ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
1сл. “Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Для грамотного подхода к решению задач по здоровьесбережению в нашем МБДОУ был составлен долгосрочный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
2сл. Актуальность проекта: В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. Более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации
3сл. Цель проекта: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранение и совершенствование здоровья ребенка – дошкольника.
4сл. Задачи проекта:
- Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
- Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
- Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
5сл. Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания).
6сл. Основные принципы проекта:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных)
- систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
— оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
7сл. Проект реализуется через следующие разделы:
- укрепление материально – технической базы ДОУ
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
8сл Укрепление материально – технической базы:
- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, проектор, несколько гимнастических скамеек, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое.
На территории детского сада оборудована спортивная площадка для физического развития детей, для занятий на воздухе, она оснащена необходимым инвентарем и оборудованием (спортивный комплекс, горки, лиана).
В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.
В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
9сл. Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; систему закаливания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.
- Диагностику проводят: медицинский работник; воспитатели групп; учитель – логопед; педагог – психолог; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель.
- Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания.
- Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе); специальные мероприятия (водные, воздушные и солнечные).
- Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей:
- повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
- индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- достаточный по продолжительности сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
10сл Работа с педагогами:
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что у них главная социальная роль
- просветительная работа по направлениям проекта
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый ребёнок; здоровый педагог – больной ребёнок; больной педагог – больной ребёнок
Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.
11 сл. Организационные методические мероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
- Внедрение новых здоровьесберегающих технологий, методов и упражнений для психического и физического развития детей;
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
- Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
12сл. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Ритмопластика — проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
- Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
- Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
- Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Бодрящая гимнастика — проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
- Артикуляционная гимнастика — Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит учитель — логопед.
2. технологии обучения здоровому образу жизни:
- Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
- Занятия из серии «Здоровье» — проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
- Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
- Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
- Коммуникативные игры — проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
3. коррекционные технологии:
- Технология музыкального воздействия — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
- Арт-терапия — проводится сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.
- Игротерапия — проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
- Сказкотерапия — проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
- Технологии коррекции поведения — Проводится как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
- Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю для старших дошкольнико
35сл. Методические рекомендации по оздоровлению:
Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
36сл. Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей
- пропаганда общественного дошкольного воспитания
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка
- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье
— включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
37сл. результаты реализации проекта:
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.
Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.
Следующая > |
Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу быть здоровым!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №72» города Магнитогорска
Я хочу быть здоровым!
Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе
Выполнила: воспитатель
Сайфутдинова Э.Ф.
Магнитогорск, 2019
Актуальность проекта и постановка проблемы
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость
сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют
ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает
рождаемость.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных,
социально-экономических, экологических, деятельности системы
здравоохранения.
Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
1. Условия и образ жизни, питание — 50 %
2. Генетика и наследственность — 20 %
3. Внешняя среда, природные условия — 20 %
4. Здравоохранение — 10 %
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье
также влияют:
питание
качество окружающей среды
тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)
Из этих данных ВОЗ, очевидно, что первостепенная роль в сохранении,
формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку.
Но все же современный человек в большинстве случаев перекладывает
ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по
отношению к себе, здоровью своего организма. В настоящее время,
укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого
человека.
В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.
По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14%
детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–
40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в
начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в
необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от
общего числа учащихся.
Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:
наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема
познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной
активности и др.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их
функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на
состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции
модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –
дошкольного.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью –
главная задача не только ДОУ, но и современного образования.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности по здоровьесбережению
Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.
Ключевые слова: проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, дошкольники
Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Всемирная организация здравоохранения определяет термин «здоровье», как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Чтобы в будущем жизнь была наполнена яркими красками, а каждый новый день приносил радость, необходимо позитивно и с оптимизмом воспринимать окружающую действительность. Но все знают, что это ни так просто. Этому необходимо научиться, а точнее заложить привычку здорового образа жизни ещё на этапе дошкольного детства. А помогут в этом применяемые в ДОУ здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — один из видов инновационных технологий, нацеленных на сохранение, поддержание и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Прежде всего необходимо сформировать у дошкольников умение самостоятельно заботиться о своём здоровье, то есть заложить основы валеологической культуры. А также организовать образовательный процесс таким образом, чтобы он не сказывался негативно на здоровье детей, педагогов и родителей.
Систематически в группе проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Обязательно организуем проведение различных видов гимнастик- дыхательной, для глаз, пальчиковой и артикуляционной.
ФГОС ДО ставит дошкольные образовательные учреждения перед решением совершенно иной задачи. Проводить занятия по здоровьесберегающей деятельности уже недостаточно.Необходимо гармонично объединить все образовательные области в единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и дошкольника для абсолютного восприятия окружающего мира.Аитогом такого процесса станет сформированное у ребёнка представления о здоровье человека как ценности. Что будет являться необходимой предпосылкой активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века, хотя он и не является принципиально новым в педагогической практике. В дошкольном возрасте ребёнку ни под силу найти противоречия в окружающем, определить цель и проблему. Поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества. В такую совместную деятельность вовлечены ни только дети и педагоги, но и родители воспитанников, которые могут в полной мере испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Теперь хотелось бы поделиться опытом осуществления проектов по здоровьесбережению в нашей группе. В младшей группе — это был долгосрочный проект «Малыши-крепыши». Работа над проектом велась согласно поставленной цели с соблюдением принципов реализации. Обязательный учет возрастных особенностей, многократное повторение усвоенных норм и правил, множество сюрпризных моментов. Старались подобрать наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста, используя традиционные и нетрадиционные методы работы.
С детьми средней группы нами был реализован среднесрочный проект: «Страна Здоровия». Перед нами стояла цель — развитие двигательной активности детей по средствам элементов физической культуры для сохранения и укрепления физического здоровья. А для этого необходимо обогащать знания и умения по гигиенической культуре, о полезных и неполезных продуктах питания, о воздействии закаливания на организм человека и т. д. Но в первую очередь, у детей необходимо сформировать умение нести ответственность за своё здоровье. И нам очень хотелось, чтобы произошла консолидация детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Рассмотрим основные этапы проекта. На начальном этапе обозначили проблему, определились с целью и задачами, собрали необходимую информацию, провели анкетирование родителей, подобрали необходимый материал и оборудование. В рамках подготовки тематических материалов была подобрана художественная литература по теме проекта, различный аудио- и видеоматериал. Например, детям очень понравилось смотреть мультфильмы про смешариков из цикла «Азбука здоровья». В каждой серии любимые персонажи в доступной форме рассказывают детям о необходимости делать зарядку, что такое элементарная гигиена, и что быть здоровым — это здорово! В стихотворении «Врач» Олеся Емельянова даёт понятие, что мерить температуру и ставить градусник — не больно. А прекрасное произведение «Доктор Вася» Михаила Придворова нравится всем детям. Тигр заболел, не хочет играть и кушать. Всем жалко несчастного тигренка, который не хочет играть и кушать, потому что он простудился и заболел. И лишь самый храбрый доктор Вася не боится войти в клетку и оказать помощь больному.
Далее шёл этап непосредственной реализации проекта. Согласно разработанному плану ежедневно проводились запланированные мероприятия. Например, беседы: «Моя подружка — зубная щётка», «Чистота — залог здоровья», «Врачи бывают разные», «Каша-малаша», «Чудо-витамины», «Молочная страна» и др.
Конечным продуктом стало совместное изготовление с родителями нетрадиционного спортивного оборудование из бросового материала. Центр физического развития пополнился сделанными своими руками гантелями, кольцебросами, массажными дорожками, ходунками, лыжами — скороходами и др. На заключительном этапе провели оценку эффективности и проанализировали достигнутые результаты. Оказалось, что заболеваемость детей снизилась, вырос интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка, обогатилась здоровьесберегающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребёнка в ДОУ. Реализация данного проекта продемонстрировала актуальность регулярной работы по данному направлению.
Здоровый образ жизни, базирующийся на достаточной двигательной активности, правильном планировании и соблюдении режима дня, первоначальных знаниях об организме, играет большое значение в улучшении и сохранении здоровья. И эти знания и понятия мы должны сформировать у детей уже в дошкольном возрасте. Мы действительно убедились, что использование проектного метода способствует практическому применению знаний по сохранению здоровья.
Литература:
- Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
- Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
- Анохина И. А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
- Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт — Петербург Детство — Пресс 2011 г.
Детско-родительский проект на тему:«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!!!»
Семья Огородниковых – мама Анна Владимировна и сын Ярослав (воспитанник подготовительной группы МБДОУ д/с №38)
2014г.
Тема проекта: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!!!»
Вид проекта: информационный, долгосрочный, развивающий.
Области проекта: здоровье и физическая культура.
Актуальность: В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей. Основная цель – снижение заболеваемости. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения ребенком всеми умениями и навыками, которые ему прививаются дома, в детском саду и которые ему необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо сформировать у ребенка разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации его физического развития, от уровня подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения).
Цель проекта:
- Повышение теоретических знаний и практических навыков ребенка по формированию собственного здоровья;
- Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями;
- Создание здоровьесберегающей среды, снижение частоты заболеваний в зимний и весенний период;
Достижение поставленных целей возможно, если решить следующие задачи:
- Познакомить ребенка с основными факторами, влияющими на здоровье;
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья;
- Формировать понимание у ребенка необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
- Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
Принципы проекта
— принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения.
— принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка.
— принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни ребенка с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки.
— принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности.
— принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности.
Проект реализуется по двум направлениям:
- Совместная деятельность: ребенок и родители.
- Индивидуальная исследовательская деятельность ребенка.
Формы работы с детьми:
— гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
— утренняя гимнастика, гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе), самомассаж, зарядка для глаз;
— занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);
— оздоровительный бег, босохождение;
— бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
— закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, солнечные ванны);
— чесночно-луковая ингаляция;
— массаж;
— рациональное питание;
— беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
— рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте;
— заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
— чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про мимозу», «Припп», «У меня опять 36,5», Г.Остер «Петька-микроб» и др.;
Ожидаемые результаты:
- осознание ребенком необходимости ведения здорового образа жизни;
- овладение навыками самооздоровления;
- повышение ответственности за свое здоровье.
снижение заболеваемости, повышение двигательной активности и физической подготовленности;
- формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков.
Этапы работы над проектом | ||
Этапы проекта | Деятельность родителей | Деятельность ребенка |
1 этап Подготовительный | 1. Выявление уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом 2. Создание творческой группы (мама, папа, сын). 3. Определение критериев, этапов и продолжительности 4. Подбор материалов, литературы по данной теме 5. Составление плана работы | Вхождение в проблему |
2 этап Практический | 1. Формы и методы работы родителей:
2. Формы и методы работы с ребенком:
| Участие ребенка в подготовке, формирование предпосылок в его самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой. |
3 этап Итоговый | 1. Отслеживание результатов работы. 2. Организация фотогалереи. | 1. Приобретение новых знаний, умений, навыков. 2. Разрешение проблемы. 3. Получение кубка здоровья и медали долголетия. |
Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться– На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты- Вот полезная еда, Витаминами полна!
На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе: Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить!
Начинай новую жизнь не с понедельника,
а с утренней зарядки.
«Ведем здоровый образ жизни!!»
Кто спортом занимается, тот силы набирается!
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна!
«Закаляй свое тело с пользой для дела. Холода не бойся, сам по пояс мойся!»
«Олимпийские надежды!!!»
Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь!!!
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Готовимся к оздоровлению
Не секрет, что зимой дети очень часто болеют, что отрицательно сказывается на иммунитете, приходится укреплять иммунитет ребенка. В весенний период целесообразно начать его укрепление с помощью витаминных комплексов, сборов на основе лекарственных трав и капсул рыбьего жира. Назначение каждого из этих средств нуждается в предварительной педиатрической консультации, поскольку существует риск преувеличить дозу, что может губительно отразиться на детском здоровье. Как правило, витамины назначают детям после первого года жизни, часто болеющим, после длительной интоксикации, антибиотической терапии и т.д. Травяные сборы также очень эффективны для стимуляции иммунитета, особенно сильны иммуномодулирующие комплексы на основе такого лекарственного растения, как эхинацея. Только длительное систематическое применение в течение двух-трех недель гарантирует положительный результат.
Целительный сон
Сон благотворно влияет на организм, даруя отдых, а с ним и оздоровление в домашних условиях. Ученые доказали, что физиологическое укрепление иммунитета во сне происходит на порядок быстрее, чем в период бодрствования. Следовательно, очень важно соблюдать режим сна, рекомендованный ребенку в определенном возрасте. Младенцы до четырехмесячного возраста спят в среднем семь-восемь часов днем и семь-восемь ночью. Далее до достижения восьмимесячного возраста – максимум пять днем и приблизительно девять-десять ночью. С года количество часов дневного сна снижается до четырех, а ночной увеличивается до двенадцати. После двух лет ребенок переходит на одноразовый одно- или двухчасовой дневной и одиннадцатичасовой ночной сон.
Продукты для оздоровления организма ребенка
Весеннее меню обязано удовлетворять возросшие потребности малыша в витаминах и питательных веществах, что даст ребенку энергетический заряд и усилит здоровье.Овощные и фруктовые блюда должны быть в рационе непременно, пусть даже в виде детских консервов. Весной появляются первые свежие овощи, которые надо приобретать только в специально оборудованных магазинах, имеющих все необходимые сертификаты соответствия и качества. К тому же, можно вырастить свою зелень, что даст вам гарантию, что это экологически чистый продукт, который не только не принесет вреда вашему крохе, но и обеспечит его нужными витаминами и микроэлементами в домашних условиях.
Идеальный весенний рацион ребенка включает:
Мясные продукты
- 50 г в день или через день, причем мясо должно быть разнообразным: говядина, свинина, птица (курица, индейка).
Рыбные блюда
- Рыбные блюда включают в меню минимум один раз в неделю. В рационе малыша лучше использовать преимущественно морскую рыбу, богатую очень полезными омега кислотами.
Белок и желток яйца
- Эти продукты допустимы в рационе ребенка до четырех раз в неделю.
Чтобы удовлетворить растущие энергозатраты ребенка и, следовательно, способствовать оздоровлению организма, питание должно быть по режиму и порционно сбалансировано (порция ребенка не должна быть равна порции взрослого человека).
Результат проекта:
Проект реализовал поставленные задачи. Ребенок получил новые и расширил уже имеющиеся знания, заинтересовался сбережением своего здоровья, повышением физподготовки. Частота заболеваний в данный зимне-весенний период снизилась, по сравнению с предыдущим сезоном.
Выводы:
- У ребенка сформировались практические знания и навыки по формированию здорового образа жизни.
- Ребенок демонстрирует умения использовать подвижные игры в самостоятельной деятельности.
- Снизилась заболеваемость.
- Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок творческому саморазвитию, повысила интерес ребенка к саморазвитию.
- Повысилась моя грамотность в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольника.
- Обогатился совместный эмоциональный опыт членов нашей семьи.
- Деятельность данного проекта будет продолжена.
Литература:
Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
«Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой – М: ТС «Сфера», 2002