ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ «ДС N 336 г. Челябинска» Воспитатель
Нравственное воспитание детей является одним из сложнейших задач воспитания в условиях ДОУ. Иоганн Герберт писал: » Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном слове — нравственность»[ 9,с. 102] Так как в основе воспитательной деятельности лежит процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личнлсти, то воспитатель является » соавтором» и » поставщиком » воздействия общества на личность.
К.Д. Ушинский говорил, что воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума. [ 18, с.63] В словаре С.И. Ожегова «нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [ 13, c.420]
По определению В.А. Сухомлинского суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы » нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [ 17, c.114] Из данного высказывания можно сделать вывод, что только при усвоении норм и правил нравственного поведения, ребенок будет нравственно воспитанным и это станет частью его жизни. И.С. Марьенко считал, что » нравственность — это неотъемлемая строна личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею соответствующих норм, правил, принципов поведения, они они находят выражение в отношении а Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [ 12, c.7 ] Именно Л.С. Выгодский указывал на значимость нравственного развития детей, акцентируя, что начало данного возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, логике чувств. Ребенок впервые начинает понтмать, что значит «я радуюсь «, » я огорчен «, » я сердит «, » я добрый «, » я злой «, у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. [5, c. 10]
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал Белинский В.Г. [13, c. 212]
Л.И. Божович определяла нравственные качества личности, как » относительно устойчивые психологические особенности, проявляющиеся в различных видах поведения и деятельности ребенка, в его отношении к окружающему и самому себе» [ 3,c. 104 ]
В работах Н.А. Ветлугиной и И.Ф. Свадковского выделяются основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада:
- » развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [ 4, c. 8 ]
- » формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т.д.» [ 15, c. 41 ]
- Включать дошкольника в » ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [ 4, c.12]
- » Соподчинение мотивам поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [ 4, c. 12 ]
Закон » Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как » целенаправленную деятельность, направленную на создание условий для развития духовно — нравственной культуры на основе общечеловеческих ценностей». [ 8 ]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет следующие задачи:
- » объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
- » формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, свмостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». [19, пункт 5 ]
Таким образом, формирование любого нравственного качества должно проходить осознанно. Ребенку нужны знания, на основе которых у него будут складываться понятия о сущности нравственного качества, о его необходимости.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
» Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста детей, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем.)
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания». [ 11, c. 45]
Опираясь на практику работы, можно с уверенностью сказать, что одним из средств нравственного воспитания дошкольников является игра. Игровая деятельность формирует у дошкольников:
- произвольное поведение;
- творческое воображение;
- самосознание;
- межличностные отношения;
- коммуникативные способности.
В игре дети осваивают умения коллективного планирования, учатся справедливо разрешать споры, согласовывать свои действия. Все это способствует накоплению морального опыта.
Что такое игра? Можно ли дать определение игре?
» трудно, — как подчеркивает К. Гросс, — если мы потребуем строго научного определения, выраженного во вполне ясных психологических терминах. Оно относительно легко, если мы удовольствуемся противопоставлением понятия игра и его противоположности — работы или серьезной деятельности». [ 6 ]
Именно К. Гросс впервые обосновал ныне общепринятую идею о том, что игра во многом определяет содержание и своеобразие детства.
В начале была игра, а не слово, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя, ребенок почти бессознательно осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова — сигналы, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный и развивающий потенциал — это понять природу счастливого детства. Игра — мощнейшая сфера » самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. [7, c. 4]
Также можно выделить четыре главные черты, присущие игре:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желантю ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие)
- творческий, в значителной мере имировизационный, очень активный характер этой деятельности (» поле творчества»)
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, » эмоциональное напряжение»)
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития» [ 1,c. 9]
З.М. Богуславская отмечает, что в любой игре содержится два типа правил — правила действия и правила общения с партнерами.
Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И, наконей, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. [ 2,c. 6]
Н.К. Крупская говорила: » Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать те или иные игры… [10, c. 345]
Практика показывает, что с помощью воспитателя дети в игровой форме проходят жизненно важную общественную социализацию, вырабатывают в себе способности и умения жить и развиваться в современном обществе. Очень важно подчекнуть, что все дела, связанные с проведением той или иной игры, должны быть направлены не на успешное проведение игры, а на полноценное участе каждого в реализации игры.
Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в игре. В игре происходит развитие ребенка. В игре формируется стиль общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются нравственные чувства. При этом можно воспитать у ребенка нравственность не только коллективом ДОУ, но и родителей.
Дети согласованно играют большими группами, однако каждый хочет выполнять интересную роль. Воспитателю необходимо раскрывать детям новое содержание игры. Например, рассматривание зданий, расположенных рядом с детским садом, рисование построек, целевая прогулка к действующей стройке. При этом он подыгрывает детям, не связывая свои действия с конкретной ролью, а эпизодически вступает в общение поочередно со всеми детьми, на которых надо влиять в тот или иной момент игры. Воспитательное влияние игры при этом усиливается.
Взяв какую-то роль (врача, пилота, шофера…) ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогощая и углубляя тем самым собственную личность. Но не в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Допустим, мальчики играют в семью: Александр изображает заботливого отцв, Олег — властно командует детьми, покрикивает на свою жену. Сравнивая чувства, испытываемые в этих играх, то станет ясно, что по — разному они скажутся на формировании характера и отношения к окружающему миру. Девочки, играя роль » мамы «, также подражают своим мамам. Но в играх в » семью » очень редко проявляется забота о бабушке, дедушке, старших и младших детях. Все эти факты говорят о том, что в семьях отсутствует целенаправленное педагогическое руководство нравственным воспитанием в повседневной жизни детей.
» Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания — во многом зависит и от родителей: от того, какие игры поощряются отцом и матерью; какие покупаются игрушки, как в семье проводятся праздники и развлечения и т.п.»[ 16, c. 85]
Содержание и правила игры — это основа воспитания нравственных качеств личности ребенка. Такие игры, как: » Закончи историю», » Да и нет не называть», » Секретное слово «, » Четыре стихии «, » Разведчики «, » Плохое и хорошее «, » Игра в пожар и его тушение», » Дорожное движение в городе», » Экскурсия в тайгу», » Наша страна», » Жизнь в лесу «, » Куда сегодня поедут куклы?», » Игры-ситуации», » Помоги бабушке», » Добро и зло», » Тайный друг» преследуют следующие цели:
- подтолкнуть ребенка к дружбе
- научить детей работать в коллективе
- помочь ребенку рассказать о себе
- заострить внимание детей на добрых качествах человека
- формировать чувства уважения к людям, приобщать к этическим нормам поведения
- воспитать дружелюбие, взаимопомощь, доброжелательность, уважительное отношение к сверстникам.
Постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий.
Психолог Д.Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса:
- ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений
- интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений
- предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, то есть деятельность дошкольников приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним. [20, c. 205]
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.
» Каков ребенок в игре, таков во многм он будет в работе, когда вырастет»- говорил А.С. Макаренко.
» Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила » детского общества » позволяют узнавать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие поняти, как предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл». [14, c. 15]
Нравственное воспитание в игровой деятельности — это сложный процесс, который проходит ребенок от 3 до 7 лет. За это время ребенок-дошкольник приобретает новый социальный опыт, переносящий в жизнь. Именно в игре повышается уровень нравственного развития дошкольников, формируются основные нравственные нормы.
Литература
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
- Божович Л.И. Изучение качеств личности и эффективной сферы ребенка. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. -вып. 5
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2011
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель. 2008
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. — Киев, 1916
- Дыбина О. Игра — путь к познанию предметного мира. //Дошкольное воспитание. 2004-N5
- Закон » об образовании в Российской Федерации» от 10. 07. 1992г. N3266-1 (ред. от 29. 12. 2013 N 273)
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия
- Крупская Н.К. Пед. соч. М.:, 1959, Т.6
- Кудрявцева Е., Ледовских Н.О. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников //Дошкольное воспитание. — 2003. -N 9
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: » Педагогика», 1985
- Ожегов С.И. Словарь руского языка. — М.: ООО Издательство » мир и образование», 2008
- Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший дошкольник. — М.: Педагогика, 1994
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011
- Солнцева О. » Играем в сюжетные игры». // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 1
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014
- Ушинский К.Д. Избранное. -М.: Владос, 2009
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013г. N1155
- Эльконин Д.Б. Психология игрыю- Минск. — Свет, 1998
Следующая > |
Мнения педагогов из прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:
1) для всестороннего гармонического развития
2)в узкодидактических целях.
Ярким представителем первого направления был знаменитый чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал игру важной формой работы ребенка, отвечающей его природе и предрасположенностям: игра — серьёзная умственная работа ребенка, в какой развиваются все виды возможностей малыша, расширяется и обогащается круг представлений о находящемся вокруг мире, развивается речь; в общих играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие «веселого юношества и как» средство многостороннего, гармонического становления ребенка, Я. А. Коменский рекомендовал совершеннолетним тщательно относиться к играм деток, мудро управлять ними.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, X.Г. Зальцман и др.). С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,- это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя, Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение: игра является наиболее типичной деятельностью для дошкольников. Поэтому основой воспитания Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение.
В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему главное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается ценности.
Важные мысли о роли игры в формировании ребенка содержатся в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др.
К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от общественного окружения. Он утверждал, что игры не протекают для малыша безо всяких следов: они имеют все шансы определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не просто отучается от сего направленности и в реальной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совокупным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, впрочем считал необходимым направлять детские забавы, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Веский взнос в исследовании педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал игру как упражнение при посредстве которого ребенок готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка.
Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и значением воспитателя, организующего быт и помогающего ребенку ориентироваться в ней.
Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее воззрению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их надо кропотливо выбирать в соответствии с возрастными возможностями ребят.
Особенная награда принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она верно считала, что дидактическая игра выделяет вероятность развивать различные возможности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она обозначила особую роль педагога в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева придумала большое количество дидактических игр, которые до сих времен применяются в детских учреждениях.