Легенды и повествования
Существует несколько преданий, связанных с появлением росписи. Одна легенда связана с иконописцем Андреем Лоскутом, который уехал из столицы, когда начались реформы патриарха. Он поселился в глухом лесу и продолжал рисовать иконы по привычной и уже ставшей традиционной методике.
В скором времени патриарх узнал о беглеце, который не только продолжил рисовать лики святых, но и обучал этому ремеслу местное население. С целью недопущения публичного наказания Лоскута собственноручно сжег себя. Перед этим он просил учеников сохранить уникальное искусство.
Другое повествование указывает, что в удалении от общества жил неизвестный умелец, который работал над изделиями с богатым декором. Он часто приносил свои работы в находящиеся неподалеку деревни. Слухи о небывалом мастерстве дошли до самого царя. Он приказал подчиненным отыскать «хохломиста» и доставить его в палаты. Но мастер скрылся в лесу, так и не сдавшись государевым опричникам.
История возникновения
Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи.
Для промысла свойственна особенность, отличающая его от других типов искусства: хохлома предполагает проведение золочения, после чего осуществляется декорирование всевозможными орнаментами. Мастера в процессе работы применяли своеобразную манеру «свободной кисти». Так, одновременно выполнялась фоновая роспись с последующим нанесением верховой композиции.
Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений:
- Шабаши;
- Глибино;
- Хрящи.
Ученые склоняются к версии, что окрашивание предметов «под золото» связано с заволжскими старообрядцами. Они жили обособлено и расселялись на удаленных лесных территориях, изолированных от остальных людей. Среди представителей старой веры выделялись талантливые живописцы. Они кистевым тонким изображением писали иконы, отделывали книги.
В целом жители Заволжья были настоящими умельцами, смогли освоить и совершенствовать резьбу по дереву, токарное дело. Совмещение этих направлений, возможно, и положило начало росписи. Об этом следует упомянуть в реферате или рассказе, сообщении на тему хохломы.
Если давать общую характеристику, то промысел сохранил в себе и передал безупречные линии, создаваемые заволжскими умельцами, вычурность иконописцев. Все это логично сочеталось с классическими формами и шикарной презентацией.
Основные цвета
Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны. Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота. Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.
Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.
Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:
- черный;
- красный;
- белый;
- оранжевый;
- отборный желтый;
- зеленый;
- коричневый;
- голубой;
- изумруд.
Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.
Техническое исполнение
Деревянная заготовка хорошо просушивается, после чего проводится грунтовка с применением жидкой глины, вапы. Сохнет предмет в среднем около 7−8 часов, после чего тщательно покрывается олифой. Процедуру положено несколько раз повторить.
На следующем этапе проводится лужение, в ходе которого специальный алюминиевый порошок втирается в древесину. Это исключительно ручная работа с применением кожаного тампона. По завершении процедуры поверхность становится блестящей, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в докладе о хохломской росписи.
Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, отличающимися размерами. Завершенный орнамент должен полностью высохнуть, после чего на него наносится лак. Последний этап представлен закаливанием предмета в специальной печи, где задается температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.
Основные мотивы и элементы
Промысел предполагает наличие фонового и верхового письма. В последнем случае орнамент наносится на золотистый фон, он представлен белыми, красными и черными цветами. Через хохломскую роспись с уникальной подачей раскрывается настоящая русская душа. Она демонстрирует наивное и слегка романтичное восприятие реальности целой нацией. Небывалые шедевры из насыщенных оттенков и весьма деликатных мазков представлены колосками, травинками, элементами натюрмортов.
Природные узоры раскрываются особенными мотивами «под осоку». В старинном варианте присутствуют на серебряной основе:
- специальные мазки;
- завитки;
- небольшие по размеру ягоды;
- колоски.
Отдельные травинки переплетаются, создавая подобие курочки или петушка, они мирно восседают среди густых зарослей на ветке. Листья и ягоды создаются довольно жирными мазками. Общая картина наполняется растительными довольно громоздкими формами.
Часто на практике используются орнаменты в виде виноградных гроздьев, вишневых, малиновых, земляничных ягод. Известны работы, на которых россыпь астр или тюльпанов сверху украшена смородиной или рябиной.
На внутренней поверхности блюдец с чашками обычно присутствуют узоры типа «рыжик» или «пряник». Подобные геометрические фигуры вписаны в ромб или квадрат. Посредине обязательно присутствует светило. Края узора представлены мелкими деталями.
Верховая роспись создается с помощью деликатных и тончайших мазков. В готовой композиции ощущается воздушность с легкостью, она буквально дышит золотистым сиянием. Прием по нанесению красящего компонента довольно прост, он дает возможность фантазировать в процессе рисования, изменять запланированные элементы.
Что касается фонового исполнения, изначально изготавливается контурный рисунок на полотне. Дальше с помощью красного или черного оттенка заштриховывается окружающее пространство. Все манипуляции с фоном представлены трудоемким процессом. Импровизация и фантазия здесь неуместна. Задуманная идея должна отражаться максимально точно.
Значение для мировой общественности
Начиная с середины XIX века искусство стало известно на просторах заграничных государств. Во Франции в 1889 году была организована целая выставка, после которой хохломское мастерство распространилось на все континенты планеты. Предметы русских умельцев стали встречаться на рынках Западной Европы, Китая, Индии.
Популярность изделий, изготовленных заволжскими мастерами, способствовала развитию отрасли. Ассортимент в скором времени значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, бокалы, шкатулки, бочонки. На Западе большое распространение получили братины, выполненные в виде огромных посудин наподобие ладьи, дополненных дюжиной ковшиков. Такие предметы обычно применялись на массовых пиршествах.
В русской культуре старинный народный промысел занимает отдельную нишу. Характерный символ хохломской росписи — Жар-птица в огненном исполнении. В течение нескольких веков искусство только совершенствовалось. Причудливые узоры с растительными переплетениями полюбились в России, они широко известны далеко за ее пределами. В кратком тексте сочинения или сообщения про хохлому к школьному уроку стоит обозначить основные особенности искусства. Важным станет описание подготовки предметов для дальнейшей росписи.
Разновидности росписи
Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.
Верховой рисунок
Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».
Орнаментальные варианты верховой росписи:
- «Травная» — осока, белоус и луговик, вот главные элементы росписи. Она пишется завитками и различными мазками, колосками либо ягодками по золотому фону.
- «Под листок», «под ягодку» — художники занимаются стилизацией растительных форм. От «травного» рисунка этот вид отличается более крупными мазками, что превращаются в овальные листья, а круглые ягодки ставятся кистевым тычком.
- «Пряник» — так именуют геометрическую фигуру, вписываемую в квадрат либо ромб, в середине такой фигуры солнце. Особенность такого орнамента в кажущемся движении узоров.
Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.
Фоновый рисунок
В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.
В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.