правила игры всегда должны задавать родители. Дети должны подключаться к игре и модернизировать ее по своему желанию. Родители должны следить, чтобы ребенок не переходил границ разумного.

Приобщение к искусству

Как родители могут объяснить юному созданию, что такое искусство? Для этого человеку нужно демонстрировать формы его проявления. Способы, с помощью которых можно приобщить ребенку к прекрасному:

  • Показ. Это метод художественно-эстетического воспитания, когда ребенок знакомится с каким-то предметом или объектом. Родители показывают чаду полотно с мировым живописным шедевром и объясняют, что в картине нужно увидеть заложенный художником смысл.
  • Наблюдение. Еще одним методом эстетического воспитания является созерцание. Ребенок должен долго смотреть на картину, чтобы понять ее смысл. Чтобы осознать философию рассказа, школьнику может потребоваться дважды прочитать книжку.
  • Пример. Родители и учителя должны рассказывать ребятам о том, что нужно любить культуру, а затем на личном примере демонстрировать привязанность к прекрасному. Например, родители, которые хотят приобщить ребенка к театральному искусству, должны водить его на спектакли и сидеть на представлении вместе с чадом.
  • Объяснение. После просмотра театрального представления или после прочтения книги с ребенком нужно обсудить усвоенный материал. То, что взрослому человеку может показаться доступным, для ребенка может быть непонятным.
  • Анализ. Когда ребенок скажет, что он понял объяснение взрослого, родитель должен попросить чадо объяснить ему усвоенный материал. Ребенок только тогда сможет осознать что-то, когда научится анализировать увиденное и услышанное.

Формы организации

Каким образом можно организовать образовательный процесс? Существуют стандартные формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Среди них:

  • Занятия. Уроки или небольшие получасовые рассказы о чем-то помогут ребенку получить необходимые знания, а также помогут ему увеличить зону внимание и навык осознания информации.
  • Самостоятельная деятельность. Человек усваивает материал лучше, если на практике отрабатывает теорию. Поэтому после похода в художественную галерею выдайте ребенку краски, пусть он сотворит свой шедевр по образу и подобию великих мастеров.
  • Самодеятельность. Одним из методов художественно-эстетического воспитания дошкольников является проявление их творчества. Это может быть организация домашнего концерта или постановка небольшого спектакля. Дети могут поставить собственный танец или же устроить театр теней.
  • Организация праздников. Увеселительные мероприятия, которые проводят взрослые, помогают проявлению творчества у детей. Ребята видят процесс подготовки, хотят помочь своим авторитетам, постепенно приобщаясь к творческому процессу.
  • Развлечения. Чтобы ребенок полноценно развивался, занятия нужно чередовать с отдыхом. Родители должны придумать развлечения для детей, которые помогут развиваться ребятам во время игры. Это могут быть всевозможные викторины или подвижные конкурсы.
  • Экскурсии. Родители могут отводить детей в общественные места и учить их работать в группе. Сегодня пользуются популярностью экскурсии в художественные галереи и литературные музеи для дошкольников.

Что это такое?

Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.

Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

  • мышление;
  • воображение;
  • память;
  • систему интересов;
  • восприятие;
  • нравственные качества;
  • активное отношение к жизни.

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

Дома

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

Семейное воспитание

Где ребенок получает знания о культуре, моральных нормах и этикете? Правильно, в семье. Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье должны быть такими:

  • Личный пример. Как уже не раз писалось выше, ребенок сможет стать культурным человеком только в том случае, если его родители будут светскими личностями. Взрослые в обязательном порядке должны ходить на выставки, в музеи и в театры. Естественно, на часть этих мероприятий ребенка нужно брать с собой.
  • Чтение сказок. Народная мудрость в огромном количестве сосредоточена в сказках и былинах. Из подобного рода литературы дети получают первые представления о добре и зле, о честности и подлости, о справедливости и возмездии. Родители должны воспитывать детей на сказках.
  • Колыбельные. Методы эстетического воспитания в семье могут быть различны. Колыбельные, которые поет мать засыпающему младенцу, являются одной из форм проявления эстетического воспитания. Ребенок запоминает тембр голоса матери, а также приобщается к музыке.
  • Эстетика быта. Дети, которые в своей повседневной жизни видят много красивых вещей, привыкают к тому, что красота должна быть везде и во всем. Это не всегда зависит от достатка семьи. Ребенка можно красиво одевать, даже не имея больших средств.
  • Беседы. Содержание и методы эстетического воспитания — это не сухая наука. Информация должна быть красиво преподнесена ребенку. Долгие разговоры с детьми помогают развивать ценности ребенка. Родители, которые рассказывают своим детям сказки и читают былины, формируют его воображение, разговоры о творчестве великих людей мотивируют ребенка, а музыкальные паузы помогают улучшить его вкус.

Методы и формы организации эстетического воспитания в дошкольном возрасте

Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

Методы:

1. Формирования эстетического сознания (убеждение, рассказ, приучение, упражнение)

2. Приобщение детей к художественной деятельности (наглядный, словесный, практический)

3. Развития творческих способностей детей (творческое задание, самостоятельная деятельность детей, целенаправленное воздействие на творческую деятельность ребенка)

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию.

По принципу управления деятельностью детей

1) Под прямым руководством взрослого

2) Под косвенным руководством взрослого

По способу объединения детей

1) Совместная деятельность детей и взрослого:

фронтальная,

подгруппами,

с одним ребёнком

2) Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

1) Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

2) Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Понятие «труд», «трудовое воспитание», «трудовые поручения», задачи трудового воспитания дошкольника».

В педагогической энциклопедии «труд» определяется, как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособления предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание – организованный, целенаправленный процесс детского труда с использованием определённых средств, способов и методов.

Трудовые поручения — определяются как задания, которые воспитатель эпизодически, иногда даёт одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные возрастные особенности.

Задачи трудового воспитания дошкольников:

1. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых, воспитания уважение к труду;

2. Обучение дошкольников простейшим трудовым навыкам и умениям;

3. Воспитания трудолюбия и самостоятельности в труде;

4. Воспитание общественно- значительных мотивов труда

Отличительные особенности труда детей в период дошкольного детства.

В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Содержание труда детей в период дошкольного детства, виды, формы организации».

Содержание трудового воспитания дошкольников:

1. Объём трудового деятельности детей;

2. Планирование и организация труда детей;

3. Система усложняющихся знаний о труде взрослых.

Виды труда дошкольников:

1. Самообслуживающий – на протяжении всего дошкольного детства (Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности);

2. Хозяйственно – бытовой – на протяжении всего дошкольного детства (Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы);

3. Труд в периоде – от 4 лет (Воспитание ответственности за жизнь животных, растений);

4. Ручной – художественный труд – с 6 лет (Развитие волевых усилий, творчества).

Формы организации труда:

1. Поручение — могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими;

По продолжительности- кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию- соответствовать видам труда.

2. Дежурство — предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

3. Общий, совместный, коллективный труд — труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Школьное воспитание

Какие предметы помогают развитию культуры ребенка и приобщают его к искусству? Основных среди них три:

  • Русский язык и литература. Школьные уроки – это один из методов эстетического воспитания детей. Учитель рассказывает детям о нормах языка, формирует красивую речь, помогает развить хороший литературный вкус.
  • Изобразительное искусство. Методы и приемы эстетического воспитания на уроках рисования могут быть разными. Все зависит от настроя детей и их готовности сотрудничать с учителем. Дети могут рисовать, лепить, заниматься аппликацией, делать витражи.
  • Музыка. Хороший музыкальный вкус может развить достойный учитель, который сам увлекается музыкальными произведениями. Какие методы эстетического воспитания школьников используются в данной области? Теоретические лекции сменяются практическими занятиями. Это может быть разучивание песен или посещение детских музыкальных мероприятий.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.

Формирование эстетического воспитания и его развитие



Воспитание подростков

Многие дети проводят в стенах школы больше времени, чем дома. Что должны делать учителя для развития хорошего вкуса у детей, кроме проведения уроков? Хороший педагог может проводить с детьми такие мероприятия:

  • Дискуссии. Популярным методом и средством эстетического воспитания являются беседы на отвлеченную тему. Классный руководитель подобным образом может готовить детей к публичным выступлениям, обучать своих подопечных вести гармоничный диалог.
  • Посещение театров. Не все родители имеют возможность водить своих детей в театр, поэтому эта миссия нередко ложится на плечи классного руководителя.
  • Посещение музеев. Это входит в эстетическое образование школьников.
  • Классный час. Если давать описание метода художественно-эстетического воспитания школьников, то можно назвать это внеклассной деятельностью. Дети под руководством классного руководителя готовят концерты, придумывают комедийные номера, поют песни, разучивают танцы.
  • Конкурсы. Для школьников должны проводиться всевозможные конкурсы, где дети могут продемонстрировать свои таланты.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]