Игра — викторина с презентацией на тему «Осень» для младших школьников, 2-3 класс


Игра — викторина с презентацией на тему «Осень» для младших школьников, 2-3 класс

Конспект игры-викторины «Здравствуй, Осень!»
Описание материала: сценарий викторины можно использовать для организации классного часа, внеклассной деятельности. Разработка будет полезна учителям школ, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, вожатым детских лагерей. Участники: ученики 2-3 классов. Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. Задачи: • закреплять и развивать навык коллективного общения и активности детей; • закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года; • создать условия для творческого самовыражения; • активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение. Оборудование: мультимедийная презентация, проектор и экран, звуковые колонки, листочки для записи ответов, ватман, засушенные листья, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, карандаши, ручки, сигнальные карточки (зеленый и красный цвет).
Ход игры:

Класс делится на 2 команды и отвечают на предложенные вопросы. Все вопросы представлены в презентации и делятся на блоки: «Пернатые друзья», «Писательская Осень», «Осенние праздники», «Что лишнее», «Осенние нотки», «Рисует Осень».
Блок «Пернатые друзья». На экране изображения птиц. Задача команд – вспомнить их названия и определить, к какой категории они относятся: «зимующие» или «перелетные». Оценка: за каждую верно распределенную птицу — 1 балл. Максимальный балл – 8. Свои ответы дети заносят в таблицу. Ответы: Зимующие – воробей, голубь, синица, снегирь. Перелетные – кукушка, журавль, кряква, стриж. Если у детей вызовет трудность в определении категории для снегиря, то ведущий поясняет: Снегирь – это зимующая птица. Снегирей мы постоянно видим только зимой потому, что летом они живут в лесах, где полным полно еды. А вот зимой, когда все кругом заметает снег, пищи в лесу нет. И снегири начинают летать на дальние расстояния от лесов, в поисках пищи. Летом снегири обитают только в лесах, которые расположены далеко от населенных пунктов с людьми. Снегири летом вьют гнезда и выводят птенцов. И для этого им нужна тишина и спокойствие. Вот они и прячутся в лесах. Особенно им нравится вить гнезда на самых макушках еловых деревьев, такие как ель или сосна. Макушки данных деревьев высокие и людям трудно разглядеть там снегирей. Блок «Писательская осень». На слайдах отрывки стихов и рассказов. Командам необходимо определить автора и/или из какого произведения. Ответы пишут на отдельных листочках и сдают на проверку. Оценка: за каждый верный ответ – 2 балла, максимально – 6. 1. Под ногой похрустывают льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки — невидимки, Облетая с каждого куста… (Евгения Федоровна Трутнева) 2. Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. — Возьмите меня с собой! — Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев. (Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешествинница») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (Александр Сергеевич Пушкин) Физминутка: Дети встают и повторяют слова и движения за ведущим. Вдруг закрыли небо тучи (Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки), Начал капать дождь колючий (Прыжки на носочках, руки на поясе). Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть (Приседаем, руки на поясе.) Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги (Идём по кругу с высоким подниманием колена). Блок «Осенние праздники»: На слайдах названия праздников, необходимо написать дату. Ответы пишут на отдельных листочках и сдают на проверку. Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл, максимально – 4 баллов. Ответы:
1 сентября – День Знаний; 5 октября – Международный День Учителя; 4 ноября – День народного единства; 18 ноября – День Рождения Деда Мороз;

Блок «Что лишнее»:

На слайдах представлены картинки, команды должны выбрать лишнее и объяснить почему. Команды поднимают сигнальные карточки и дают ответ. Оценка: 2 балла за правильный ответ (или 1, если выбор верный, а объяснение – нет). Максимально – 6. 1. Яблоня, слива, груша, береза (ответ: береза, т.к. у остальных деревьев – плод фрукт); 2. Кленовый лист, тополиный лист, березовый лист (кленовый лист, т.к. осенью не только желтеет, но и краснеет). 3. Заяц, белка, лиса, ласка (лиса, т.к. не меняет цвет шубки в зависимости от сезона). Дети могут назвать белку, т.к. она обитает в дуплах деревьев, однако и ласка может жить в низко расположенных дуплах.
Блок «Осенние нотки»: Команды прослушивают минусовки песен на осеннюю тематику, поднимают сигнальные карточки и дают ответ. Ответы: 1. «Лесной Олень»; 2. «Осень постучалась к нам»; 3. «Наташка-первоклашка». Блок «рисует Осень». Команда создает коллаж из осенних листьев. Оборудование: ватман А3, засушенные листья, цветная бумага, ножницы, клей ПВА. 5 баллов за коллаж. Подведение итогов:
Все большие молодцы. (Подсчитать баллы) Победила команда __________.

Презентация на тему: Игра-викторина «Здравствуй, Осень!»

Рекомендуем посмотреть:

Осенний праздник в 1 классе. Сценарий Викторина с ответами на тему Осень для начальных классов Осенний бал в начальной школе. Сценарий Викторина на тему: Осень с ответами для 1-2 класса

Похожие статьи:

Осенний праздник в начальной школе. Грибы

Праздник Осени для старшеклассников. Сценарий и конкурсы

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий, 1 класс

Классный час «Поздняя осень», 2 класс

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий с конкурсами

Конкурсная презентация-викторина «Большие буквы» на тему осени

Викторина «БОЛЬШИЕ БУКВЫ» на тему «Осень» Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. Задачи: 1) закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; 2) расширить кругозор учащихся, развивать логику, воображение, умение работать в команде; 3) прививать любовь к природе. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями для учащихся, жетоны. Ход мероприятия: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… А.С. Пушкин Ведущий: Здравствуйте ребята! Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Осень — одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ каждая команда будет получать жетоны. А начнем мы с разминки ума. Разминка «Доскажи словечко» (ответы хором) 1) У избы помоет крышу. Отведет в берлогу Мишу, Труд крестьянский завершит, А потом листвой шуршит. Мы её тихонько спросим: — Кто ты? – И услышим? …(осень) 2) Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я…(капуста) 3) И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом… (картошка). 4) Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый … (мухомор). 5) Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (репка) 6) Повстречался старый дед. Дед совсем ещё не сед, Стал средь листьев и травы – В шляпе, но без головы. (гриб) 7) Он круглый и красный, Как глаз светофора, Среди овощей нет Сочней … (помидора) 8) Выросло из зёрнышка Золотое солнышко. (подсолнух) 9) Шло по грядке вдоль забора Войско храброе дозором. Держат пики сотни рук, Подрастает горький … (лук) 10) Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (дерево) 11) Рыжий Егорка Упал в озерко. Сам не утонул И воды не всколыхнул. (лист) 12) Что за дерево стоит? Ветра нет – оно дрожит. (осина) 13) Есть у родственницы елки Очень мягкие иголки. Но в отличии от елки Опадают те иголки. (лиственница)
Ведущий: Какие осенние месяцы вы знаете? Угадайте, о каком месяце пойдет речь? Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Сентябрь –вересень (цветет вереск), листопадник. Приметы • В сентябре лес реже и птичий голос тише. • В сентябре (октябре) одна ягода, да и та — горькая рябина. • Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд. — А сейчас о каком месяце вы услышите? Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Октябрь – грязник Приметы • Октябрь венчает белый снег с великой грязью. • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. • Октябрьский гром – к бесснежной зиме. И, наконец, последний осенний месяц. Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало — Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи! Ноябрь — полузимник, бездорожник. Приметы • Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. • Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил. • Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы. Осенних примет множество и сейчас мы проверим хорошо ли вы их знаете. Для этого необходимо ответить на вопросы. 1 конкурс: «Что осень нам готовит» Вопрос 1. Считается, что настоящий снег, сколько бы его ни выпало, не ляжет надолго, пока: a) Не улетят аисты b) Не кончатся грибы c) Не выкопают картошку d) С вишен не облетят листья Ответ: Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. Вопрос 2. Согласно примете, можно еще осенью спрогнозировать время наступления весны. Зависит это от того, с какой стороны: a) Желтеют березы b) Дует ветер в первый снегопад c) Замерзают лужи после первых холодов d) Поспевает быстрее клюква Ответ: Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. Вопрос 3. 19 ноября — на Павла-исповедника наблюдали за реками — если на реке образуются ледяные горы, то следует ожидать еще и «гор»: a) Грязи b) Хлеба c) Снега d) Денег Ответ: Следующий год должен быть урожайным: хлеба будут «горы». Вопрос 4: Бесснежная и короткая зима будет, если в октябре: a) Грянет гром b) Свистнет рак c) Зацветет тополь d) Не будет видно звезд Ответ: Прогремит гром — и зима будет мягкой Вопрос 5. Только в ноябре будут первые морозы, если на Иринин день — 1 октября все еще: a) Не выпал снег b) Не отошла малина c) Не улетели журавли d) Не залегли спать медведи Ответ: 1 октября — называют еще «Арина — журавлиный лет». Если журавли отправляются на юг, значит, скоро начнутся настоящие морозы. Вопрос 6. Иногда крестьяне предсказывали, какой будет зима, по толщине: a) Вороньих гнезд b) Шкурки у луковицы c) Нагулянного медведями сала d) Последнего годового кольца дерева Ответ: Луковица перед суровой зимой отращивала себе подобающую «одежку». Ведущий: Отлично, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться. Наши предки относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде.

2 конкурс: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Ваша задача восстановить перепутанные части пословиц. За каждую правильную пословицу получаете один жетон. Пословицы для первой команды: Чтобы рыбку съесть да горы копает. На одном месте лежа тому бог дает. Муравей не велик надо в воду лезть. У ленивой пряхи и камень мхом обрастает. Кто рано встает и для себя нет рубахи. Кончил дело не вытащить и рыбку из пруда. Лентяй праздники знает гуляй смело. Работа с зубами а лень портит. Труд человека кормит да будней не помнит. Без труда а лень с языком. Ответы: • Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. • На одном месте лежа и камень мхом обрастает. • Муравей не велик да горы копает. • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. • Кто рано встает тому бог дает. • Кончил дело гуляй смело. • Лентяй праздники знает да будней не помнит. • Работа с зубами а лень с языком. • Труд человека кормит а лень портит. • Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Пословицы для второй команды: Кто пахать не ленится когда спишь до обеда. Не спеши языком оба подставишь – легче справишься. От трудов праведных у того и хлеб родится. Не пеняй на соседа торопись делом. В полплеча работа тяжела не нажить палат каменных. У ленивого на дворе чужая ребром торчит. На печи лежать так и не будет скуки. Понурая коровка так и хлеба не видать. Трудовая денежка плотно лежит то и на столе. Не сиди сложа руки много молочка несет. Ответы: • Кто пахать не ленится у того и хлеб родится. • Не спеши языком торопись делом. • От трудов праведных не нажить палат каменных. • Не пеняй на соседа когда спишь до обеда. • В полплеча работа тяжела оба подставишь – легче справишься. • У ленивого на дворе то и на столе. • На печи лежать так и хлеба не видать. • Понурая коровка много молочка несет. • Трудовая денежка плотно лежит чужая ребром торчит. • Не сиди сложа руки так и не будет скуки.

Ведущий: Какие сильные команды у нас сегодня, опять справились с заданием. Пришло время капитанам продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый сообразительный — покажет следующий конкурс. За каждый правильный ответ команда получает жетон. 3 конкурс: «Самые умные» Вопросы 1 команде: 1. Это месяц проливных дождей, разноцветных листьев, прощальных птичьих песен. Он просит осень в гости. Как называется этот месяц? (Сентябрь) 2. Назовите «усатые» овощи? (Горох) 3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка.) 4. У каких овощей «красный нос»? (Редис, свекла, томаты) 5. Листья каких деревьев опадают зелеными? (Ольха.) 6. У кого щеки как мешки? (Хомяк.) 7. Деревянная обитель квашеной капусты. (Бочка) 8. Композиция из сухих цветов. (Гербарий) 9. Пчелиный дом. (Улей) 10. С чего начинается осень? (С буквы «о») 11. Как в народе называется сезон в сентябре? (Бабье лето) Вопросы 2 команде: 1. Месяц осеннего бездорожья, голой остывающей земли, ледяных дождей и мокрого снега. Как он называется? (Октябрь.) 2. У какого овоща есть «глазки»? (Картофель.) 3. У какого зверя осенью еще родятся детеныши? (Заяц.) 4. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен.) 5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.) 6. Как называется осенний отлет птиц? (Миграция) 7. Стеклянный приют овощей. (Банка) 8. Плоды, сваренные в сиропе. (Варенье) 9. Результат пчелиного труда. (Мед, воск) 10. Чем заканчивается сентябрь, октябрь, ноябрь? (Мягким знаком) 4 конкурс: «На осенней грядке» В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на «А”.

Ответы: Репа, свекла, брюква, редька, капуста. Подведение итогов. Ведущий: Молодцы, ребята! Вы действительно много знаете об этом прекрасном времени года – Осень. Спасибо всем за работу! До новых встреч!!!

Викторина «Краски осени»

Викторина «Краски осени»

Назовите осенние месяцы

. Почему они так называются?

(Сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.)

Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень»?

(Это славянские названия осенних месяцев.)

Почему происходит смена времён года?

(Время года зависит от положения Земли относительно Солнца. Орбита Земли не круглая, а вытянутая, а сама Земля вращается как бы под углом, «подставляя» ближе к Солнцу то южное полушарие, то северное)

Почему осенью листья на деревьях становятся разноцветными?

(Из-за укорачивающегося дня и замирания жизнедеятельности дерева хлорофилл – пигмент, обеспечивающий листьям зелёную окраску – не успевает восстановиться, поэтому «проявляются» другие пигменты)

Есть ли деревья, чьи листья не меняют осенью свой цвет?

(Есть. Например, ольха, сирень. У них нет других пигментов, поэтому листья у них буреют или опадают прямо зелёными)

Замечено, что деревья, растущие возле уличных фонарей, позже желтеют и позже сбрасывают листву. Почему?

(Это происходит из-за дополнительного источника света – у этих деревьев световой день немного увеличен)

Зачем деревья сбрасывают осенью листья?

(Во-первых, большая площадь листа испаряет много влаги, если летом корни добывают влагу из земли, то зимой это невозможно – дерево бы просто засохло, если бы не сбросило листву. Во-вторых, из-за той же площади листа снега на деревьях было бы больше – им было бы тяжелее, ветки могли бы сломаться. В-третьих, в листве за лето накапливается много минеральных солей, растение избавляется от их излишка. В-четвёртых, листва – это удобрение, дерево готовит питание самому себе)

Какие осенние цветы радуют нас практически до самых морозов?

(Астра, хризантемы, лапчатка, бархатцы и т.д.) Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички, а кто рождается осенью? (Листопаднички)

Почему осенью птицы улетают на юг?

(Прежде всего, потому что становится мало еды, холод – это вторая причина)

А кто их птиц остаётся зимовать с нами?

(Голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д.)

Существуют ли птицы, улетающие не на юг? (Да, есть птицы, которые осенью улетают на восток: например, чечевичник, куличок-плавунчик)

Может быть, для кого-то из птиц и наши края – курорт? Кто на зиму прилетает к нам? (Клёст, свиристели, чечётки)

Некоторые звери делают на зиму запасы. А птицы запасы делают?

(Некоторые делают – например, сойки, совы)

Одни из самых последних на юг улетают утки. Иногда, если есть корм и незамерзающий водоём, они даже остаются зимовать. Почему они не замерзают?

(У них есть подкожный жировой слой. Перо у уток очень плотное и водонепроницаемое, а под пером – мягкий тёплый пух, такая «подушка» хорошо греет. У уток своеобразное кровообращение, поэтому лапки у них тоже не мёрзнут)

Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём?

(Это лягушки, змеи, ящерицы)

Какие праздники празднуют осенью?

(День знаний, День учителя, Осенины, Праздник урожая, День пожилого человека, День музыки, День народного единства)

Дары осени – что это?

(Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды)

Осенние дары: корнеплод для драников и фрукт для шарлотки. Что это?

(Картофель и яблоко)

По мнению Алисы из страны чудес от этого овоща (точнее – корнеплода) часто лукавят.

(Лук)

Этот овощ бывает и сладким, и горьким.

(Перец)

Что же делают огородники в огороде осенью, когда весь урожай собран?

(Сажают зерновые культуры и некоторые овощи под зиму)

Какие горькие ягоды первый мороз делает сладкими?

(Калину и рябину)

Назовите известные вам литературные произведения на тему осени.

(«Осенняя» поэзия А.С. Пушкина, Н.Н. Сладков «Курорт «Сосулька», «Осень в лесу», «Осень на пороге», М.М. Пришвин «поэтические миниатюры об осени, Т. Александрова «Кузька в лесу» (из цикла

про домовёнка), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.В. Бианки «Осень», «Анюткина утка» и т.д.)

Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

(«Осенью и воробей богат», «осень – припасиха, а зима – прибериха», «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт» и другие)

Какие музыкальные произведения, посвящённые осени вы знаете?

(П.И. Чайковский, цикл «Времена года», А. Вивальди «Времена года», детские песни и т. д.)

Каких живописцев осень вдохновляла на творчество?

(И.Левитан, И.Шишкин, А. Саврасов, Н. Нестеров и др.)

Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?

(Два свитера: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло)

Холодный ветер – тоже частый спутник осени

. С помощью чего можно узнать направление ветра? (С помощью флюгера)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]