Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»


Технология «Клубный час» применяется в течение 15 лет в нескольких ДОУ г. Москвы. Автор технологии: Гришаева Наталья Петровна, психолог, старший научный сотрудник института социологии РАН.

Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Цели «Клубного часа»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

«Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

Типы «Клубного часа»:

  • «Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
  • «Тематический» клубный час, который включен в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».
  • «Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Правила поведения детей во время «Клубного часа»:

  • Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  • Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
  • Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
  • Говори спокойно.
  • Ходи спокойно.
  • Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Непосредственно перед проведением первого клубного часа дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым клубным часом. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения клубного часа все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Описание технологии «Клубный час»: Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. Купить.

Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»

 Инновационные технологии в детских дошкольных учреждениях играют огромную роль в развитии детей. И чем интереснее технология, тем эффективнее результат. В моей статье я хочу рассказать об эффективности такой инновационной технологии, как «Клубный час», и об опытно — экспериментальной деятельности, которую апробировали в нашем дошкольном учреждении. По данной деятельности мной был написан проект, который реализовывался, как на Клубном часе, так и в свободное время.

Детство — это обетование, которое не сбывается никогда.

Кен Хилл

«Сейчас много проблем с интеллектуальным развитием современных детей дошкольного возраста. А ведь развитие детей начинается с детства. А что мы знаем о детстве? » В силу широкой распространённости данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве всё, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрываются неопознанность и не объяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам». [1, с.16]

Поэтому в дошкольных организациях педагоги начали применять разные современные инновационные технология, чтобы уровень подготовки детей к школе был высоким. Ведущий вид деятельности в ДОУ — игра. «Игра — занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». [2]. Одной из игровых технологий является Клубный час.

«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты. Невозможно реализовать педагогическую технологию без чёткого определения задач.

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой педагог — социализация воспитанников. Именно в детском саду дети учатся дружить, играть, общаться, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. У детей формируются основы патриотических чувств.

«Клубный час, технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения» .

Через Клубный час происходит живое общение с другими педагогами, детьми.

Основные цели КЧ:

– воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

– развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

– приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

– обучение ориентировки в пространстве;

– воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

– развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

– закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

– обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

– способствование проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

– поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

По Гришаевой Клубные часы делятся на типы:

  1. Деятельностный — в основу этого типа положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности;
  2. Тематический — в этом случае «Клубные часы включены в ситуацию месяца»;
  3. Свободный — дети свободно перемещаются по территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
  4. Творческий — дети подготовительной группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
  5. Группообразование — дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков;
  6. Квест — дети на территории участка или помещения по одиночке или командой ищут по схеме какую — либо вещь, предмет, решают какую — либо задачу;
  7. Музейный — дети в «ситуации месяца» собирают экспонаты, а затем в конце месяца, самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей. [3]

Мной был разработан проект «Опыты — фокусы — эксперименты». Он был включен в общий инновационный проект нашего дошкольного учреждения «Познание через опыт, опыт через познание». Целю общего проекта было, создание условий для поддержки исследовательского поведения у дошкольников в детском саду. Этот проект включал в себя четыре подпроекта: «Лаборатория», «Волшебный песок», «Чарующий мир микроскопа» и мой «Опыты — фокусы — эксперименты».

Целью моего проекта было, создание условий для экспериментальной деятельности детей в детском саду, формирования экологической культуры, развитие познавательного интереса. Работая много лет в детском дошкольном учреждении, много раз наблюдала за тем, как детям нравится что-то необычное, чудесное. Поэтому в актуальности моего проекта было указано то, что исследования представляют возможность ребенку самому ответить на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать всё уметь сам. Это огромная возможность для детей думать, размышлять, пробовать, экспериментировать, и самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи моего проекта:

– создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

– развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

– формировать навыки мыслительных действий, анализа в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

– развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

– учить объяснять наблюдаемое.

Темы, запланированные для Клубного часа, были запланированы и в моём проекте. Мы с детьми смешивали краски, получали новые цвета, изучали свойства воды, магнита, железа, ткани. Проводили опыты со светом, зеркалом. Была разработана картотека опытов, с объяснениями. Были разработаны и нарисованы таблицы по проведению опытов. На Клубном часе дети просматривали опыт, который проводил педагог. Затем шло обсуждение, и в конце дети самостоятельно могли провести опыт и самостоятельно его зарисовать. Мной, родителям была дана консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В детском дошкольном образовательном учреждении, по опытно — экспериментальной деятельности, мной был проведён мастер — класс для педагогов «Опыты с детьми». Целью мастер-класса было повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Как итог, в конце учебного года, дети могли самостоятельно, опираясь на схемы, провести опыты, и объяснить их.

Литература:

  1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петпрбург: Питер, 2015. — 460 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова — онлайн / С. И. Ожегов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 24.01.2021).
  3. Щетинина, М. В. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы» / М. В. Щетинина. — Текст: электронный // Дошколёнок.рф: [сайт]. — URL: https://doshkolnik.ru/pedagogika/27367-tehnologiya-klubnyiy-chas-kak-forma-podderzhki-detskoiy-iniciativy.html (дата обращения: 24.01.2021).

Опыт работы по технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой

Опыт применения технологии Н.П. Гришаевой.

Современное общество испытывает потребность в самостоятельной активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной решать и преодолевать как личные проблемы, так и проблемы общества. Успешность жизнедеятельности человека, в интенсивно меняющемся мире, зависит от умений найти оригинальные, неожиданные решения в соответствии с возникшей ситуацией.

Социализация, согласно психологическому словарю Б. Мещерякова, В. Зинченко, является процессом усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, а также получает дальнейшее развитие социально — личностных качеств.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания современного образования является личностно-ориентированный подход. Выдвижение на первый план цели развития личности находит свое отражение в государственных документах. Национальный проект «Образование» ставит целью «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально культурных традиций». Закон РФ «Об образовании» определяет сущность образования в «развитии личности и приобретении в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе». Введение в действие ФГОС ДО позволяет решать задачи реорганизации дошкольной образовательной организации по созданию условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитии инициативы.

Технологизация процесса гарантирует качественный результат педагогической деятельности, уделяя особое внимания механизмам становления социально успешной личности. Новые технологии социализации ребёнка — дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у него саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Одной из эффективных технологий, направленных на социализацию дошкольника, на наш взгляд, является система Н.П. Гришаевой.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения. Процесс социально-личностного развития включает разные виды деятельности, в основу которых положено самоопределение ребенка в их выборе. Раскрывая содержание педагогической технологии «Клубный час» Н.П. Гришаева дает следующие методические рекомендации: «Дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу».

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа: воспитатели и специалисты предварительно подбирают и обсуждают тематику «Клубных часов», рабочая группа составляет перспективный тематический план, определяет периодичность и длительность мероприятия. «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.

Залогом полноценного развития ребенка и успешной реализации, поставленных дошкольной образовательной организацией задач является равноправное творческое взаимодействие с семьями воспитанников.

Н.П. Гришаева в своих методических рекомендациях обращает внимание на то, что в подготовке клубного часа: «Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение клубного часа, а также предлагать свою новую тематику и т. п.».

МБДОУ д/с «Солнечный круг» г. Нижний Тагил в течение двух лет активно использует данную технологию. Опыт работы показывает эффективность работы по педагогической технологии «Клубный час». Педагоги понимают и решают задачи данного направления, конструктивно выстраивают общение с воспитанниками и взаимодействуют с их родителями. Родители дают высокую оценку организации воспитательного процесса в детском саду, участвуют в жизни дошкольной организации. Повысилась их педагогическая компетентность, методы по воспитанию ребенка, которые освоили в общении с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации в процессе мероприятий, используют дома, отмечаются положительные изменения детско-родительских отношений.

В течение данного периода нами было проведено четыре клубных часа: деятельностный, в основекоторого положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности; квест «Нам дороги эти позабыть нельзя»; свободный, в ходе которого дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых и тематический.

Например, организация тематического клубного часа «Полет на орбитальную станцию» посвященного Дню космонавтики. Задачами данного мероприятия являлись: социализация детей дошкольного возраста через вовлечение в сюжетно-ролевую игру; формирование первичных представлений о космосе, профессии космонавта, устройстве МКС, развитие свободного общения детей и взрослых в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа.

С педагогами: консультация по составлению тематического плана в разделе клубного часа; оказание помощи в подборе заданий для детей и родителей, выборе музыкального сопровождения и дидактического оборудования, оформление среды.

С детьми: беседы и просмотр видео «Космос далекий и близкий», «Космическое пространство», «МКС»; физкультурный досуг «Мы готовимся в полет»; чтение художественной литературы, разучивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка», конструирование «Обсерватория», «Планетарий», художественно-изобразительная деятельность «Изготовление приглашений для родителей», «Лети ракета», «Звездное небо», дидактические, режиссерские и сюжетно-ролевые игры и т.п.

С родителями: родительское собрание, анкетирование, выставка детско-родительских работ «Космос», изготовление родителями костюмов для игры, консультации по проведению мастер-класса во время клубного часа.

Ход

В день проведения клубного часа, утром проводился рефлексивный круг с целью ознакомления детей с видами деятельности во время игры. Детям напомнили правила безопасного поведения и общения.

Перед началом клубного часа участники собрались на «Международной космической станции» (музыкальный зал). Руководитель полета раздал маршрутные листы «космонавтам». Далее дети отправляются по своему маршруту.

Задание для детей в отсеках МКС:

  1. «Обсерватория» — найди полярную звезду.
  2. Столовая – космическое печенье.
  3. Лаборатория – запусти ракету.
  4. Учебный отсек – решение логических задач.

Родители, которые принимали участие в игре, могли выполнять задание как вместе с детьми, так и самостоятельно: «Собери созвездие», мастер класс по изготовлению и украшению печенья; «Расшифруй письмо инопланетян»

По окончании выполненных заданий участники вернулись в главный отсек, представили отчет о выполненной работе. Затем, под марш космонавтов, воспитатели вместе с детьми отправились «на Землю», где в группах провели рефлексивный круг. Старший воспитатель с родителями в зале провели тренинг «Передай свечу», в ходе которого родители делились впечатлениями о проведенном мероприятии, предлагали тематику следующих клубных часов, определяли свою роль в этих мероприятиях.

Практика проведения клубного часа свидетельствует о том, что данная технология позволяет обеспечить рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. Вовлечь детей и родителей в активную совместную познавательно-творческую, поисковую, продуктивную деятельность, при этом применяется метод погружения, что позволяет участникам познакомиться с новой информацией, проникнуть в ее суть, а свобода выбора деятельности стимулирует к проявлению и развитию их социально-личностных качеств и социализации.

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] /Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

3. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2022.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы»

Современные дети живут и развиваются в современно новых социо — культурных условиях, поэтому образование дошкольников нуждается в преобразованиях.

Было выбрано направление инновационной деятельности, связанной с поддержкой детской инициативы, через использование в педагогической практике авторской технологии Старшего научного сотрудника ФГБУН ИС РАН Гришаевой Наталии Петровны «Клубный час», которая является частью проекта «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации».

«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты.

Невозможно реализовать педагогическую технологию без чёткого определения задач.

Актуальные задачи, решаемые технологией «Клубный час»:

Для детей:

  • воспитывать самостоятельность и ответственность
  • обучать ориентироваться в пространстве
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результат
  • закреплять умение вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты
  • поощрять попытки ребёнка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлением;
  • приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Для родителей:

  • привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
  • повысить педагогическую культуру родителей
  • расширить представление родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОУ;
  • формировать традиции ДОУ
  • укреплять партнерские отношения между ДОУ и родителями.

Для педагогов:

  • реализация ФГОС
  • помощь в обучении детей
  • увеличить интерес педагогов к работе
  • сплотить коллектив единомышленников
  • повысить престиж детского сада
  • увеличить посещаемость детского сада, в том числе в пятницу.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в совместной деятельности.

Вариативности — представление ребёнку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной

ситуации.

Креативности — создание ситуаций, в которых ребёнок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Новизна проведения «Клубного часа» в нашем образовательном учреждении:

Широкое приобщение детей, в том числе и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) к разнообразному социальному опыту, созданию на детской

площадке стиля отношений сотрудничества, толерантности и сотворчества.

Все дети, в том числе и «особые», хотят общения и одарены множеством талантов, главное – этот талант раскрыть, поэтому внедрение в здоровую среду «Клубного часа» – вот верный путь социальной адаптации «особых» детей, пользу такого общения получают обе стороны. Здоровые дети становятся более заботливыми, добрыми, внимательными. А «особые» дети совершают рывок в своём развитии, потому что пытаются следовать примеру здоровых — это является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.

— Технология «Клубный час» проводится как альтернативная форма образовательной деятельности.

— Особенность технологии проведения «Клубного часа» заключается в том, что его проводят сами дети.

Одни дети выступают в роли «учеников», а другие — в роли наставников. Содержание определяется исходя из интересов и умений самих воспитанников.

— Анализ посещения детьми «Клубных часов» позволил выявить устойчивость интересов, к какому — либо виду деятельности.

Была проведена подготовительная работа среди родителей, педагогов и принято решение об организации деятельности клубов. Родители были проинформированы о том, как данное мероприятие будет проводиться и как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. На собраниях родителей знакомили с технологией, осуществляли подбор команды (заинтересованные, увлечённые взрослые!), обсуждали тематику клубов и планирование (время, место, длительность, периодичность), провели пробный «Клубный час», оценку качества организации и внесли коррективы в планы.

Целевая аудитория:

  • дети средней, старшей и подготовительной к школе группы
  • воспитатели и специалисты ДОО
  • руководство ДОО
  • родители воспитанников
  • учителя, работники библиотеки (в перспективе).

Типы «Клубных часов»

Деятельностный, когда в основу «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

Тематический, которые включены в ситуацию месяца.

Свободный, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

Творческий, когда для детей организуют различные творческие мастерские. «Клубный час» в виде квеста, когда дети поодиночке или командой ищут по схеме,

какую — либо вещь, предмет, решают какую — либо задачу.

Музейный «Клубный час», когда дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца проводят экскурсии для других пришедших детей.

«Клубный час» — большая игра, а именно — сюжетно — ролевая игра. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьёзная форма воспитания. Структура игры: зачин, проведения игры, окончание игры.

Открыл свои двери «Клубный час» «Студии профессий».

Тип проведения: деятельностный.

Цель данного мероприятия — развитие творческих способностей, установление гармоничных доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами.

Для наших гостей работали три студии профессий «Фотограф», «Манекенщица», «Медсестра». За один час участники успели посетить медицинский пункт. Опытная медсестра рассказала о разных вспомогательных функциях, которые она выполняет.

Показала на практике оказание первой медицинской помощи. Дети с удовольствием бинтовали руки своим мамам и папам.

С большим интересом девочки попробовали себя в роли манекенщиц, демонстрируя праздничные платья. Модный показ завершился фотосессией.

Огромную помощь в подготовке и проведении данного мероприятия оказали родители дошкольников. Родители творчески подошли к этой теме, детям, педагогам и гостям не пришлось скучать. У всех была прекрасная возможность в игре познакомиться с важными и интересными профессиями, предлагалось самим примерить на себя ту или иную профессию, овладеть трудовыми действиями. Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны родителей. Ребята и их родители, в непринуждённой обстановке провели с пользой для себя время, получили заряд положительных эмоций, узнали много нового и интересного.

Снова открыл свои двери клубный час «Рождественские посиделки».

Тип проведения: творческий.

Цель данного мероприятия — создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия духовно — нравственной направленности, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником Рождеством.

В посиделках приняли активное участие воспитанники и родители. Все участники с любопытством посетили, по выбору, мастер — класс, с увлечением смотрели музыкальную презентацию, посвящённую истории возникновения Рождества, принимали участие в создании рождественских подарков.

С мастерами — родителями можно было попробовать сделать рождественскую игрушку в виде ангелочка, применяя разные способы конструирования или изготовить из бумаги Вифлеемскую восьмиконечную звезду. Родителям представилась возможность проводить мастер — классы в течение клубного часа.

Несмотря на небольшой опыт участия в технологии «Клубный час», ребята и родители уверенно перемещались от мастерской к мастерской, с интересом заходили в группы по соседству. Звонком колокольчика ребята и родители, с поделками, вернулись в общий круг,

где поделились друг с другом своими впечатлениями, рассказали, кто, где побывал и чем занимался.

Прошёл «Клубный час» в форме образовательной деятельности.

Тип проведения: тематический.

Мероприятие прошло в формате образовательного события. Данный формат был предложен воспитателями, а ребята подготовительной к школе группы активно его

поддержали. Ведущими на функционированных станциях были сами воспитанники подготовительной к школе группы. Дети подготовительной к школе группы сами

организовали всю деятельность во время клубного часа для детей младшего возраста.

Тематика клубного часа «Путешествие в Арктику и Антарктику — царство льда и снега»

Так на одной из станций ребята смотрели опыты и сами в них участвовали. Дети познакомили своих младших товарищей с особенностями выживания животных в условиях Крайнего Севера.

На второй станции ребята представили презентации — сообщения об Арктике и Антарктиде, играли в игры «Вопрос — ответ», узнали интересные факты из жизни животных Севера.

Третья станция открыла ребятам мир творчества: дошкольники подготовительной к школе группы, работая в парах, рассказали и показали младшим дошкольникам, как поэтапно можно создать образ животного, используя манную крупу и клей.

По возвращению в группу провели с детьми «Рефлексивный круг», где дети делились впечатлениями, высказывали свои пожелания, обсудили вопросы соблюдения правил клубного часа, поиграли в игры 4D.

Воспитатели фиксируют проблемы, возникающие у детей в процессе клубного часа, и обсуждают их с детьми и родителями, находя пути их решения в совместной деятельности. После проведения каждого «Клубного часа» воспитанники и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

— Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении

детей?

— Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей!)?

— Какие задачи необходимо решать на предстоящем клубном часе?

Проведение «Клубного часа» позволило нам наблюдать следующие изменения у воспитанников:

  • дошкольники узнают большинство детей детского сада и относятся к ним дружелюбно
  • дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитанникам, но и другим сотрудникам детского сада
  • у многих детей снижается уровень агрессивности и конфликтности, особенно, во время «Клубного часа»

— дети переносят правила клуба на повседневную жизнь в группе и социуме

— формирует у дошкольников личностные качества.

И как следствие: формирование предпосылок к учебной деятельности, успешная социализация.

Следующая >

Педагогическая технология клубный часстатья (подготовительная группа) по теме

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

С.Н. Воронцова , воспитатель

«Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка. Опыт использования «Клубного часа» представлен Гришаевой Н.П. ст. научным сотрудником ИС РАН и Струковой Л.М. педагогом-психологом ГБОУ 2620. Авторы отмечают, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Развитие саморегуляции — это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. В разнообразных видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, основными целями «Клубного часа» являются:

  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Для реализации данной педагогикой технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую тематику клубных часов.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:

  • «Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
  • «Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
  • «Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К.Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К.Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.

5. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

Литература:

Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // https://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]