проект по национальному-патриотическому воспитанию «Люблю тебя, мой край родной! для детей старшего возраста


Педагогический проект «Мой край родной»


Введение О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Цель данного проекта — показать возможность и эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания. Задачи патриотического воспитания: • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа; • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края; • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя: • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. • знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом. • проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе; • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

Глава 1. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте — мир родного края и, наконец, мир родной отчизны — России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях — обществе сверстников — между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Глава 2. Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях детского сада

В 2012-2013 учебном году мною был разработан и реализован проект «Мой край родной» для детей старшей группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание. Обоснование: Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае. Продукт проекта: уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества. Задачи: • пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям; • воспитывать уважение к культуре других народов края; • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов. Участники проекта • воспитатели • дети • родители Сроки реализации (долгосрочный) октябрь — май

1 этап. Разработка проекта 1. Разработка тематического планирования проекта. 2. Подбор методического материала к проекту. 3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей. 4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап. Выполнение проекта Формы и методы работы с детьми Игровая деятельность • дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»; • п/и «Бабушкины игры», народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»; • с/р «Семья». Познавательное развитие • экскурсии по селу: «Моя улица» с привлечением родителей; • Рассматривание иллюстраций «О чём рассказали старые фотографии»; Конструирование • изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад». Художественно – творческая деятельность • Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший» • Аппликация «Флаг моей Родины», «Осенний букет». • Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки» Развитие речи • беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»; • чтение и заучивание потешек; • чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине; Музыка • Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» • «Пришла коляда накануне Рождества» • «Проводы зимы» • «Мы играем в оркестр народных инструментов» • Народные игры нашего края. Формы и методы работы с родителями 1. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край» 2. Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города» 3. Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы 4. Круглый стол для родителей «Маленький гражданин» 5. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта

3 этап. Презентация проекта

1. Представление уголка краеведения (в течение недели) 2. Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города». 3. Музыкально – литературное развлечение «Кукушечка».

Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, отдавала себе отчет в том, что сама должна хорошо знать его. Должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям. Первый этап работы со старшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста. В работе с детьми я использую такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки как из русского фольклора, так и из фольклора коренных народов Севера. Объясняю детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить младшие дошкольники? Ребенок должен знать название своего города, своей улицы и той, на которой находится детский сад. Затем можно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Разъясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по микрорайону, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие растительного и животного мира нашего края. После экскурсии дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

При подготовке к беседам по знакомству с родным городом самым сложным для меня явилось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим мною были составлены рекомендации по их составлению: 1. Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др. 2. Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами. 3. Детям младшего дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала. 4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами. Для этого посещаем музей русского быта и уголок национальных культур в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.). Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры. Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Мое тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении. Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Глава 3. Оценка эффективности работы

Данный проект реализовывался в старшей группе для детей 5-6 лет в период с сентября 2013 года по март 2014. В начале работы проводилась диагностика нравственно-патриотического развития детей (на основе рекомендаций В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду»). Диагностика проводилась в трех направлениях: 1. — знания и представления о родном крае. 2. — знания и представления о родной природе. 3. — знания и представления о труде людей. Таким образом, реализация данного проекта эффективно повысила результативность работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников: в течение 2013-2014 учебного года уровень представлений старших дошкольников о родном крае повысился на 20%, о родной природе – на 28%; труде людей нашего края – на 15%.

Заключение Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе. В перспективе в подготовительной к школе группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Литература 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004. 2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003. 3. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. 4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 5. Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994. 6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

Приложения

«Русские богатыри» (спортивный досуг)

Оборудование: две скамейки, шесть обручей, две гимнастические палки, мячи малые, канат, четыре стойки, две скакалки.

Все входят в зал под музыку. Ведущая. Давайте с вами посмотрим на картину В. Васнецова «Богатыри». Сильные, мужественные люди, изображенные на ней, зорко вглядываются вдаль, готовые отразить нападение врага. Задумывались ли вы о том, что они – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – когда-то жили на земле, так же, как и мы с вами, что они — исторические личности и по-настоящему существовавшие герои. Слава об их подвигах передается из поколения в поколение в былинах и сказаниях. Ведь слова «былина» и «было» имеют одинаковый корень. Такие былины и сказки называют «богатырскими», и народ хранит в памяти имена богатырей. Более того, Илья Муромец причислен к лику святых, назван преподобным, и каждый год 1 января отмечается день его памяти. Долгие годы отражала Русь бесконечные нападения врагов со всех сторон света. И всегда, во все времена на пути врага вставали мужественные и стойкие, сильные и преданные люди – зашитники Отчизны. Сегодня вы сами попробуете быть богатырями, а богатырство – не только большая физическая сила, но прежде всего сила духа, благородство и доброе сердце.

Дети вовлекаются в богатырские игры.

1. «Странствие богатырей»: двое участников сидят на стульях, напротив стоят «лошадки» с уздечкой, надо быстрее за уздечку привести себе «лошадку»; 2. «Скачки на лошадях» (на палках, запрягая «лошадок» в обруч»; 3. «Самый меткий стрелок» (метание мячей в цель); 4. «Перетягивание каната»; 5. «Богатыри приходят на помощь» (разбирать от наваленных кубиков вход в пещеру); 6. «Самый сильный богатырь» (стоя плечом к плечу, вытолкнуть соперника с гимнастического мата) 7. «Наездник» (эстафета, соревнование на игрушечных лошадках)

Ведущая. Молодцы! Вижу, какие вы благородные, сильные и ловкие, а победила в наших состязаниях богатырская дружба. Вы показали силу, умение прийти на помощь друг другу, ведь недаром гласит пословица: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

Приложение №2

«Символика России» (занятие по познавательному развитию в подготовительной группе)

Цели: закрепление и расширение знаний о государственной символике страны; формирование простейших географических представлений о стране; воспитание патриотических чувств — любви к Родине, уважительного отношения к флагу, гербу, гимну РФ.

Оборудование: географическая карта, изображение символов государства (флаг, герб, гимн), аудиозапись гимна страны, раздаточный материал для игр.

Ход занятия

І. Вводная часть Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей. Воспитатель: Наша Родина. Если долго — долго — долго в самолете нам лететь, Если долго — долго — долго на Россию нам смотреть, То увидим мы тогда и леса и города, Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна, И поймем тогда, какая наша Родина большая, Необъятная страна. Ю. Степанов

Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как она называется? (ответы детей) Воспитатель показывает указкой границы России, дети рассматривают, затем сами показывают границы нашей страны. Воспитатель. Какая Россия по величине? (большая, огромная) Воспитатель рассказывает, что на поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете — за один день; когда на западе утро, на востоке — уже вечер. Вот какая большая страна! Воспитатель. Ребята, как вы понимаете словосочетание «родная страна»? Воспитатель поясняет, почему родная — здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители и мы.

ІІ. Основная часть. 2. 1. Беседа о символике России. Флаг. Воспитатель. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? Дети. Флаг, герб, гимн. Воспитатель. Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. (показывает флаг) У каждой страны есть свой флаг, не похожий на флаги других стран, у каждого флага цвет и рисунок имеют свое значение. Из каких цветов состоит полотнище флага? Дети. Из белого, синего, красного. Воспитатель. Что напоминает вам белая полоса? Дети. Белоствольные березы, ромашки на лугу, облака, снег и т. д. Воспитатель. Правильно, а еще она означает, что у наше государство честно и дружелюбно относится ко всем странам. А что обозначает синяя полоса? Дети. Реки, моря, озера, небо. Воспитатель. Правильно, а еще она означает, что Россия против войны, она хочет дружить со всеми народами мира. Что обозначает красная полоса? Дети. Огонь, тепло, солнце, любовь. Воспитатель. Правильно, а еще она означает, что каждый гражданин России готов защищать свою Родину от врагов. Воспитатель. Ребята, когда вывешивают флаги на улицах? Дети. В дни праздников, торжественных событий, во время спортивных соревнований.

Дидактическая игра «Сложи флаг» Воспитатель предлагает детям сложить флаг из деталей. Определяет правильность выполнения задания вместе с детьми.

2. 2 Герб. Воспитатель. Ребята, а теперь давайте рассмотрим герб и попробуем описать его. (высказывания детей). Герб — это особый отличительный знак государства. Двуглавый орел изображен на красном поле. Над головами орла мы видим короны, крылья орла похожи на лучи солнца, а сама золотая птица — на солнце. На груди у орла находится красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. В руке он держит копье, которое помогло победить ему дракона. Ужасный змей — это символ зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что герб может быть не только у страны, но и у города, области, поселка и даже у каждого человека.

Дидактическая игра «Придумай и нарисуй свой герб» Воспитатель. Предлагаю вам придумать свой герб и нарисовать его. Вы должны нарисовать то, что вам нравится делать больше всего. Я, например, люблю читать и вязать, и на своем гербе изображу книгу и клубок ниток.

2.3 Гимн. Воспитатель. Ребята, кто знает, что такое гимн России? Правильно, гимн — это главная песня страны. Если герб и флаг мы видим, то гимн — слышим. Мелодия гимна — величественная и торжественная. Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний, гимн исполняется во время спортивных соревнований. Слова гимна написал С. Михалков, а музыку А. Александров. Ребята, а вы знаете, что гимн слушают стоя? Давайте поднимемся и послушаем Государственный гимн. Прослушивание Государственного гимна России

ІІІ. Заключительная часть. Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали сегодня? Какие символы есть у нашей страны? Что вам понравилось? Вы любите свою Родину? Как она называется? Молодцы, ребята. На память о нашем занятии возьмите флаги и гербы, которые вы нарисовали.

Автор: Иконникова Елена Владимировна, воспитатель МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка», Амурская область, РФ.

Статья размещена в авторской редакции

Проектная работа «Здесь мой край, здесь я живу»

Н.Чуханов

  1. Наша деревня.
    Почему деревня, а не село?

Некоторые считают, что дело в размере. Если поселение маленькое, значит это деревня. Если же дворов много, то село. Но каков порог, за которым деревня перерастает в село? В некоторых источниках говорится, что меньше 1000 людей – это деревня, больше – село. У нас населения 440 человек, следовательно, наше поселение деревня.

Сейчас вообще четкого разделения в этих названиях нет, оно было до 1917 года. Сейчас все считается сельским населенным пунктом. Но понятия «деревня» и «село» остались. Чаще всего указывают, что если в населённом пункте есть церковь — то это село, а если церкви нет, то деревня.

2.2
История деревни.
Историю нашей деревни можно назвать уникальной. Точная дата ее возникновения неизвестна. Но по историческим сведениям приблизительной датой основания деревни Новокурупкаевка является 17-ый век. Согласно одной из легенд, это было небольшое поселение из нескольких семей возле озера Иске-юрт. Со слов коренных жителей-старожилов, в семьях стали происходить трагические события, после чего старейшина посоветовал жителям обжить другое место. Облюбовав место возле соседнего озера, жители решили обосноваться там. На новом месте люди стали строить дома, обзаводиться хозяйством. Постепенно численность населения стало расти, так появилась деревня «Бахча-Куль». В 18-ом веке в деревне была построена мечеть, она являлась культурным центром. Здесь открылась медресе. Обучение в школе велось на арабском языке, учились в основном только мальчики, так как по мусульманскому обычаю- мужчина считается самым главным в семье.

Другая легенда гласит, что жили восемь братьев в одной семье в городе Казани. Иван Грозный окрестил семерых братьев и взял в солдаты. Остался самый младший, родители решили сохранить свою веру. Поплакав, что в старости останутся одни, без любимого сына, решили отправить в далёкую сказочно-богатую землю, называемую – Сибирь. К нему присоединились два соседа – братья чуваши. Ночью, оседлав коней, попрощавшись с родителями, они навсегда покинули родные края.

После долгих странствий, наконец, друзья прибыли в так называемые «Сибирью» места, облюбовали местечко, возле берёзовой рощи. Построили бревенчатые дома и назвали свою деревеньку: «Бахча куль», что в переводе культурно-татарского языка означает: «за огородами озеро». Действительно за огородами было озеро: «Ар-ту». Озеро было пресноводное, брали оттуда воду для питья. «Ар-ту — вероятно, означает — позади»

Минули века, озера сегодня нет, а вместо неё болотистая местность и по дну её проходит шоссейная трасса. Но старожилы по привычке даже сейчас это место называют «Ар-ту».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]