Конспект физкультурного занятия на воздухе в старшей группе «Мы — батыры»
Конспект физкультурного занятия на воздухе в старшей группе.
Цель: Укрепление физического здоровья. Игра воспитывает у детей физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость. Активизировать и развивать физические и психические резервы ребенка. Использовать элементы игровых упражнений национального колорита.
Воспитывать чувства ответственности, взаимопонимания, патриотизма.
Задачи
: Формировать двигательно-активную среду. Укрепление мышечного корсета, совершенствование двигательных навыков в основных движениях. Продолжать упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с сохранением равновесия, в прыжках через предметы с продвижением вперед, пролезании через обруч боком. Закреплять навык быстрого бега. Развивать силу, координацию движений, ловкость.
Ход занятия:
Построение в шеренгу. Психофизическое упражнение:
«Представьте себя батырами « (Кто такие батыры? Какими качествами они обладали?) Чтобы стать сильными как батыры, нужно заниматься спортом. И так вы готовы? Ходьба в колонне по одному, с высокоподнятыми коленями, как гуси, как медведи. Ходьба в обратном направлении, змейкой. Медленный бег, бег с высокоподнятыми коленями, в захлест, медленный бег. Ходьба. Дыхательные упражнения. Берут атрибут курык(хвост). Построение в две колонны.
О.Р.У. с курыком (лисий хвост)
1. И.П.- ноги вместе, руки на поясе — медленные повороты головы вправо, влево, назад, вперед.
2. И. п. — основная стойка руки в стороны курык в правойруке, 1 — руки вверх, переложить курык в левую руку. 2 — руки в стороны 3-4 — то же
3. И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены.1 — руки вверх, 2- наклон вперед, 3 — руки вверх 4 — и. п.
4. И.п. ноги на ширине ступни, курык в правой руке; 1-2 поднять правую согнутую ногу переложить под ней курык в левую руку 3-4 вернуться в исходное положение. Так же переложить курык в правую руку.
5. И.П. основная стойка, курык в правой руке 1-2 присесть курык вперед, 3-4 выпрямиться
6. И.п. основная стойка курык на полу сбоку левой ноги прыжки вбок через кубик.
Дыхательные упражнения релаксация.
Молодцы, мы с вами хорошо разогрелись, а теперь приготовимся к состязаниям батыров:
Чтоб не знали сегодня усталости,
Покажите, какие вы смелые,
Ловкие, смелые и умелые.
1. Укрась дастархан (бег к кубику, взять элемент орнамента, вернуться бегом на место и положить атрибут в обруч).
Дастархан украсили, теперь на него нужно поставить кесе для гостей.
2. Перенеси кесе ( ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, ноги попеременно, прыжок, бег к кубику, взять кесе и бегом вернуться на место, кесе поставить на «дастархан»)
Хорошо, теперь принесем угощения для гостей.
3. Принеси угощение
(прыжки через шнуры с продвижением вперед, бег к кубику взять атрибут и бегом вернуться к достархану)
4 Пройди в дверь ( пролезть в обруч боком )
Молодцы, батыры, хорошо справились со всеми заданиями,
А теперь поиграем в любимую игру батыров: Кумис алу (подними монету)
Здорово, вы справились со своей задачей, все монетки собрали. Батыры устали за время состязания. Встанем в круг, возьмем в руки кесе с чаем, закроем рукой, и загадаем каждый свое желание, а потом спокойно выпейте, ваше желание обязательно исполнится.
Консультация для педагогов
Методические рекомендации
Поход это организованное путешествие или прогулка, совместное передвижение группы лиц с определенной целью по определенному маршруту.
Прогулки-походы имеют место в режиме дня дошкольных образовательных организаций. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также зеленую зону на территории детского сада совместно с родителями воспитанников. Такие прогулки представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их коммуникативные и познавательные потребности, воспитываются интерес и эстетическое отношение к природе.
Примерная структура прогулки-похода. Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки-похода – привал.
Место привала должно быть удобным для отдыха. Возможно устроение пикника, постановки палатки, организация игр и т.д. По окончании привала – сбор детей, уборка территории. Затем движение группы до детского сада, во время возвращения могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.
Проводить такие прогулки-походы следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения.
Прогулки-походы не могут проводиться часто. Оптимальное количество таких прогулок – 2-3 в год. При более частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес.
Важно, чтобы воспитанники ждали прогулки-походы, готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.
Алгоритм подготовки прогулки-похода:
— Определение маршрута прогулки-похода — Согласование маршрута с администрацией ДОУ — Тщательное изучение маршрута, прохождение его взрослыми — Привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке-походе — Выбор и подготовка необходимого снаряжения -Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени, продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержимого рюкзака).
Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр-эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности. Очень важно объяснить детям правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности: не подходить близко к костру, не прыгать в палатке и т.д.
Прогулка-поход может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Следует предоставить воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палатки.
Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей.
Возможность выйти за пределы детского сада есть далеко не у всех дошкольных организаций, но прогулку-поход рекомендуется сначала организовывать по территории учреждения. Подобный вид прогулки – имитация взрослого туристического похода. Хорошо, если она будет включать в себя все элементы похода: сбор, продолжительную ходьбу, привал, «посиделки» у костра (необязательно настоящего) и «возвращение» в детский сад.
По итогам прогулки-похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, игры, общение друг с другом.
Методические рекомендации по организации спортивных прогулок
Спортивная прогулка – вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.
Спортивные прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний?», «Узнай по силуэту», «Кто больше назовет видов спорта с мячом»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению такого вида прогулки является накопление детьми опыта пользования физкультурным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем, то они овладевают навыками быстрее.
С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные виды движения. Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т.д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярные в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.
Структура спортивной прогулки может включать:
— Организационный момент или вводную беседу; — Подвижные, спортивные игры; — Спортивные упражнения; — Самостоятельную деятельность детей; — Индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;
Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных навыков и умений. Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений), при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.
Примерные сценарии прогулок-походов и спортивных прогулок представлены в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10/ октябрь 2013,
№ 11/ ноябрь 2013.
Литература:
— «Методические рекомендации по организации прогулок-походов», К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова//«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10/ октябрь 2013, с.10 — «Методические рекомендации по организации спортивных прогулок», К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова// «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11/ ноябрь 2013, с.4