Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста


Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:

  • организационный момент — 1 минута,
  • мотивирующее начало занятия — 4 минуты,
  • игровая или двигательная активность — 4–5 минут,
  • практическая деятельность — 4–5 минут,
  • подведение итогов — 1 минута.

После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие.

Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия

Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе — таблица

ТематикаСодержание опытов и экспериментов
«Вода (жидкая форма)»
  • эксперименты с переливанием воды: наблюдение за тем, как вода принимает форму различных сосудов,
  • опыты с выявлением плавучести различных предметов: бумажных корабликов, деревянных кубиков, резиновых игрушек,
  • опыты с раскрашиванием воды (акварелью, гуашью, пищевыми красителями),
  • игры с вылавливанием предметов из воды при помощи сачка, с водяной мельницей, «ныряющими» игрушками.
«Твёрдые формы воды: лёд и снег»
  • действия со снегом: лепка, создание узоров из следов на снегу, наблюдение за таянием снега, рисование гуашью на снегу,
  • действия со льдом: на прогулке заливают водой снежную горку для куклы и наблюдают за образованием льда, растапливание кубиков льда, изготовление разноцветных льдинок, ледяных бусин.
«Песок»
  • действия с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей,
  • действия с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличов при помощи формочек и ведёрок,
  • действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
«Бумага»
  • разрывание бумаги на кусочки и создание из них аппликации,
  • скатывание комочков из бумаги и создание объёмной аппликации,
  • разрезание бумаги на полоски и оформление ими картинки.
«Ткань»
  • экспериментирование с кусочком ткани: вытягивание нитей, сминание, смачивание, разглаживание,
  • экспериментирование с окрашиванием ткани.
«Свет»
  • игра с солнечными зайчиками,
  • знакомство с возникновением тени на стене, создание театра теней,
  • опыт с цветными линзами.
«Воздух»
  • экспериментирование с мыльными пузырями,
  • экспериментирование с воздушной струёй, ветром: игры с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, корабликами с парусами.
«Магнит»
  • экспериментирование с магнитов и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).

Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка

Конспект занятия НОД (опытно-экспериментальная деятельность) в первой младшей группе «Камень и дерево. Свойства предметов» — таблица

Программное содержание
  • Познакомить детей с понятиями камень,дерево,
  • познакомить с понятиями тяжёлый, лёгкий, шершавый, гладкий, тонет-не тонет,
  • воспитывать аккуратность,
  • развивать память, внимание, образное мышление,
  • воспитывать интерес к занятию,
  • учить грамотно отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование
  • Деревянные шарики одинакового размера по количеству детей,морские камни разных размеров по количеству детей,
  • тазик с водой,
  • картинки деревьев и изделий из дерева,
  • картинки различных камней и изделий из них.
Ход занятия— Ребята, нам сегодня предстоит интересное и увлекательное дело. Посмотрите на картинки. (Показывает деревья и деревянные предметы.) Что на них изображено? Мы с вами уже знаем, что из дерева можно сделать множество различных предметов: и дома, и бумагу, и мебель, и игрушки. А сейчас давайте вспомним, какие бывают камни и что люди делают из камня. (Показывает картинки, ответы детей.) Физминутка — Сегодня, ребята, я вам принесла шарики из дерева и морские камушки. Потрогайте их, сравните. По форме они округлые, по весу — одинаковые. Покатайте их в руках, что вы чувствуете? (Дети сделали вывод, что деревянные шарики теплее, чем камушки, тяжелее, твёрже.) — А как вы думаете, зачем я принесла в группу тазик с водой? (Ответы.) — Как вы думаете, будет ли плавать на поверхности камень? А дерево? Что утонет? (Ответы.) — А давайте сейчас мы сами всё увидим. (Дети по очереди бросают в воду сначала деревянные шарики, потом — камешки.) — Итак, ребята, мы с вами увидели, что все шарики плавают на поверхности, значит, они легче, чем камни, которые утонули. Даже маленький камушек тяжелее большого деревянного предмета. Этап рефлексии. Дети делятся эмоциями от экспериментирования.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]