Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников


В чем польза терапии?

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

Сказкотерапия как средство примерки на себя определенной роли несет в себе определенный смысл, который читатель должен уметь увидеть в описанной ситуации. Он может быть:

  • Познавательным, с помощью которого дети знакомятся с окружающим миром.
  • Воспитательным, который позволяет различать понятия добра и зла.
  • Коррекционным, помогающим исправить плохое поведение детей, приводя подобный пример из сказки.

Родители, сами того не подозревая, применяют приемы сказкотерапии, когда читают своим деткам различные произведения на ночь. Такое лечение является очень полезным и интересным, поэтому его можно осуществлять и в домашних условиях, если родители чувствуют, что их ребенку нужна психологическая помощь.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей, а именно:

  • различать такие понятия, как добро и зло;
  • воспитывать положительные качества характера;
  • исправлять недостатки в поведении;
  • указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;
  • помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;
  • формировать связную речь;
  • развивать способность ребенка фантазировать.

Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.

С помощью сказкотерапии можно справиться со многими трудностями в воспитании ребенка. Например, малыш совсем не хочет кушать овощи и фрукты, которые так необходимы подрастающему организму. В этом случае можно подобрать историю, в которой употребление данных продуктов восхваляется. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять детей кушать, если они этого категорически не хотят. До ребенка нужно постараться донести, что употреблять полезные продукты важно для его здоровья, чтобы он мог самостоятельно понять требования родителей. Точно таким же методом можно повлиять на детей, если они не желают ложиться спать вовремя, садиться на горшок, умываться, убирать игрушки и так далее.

Если родители самостоятельно не могут сориентироваться в выборе нужной сказки для сказкотерапии, то следует посетить детского психолога, который поможет подобрать соответствующие произведения и скажет, на что нужно обратить внимание в конкретном случае.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Сказкотерапия – как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
  • оформить в группе центр книги
  • взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы
  • способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей
  • развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Актуальность

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • чтение сказок детям педагогом; ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
  • инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;
  • загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;
  • имитация процесса чтения в эгоцентрической речи — это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
  • воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
  • сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;
  • рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;
  • придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
  • придумывание вопросов героям текста;
  • проигрывание придуманного конца сказки.

Формы работы с родителями:

  • консультации, мастер-класс
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе
  • осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм
  • понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых
  • знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания).
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают ( «колдуют»).
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).
  6. Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему).
  7. Сказки о животных.
  8. Бытовые сказки.
  9. Волшебные сказки.

Для того, чтобы детям было интересно, использую метод фантазирования и приёмы:

  • Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке
  • Придумывание разных слов (длинных, смешных)
  • Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Этапы работы со сказкой

  1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховываете персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

  • Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  • Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
  • Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
  • Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. (По А.Бердниковой).

Список используемой литературы:

  1. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.
  2. Огненко, Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу/ Н. Огненко. – СПб.: Речь, 2008 – 207 с.
  3. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г. Р. Ломакина. – М., 2010. – 158 с.
  4. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психологической работы / Л. Д.Короткова: «РОН», 2013 – 350 с.
  5. Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.
Следующая >

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказкотерапия как средство от плохого поведения, страхов и речевых дефектов часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики для сказкотерапии для маленьких детей дошкольного возраста. К самым распространенным способам относятся такие, при которых воспитатели:

  • Читают произведения всей группе детей, а затем вместе с ними обсуждают какие-то темы, поведение персонажей и прочее.
  • Выбирают сказку, которую хорошо знают все дети, и распределяют для каждого ребенка роль, и проигрывают сценку.
  • Разбирают произведение и задают в соответствии с ним разнообразные задания. К примеру, деткам нужно сделать рисунок, который отразить суть сказки, либо поделиться своим мнением о том, правильно ли вел себя герой, нужно ли что-то исправить.
  • Помогают сочинить сказку полностью или частично, например, сначала прочитать настоящее произведение, а затем вместе с ребятами сделать из него идеальную сказку, где все герои будут положительными.

Подобные упражнения являются очень полезными для развития речи, формирования восприятия и психики детей. Каждый малыш имеет возможность примерить на себя роль того или иного персонажа, затем научится совершать правильные поступки и понять, почему нельзя делать по-другому.

В настоящее время родители и воспитатели могут найти уже готовые примеры сказок для такой терапии. Но наиболее существенный эффект могут произвести те произведения, которые родители подбирают самостоятельно для своих детей.

Определение, что это такое

Метод, в котором задействованы сказочные формы (художественные произведения, например) для развития речи ребенка называется сказкотерапия. Недооценивать этот способ нельзя, поскольку для детей дошкольного возраста сказки являются важным инструментом повышения языковых возможностей.

Художественные произведения с волшебными сюжетами помогают детям развивать фантазию. При совместном с педагогом обсуждении сказок у детей улучшается качество диалогической и монологической речи. Развивается творческий потенциал ребенка, увеличивается словарный запас.

На примере героев сказок дети переживают различные ситуации. Таким образом, развивается оценочное отношение к добру или злу. Ребенок учится сопереживать персонажам. Сказка дает толчок к развитию эмпатии.

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов.

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание.

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте. Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко применяется воспитателями и логопедами. По сказкам можно создавать мнемотаблицы, с помощью которых дети учатся объединять разные отрывки из сказки в целостный сюжет.

В мозге ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика в сказках, также используется педагогами, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Такие логопедические сказки для развития звукопроизношения производят заметный положительный эффект. Для закрепления звуков нужно не только читать произведения, но и разыгрывать сценки. Такая необходимость заключается в том, что человек легче запоминает то, что видит или делает сам. Поэтому хорошо, если прочтение будет совмещаться с действиями.

Артикуляционные сказки, как средство развития связной речи дошкольников, помогают детям говорить наиболее четко и ясно, правильно произносить звуки. Эта методика очень важна для выполнения в дошкольных учреждениях, так как в таком возрасте намного легче правильно сформировать речевые навыки.

Сказкотерапия для дошкольников предоставляет деткам уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Всё более актуальной проблемой на сегодняшний день является развитие речи, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается значительно высоким. Очень часто приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из предпосылок и прямой угрозой надвигающейся языковой катастрофы является снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей — один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности — взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Большунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще — вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка — это неотъемлемый элемент в воспитании ребёнка. Роль сказки многогранна: от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства — сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, и высказывания ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексикограмматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

На занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, приобщение детей к народному творчеству, обогащение эмоционально — чувственной сферы ребёнка, а также выполняет развивающе-терапевтическую функцию, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (снятие стресса, очищение души, умиротворение.).

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. C помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок — это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательно: «вход в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и «выхода из сказки». Такая структура занятия создает а, настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

  1. чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
  3. драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Чему могут научить такие сказки детей? Во-первых, ребенок осознаёт, что взрослый интересуются его проблемами, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для решения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя представляем.

В-третьих, истории показывают, что выход есть всегда, из любой ситуации, всегда нужно только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

  • трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  • чувство неполноценности. Агрессивное поведение — и есть результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
  • тревоги и страхи, связанные с различными ситуациями.

проблемы, связанные с возрастными особенностями. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без родителей, быть самостоятельным во всём.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, родителей, которая ему так важна и необходима.

Сказка помогает ребёнку активизировать различные стороны мыслительных процессов и самосовершенствоваться. В процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними, у детей повышается речевая активность. Понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей развивается выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется лексический запас.

Чтобы успешно осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, создаются следующие условия:

  • наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, TCO, канцтовары);
  • практические материалы для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);
  • консультации для родителей и педагогов (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);
  • наличие специалистов — логопед, психолог, учитель изобразительной деятельности, которые работают с тесном содружестве.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии включают:

  • диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
  • взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром посредством сказки;
  • обогащение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие речи, личности в целом. Сказка помогает детям отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, идти дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность — главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия повышает у детей самооценку, активизирует лексический запас детей, развивает их воображение и мышление.

Сказкотерапия это:

  • процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;
  • процесс переноса сказочных символов в реальность;
  • созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
  • терапия средой, особой сказочной обстановкой;
  • выявление и развитие творческого потенциала;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности;
  • азвитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;
  • развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  • формирование навыков адекватного выражения эмоций;
  • укрепление союза «Ребенок-Родитель-Педагог»;

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

  • рассказывания сказок от третьего лица; пересказывания сказок; сочинения сказок группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу.

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000. — 310 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.-400 с.
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.. 2002. — 160 с.
  4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — M., 2001. — 304 с.
  5. Crpayнинг А.М. Росток: Программа по ТРИЗ — PTB для детей дошкольного возраста. 2 т. — Обнинск. 1996. — 420 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.- 1998 г.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. — 240 с.
  8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. — M.: ЦГЛ, 2004.
  9. МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 6. — С. 35.
  10. НищеваН.В. Разноцветные сказки. — СПб., “Детство-пресс”, 1999.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]