Актуальность технологии проектной деятельности в ДОУ
Актуальность технологии проектной деятельности в ДОУ
Важность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта — это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск — его непременная часть. Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.
Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУ способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Ведь, ни для кого не секрет, что введение ФГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в новых условиях. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, актуальность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.
Основные особенности, этапы и элементы технологии проектной деятельности.
Какую деятельность можно называть проектной?
Приведём несколько принципиальных отличий проектной деятельности.
Во-первых, это та деятельность
,
в основе которой
лежит
метод проектов
.
Метод проектов
— это совокупность приёмов и действий для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Т.е., если говорить проще – это
совокупность последовательных действий.
Можно выделить основные этапы их проведения:
- организационный,
в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта:
- разрабатывают идею и ставят задачи проекта,
- планируют основные этапы и структуру проекта,
- предварительно формулируют проблему, выдвигаемую для решения,
- подбирают литературу, наглядный и дидактический материал,
- проводят опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта и т.п.;
- продуктивный,
представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта:
- введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию),
- формулирование проблемы,
- совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности,
- непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом;
- презентативный
(подготовка и представление результатов деятельности),
- итоговый,
на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе
с детьми дошкольного возраста
Перечень особенностей проектной деятельности в условиях ДОУ
может быть достаточно продолжительным, поскольку специфика возраста и развития детей-дошкольников достаточно своеобразна и уникальна. Мы выделим несколько наиболее характерных особенностей.
- Необходимость участия воспитателя как организатора и координатора деятельности в проекте.
Безусловно, данное участие должно быть ненавязчивым. Педагог должен понимать, что он лишь помощник на пути становления самостоятельности ребёнка и помощь не должна заключаться в назидании и выполнении за ребёнка определённых действий. Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А что, если мы попробуем ?», «Я бы посоветовала использовать», «Мне кажется, что нужно ….» и т.д.
- Необходимость заранее продумывать план деятельности проекта,
поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. Многие педагоги-дошкольники согласятся со мной в том, что если в ходе проекта после обозначения проблемы задать детям вопрос «Как нам действовать?», то активно предлагать варианты действий будут лишь несколько детей, а остальные либо промолчат, либо повторят уже сказанное. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы навыки самостоятельного планирования деятельности. А разве мы достаточно часто ставили перед ними такую задачу? Будем откровенными, методика «прошлой» педагогики ориентировала нас на обучение «по образцу», т.е. педагог даёт тот или иной образец, а дети должны его повторить и усвоить. И всегда образовательная деятельность «шла» по нашему с вами плану. Так было принято. Сегодня приоритеты меняются и нам с вами нужно научиться предоставлять возможность ребёнку для проявления самостоятельности и в процессе планирования деятельности, и в процессе её организации и реализации. Сложность в том, повторюсь, что у детей данные навыки развиты слабо. И именно поэтому у педагога должен быть предварительный план проекта, который, ни в коем случае, не предлагается как единственно возможный вариант деятельности. Данный план является помощью и подсказкой для педагога, чтобы в случае затруднений детей при планировании деятельности (а они точно будут) ненавязчиво предложить свои варианты. Например: «Серёжа, а как ты думаешь, можно организовать выставку-продажу овощей?» (проект «Овощи») или «А как вы думаете, возможно ли создать в группе макет Вселенной с множеством планет и далёких звёзд?» (проект «Космос»).
- Необходимость создания педагогом пространства возможного,
поскольку сами дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного»
можно охарактеризовать как набор определённых предметных и материальных условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Очевидно, что для выполнения задуманного плана любого проекта нужно много различных атрибутов. Например, для решения проблемы выбора стаканчиков для сооружения подставок для карандашей, чтобы исследовательская деятельность была по- настоящему исследовательской, нужны много различных стаканчиков: стеклянных, пластмассовых, картонных, из пластиковых бутылок, с маленьким дном и с большим, с широким «горлышком» и с узким и т.д. Чтобы правильно произвести сравнение предметов, проанализировать их свойства и качества, выбрать подходящую форму, необходим правильный и грамотный подбор материалов. Ребёнок-школьник абсолютно спокойно мог бы сделать данный выбор самостоятельно, но это очень затруднительно для дошкольника. Поэтому, создать данное пространство возможного должен воспитатель, где-то из того, что есть в группе, где-то прибегнув к помощи сотрудников или родителей.
Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными требованиями проектная деятельность должна занять достойное место, как в образовательной практике каждого дошкольного учреждения, так и в «арсенале» развивающих технологий компетентного педагога 21 века.
Особенности исследовательских, творческих и нормативных проектов
в ДОО
Для того, чтобы педагоги ориентировались в сходствах, различиях, особенностях данных типов проектов, смогли более свободно «разворачивать» проектную деятельность с детьми как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе ежедневных режимных моментов, необходимо учитывать специфику детских проектов.
Со старшей группы предполагается участие детей в трёх видах проектов: исследовательских, творческих и нормативных.
Вместе с тем и для детей более младшего возраста предусмотрены отдельные элементы проектной деятельности:
- в возрасте 3-4 лет рассматривается продуктивная деятельность детей как способ осознания того, что «продукт» творческой деятельности есть авторский результат целенаправленной детской активности;
- в возрасте 4-5 лет в общую систему включается исследовательская деятельность как средство активного детского поиска ответов на интересующие их вопросы.
Итак, начиная со старшей группы, одной из задач становится задача создания условий для совместной с детьми реализации проектов 3-х типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Рассмотрим более подробно каждый из выделенных типов проектов.
Исследовательские проекты
По мнению многих педагогов, наиболее сложными для реализации в детском саду являются исследовательские проекты.
Исследовательский проект
направлен на развитие у детей естественно-научных представлений о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т.д.), природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т.д.), исторических событиях, условия жизни растений и т.п.
Возможная тематика исследовательских проектов:
- «Почему вода прозрачная?»
- «Прочность материалов»
- «Секреты наших растений»
- «Как получаются сливки?»
- «Тонет — не тонет»
- «Почему исчезает вода?»
- «Каким был наш город 100 лет назад?»
- «Когда появляются улитки» и т.д.
При проведении исследовательского проекта можно использовать серию этапов. Приведём один из вариантов.
Этапы исследовательского проекта
- этап:
введение в проблему,
предполагает знакомство детей с тематикой проекта, его смысловым значением. - этап:
формулирование проблемы
или исследовательской задачи. На данном этапе возможны несколько вариантов:
- коллективное формулирование и обсуждение одной проблемы и, соответственно, совместное выполнение мероприятий по её решению;
- исследовательская задача определяется для каждого из детей или для малых подгрупп в зависимости от интересов и желаний детей.
III этап
:
работа над проектом.
Здесь дети, в зависимости от выбранного варианта (коллективного, подгруппового, индивидуального) деятельности, выполняют мероприятия по решению исследовательской задачи и оформляют проект в виде плаката, журнала, книги и т.п.
IV этап:
защита проекта.
В день защиты проекта дети при помощи родителей или воспитателей вывешивают свои зарисовки на стендах. Затем каждый ребенок (если это индивидуальный проект) или выбранные представители (если это подгрупповой или коллективный проект) рассказывают о проделанной работе, указывая на соответствующие изображения, записи и т. п.
V этап:
выставка проектов.
Проведение выставки оформленных исследовательских проектов подчеркнёт важность и значимость проделанной детьми работы. Также данную выставку можно будет использовать для закрепления знаний детей о теме проекта в процессе обсуждения выставленных книг, журналов, плакатов и экспонатов.
Творческие проекты
Творческие проекты
— наиболее близкий и знакомый для воспитателей тип проектной деятельности. Основная особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается новый, творческий продукт.
Возможная тематика творческих проектов:
- «Что для мамы подарить?»
- «Какой он, мир сказок?
- «Встреча Нового года»
- «Мир волшебных красок»
- «Супер-шляпа»
- «Журнал садовода»
- «Изделия из теста» и т.п.
Этапы творческого проекта (примерный вариант)
- этап:
введение в проблему,
предполагающий вхождение в смысл предстоящей деятельности. - этап:
формулирование творческой задачи или проблемы,
которую нужно решить в ходе проведения проекта и которая будет активизировать детей на последующую творческую деятельность. - этап:
обсуждение вариантов,
выработка идей для творчества. На данном этапе возможны несколько вариантов развития событий:
- совместный с детьми выбор темы проекта;
- обсуждение вариантов действий по теме, предложенной воспитателем.
В первом случае тема проекта будет напрямую зависеть от интересов детей. Во втором случае от интересов и предпочтений детей будет зависеть содержание деятельности.
В завершении III этапа творческого проекта можно предложить детям зарисовать свои идеи и подготовить сообщения к защите (возможно, при помощи родителей или объединившись в малые группы).
- этап
: защита идей
При проведении защиты выдвигаемых детьми идей и вариантов деятельности можно предложить план опорных вопросов, на которые дети должны будут дать ответы:
- Что ты предлагаешь?
- Кто может участвовать?
- Почему это интересно? и т.п.
На знакомство с идеями, выдвигаемыми детьми, можно потратить от одного до нескольких дней (в зависимости от масштаба проекта), предоставив возможность детям в обстановке свободного общения передавать и разъяснять друг другу свой замысел.
- этап:
голосование.
По завершении защиты идей можно организовать своеобразное голосование с помощью фишек, флажков, наклеек и т.п., которыми дети должны будут подтвердить свой выбор одного или нескольких вариантов, в зависимости от установки воспитателя. Воспитатель может дать такую установку примерно следующим образом: «В проекте примут участие 4 идеи, набравшие большее количество наклеек» (если выбираются действия) или «Победит та тема проекта, которая наберёт большее количество фишек» (если выбирается тема проекта) и т.п.
Безусловно, если есть время и позволяют условия, можно воплотить все идеи детей либо предложить «проигравшим» обязательное включение их идей в следующий проект, либо посоветовать провести проект
- этап:
составление плана действий.
Когда идея или идеи выбраны, можно обсудить вопрос «Как будем действовать?». После обсуждения составить план, определить последовательность действий, варианты итоговых мероприятий и т.д.
- этап
:
выполнение плана проекта.
Воспитатель помогает детям
организовать работу над проектом: распределиться на команды или раздать индивидуальные поручения, привлечь родителей, специалистов детского сада и т.п.
- этап:
презентация.
Проведение итоговых мероприятий проекта (праздника, выставки, концерта, презентация книги, журнала и т.п.), собственно для чего и был задуман весь проект.
Нормативные проекты
Программа трактует нормативный проект
как деятельность, направленную на выработку определённых норм и правил поведения в детском коллективе.
Многие педагоги совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечают, что реализация нормативных проектов не ограничивается лишь изучением правил детского коллектива. Сюда можно включить и ближайшее социальное окружение ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т.д. Правила безопасности поведения, дорожного движения — всё это тоже можно включить в тематику нормативных проектов.
Возможная тематика нормативных проектов:
- «Правила поведения в группе»
- «Что такое доброта?»
- «Почему нужно помогать младшим?»
- «Полезные привычки»
- «Полезная еда»
- «Здоровье — это движение»
- «Почему нужно мыть руки» и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности
: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ — это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Результаты проектов могут быть фактическими, продуктовыми:
- новые знания, оформленные в статью;
- устройство или прототип;
- художественный объект;
- технология или инновации.
И образовательными:
- вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
- hard skills;
- soft skills;
- внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.