Методическая папка «Уроки безопасности» для детей 4- 5лет


Безопасность детей в детском саду

Посещение детского сада является первым шагом в жизни малышей, когда появляется необходимость ответственности, дисциплины, внимательного общения не только с родителями, но и с воспитателем, няней.

Это очень важный период для родителей не только с точки зрения развития ребенка, но и с воспитанием безопасного поведения. С первых шагов надо разговаривать с малышом, объясняя ему любую ситуацию.

Обеспечивается безопасность пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении его сотрудниками, строго выполняющими требования всех действующих правил, инструкций. Вместе с родителями они помогают сформировать у детей безопасные приёмы общения, адаптации к условиям жизни в обществе. Утвержден обширный перечень правил безопасного пребывания в саду. Он включает в себя следующие элементы:

  1. Система пропуска на территорию, «сдача» ребёнка в соответствующую группу. Родители не должны отправлять детей одних, доведя их только до ворот. Уведомление воспитателя, няни о приходе делается ежедневно. Не допускается оставлять ребенка в чужой группе, вместе с вахтером, сторожем. Информация об утреннем времени прихода в сад, завтрак доводится при поступлении.
  2. Полные сведения о том кто приводит, имеет право забрать ребенка, уточняется при поступлении в установленном порядке. Родители должны объяснять детям, что уходить ни с кем (кроме законных представителей) из сада нельзя. В службе сада хранятся документы в виде копий паспортов законных представителей, оформленных доверенностей на лиц, которым разрешается отдать ребёнка. Иногда оформляется специальный пропуск. Незнакомым лицам до 18 лет детей отдавать нельзя.
  3. Родители вместе с воспитателями должны объяснить детям правила игр на детских площадках. В спортивных, музыкальных залах, комнатах конкретной группы. Обучить правилам хранения одежды, навыкам самостоятельного одевания.
  4. Безопасность детей обеспечивается выполнением утверждённых мер противопожарной и электрической безопасности. Для этого регулярно проводятся обучающие семинары, тренинги. В каждом саду имеются защитные двери, тревожная кнопка, план эвакуации детей, средства противопожарной защиты. Медицинский кабинет, специальный работник для оказания первой помощи до приезда скорой помощи. Весь процесс ознакомления с безопасными методами направлен на то, чтобы научить, уберечь, предвидеть любую неблагоприятную ситуацию. С раннего возраста сформировать культуру безопасности будущего взрослого человека.

Безопасность детей в транспорте

Сейчас сложно представить молодую семью, проживающую в городе, без личного автомобиля. Он давно стал необходимостью, а не элементом «показухи» роскошной жизни (хотя есть и такое). С раннего детства важные дети едут с мамой, папой в личном транспорте за город, в поликлинику, магазин. Обеспечить их безопасность обязаны родители, выполняя утвержденные правила проезда, собственные методы осторожности (например, не ехать в часы «пик», по опасным участкам дороги). Для безопасного путешествия с детьми рекомендуется выполнять следующие правила:

  1. Дети до 12 лет должны ехать в специальных креслах, рассчитанных на вес, рост ребёнка.
  2. Сидеть на переднем кресле детям до 12 лет разрешается при наличии удерживающего устройства для детей.
  3. Все пассажиры личного транспорта должны быть пристегнуты ремнями безопасности (независимо от длительности путешествия).
  4. Самые безопасные места в салоне находятся в средней части и справа, когда легко выйти на тротуар.

С ростом, взрослением ребенка ему придется уметь пользоваться общественным транспортом. При этом он с детства должен знать, что надо внимательно подождать полной остановки транспорта, не выходить на проезжую часть. И только после этого начать посадку без запрыгивания в отходящий транспорт:

  1. Войти со стороны тротуара через заднюю площадку (выход через переднюю).
  2. Пропустить пожилых пассажиров, уступить им место.
  3. Во время поездки при отсутствии сидячих мест, надо пользоваться поручнями и не мешать проходу других пассажиров. Снять огромный рюкзак и во время движения держать его в руках.
  4. При выходе из общественного транспорта надо остановиться на тротуаре (в стороне, а не перед выходом и мешать следующим выходящим) и определить место ближайшего перехода (если это требуется). Обходить транспортное средство нельзя. Надо дождаться его отъезда и продолжить движение по требуемому маршруту по всем правилам. В это время ребенок переходит в статус «пешехода». Он должен уметь оценить дорожную ситуацию всех направлений: что делает ближайший автомобиль: стоит, продолжает движение. В каком режиме работы находится светофор. Если хоть одно условие соответствует значению «запрещено», надо понимать, что это опасно и подождать изменений дорожной ситуации.
  5. Запрещается отвлекать водителя, самостоятельно открывать двери, высовываться в открытые окна, выбрасывать через них мусор.

Безопасность детей дома

Даже в правильно организованном домашнем пространстве могут появиться неожиданности, представляющие опасность для малышей. Например, возможность залезть на подоконник, выйти на опасный балкон. Надо попытаться предусмотреть максимальное число опасных ситуаций и предотвратить их осуществления. Для контроля над ними предлагается воспользоваться списком «популярных» опасных мест дома:

  1. Розетки, электроприборы. Доступ к ним должен быть недоступен.
  2. Плита в кухне считается особенно притягательным местом. Горячий чайник, кастрюли нельзя ставить близко к краям.
  3. Все острые углы на мебели должны быть защищены специальными накладками.
  4. Пакеты (их дети любят одевать на голову), шнурки, веревочки, пояса, шарфики часто примеряют на шею.
  5. Все химические средства, налитые в бутылки, напоминающие сок, воду (уксус, моющие средства).
  6. Режущие, колющие средства. Иголки, нитки, маникюрные принадлежности, пуговицы, булавки.
  7. Лекарства, спички, зажигалки.

Время оставить детей дома одних наступает обязательно в каждой семье. Это определяется индивидуально и зависит от самостоятельности, доверия к ребенку. Постепенное приручение его оставаться одному надо делать обязательно, предусмотрев следующие приемы безопасности:

  1. На видном, доступном месте (всегда на одном и том же) оставить телефоны: родителей (рабочий и личный), (ближайших родственников, которые могут быстро приехать). Милиции, скорой помощи, соседей. Сейчас у детей рано появляются личные мобильные телефоны, и они прекрасно ими пользуются.
  2. Проверить работу газовой плиты, воды, закрыть окна, двери или проверить защитные устройства. Еду для детей оставить в приготовленном виде или научить пользоваться СВЧ устройством для подогрева.
  3. Научить детей пользоваться глазком и не открывать дверь по первому сигналу в домофон или дверь. При появлении незнакомого человека за дверью никогда не говорить, что ты один дома (по телефону это тоже делать запрещается), а быстро связаться по одному из родительских телефонов, соседям (или позвонить в милицию).
  4. Объяснить детям, что за закрытой дверью они находятся в безопасности. Выходить на площадку нельзя. Надо подождать ухода, стоящего за дверью незнакомца.
  5. Уходя из дома в вечернее время, необходимо оставить включённым свет в комнатах.
  6. .Если ребенку разрешается погулять (возраст и обучение правилам прогулок позволяют), то нельзя размещать ключи от квартиры на шее, поясе. Для этого необходимо предусмотреть удобный внутренний карман с застежкой. Перед прогулкой ребёнок должен быть приучен выполнять следующее правило: оставить информацию куда, с кем, на какое время идет, когда вернется домой. Указать способ быстрой связи с ним.

Безопасность детей в школе

В настоящее время школа стала по многим вопросам другой. Именно здесь дети не только учатся по утверждённым программам многих предметов, но и получают первые «синяки» от современной жизни. Трудности, возникающие перед ними, часто решаются самостоятельно (причем разными и не совсем правильными способами). Правильное поведение зависит от степени подготовки, знания информации, относящейся к разным ситуациям, которую в первую очередь обязаны тактично и незаметно дать родители.

Школьные проблемы, создающие не безопасное существование на протяжении 10 лет, можно представить следующим перечнем:

  1. Период начальной школы с малышами имеет свои особенности. Они заключаются в организации обязательного сопровождения детей, встрече их со школы. Ребёнок должен знать, что он не должен пользоваться приглашениями незнакомца отвезти домой, принять подарок. Заходить один в незнакомые места. Обо всех затруднительных моментах говорить учителю, охраннику, звонить родителям.
  2. Больше проблем с безопасностью появляется, когда дети начинают самостоятельный поход домой, в школу. Хорошо вспомнить слова известной песни: «Если с другом вышел в путь веселей дорога» и не только веселей, но и безопасней. Это одно из главных правил: стараться не быть одному, вовремя сообщать родителям о маршруте своего передвижения.
  3. Нельзя одному задерживаться для игр в парках, скверах, оврагах.
  4. Несмотря на усиленные меры по охране школы, возникают ситуации, когда в школу проходит незнакомец. Если дети видят его в туалете, то они должны знать, что надо немедленно уйти. Сообщить вахтеру, учителю. Для взрослых есть отдельный туалет.
  5. Взрослым школьникам необходимо обстоятельно рассказывать о «новых» современных опасностях: применениях наркотиков, участия в террористических актах, кражах детей (особенно девочек), сексуальных извращениях, внимательного отношения к работе в интернете.
  6. В любом возрасте дети должны сообщать о месте, времени занятий в спортивных, других секциях. Познакомить родителей с тренером, уточнить режим работы, получить максимальное количество телефонов (тренера, друзей). Маршрут возвращения ребенка должен быть оговорен и известен родителям.
  7. При любой попытке нападения на ребенка (его могут толкать в машину) он должен уметь защитить себя: громко кричать, привлекая окружающих. Применить правила самообороны (их надо показать дома, в секциях).
  8. Сейчас часто возникают ситуации со злыми насмешками, дразнилками, конфликтами с одноклассниками. При доверительном общении взрослый не должен яростно бросаться на защиту своего ребенка, но и молчать нельзя. Надо пойти в школу, разобраться, привлечь родителей другой стороны, классного руководителя и решить конфликт мирным путем. Но часто делать этого не стоит: ребёнок сам сможет решить свои проблемы, воспользовавшись советом после домашней дружеской беседы. Такие случаи неизбежны и для умных, воспитанных детей. Им надо помочь.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]