Цели дидактических игр в детском саду
Дидактические игры способствуют всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста.
Их цели:
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- закрепление знаний о цветах;
- знакомство с геометрическими объектами;
- формирование представлений о правильных и неправильных действиях, поступках;
- воспитание положительных личностных качеств, умения взаимодействовать с окружающими;
- знакомство со счетом и численными характеристиками;
- развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить;
- эмоциональное и творческое совершенствование, развитие воображения;
- улучшение мелкой моторики, общей координации и двигательной реакции;
- развитие дыхательной способности.
Понятия «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение»
Виктория Главатских
Понятия «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение»
Статья.
Понятие «дидактическая игра»
и
«дидактическое упражнение»
.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
Истоки сочетания обучения маленьких детей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки»
,
«Сорока — белобока»
,
«Гули — гули»
и многие другие. Мать,
играя с ребенком, учит производить элементарные игровые действия. Называя части тела, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей, Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам, А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр,писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры.
1
Дидактическая игракак метод обучения представлена в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в процессе игр-занятий чередуется с вопросами, указаниями, объяснениями, показом, Основой таких игр служит игровой сюжет, разнообразные игровые действия.
Дидактическая игракак форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное)
и игровое
(занимательное)
. Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. А. П. Усова, оценивая
дидактическую игру и ее роль в системе обучения,писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Дидактическая игра выступает и как средство формирования у ребенка отдельных качеств, умений, навыков.
В целом же анализируя работы Сорокиной, Удальцовой, Аванесовой, Бондарен ко и др. можно считать дидактическими такие игры, которые имеют особую учебно-игровую структуру,В ней выделяются следующие элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.
Дидактическая задача является первым необходимым элементом обучающей игры и направлена на сообщение, закрепление, систематизацию знаний, усвоение способов действий, формирование отношения детей к предметам и явлениям окружающей жизни, развитие познавательной активности.
Следующим важным компонентом дидактической игры является игровая задача. В. Н. Аванесова указывает, что учебная, познавательная задача должна ставится перед детьми через игровую задачу, близкую мотивам детской игры.
2
Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. В этих условиях взаимоотношения между детьми и взрослыми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, а дети учатся у него, а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры.
Как только этот принцип нарушается, т. е. исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, воспитатель становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестает быть сама собой, попадает в разряд упражнений. Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие.
Как отмечается в работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Удальцовой и др. авторов, дидактическая играстановится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. «При наличии игрового действия дидактические игры облекаются в игровую форму. Внимание ребенка направлено на развертывание игрового действия, а уже в процессе игры незаметно он выполняет обучающую задачу. Игровое действие создает у детей интерес к дидактическому заданию игры. Поэтому, чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают обучающую задачу» — указывала И. Удальцова. Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи ставится не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, а естественное для школьников стремлен не играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть, именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действия.
3
Основой построения дидактической игры, главным орудием управления педагогом познавательной и игровой деятельностью детей являются правила игры. «Правила приобретают в игре ведущее дидактическое значение, через них воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношение детей в игре. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические цели могут остаться невыполненными»,- указывала на значение правил В. Н. Аванесова. Дидактическое назначение правил осуществляется благодаря тому, что они представляют собой довольно точно фиксированный способ действия, развивают в детях способность само и взаимоорганизаций.
Раскрытие особенностей дидактической игры, игрового характера различных ее сторон, элементов и звеньев — постановки и способов решения образовательных задач, мотивов и результатов деятельности ребенка, взаимоотношений педагога и детей обнаруживает необходимость выделения еще одной формы организованного обучения — дидактических упражнений, В основе дидактических упражнений лежит многократное воспроизведение, повторение, тренировка в том или ином действии. Ребенок получает возможность действовать со специально разработанным дидактическим обучающим материалом. Обучение приобретает здесь своего рода учебно-практический характер, отличный от прямого обучающего воздействия на занятиях и игрового воздействия в дидактической игре. Включение в дидактический процесс детского сада наряду с занятиями также дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность обучения, позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельности, предупредить утомляемость и в течение всего учебного времени сохранить высокую работоспособность детей.
\
4
По характеру использованного материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, т. к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного возраста.
Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т. к. в них дети учатся высказывать самостоятельность суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Следовательно, эти игры развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять полученные ранее знания.
Таким образом, дидактическая игра как средство обучения обеспечивает формирование новых и закрепление имеющихся знаний, учит детей использовать полученные знания в различных условиях, способствует развитию самостоятельности и активности мышления, Рассмотрение дидактической игры явления организованного обучения,как одной из форм организации обучения в детском саду предполагает наличие и взаимосвязь следующих ее компонентов: дидактической, игровой задачи и игрового действия, правил.
5
Список литературы.
1. Усова А. П. Обучение в детском саду. Под ред. А. В. Запорожца. М., Просвещение, 1981 г.
2. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976г.
3. Удальцов Б. И. Дидактические игры. М. ;Учпедгиз, 1963 г.
4. Люрикова И., Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей. Дошкольное воспитание — 1988 г. № 2
5. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей. Дошкольное воспитание — 1988 г. № 3
Дидактические игры для младшей группы детского сада
В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.
Отыщи пару
Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.
Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.
Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.
Слушай внимательно
Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.
Сделай бусы
Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.
Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.
Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.
Найди свою пару
Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.
Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.
Собери картинку
Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.
Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.
Плохой или хороший поступок
Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».
Бабочки летят
Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.
Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.
Дидактические игры на тему «Игрушки»материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дидактические игры по лексической теме «Игрушки» в старшей группе
1. «Чего не стало»
Цели:
- Обогащение словарного запаса по теме.
- Развитие зрительного внимания.
На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
2. «У кого какая игрушка»
Цели:
- Сравнение игрушек по величине.
- Активизация словаря.
Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.
3. «Найди пару»
Цели:
- Сравнение игрушек по цвету.
- Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.
4. «Какой игрушки не хватает»
Цели:
- Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.
5. «Что здесь спрятано»
Цели:
- Развитие воображения.
- Активизация словаря по теме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.
Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА
1. «Одень Таню, одень Ваню»
Цели:
- Развитие зрительного внимания и логического мышления.
- Активизация словаря по теме.
- Закрепление названий цветов.
На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.
2. «Выбери одежду для матрешек»
Цели:
- Развитие зрительного внимания.
- Закрепление названий цветов.
- Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.
3. «Кто во что одет»
Цели:
- Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.
Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.
4. «Мишка и Мишутка»
Цели:
- Развитие умения сравнивать предметы по величине.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
- Образование уменьшительной формы существительных
Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.
Дидактические игры для средней группы детского сада
Для дошкольников 3-4-летнего возраста дидактические игры – способ расширения индивидуального словаря, ознакомления с объектами окружающего мира. Дети узнают параметры и характеристики предметов, учатся классификации и сопоставлению, закрепляют ранее полученные знания.
Когда это происходит
Для игры подготовьте картинки с сюжетами повседневной жизни дошкольника, разложите перед воспитанниками. Когда вы скажете «утро», дети должны отыскать соответствующие этому времени суток изображения, например, чистку зубов, выполнение зарядки, расчесывание волос. Игроки, поднявшие правильную картинку, получают балл. Побеждает игрок с наибольшим числом баллов.
Бывает ли так
Произносите фразы, касающиеся объектов и явлений времен года, а воспитанники должны сказать, бывает ли так. К примеру: «В жаркий летний день мы вышли из дома с санками, чтобы покататься с горки». Или: «Весной птицы стали собираться в стаи, чтобы лететь в южные края».
Что можно делать в этом месте
Задавайте вопрос, касающийся определенного места, а дети должны сказать, что там можно делать. К примеру: «На речке можно… плавать, загорать, строить замки из песка, рыбачить, кататься на лодке». Или: «На огороде можно… полоть грядки, поливать растения, собирать урожай, ставить пугало».
Назови признаки
Говорите слова, а дети должны поочередно называть их признаки. Например: лиса – рыжая, хитрая, красивая, ловкая, хвостатая, пушистая. Или: дом – высокий, кирпичный, деревянный, новый, разрушенный, просторный.
Что это звучит
Для игры подготовьте несколько коробочек с разным содержимым: песком, дерном, зерном, бобами, галькой. Продемонстрируйте воспитанникам, как звучат разные субстанции: потрясите каждую коробочку. Затем перепутайте их и, не показывая детям содержимое, снова потрясите. Игроки должны догадаться по звуку, какая субстанция находится внутри.
Магазин
Организуйте импровизированный магазин, разложите на прилавке разные игрушки. Объясните детям, что они могут купить игрушку, когда не назовут ее, а опишут ее признаки. Причем при описании нельзя глядеть на предмет, чтобы не дать продавцу догадку. Продавец должен по представленным признакам догадаться, о какой игрушке идет речь, отдать ее покупателю. К примеру, покупатель говорит: «Мне нужна круглая, прыгучая, сделанная из резины игрушка». Продавец выбирает мяч.
Прятки
Организуйте игру на площадке детского сада, если там много деревьев и кустарников разных видов. Или отправьтесь с воспитанниками в городской парк.
Дети выбирают того, кто будет искать, сами прячутся за деревьями и кустами. Ваша задача – направлять ищущего, подсказывать, где следует искать, не называя вид растения. Например: «Найди того, кто спрятался за высоким деревом с дуплом и резными листьями».
Назови действие
Задавайте вопросы, а воспитанники должны отвечать глаголами. Правильно ответивший игрок получает балл. Побеждает тот, кто соберет наибольшее число баллов. К примеру: «Что делает учитель? – ведет урок, проверяет тетради, воспитывает, ставит оценки, пишет на доске». Или: «Что можно делать на кухне? – варить суп, чистить картошку, заваривать чай, обедать, мыть посуду, печь пироги».
Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.
Ключевые слова: внимание, старший дошкольный возраст, дидактическая игра, объем, распределение, переключение, устойчивость
Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности детей, как внешний, так и внутренней, а его продуктом является качественное ее выполнение [5].
Вопросам изучения внимания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Л. Н. Леонтьева, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейна и др.
Важной особенностью внимания является то, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой организации познавательной деятельности. При этом само внимание не является самостоятельным процессом, оно входит в состав других процессов и не имеет своего содержания [4].
По мнениюЛ. С. Выготского, внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении) [3].
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание которых имеет важное значение для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
У детей старшего дошкольного возраста внимание ещё очень неустойчиво, так как оно не имеют внутренних средств саморегуляции. Л. С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у детей. Употребление языка как средства направления внимания и указателя к образователю представлений имеет для педагогики важное значение [3].
Автор указывает, что изначально процессы внимания направляются речью взрослого и они выступают для старшего дошкольника скорее как процессы внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. В данном возрасте возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкций, а иногда и с опорой на внешние вспомогательные средства. Постепенно используя привычные средства овладения вниманием по отношению к самому себе ребёнок старшего дошкольного возраста приходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
Н. В. Ляудис считает, что развитие внимания на протяжении дошкольного возраста происходит от достижения цели, которую ставит взрослый к контролируемому решению задач, поставленных самим ребёнком [5].
В старшем дошкольном возрасте в целом внимание и его качественные характеристики являются более развитыми, чем по сравнению с детьми младшего возраста. В то же время, подчеркивает Л. И. Баскакова, развитие внешне опосредованного внимания идёт гораздо быстрее, чем развитие внимания в целом, тем более натурального внимания. В старшем дошкольном возрасте наступает некоторый перелом в развитии, который характеризуется тем, что внешне опосредованное внимание постепенно начинает превращаться во внутренне опосредованное, и со временем эта форма внимания занимает основное место среди других его видов [1].
Ф. Н. Гоноболин считает, что внимание ребёнка старшего дошкольного возраста относительно длительно и устойчиво, что проявляется в его деятельности. Ребенок приобрел некий опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация внимания возрастают к концу старшего дошкольного возраста. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Все свойства внимания к старшему дошкольному возрасту активно развиваются [4].
Как отмечают многие исследователи, внимание приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как осуществляется руководство этой деятельностью.
Развить внимание возможно в процессе руководства вниманием на занятиях, упражнений, а также дидактических играх.
В работах А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкой отмечается целесообразность использования в обучении детей дошкольного возраста дидактических игр. [2,6].
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Среди всего многообразия дидактических игр, используемых в дошкольном возрасте, особое место принадлежит настольно-печатным играм.
Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.
Как отмечают А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкая, настольно-печатные игры разнообразны по своим видам. К ним относятся: разнообразные игры-пособия, картинки (парные картинки, разрезные картинки), паззлы, предметное лото, домино, тематические игры (где что растет, когда это бывает, кому это нужно) и т. д. Игры, требующие двигательной активности и сноровки (летающие колпачки, попади в цель, гусек), игры типа мозаики [2,6].
Основным отличие настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия.
Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и распределение внимания, развивают объем внимания. Охарактеризуем эти возможности более подробно.
Объем внимания отражает количество объектов, которые ребенок в воспринимает одновременно. В соответствии с этим, развитию объема внимания будет способствовать постепенное увеличение количества объектов, которые ребенок одновременно воспринимает в игре.
При использовании настольно-печатных игр, вариантами игр, которые способны будут способствовать развитию объема, могут быть игры на: классификацию, на построение логического ряда, на группировку картинок по какому-либо признаку, на поиск лишнего предмета, изображенного на картинке и т. д.
Для того, чтобы развивать объем внимания, необходимо учитывать, на каком уровне объем внимания уже развит у ребенка для того, чтобы изначально предлагать ему настольно-печатные игры, в которых количество картинок, воспринимаемых одновременно, не будет значительно превышать сформированный у него объем запоминания. Потому что это может приводить к не успешности ребенка при выполнении задания, и снижению у него мотивации на выполнение подобных заданий и участие в играх. Кроме того, мы полагаем, что развитию объема внимания в настольно-печатных играх, может способствовать участие нескольких участников, как, например, в лото, в домино или в играх, в которых дети подбирают картинки в микрогруппах по 3–4 человека. Когда старший дошкольник в игре участвует вместе с другими детьми, он попадает в условия, в которых ему необходимо отслеживать и держать в поле внимания, действия, которые осуществляет сверстник, отслеживать порядок хода для того, чтобы не пропустить свой ход, анализировать правильность подбора сверстником той или иной картинки, для того, чтобы предупредить возможную ошибку, и для реализации соревновательной мотивации, чтобы стремиться быстрее в игре достичь необходимого результата [1].
Основными принципами развития объема внимания в настольно-печатных играх, могут выступать: принцип постепенного увеличения количества одновременно воспринимаемых объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микрогруппах, использование с соревновательных элементов.
Устойчивость внимания предполагает общую направленность внимания на ту деятельность, которую ребенок, выполняет, то есть умение удерживать внимание на протяжении всей игры. Для того, чтобы развивать устойчивость внимания, можно предлагать детям настольно-печатные игры, разные по продолжительности игровых действий. Например, в игре может ребенку предлагаться одно или два задания, также три задания. В игре, такой, как домино и лото, также может быть несколько серий игр [1].
Ключевым условием перехода на другой уровень продолжительности игры, является оценка педагогам того, как ребенок уже справляется с данной игрой, может ли он удерживать внимание на протяжении всей игры. Если ребенок справляется с этим, то можно осуществлять постепенное увеличение продолжительности игры. При этом необходимо помнить, что монотонность игры, редкая смена действий или картинок может приводить к снижению интереса, отвлечению внимания и повышенной утомляемости.
К числу основных принципов развития устойчивости внимания в настольно-печатных играх у старших дошкольников, могут выступать: принцип постепенного наращивания времени продолжительности игры, повышение сложности игрового действия, когда ребенку, например, необходимо выполнять анализ или сравнение, что требует удержания внимания на объекте. А также предупреждение монотонности игры.
Распределяемость внимания отражает способность ребенка распределять свое внимание между разными объектами. Например, в игре «Домино», ребенку необходимо одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками, для того, чтобы соотносить их с картинкой, изображенной результате последнего хода другого участника [1].
В развитии распределяемости важное значение имеет также тренировка, в которой необходимо постепенно наращивать сложность настольно-печатных игр по содержанию. Вначале целесообразно предлагать игры более простого содержания, где ребенку необходимо выполнять простые действия и следить за ними. Постепенно, усложняя само содержание игр, а также увеличивая количество участников в игре, можно способствовать развитию распределяемости [1].
Основными принципами развития распределяемости внимания в подвижной игре, могут выступать: принцип постепенного усложнения игры, принцип увеличения количества участников игры.
Переключаемость представляет собой способность сохранять внимание при смене деятельности или при смене игрового материала, чтобы внимание при этом сохраняло свою продуктивность. Для развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх, важно, чтобы в игре осуществлялась смена игрового материала, то есть карточек, смена ходов, перемена участников, когда игра, например, осуществляется в несколько серий для того, чтобы в нее поиграло как можно больше детей.
Принципы развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх близки к принципам развития других свойств. В данном случае мы считаем, что наибольшее значение имеет постепенное увеличение сложности игровых действий, подбор игр, в которых предусмотрено изменение игровых карточек, смена участников для того, чтобы ребенка непроизвольно стимулировать к переключению внимания.
Таким образом, рассмотрев возможности настольно-печатных игр в развитии внимания и его свойств, мы можем сделать вывод о том, что эти возможности достаточно широки.
Важное значение имеет грамотное использование в настольно-печатных играх условий для его развития, посредством реализации обозначенных нами принципов работы, подбора игрового материала, методики организации самой игры.
Литература:
- Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 64с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 175 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Смысл. 2004–512 с.
- Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. М.: Педагогика, 2012. — 56 с.
- Ляудис, Н. В. Внимание в процессе развития [Текст] / Н. В. Ляудис. — М.: Владос, 2011. — 145 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. — М., 2008. — 128с.
Дидактические игры для старшей группы детского сада
Дидактические игры, предназначенные для дошкольников 5-6-летнего возраста, подразумевают выполнение сложных задач, формируют правильные взаимоотношения. В этой возрастной группе образовательный и развивающий процесс строится в форме основных занятий, а посредством игр дети закрепляют полученные знания и навыки. Значимую роль играет соревновательный процесс, способствующий правильному эмоциональному развитию и установлению положительного контакта с окружающими людьми.
Мяч слови – цвет назови
Дети становятся в круг. Станьте в центре, бросайте мяч поочередно каждому игроку, при этом называйте определенный цвет. Задача игрока – назвать объект с соответствующей окраской, затем бросить мяч обратно. Например: оранжевый – апельсин, абрикос, морковка. Или: фиолетовый – баклажан, слива, виноград, сирень.
Обобщение
Игроки становятся в ряд. Бросайте каждому из них поочередно мяч, предварительно назвав обобщающее понятие. Дети должны назвать объекты, соответствующие обобщению. К примеру: фрукты – яблоко, апельсин, персик, груша, абрикос, лимон.
Дорисуй
Для игры распечатайте карточки, изображающие фигуры, которые могут стать частью какого-либо объекта. Ламинируйте изображения так, чтобы по ним можно было рисовать маркерами с возможностью стирания линий.
Покажите детям карточки, спросите на что похожи фигуры. Раздайте картинки игрокам, чтобы они дорисовали на них то, что представляют. Затем сотрите изображения, поменяйте карточки между игроками. И так, пока каждый ребенок не пофантазирует над всеми фигурами.
Вспомни и найди
Игру следует организовать в просторном помещении, в котором детсадовцы хорошо ориентируются. Разложите на полу любые игрушки. Попросите игрока внимательно посмотреть на них, запомнить расположение. Затем завяжите ребенку глаза платком. Игровая задача – вслепую отыскать разложенные на полу предметы.
Колумбово яйцо
Для игры распечатайте шаблон яйца, затем разрежьте по линиям на 10 фигур. Из этих фигур можно создавать самые разные силуэтные изображения. Дошкольников такое занятие необычайно увлекает, развивает воображение.
Кто быстрее соберет предметы
Игра соревновательная. Для нее подготовьте карточки, изображающие предметы, которые относятся к разным профессиям. Для каждого игрока, или для группы игроков, если детей много, определите профессию. Игровая задача – быстрее остальных отыскать в ворохе три картинки, относящиеся к заданной профессии. Например: повар – колпак, кастрюля, черпак. Или: врач – белый халат, градусник, шприц. Или: швея – нитки, ножницы, швейная машинка. Или: строитель – каска, дрель, мастерок.
Дорисуй
Раздайте игрокам картинки, изображающие объекты с недостающими частями, например, собаку без хвоста, дом без окон, машину без колес. Дети должны сказать, чего не хватает на картинке, дорисовать эту часть.
КонсультацияДидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе
Значение дидактических игр в педагогическом процессе
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
Руководство дидактическими играми
В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.
1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).
В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.
Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.
2. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.
Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.
Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).
Структурные элементы игры
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
- Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
- Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
- Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
- Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.
Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.
Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Подготовительная группа
В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.
Поезд для животных
Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.
Человек или природа
Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «, «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.
Назови растение
Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.
Облака
В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.
Ход игры
Существует несколько вариантов увлекательных дидактических игр на тему «Игрушки».
Кукольный дом
Для игры необходимо сделать из подручных материалов кукольный дом и предметы мебели. Занятие развивает творческое мышление, с его помощью дети узнают, где какая мебель должна находиться в жилище, учатся правильно вести себя в доме, закрепляют знания о сторонах и углах.
Воспитанники рассматривают кукольный дом, делают расстановку мебели так, как считают наиболее правильно и комфортно. При этом приговаривают, например, «шкаф должен стоить в левом углу спальни на втором этаже», обеденный стол поставим в . Педагог попутно спрашивает, почему дети выбрали такую расстановку, почему считают ее правильной.
Одень куклу
В младшей группе можно провести соревновательную игру, взять две или больше кукол одинакового размера со схожей одеждой. Игроков столько, сколько кукол. Остальные дети болеют за играющих одногруппников.
Игру, в зависимости от количества кукол, можно проводить попарно, а можно в несколько туров с выбыванием. Побеждает самый ловкий.
Почини игрушку
Педагог подготавливает картинки, изображающие разные игрушки. Разрезает на несколько частей. Задача игроков – «починить» изображение, соединить его части.
Найди тень
Для игры нужно подготовить картинки, изображающие разные игрушечные предметы, и картинки с аналогичными силуэтами этих предметов. Задача игроков – составить пары картинок.
Подбери игрушку
Педагог показывает детям геометрические формы – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Играющие пытаются определить в ходе дидактической игры, какая игрушка похожа на каждую из фигур.
Кто во что одет
Для дидактической игры «Игрушки» в младшей группе нужно взять несколько различающихся по одежде и внешнем виду кукол. Расставив их, педагог спрашивает «у кого красный сарафан», «у кого белые носочки», «у кого светлые волосы», «у кого голубые глаза» и так далее. Дети указывают на соответствующих кукол.
Что исчезло
Для средней группы дошкольников подойдет такая игра: педагог выставляет на столе несколько игрушек, дети запоминают их, закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет. Дети, открыв глаза, пытаются вспомнить, какой предмет исчез.
Кому что
Воспитатель кладет три мячика разного размера, рядом ставит три куклы (или три машинки, или три плюшевых медвежонка), тоже различающихся по размеру. Задача – попарно распределить предметы, определить, как они соотносятся по величине.
Аналогично можно распределять предметы по окраске. Например, взять красный, желтый, синий мячи и кукол в аналогичного цвета платьях.
Опиши игрушку
Для игры в старшей группе педагог выбирает несколько разных по внешним признакам игрушек. Дети делятся на группы. Участники по очереди называют признак, характеризующий выбранный его группой предмет.
Например:
- кукла – красивая, большая, светловолосая, нарядная, улыбающаяся, голубоглазая;
- медвежонок – плюшевый, коричневый, мягкий, добрый, милый, веселый;
- машинка – пластмассовая, маленькая, быстрая, гладкая, блестящая.
Выигрывает группа, назвавшая наибольшее количество признаков. Игра развивает способность подбирать прилагательные к существительным.