Занятие по нетрадиционной технике изображения во второй младшей группе
Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Колючий еж»
Программное содержание:Задачи:
- Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки).
- Познакомить детей с коричневым цветом, закрепить названия других цветов.
- Учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы воспитателя; обогащать и
- активизировать словарь: забавный, фыркает, пыхтит, свернется в клубок, мама-ежиха, папа-еж, дети – ежата;
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев;
- Развивать восприятие, композиционное мышление;
- Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ежика.
- . Формировать умение находить сходство нарисованного с натурой, радоваться процессу рисования.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе
- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, создать доброжелательную обстановку при работе.
Материалы к занятию:
Картины и иллюстрации про ежика, игрушка еж, массажные мячи, кисточки, бумага с контуром ежа, крупа, краски, салфетки, образец с изображением ежа.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ежа. Отгадывание загадок о лесных животных
Ход занятия.
Воспитатель достает коробку с массажными мячами. — Ребята, сегодня вам лесные звери послали посылку. Посмотрим, что там. — Эти мячики непростые, они полезные. С ними можно поиграть, покатать на руке, делать друг другу массаж. Лесные звери хотят, чтобы вы были здоровыми и веселыми. Посмотрите, какого они цвета? Вам они нравятся? На что они похожи? Что у них имеется? Дети: иголочки. Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте её и отгадайте Воспитатель загадывает загадку детям о еже:
Сердитый недотрогаЖивёт в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки не одной.(Ёж)
Так у какого лесного животного есть иголки?
Игра с колючим мячом.
Воспитатель: А сейчас поиграем с мячиком-ёжиком, садитесь поудобнее на пол. Воспитатель показывает, дети повторяют движения. Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки (катают мячик-ёжика ладошками) Надо бельчонку сшить распашонку (катают ёжика по животику) Шалуну зайчишке починить штанишек (катаем по ножкам) Фыркнул ёжик — отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу) Если дам иголки — съедят меня волки! (катят мячик в домик). Воспитатель: Ребята, тихо, вы слышите, кто-то шуршит. Давайте посмотрим кто это? Появляется игрушка-еж. — Здравствуй, ежик. — Здравствуйте, дети! Воспитатель: Ежик, а почему ты такой грустный, может с тобой что-то случилось? Еж: Я всю зиму спал. А когда немного потеплело, думал, весна пришла и проснулся. Видно рано я проснулся, мои друзья ещё спят. А мне так хочется с ними поговорить, поиграть, а как вы тут живете, что делаете в садике? Воспитатель: -Ребята, давайте расскажем ежику, что мы делаем в садике. Дети: (ответы детей) — играем, гуляем, рисуем, лепим и т.д. Ёж: -Я вам ребятки, хочу тоже рассказать и показать, как живут ежи в природе. Я даже принес их фотографии. Хотите посмотреть? Дети и воспитатель: -Покажи нам своих друзей, мы очень хотим посмотреть!
Рассматривание картин про ежика.Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании, повадках.
Воспитатель: Дети, они вам нравятся? (Да). Скажите, что бы ежики делали без иголок? Для чего им иголки нужны? Дети: иголки им нужны, защитится от врагов. Если у них не будет иголок, их съедят волки и лисы. Воспитатель: Какого цвета у ежиков иголки, шубка, глазки, носик? Дети: Шубка коричневая, глазки и носик — черные А где у ёжика расположены иголки? Дети: на спинке. Воспитатель: Чем они питаются? Что больше всего любят? Дети: Они любят яблоки, ягоды, грибы. Воспитатель: Молодцы! А как же помочь нашему ёжику, чтобы ему не было грустно? Ответы детей: можно нарисовать ему друзей или слепить или вырезать для него нарисованных ежат и т.д. Воспитатель: А давайте сейчас будем делать таких ежиков для нашего друга, пусть у него будет много друзей. А ты ежик наш — дружок посмотри, что умеют наши дети. Для этого я приглашаю вас на поляну творчества. Посмотрите, ребята, какие предметы вы видите перед собой? Сможем ли мы их использовать для того чтобы помочь ежу? А можно ли с помощью этих предметов нарисовать ёжику друзей? А каким методом мы сможем нарисовать? ( тычком, ладошкой, пластилин- крупа).
Объяснение.
Кто будет рисовать методом тычка. Ещё раз вспомним, что колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек. Кисточку, держим тремя пальцами правой руки за металлический кончик, держим её прямо, и наша кисточка начинает скакать по контуру ежа на спинке. А кто захочет рисовать ладошкой. Внимательно посмотрите на свои руки. Приложите ладошку к листу бумаги — Посмотрите! Представьте! Пофантазируйте! Превратим ладошку в ёжика. Наши пальчики будут иголками, а ладошка и большой пальчик – туловище ёжика. Красим ладошку и большой пальчик – коричневый цвет. Пальчики – в чёрный, прикладываем ладошку к листу. Вот вам и наш ёжик . А кто будет делать из пластилина с крупой ,то на столах приготовлены контуры ежей, берёте пластилин и размазываете его только по спинке где расположены иголки и затем прикладываете крупу. И у вас получатся такие ёжики.
Практическая работа детей.
Ежик: Какие пушистые иголочки получаются у ежиков, какие они забавные, и все разные. Молодцы, ребята! Воспитатель: пока рисунки подсохнут, мы поиграем в игру. А потом сядем и доделаем наших забавных ежат. Пойдём с нами, поиграем наш ежик-друг, мы тоже хотим быть твоими друзьями. Физкуль Под огромною сосной, На полянке на лесной, Куча листьев где лежит, Еж с ежатами бежит. (Дети-ежата бегают за воспитателем-ежом.) Мы вокруг все оглядим, (Делают повороты головой в стороны.) На пенечках посидим. (Приседают.) А потом все дружно спляшем, (Дети кружатся.) Вот так ручками помашем. (Машут руками.) Помахали, покружились И домой заторопились. (Убегают на свои места.) Воспитатель: Молодцы! Вот мы немного отдохнули, а теперь тихо отправимся на свои места продолжать доделывать своих ежей. А сейчас мы покажем нашему другу-ёжику, каких мы ему сделали друзей. Друг наш — ежик, тебе нравятся ежики, которых сделали дети? Ежик: Да, они очень интересные, мне понравились. Теперь у меня стало много друзей. Я буду с ними играть, пока мои друзья спят, когда они проснутся, я покажу их своим друзьям. Воспитатель: Тогда, возьми их с собой в лес, покажешь их своим друзьям! Вы хотите, чтобы к нам ежик еще пришел? Ответы детей: Воспитатель: Приходи к нам ёжик почаще, и ты увидишь, что ещё умеют делать наши ребята! С каким животным мы встретились на лесной поляне? Что нового вы узнали? Назовите способ рисования, который мы использовали сегодня. Ёжик: До свидания, ребята, я обязательно ещё приду к вам в гости! Воспитатель: Да и мы скажем своим гостям «до свидания»! Молодцы, ребята!
Приведем в качестве примера занятие по пересказу рассказа Л. Кассиля «Сестра». Перед чтением рассказа педагог показывает иллюстрацию— картину «Медицинская сестра» и спрашивает, о чем рассказывает эта картина (о том, как медсестра перевязывает раненого солдата на поле боя), что дети узнали о медицинской сестре, посмотрев эту иллюстрацию (она смелая, храбрая, спасла жизнь солдату, перевязала его). Затем воспитатель читает рассказ. Начало читается спокойно, потом в голосе появляются тревожные интонации. Чтение второго абзаца (появление медсестры) должно раскрыть и радость бойца, и его еще не угасшую тревогу. Особенно выразительно надо прочитать диалог, передав уверенность медсестры в том, что боец Иван Котлов будет жить. В последнем абзаце необходимо интонационно подчеркнуть отношение автора к героине рассказа («Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!»). После чтения педагог задает детям вопросы: о чем говорится в этом рассказе? (О том, как медицинская сестра Надя Балашова спасла раненого бойца;) Что случилось в бою с Иваном Котловым? (Он пошел в опасный бой, был ранен и уже думал, что умрет, но сестра вынесла его с поля бея.) Как автор рассказывает о медицинской сестре Наде Балашовой? (Она маленькая, во сильная; по ней стреляют, а она ползет, и так она спасла раненого бойца Ивана Котлова.) Чем вам нравится Надя Балашова? (Она смелая, храбрая, ловкая, сильная, добрая, заботливая.) Воспитатель говорит детям, что они правильно ответили на вопросы, хорошо поняли содержание рассказа и отношение автора к героине. «А сейчас я вам еще раз прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно: вы будете его рассказывать». Затем он вызывает 5—6 детей. После каждого пересказа детям дают оценку, как передано содержание и детали рассказа. Например; «Юра рассказал выразительно, но его рассказ неполный. Он не рассказал про Надю Балашову, как она тащила на себе Ивана Котлова и что она маленькая, а сильная». Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок сказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям (воспитатель заранее намечает логически завершенные отрывки). Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает воспитателей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда — необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого. Начало формы из 219 Лев Кассиль. «Сестра» Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал. Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то это легко. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно. «Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил: — Умру? — Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу. — Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут. — Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова. Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова. -Как зовут главную героиню рассказа? -Кем она была на фронте? -Расскажите, какая она? Весь народ встаёт на защиту нашей Родины. -Что вы знаете о своих родных? Есть в вашей семье военные? Конец формы