Опытно-экспериментальное занятие в детском саду
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).
Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:
- организационный момент — 1 минута,
- мотивирующее начало занятия — 4 минуты,
- игровая или двигательная активность — 4–5 минут,
- практическая деятельность — 4–5 минут,
- подведение итогов — 1 минута.
После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.
Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие.
Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия
Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе — таблица
Тематика | Содержание опытов и экспериментов |
«Вода (жидкая форма)» |
|
«Твёрдые формы воды: лёд и снег» |
|
«Песок» |
|
«Бумага» |
|
«Ткань» |
|
«Свет» |
|
«Воздух» |
|
«Магнит» |
|
Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка
Конспект занятия НОД (опытно-экспериментальная деятельность) в первой младшей группе «Камень и дерево. Свойства предметов» — таблица
Программное содержание |
|
Материалы и оборудование |
|
Ход занятия | — Ребята, нам сегодня предстоит интересное и увлекательное дело. Посмотрите на картинки. (Показывает деревья и деревянные предметы.) Что на них изображено? Мы с вами уже знаем, что из дерева можно сделать множество различных предметов: и дома, и бумагу, и мебель, и игрушки. А сейчас давайте вспомним, какие бывают камни и что люди делают из камня. (Показывает картинки, ответы детей.) Физминутка — Сегодня, ребята, я вам принесла шарики из дерева и морские камушки. Потрогайте их, сравните. По форме они округлые, по весу — одинаковые. Покатайте их в руках, что вы чувствуете? (Дети сделали вывод, что деревянные шарики теплее, чем камушки, тяжелее, твёрже.) — А как вы думаете, зачем я принесла в группу тазик с водой? (Ответы.) — Как вы думаете, будет ли плавать на поверхности камень? А дерево? Что утонет? (Ответы.) — А давайте сейчас мы сами всё увидим. (Дети по очереди бросают в воду сначала деревянные шарики, потом — камешки.) — Итак, ребята, мы с вами увидели, что все шарики плавают на поверхности, значит, они легче, чем камни, которые утонули. Даже маленький камушек тяжелее большого деревянного предмета. Этап рефлексии. Дети делятся эмоциями от экспериментирования. |