Коррекционная работа – это великий труд для малыша. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» и нацеливает нас на то, чтобы ребенок мог свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…».
Для достижения у дошкольников с речевыми расстройствами данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка.
Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Логопедам известно насколько процесс автоматизации звуков может быть длительный и однообразный, использование песка для работы над исправлением речи превращает монотонные занятия в увлекательный процесс.
Кинетический песок был создан 2013 году. Состоит песок на 98% из чистого песка и 2% — силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься, песок «движется», «оживает», течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство.
С кинетическим песком можно работать на любой поверхности.
Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.
Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.
Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В своей работе я использую фигурки персонажей из Киндер-сюрпризов, Лего, а также различные камешки, ракушки, пуговки, крупные бусины.
Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
- развитие фонематических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- обучение грамоте;
- развитие связной речи;
- формирование слоговой структуры речи;
- развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Игры с кинетическим песком, используемые в работе:
«Песочная фигура».
Ребенок рисует на песке фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Тем самым закрепляем названия геометрических фигур. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
«Чьи следы?»
«Следы медведя» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Следы зайца» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях (как прыгает заяц). «Следы змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
«Отгадай загадку».
Ребенок отгадывает загадку, а отгадку-игрушку ищет в песке.
«Чего не стало?»
Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
«Игра в машинки».
Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.)
«Подбери слова».
Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.
«Сосчитай».
Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.
Будем мы зверей искать И слова к ним подбирать. Еж, лиса, медведь опять… Их попробуй сосчитать.
По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др.
«Кто больше назовёт?»
Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др.
«Шаги» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку.
«Найди игрушки» — логопед закапывает в песок игрушки со звуком Л: лошадку, куклу, ложку, слона, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку найти игрушки и назвать их. Спросить, какой звук слышится во всех словах. Предложить составить предложение с каждой игрушкой.
«В поисках клада».
Этот сказочный песок К нам приходит на урок. Любим мы лепить, играть И игрушки доставать.
Дети ищут в песке картинки, предметы. И проговаривают: « Я нашел кошку….»
«Подружки»
Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне — подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка.
Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков.
«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Звуковая схема» Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.
«Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.
С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее.
«Найди буквы и назови».
Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
«Назови слово».
Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Составь слово».
Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово.
В своей работе я отметила, что использование кинетического песка дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Они чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.
Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования.