Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Конструирование

Это одна из самых любимых продуктивных деятельностей дошкольников. Кто не любил конструкторы «Лего»? Особенность занятий состоит в том, что ребята должны собрать предмет правильно, найти нужные детали и скрепить их. Конструирование развивает пространственную ориентацию, моторику, творческое и логическое мышление, эстетическое восприятие — ребенку нравится или нет свое творение. Помимо этого, ребенок знакомится с особенностями деталей (цвет, вес, материал, из которого они изготовлены, форма). Ребенку становятся понятны архитектурные формы в объеме, у него вырабатывается собственный вкус, мнение.

Конструировать можно не только из готовых деталей, но и из бумаги, коробок, камней, ракушек, песка, малыши учатся распознавать детали, совмещать их, синтезировать.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта. Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения. Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Лепка и аппликация

Особенность лепки в том, что ребенок может создать объемное изображение машинок, животных, фруктов и прочих любимых предметов. Тематика очень разнообразна. Лепка отменно сказывается на мелкой моторике, формирует воображение и чувство пространства, ведь после изготовления предметов их можно расположить дальше или ближе друг от друга, удовлетворяет потребности детей в познаниях и творчестве.

Создавая аппликации, дети учатся самостоятельно вырезать предметы, расставлять их на нужные места, наклеивать предметы и элементы на бумагу. Здесь, опять же, задействовано развитие моторики пальчиков, координация. Для создания аппликации необходимо усиленно думать, мыслить творчески, ведь в деталях редко бывают целые и четкие предметы, поэтому нужно правильно их сопоставить. Помимо этого, дошкольник знакомится с математикой, изучая простые геометрические фигуры. Также развивается представление о размещении предметов в пространстве (в углу, по центру, справа или слева) и о размерах деталей (большой треугольник или маленький).

Можно составлять мозаику не только из кусочков бумаги, но и из комочков. Это тоже довольно занимательно, не менее полезно для развития.

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля – изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова. Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процесса

Комлева С. В.

МОУ ДОД «Центр поддержки детства», г. Екатеринбург, Россия.

Продуктивная творческая деятельность подростков: методические ориентиры.

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность.

У подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через собственную журналистскую деятельность. Молодые люди — не индифферентные потребители, а социально активные думающие личности. С помощью СМИ они хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию, не оставаясь безучастными наблюдателями. Именно в этом и заключается процесс социализации подростка в рамках деятельности по выпуску газеты.

Основная цель, которая стоит перед педагогом дополнительного образования, — это создание условий для включения молодежи в творческую деятельность с конкретной практической направленностью. И если продуктивная творческая деятельность подростков

– это
цель
, то достичь ее можно при решении следующих
задач
:

· дать представление о средствах массовой коммуникации, профессионально ориентировать старшеклассников;

· научить грамотному общению, выражению и анализу своих мыслей, оказать помощь в формировании личной позиции подростка;

· дать возможность личности реализовать свой творческий потенциал, способствовать сохранению социального здоровья, социальной адаптации;

· оказать помощь в формировании нравственных и эстетических критериев, самостоятельности мышления, гражданских качеств.

Принципы

, являющиеся необходимыми для реализации поставленных задач:

· целенаправленность /стремление к общей цели/;

· мотивированность /активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности/;

· структурированность /распределение функций, прав, обязанностей, ответственности/;

· согласованность /согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности/;

· организованность /планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению/;

· результативность /способность достигать результаты, наличие реального продукта деятельности/.

Планируемый результат

в такой деятельности может быть следующим — реализация креативно-коммуникативного потенциала молодежи через журналистский клуб «Монитор».

Данная форма деятельности ориентирована на организацию интеллектуального, социально-полезного досуга не только для одаренных и талантливых детей, но и для всех желающих, и направлена на формирование ключевых компетенций личности подростков, способствующих достижению результатов в личной и профессиональной жизни, обеспечивающих готовность подростка к конструктивному взаимодействию в социально-профессиональных отношениях.

Продуктивная творческая журналистская деятельность актуальна:

она учитывает всевозрастающую роль СМИ в системе общественных отношений, в создании и укреплении идеологии того общества, внутри которого они существуют. В сложившейся системе массовой информации подростки, однако, не всегда имеют возможность участвовать в работе «взрослых» СМИ. Обеспечить им постоянную журналистскую практику помогает подростковая пресса, в данном случае – журналистский клуб «Монитор». Роль организаторов, авторов, корректоров выполняют сами подростки при взаимодействии с педагогом.

Роль педагога

дополнительного образования при реализации данной программы скорее направляющая, чем организующая. Педагог в прямом смысле этого слова является таким же субъектом деятельности, как и учащийся. Он не доминирует над детьми, а щедро делится своим когнитивным потенциалом, направляя творческую энергию подростков в нужное русло, оказывая необходимую помощь при затруднениях, развивая коммуникативные умения и навыки учащихся.

Особенность дополнительного образования – отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет свободу выбора содержания, форм, средств, методов педагогической деятельности. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от педагога проявление инициативы.

Творчество педагога является необходимым условием для эффективной дополнительной образовательной деятельности по созданию газеты.

При создании условий для продуктивной творческой деятельности особое внимание следует уделить методическому обеспечению.

Методы и средства

дополнительного образования представляют собой методы и средства обучения, выбор которых определяется содержанием, формой, предусмотренной данной программой. Среди них можно выделить
методы организации учебно-познавательной содеятельности:
методы получения новых знаний (рассказ, объяснение, беседа, работа со словарями, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация); методы выработки умений и накопления опыта деятельности (упражнения, практическая деятельность, анализ продукта деятельности).

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у обучающихся мотивации

к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у обучающегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Ведущую роль в стимулирующих методах играет межличностное отношение взрослого и подростков. Группу методов стимулирования

можно условно подразделить на три большие подгруппы: методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, поощрение и порицание, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив); методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг материала поля практического применения, метод стимулирования занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска); методы формирования ответственности и обязательности (перспектива конечного результата – продукта деятельности, невмешательство педагога в процесс организации и выполнения ролевой деятельности).

Введение методов организации взаимодействия

подростков и накопления социального опыта способствует, во-первых, накоплению у обучающихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению подростками социальных методов организации развивающей и учебной деятельности.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение

обучающихся. Диалог образует и поддерживает совместную образовательную деятельность на занятиях, в которой и происходит развитие участников общего дела. Можно выделить следующие
методы организации взаимодействия участников:
освоение элементарных норм ведения разговора; методы взаимной проверки; метод совместных заданий, совместного нахождения лучшего решения; временная работа в группах; создание ситуаций совместных переживаний; дискуссия.

При дополнительном образовании эффективно идет развитие ряда особенностей, не предусмотренных традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображению, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умению самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовать ее, о способности к творчеству.

Психологические методы развития психических функций и творческих способностей

подростков доминируют при организации данной формы работы. Наибольший эффект дают такие методы, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход от игровой к реально-практической деятельности; анализ продукта деятельности.

Выпуск газеты

одна из популярных форм организации дополнительного образования. Это давно и широко известная форма организации внеурочной деятельности учащихся.

В процессе приобщения к работе с печатным словом есть много достоинств: журналистика развивает внимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность владеть словом и ориентироваться в возросшем потоке информации. Работа над выпуском газеты помогает подросткам самовыразиться, в какой-то степени является профориентационной. Современный человек должен прекрасно владеть информационной технологией. Веб-дизайн расширяет возможности в оформлении материала, формирует определенную культуру работы с текстом. Газета, изданная типографским способом, повышает статус и самого печатного органа, и престижность работы в молодежной редакции.

Главное, вокруг чего строится образовательная деятельность, — это выпуск настоящей газеты с конкретным тиражом.

Молодежная газета как информационный центр позволяет воздействовать на старшеклассников и студенчество через содержание публикуемых материалов, способствует повышению информационной культуры, знакомству с современными технологиями печатного издания, овладению практическими навыками.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности. Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры. Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Изобразительное искусство

Необходимо заниматься данной деятельность коллективно, рисовать по одной теме. Изобразительное искусство позволяет привить детям чувство прекрасного, эстетическое представление о мире, отдельных предметах. Развитие продуктивной деятельности дошкольников бесценно, ведь занятия учат видеть прекрасное во всем окружающем, а на это способен только гармоничный, развитый и умный человек. У детей формируется чувство эстетики, они меняют свое отношение к каждому жучку, травинке, стоит только правильно рассказать, что и как рисовать. Например: «Посмотрите, какие длинные усики у этого жучка, без них он не сможет жить, поэтому обязательно нарисуйте». Ну как после этого можно жуку эти усики поотрывать, поймав его в траве? Ребенок во всем учится видеть только хорошее, у него меняется поведение в лучшую сторону, формируются убеждения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]