ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: Средняя группа.
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи: Создание условий для расширения представлений детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материалы: Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень.
Ход деятельности:
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдём по экологической тропе.
Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.
Дед Природовед. Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательны, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед. Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей).
Воспитатель. Читает стихотворение М. Авдеевой «Разноцветный парк…».
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель. Раз, два, три – к берёзе беги! Дети бегут к берёзе.
Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей). Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?
Воспитатель. А вот ещё дерево. (Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.
Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведёт нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) давайте рассмотрим цветок, у которого в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) конечно, чтобы было красиво. Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы.
Дед Природовед ведёт дальше по экологической тропе.
Дед Природовед. А вы знаете, кто живёт в этом домике? (Указывает на скворечник.)
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется — скворечник». А где же птицы? (Ответы детей.)
Дед Природовед. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – нибудь живёт? (Ответы детей.) в этом пне тоже идёт жизнь. В пне прячутся маленькие жучки и букашки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.
Воспитатель. Вот какие остановки мы сегодня сделали на нашей экологической тропинке. Ребята, что вы узнали нового и интересного? (Ответы детей).
Дед Природовед приглашает детей поиграть.
Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу». Игра повторяется с разными листочками.
Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Дед Природовед раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.
Дети возвращаются в группу.
Следующая > |
Путешествие по экологической тропе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 комбинированного вида»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Подготовила:
воспитатель
первой квалификационной категории Машкова Н.Ф.
Саранск, 2018
Задачи:
- Показать детям состояние природы зимой деревья, кусты – в покое, без листьев, земля покрыта снегом);
- Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы).
- Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
- Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
- Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе.
- Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе.
Материалы:
- карта экологической тропы здоровья, указатели.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед выходом на улицу воспитатель объявляет детям, что сейчас они отправятся в путешествие по экологической тропе, понаблюдают, что изменилось с приходом зимы.
В процессе ходьбы можно использовать специально подобранные речи, сочетая ритм речи с ритмом движений.
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Воспитатель:
Дети, скажите, что изменилось в нашей одежде? Правильно, на улице стало холодно, и мы оделись потеплее! А теперь попрошу вас отгадать загадку и сказать, о каком времени идет речь:
Замела я все вокруг,
Прилетев из Царства Вьюг!
Осень, лучшую подружку
Я отправила на юг!
Я морозна и бела, я надолго к вам пришла!
Дети:
Зима!
Воспитатель:
Правильно, речь идет о зиме. Стало холодно, солнце реже появляется, оно светит, но не греет.
Мы подходим к дереву, оно называется?
Дети:
Туя!
Воспитатель:
Правильно, ребятки, это туя – вечнозеленый кустарник, а иногда и дерево высотой до 70 метров. Туя относится к семейству хвойных. Неприхотлива в уходе, поэтому растет на территории детского сада и радует нас своей зеленью как в теплое время года, так и в холодное.
А теперь посмотрите на нашу цветочную клумбу! Где же наши цветочки?
Дети:
Они спят под снегом.
Воспитатель:
Правильно, однолетние растения мы убрали, а многолетние цветы укрыты белым снежным одеялом. Весной, когда солнышко станет пригревать, снег растает, наши цветочки станут прорастать. И мы снова будем любоваться их красотой!
Пойдемте дальше! Справа нас встречают стройные высокие красивые и вечнозеленые ели. Послушайте загадку:
Зимой и летом одним цветом.
Правильно, конечно же, это елка. Ее листочки – это иголочки-хвоинки, которые не опадают и всегда остаются на елке. А на самой верхушке висят шишки с вкусными семенами, что является кормом для разных птичек, которые остались у нас зимовать.
Среди зеленых елей есть одна необычного цвета, она в середине, обратите внимание. Это голубая ель, или, есть еще одно ее название, ель колючая. Ее высаживают для украшения каких-либо зданий, например, на Красной площади у Кремлевской стены в Москве стройными рядами посажены голубые елочки.
Давайте скажем елочкам до свидания, и пойдем дальше!
Слева от нас растут две березки. Посмотрите, на деревьях совсем нет листочков, веточки голые. Как вы думаете, почему?
Дети:
Листочки опали еще осенью.
Воспитатель: Правильно, зимой на деревьях нет листочков, деревья отдыхают. А березку можно узнать по цвету ствола. Недаром в народе березу называют белоствольная красавица. Вам надо запомнить, что береза – это символ России. Кто-нибудь знает стихотворение про березу?
Дети:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Воспитатель:
Молодцы, дети, так писал о красавице березе великий русский поэт Сергей Есенин.
Пойдемте дальше! На пути мы встречаем Каштана Ивановича, давайте с ним поздороваемся, с нашим давним другом!
Дети:
Здравствуй, Каштан Иванович!
Воспитатель:
Дети, а какие подарки нам Каштан Иванович преподнес осенью?
Дети:
Каштаны.
Воспитатель:
Правильно, по осени мы с вами собирали каштаны для поделок. А вы знаете, что каштаны можно пожарить и съесть!
Посмотрите-ка, Каштан Иванович повесил кормушку! А для кого?
Дети:
Для зимующих птиц!
Воспитатель:
Правильно, дети, кормушка для зимующих птиц. Какие птицы остались зимовать?
Дети:
Воробей, синица, ворона, сорока, голубь.
Воспитатель:
Давайте расскажем стихотворение «Птичья столовая»:
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв — Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец… Вот и песенке конец.
Давайте наспим в кормушку угощенья и пойдем дальше.
На пути у нас встречается пень. Подойдем к нему поближе! Что это такое – пень? Раньше, дети, это было дерево, его спили и остался вот такой вот пенек. Как вы думаете, где сейчас жители этого пенька?
Дети:
Жители спрятались под кору.
Воспитатель:
Правильно, все насекомые спрятались под корой, и ждут теплых весенних деньков. Ведь зимой все насекомые спят.
Идем дальше. Осторожно! На пути у нас ледяная дорожка. Она очень скользкая. А как образовалась ледяная дорожка?
Дети:
Раньше здесь была лужа, ударил мороз и заморозил ее.
Воспитатель:
Предлагаю нам обойти ее, чтобы не упасть.
Вот мы и дошли до нашего участка. Настало время поиграть. Поиграем в игру «Зимушка-зима».
Правила игры: воспитатель называет слова и показывает движение, дети повторяют, воспитатель может запутывать детей, выбывает тот, кто показал неверное движение.
Мороз – стоять на месте;
Вьюга – бег на месте;
Метель – приседать;
Снег – кружиться на месте.
Дети, а когда вернемся в группу, мы с вами нарисуем наиболее запомнившиеся объекты на нашей экологической тропе. Это может быть береза, ель, пенечек, Каштан Иванович с кормушкой, туя и др.
Конспект занятия по экологии в детском саду в старшей группе «Что меняется в лесу осенью»
Конспект ООД по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Что меняется в лесу осенью»
Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград. Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по познавательному развитию с детьми старшей группы и для родителей. Задачи: Образовательные:
— обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе и в жизни животных в лесу; — учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Развивающие:
— развивать внимание, память, логическое мышление; — расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; — обогатить словарь детей словами и понятиями (тихая охота, прямой фронт или гуськом, мурмурация).
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
Здоровьесберегающие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Материалы и оборудования: полусфера балансировочная массажная – 3-4 шт.(кочки), доска или ребристая доска («бревно»), презентация «Осенний лес», картинки грибов, картинки «Зимующие птицы и птицы города», в красивом конверте раскраски по теме «Осень».
Ход занятия
I.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Утреннее приветствие Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй, ты – мой дружок! Здравствуйте, вы – гости дорогие! Воспитатель: — Ребята, какое настроение у вас сегодня? (хорошее, бодрое)
. Отлично, желаю, чтобы ваше настроение было таким всегда. Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку-экскурсию в лес. А что такое ЛЕС?
(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
Какие
правила поведения в лесу вы знаете? — нельзя шуметь, бегать в лесу; — надо беречь муравейники, муравьи – санитары леса; — не стоит подходить близко к гнездам, разорять гнезда птиц; — нельзя ловить животных и птиц, и уносить их домой; — нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые. Воспитатель: — Молодцы! Вы знаете правила поведения в лесу, значит можно идти в гости. Я буду ваш экскурсовод. Двигательное упражнение «Прогулка в лес» В лес отправимся гулять. Будем весело шагать (дети маршируют)
. По тропиночке пойдем Друг за дружкою, гуськом
(идут «змейкой» между кочками)
. Ноги выше поднимаем Мы на кочки не наступаем
(высокий шаг, перешагивают через полусферы — кочки)
. Руки за спину кладем И по бревнышку идем!
(Дети идут по доске)
И снова по дорожке Мы весело шагаем
(маршируют)
.
(1 слайд)
Воспитатель: — Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво. В какой лес мы с вами попали? (в осенний)
. Как вы узнали, что это осенний лес?
(все деревья и трава пожелтели)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. — Назовите, какие ещё есть признаки осени
(холодно, туманы, идут дожди, опадают листья, желтеет трава, исчезают насекомые, животные готовятся к зиме, улетают птицы…)
. Для чего деревья осенью сбрасывают листья?
(если листья не опадут, ветки деревьев могут поломаться от тяжести снега)
. — Да, деревья так готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. II.
Воспитатель: — Как хорошо в лесу! Какой в лесу чистый воздух. Давайте мы с вами подышим этим воздухом (элементы дыхательной гимнастики)
. — А зачем люди ходят в лес?
(подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды, шишки, наслаждаться красотой, понаблюдать за животными)
. — Давайте и мы с вами соберем грибы, только те, что называются «Съедобными»
(дети выбирают по одной картинке со съедобными грибами)
. — А эти грибы почему не взяли?
(они ядовитые)
. Скажите, пожалуйста, надо ли давить ногами ядовитые грибы?
Пальчиковая гимнастика Мы съедобные грибы Долго собирали, А потом своим друзьям Вот что рассказали: (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик, А под дубом дубовик, На пеньке сидят опята – Очень дружные ребята. Вырос подосиновик Под молодой осиною, Крупный подберезовик – Под белою березою. Мухомор не возьмем. Для зверей растет он! Если с нами в лес пойдете,
(«идут» пальчиками по ладошке)
Много вы грибов найдете.
(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)Воспитатель: — сбор грибов в лесу называют тихой охотой… — Скажите, вы не знаете, почему в лесу стало так тихо? (улетели перелетные птицы)
. Почему они улетают?
(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)Воспитатель: — сначала улетают птицы, насекомоядные – ласточки, стрижи, трясогузки, жаворонки; затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки, прячутся лягушки – это скворцы, грачи, журавли, аисты. В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы, когда вода на водоемах начнет покрываться тонкой корочкой льда — гуси, утки, лебеди. Какие же птицы остаются с нами на зиму? (зимующие)
. Вы знаете, какие птицы остаются зимовать в лесу? Предлагаю
игру «Найди зимующих птиц леса» (перемешаны картинки с видами городских и лесных птиц, надо их разложить на две группы)
.
— Как люди могут помочь птицам перезимовать?
(развешивать кормушки, подкармливать птиц зернами, семечками)
. Да, тем птицам, что живут рядом с человеком, мы можем помочь, а те, что живут в лесу, самим приходиться искать пищу. А такая птица, как клест, зимой еще и птенцов выводит.
(3й слайд)Дети садятся на стульчики
Волшебный экран покажет нам, как птицы улетают в теплые края
(прямой фронт или гуськом, птичий клин)
(4й слайд)
скученная стая
(понятие «Мурмурация»)
)
— Мы немного засиделись. Давайте разомнемся… Физминутка Светит солнышко с небес, (руки вверх)
Пробудился рано лес. Чтобы всем все успевать,
(потянуться)
Нужно с солнышком вставать. Все у белок по порядку.
(одна рука вверх, другая вниз)
Поутру все на зарядку. Помогает тренировка
(подскоки)
По деревьям прыгать ловко. Длинные мелькают ушки –
(«ушки»)
Скачут зайцы на опушке
(прыжки на двух ногах)
Зайцам завтракать пора –
(присесть, «едят травку»)
Травка вкусная с утра. Медвежонок косолапый
(«косолапый»)
Ловит в речке рыбу лапой.
(ловит рыбу лапой)
Но улов у рыбака Только водоросль пока. Еж торопится, пыхтит –
(семенящий шаг на месте)
Разыгрался аппетит.
(поглаживание животика)
К завтраку нашел грибок,
(наклониться за грибком)
, Прицепил себе на бок.
(прицепить на бок)
Для зверей лес – это дом.
(руки домиком)
Если в гости к ним идем, Знать должны мы на отлично, Как вести себя прилично: Не ломать деревьям ветки
(погрозить пальцем)
И не рвать растений редких, Не шуметь, костры не жечь, Лес от мусора береч!
(5й слад)
Сейчас предлагаю вам понаблюдать, что же звери делают в лесу осенью.
Просмотр видео «Жизнь диких животных осенью»
. III.
(6й слайд)
Воспитатель: — наша прогулка по осеннему лесу заканчивается. Послушайте на прощание, как дятел говорит вам: «До свидания!». Хочу поинтересоваться, что вам понравилось, что вы узнали? Что вам больше всего нравится осенью? Осень вам передала подарок – раскраски. Спасибо вам, что в лесу вы были внимательными, осторожными и бережными к природе. Нам пора возвращаться в сад: В детский сад мы идем, (дети маршируют)
. По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом
(идут «змейкой» между кочками)
. Ноги выше поднимаем Мы на кочки не наступаем
(высокий шаг, перешагивают через листочки)
. Руки за спину кладем И по бревнышку идем!
(Дети идут по доске)
И снова по дорожке Мы весело шагаем
(маршируют)
.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое занятие в старшей группе на тему: Осень Конспект занятия — экскурсии в старшей группе детского сада. Путешествие в осенний лес Образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья» Конспект занятия по лепке в старшей группе ДОУ на тему: Осень
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей группе на осеннюю тему по сказке В. Сутеева «Яблоко»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Урожай, овощи, фрукты»
Конспект осенней экологической прогулки «Путешествие в осенний лес». Старшая группа
Экологическая прогулка в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес»
Название прогулки: «Путешествие в осенний лес» Форма проведения тематической прогулки: прогулка-поход Возрастная группа: старшая группа Время проведения прогулки: первая половина дня Продолжительность прогулки: 45 минут Цель: создание ситуации развития детей по формированию представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность. Задачи: • способствовать развитию умения у детей устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы, причинно-следственные связи; • способствовать развитию у детей умения выявлять причины происходящих изменений поздней осенью в жизни растений и животных, выделять характерные признаки сезон; • создать условия по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе. Материалы: песок, камешки, тряпочка, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого ребенка); банка с водой, палочка, клубок ниток, ветки тополя и дикой ранетки с почками, листья, таз, игрушка-ёжик, материалы для создания макета «Поздняя осень» и «рисования» песком; ключ в тарелке с водой, стакан, спички или зажигалка, тарелка; витаминизированные напитки (ромашка, шиповник, мята, мелисса) для угощения.
Ход
Воспитатель: Стали дни короче, Длиннее стали ночи. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Дети. Осенью. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только с начало побудем немного на опушке и рассмотрим песок. Опыты с песком, наблюдения Цель – создание условий по развитию умения различать и называть свойства песка. Опыт №1 Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка. Дети: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Из песка можно лепить. Цветом он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду. Воспитатель: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей.) Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. (Воспитатель просит, одного ребенка пройдись по песку и рассказать о своих ощущениях.) Из сухого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) Давайте представим, что пошел осенний дождь. (Воспитатель просит выбрать ребенка, который будет дождиком, он должен взять леечку и полить цветок.) Куда ушла вода? Дети: Вода впиталась в песок. Воспитатель: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) А ходить по нему удобно? (Выбирают дети, кто выполнит следующее задание.) Пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, ребенок ушел, а что осталось на песке? Дети: Следы. Воспитатель: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто прогуливался. (Ответы детей.) Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь? Дети: Песок остается на подошве. Наблюдение№1 Цель – создание условий по развитию умения наблюдать, делать выводы, что песок состоит из песчинок. Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются. Воспитатель: Из чего состоит песок? Дети: Песок состоит очень маленьких песчинок. Наблюдение №2 Цель – создание условий по развитию умения сравнивать материалы, правильно называть их особенности, проводить сенсорное обследование. Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать. Слушать стук при падении камня, шуршание струйки песка. Воспитатель: Назовите свойства камней. Дети: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы. Воспитатель: Песчинки – это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни трутся, ударяются друг о друга. Опыт №2 Воспитатель: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок? Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни, перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материалы оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее. В лесу Воспитатель. Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы – свои! С. Погореловский Игровое упражнение «Продолжи слово» Воспитатель: Давайте докажем лесу, что мы свои. Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит начало слова, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово. Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я бел-ка, кА-бан, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.п. «Правила друзей леса» Воспитатель: Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям? Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа и т.д. Дети: Нельзя разводить в лесу костры. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставлять его в лесу. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и их детенышей. Нельзя разорять муравейники: муравьи приносят большую пользу, они – санитары леса. Нельзя ловить насекомых – бабочек, божьих коровок, — они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов. Если мы найдем в лесу нору, нельзя подходить близко, что не напугать лесных обитателей. Воспитатель: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей.) Ответы детей. (Лес — это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому. Воспитатель: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке? Дети: Укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и покормить птиц. Воспитатель: Вот мы сейчас говорили: нельзя то, нельзя это… а что можно в лесу? Дети: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями – цветами, деревьями. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч. Воспитатель: Правильно, молодцы! Признаки поздней осени (закрепление) Воспитатель называет признак осени и передает клубок ниток ребенку, держа нить в своей руке. Дети называют признаки осени – клубок идет по кругу. Воспитатель: Дни короткие, а ночи длинные, темные. Дети: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, опали. Птицы улетели в теплые края, потому что нет насекомых. Солнце светит, но не греет. Идет дождь иногда со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки. Динамическая пауза «Станем мы деревьями» Дети выполняют образные движения согласно тексту. Станем мы деревьями Сильными, большими. Ноги – это корни, Их расставим шире, Чтоб держали дерево, Падать не давали, Из глубин далеких Воду добывали. Тело наше – ствол могучий, Он чуть-чуть качается И своей верхушкой острой В небо упирается. Наши руки – это ветви, Крону вместе образуют. В кроне им совсем не страшно. Когда ветры сильно дуют. Пальцы веточками будут. Листья закрывают их. Как придет за летом осень – Разлетается листья вмиг. Воспитатель: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как деревья к зиме готовятся. Дети: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы не поить и не кормить, — им самим нужны силы, чтобы пережить зиму. Листья сбрасывают на землю, под корни, чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает снег, и ветки сломаются под его тяжестью. А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют… что? (Предположения детей.) Правильно, клейкие листочки! Рассмотрите почки (показывает ветки с почками): какие они по форме, величине, цвету? (Ответы детей.) Сравните почки тополя и дикой ранетки. (Ответы детей.) Как вы думаете, сейчас деревья растут? Дети: Нет. Деревья находятся в покое, они как бы спят. Воспитатель: Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям. Кустам осенью и зимой для утопления. А сейчас еще и снежок прикрыл их. Опыт с листьями Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуйте какой-нибудь запах? Дети: Да, пахнет листьями. Воспитатель: Почему листья завяли засохли? (Предположения детей.) Возьмите по одному листочку. Посмотрит на внутреннюю сторону листочка – она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья – это «форточки» деревьев. Чтобы жить и расти, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу – листочек охлаждается и засыхает в жаркую погоду. Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка. Она отделяет лист от ветки, он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз, полейте их из лейки, как будто это дождик. В конце мы посмотрим, что произойдет с ними (листья станут мягкими, и не будут шуршать). Создание макета «Поздняя осень» и «рисование» песком Воспитатель: Ребята, это кто тут сидит под кустом? (Достает игрушку-ёжика.) Ёжик еще маленький и не знает, где ему можно перезимовать. Давайте сделаем макет поздней осени, и вы можете подсказать, где он и как может перезимовать. Кто хочет, пусть делает макет, а остальные могут приготовить гостям осенний рисунок – «рисовать» они будут песком. Дети создают макет и «рисуют» песком. Опыт «Сухим из воды» Цель – создание условий для демонстрации существования атмосферного давления и свойство воздуха при остывании занимать меньший объем (сжиматься) Воспитатель: Ребята посмотрите: в нашем лесу лужица еще не замерзла. Дети заглядывают в тарелку с водой – там лежит ключ. Воспитатель: Подумайте и скажите, как можно достать ключик, не замочив пальцы. Дети предлагают разные способы и проверяют их. Воспитатель: Предлагаю провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется стаканом, обнаружив дно тарелки. Ключ можно взять пальцами. Ребята, расскажите мне, как все это произошло? (Предположения детей.) Еще раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха (воздушного давления) воды тянулась в стакан. Экологическое кафе Воспитатель: Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей.) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе. Приходите. Неслучайно такое кафе открылось именно в лесу. Лес – это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, ребята, вы хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину! 1.Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь) 2.То рыжая, то серая, а названьем – белая. (Белка) 3.Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках. (Заяц) 4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. (Ежи) 5.Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (Волк) А теперь, девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь! П/и «Обитатели леса» (Дети изображают медведя, зайца, волка, лису.)Рефлексия. Воспитатель: Ребята, вам было трудно выполнять задания. Проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
А теперь я приглашаю всех попробовать витаминизированные напитки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект осенней прогулки с детьми средней — старшей группы детского сада Конспект прогулки в парк с детьми старшей группы. План-конспект осенней прогулки в старшей группе Конспект осенней прогулки для детей старшей группы ДОУ
Похожие статьи:
Осенняя прогулка «Наблюдение за солнцем». Старшая группа
Осенняя прогулка в старшей группе. Знакомство с работой дворника в ДОУ
Осенняя прогулка в детском саду в старшей группе. Увядшие растения