Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ


Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ

 Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент, и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А. С. Макаренко

В предлагаемой статье говорится о том, что семья для ребенка — это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка, здесь он получает первый жизненный опыт. И с этим опытом он и приходит в дошкольное учреждение.

В настоящее время кризис молодых семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно складывается на развитие детей. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, справедливости, толерантности, патриотизме. Поэтому, нам, педагогам, необходимо проводить с родителями большую работу в целях повышения педагогической компетенции семьи, умение использовать разнообразные вербальные и невербальные способы общения с ребенком.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной.

Актуальной — потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной — потому, что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Одним из важнейших критериев оценки качества образования и частью предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, реализующим программу дошкольного образования, которая должна соответствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей дошкольного возраста, соответствовать требованиям ФГОС ДО, является создание педагогом совместно с родителями окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе. И поэтому хорошо оформленный родительский уголок дает наилучшую возможность контактировать с родителями воспитанников. Уголок для родителей является частью предметно — развивающей среды в ДОУ.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей и родителей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея и цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Проблемой преобразования в дошкольном учреждении развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые, как Ю. С. Мануйлов, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова, Л. П. Стрелкова. На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде, как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы. [4, с.38]

Одним из важных в развивающей среде и является уголок для родителей в детском саду, который используется для того, чтобы родителям было удобно и интересно знакомиться с жизнью дошкольников группы, которые проводят основное время в детском саду. Вся информация уголка для родителей должна правильно выставляться. Ведь родительский интерес к нему зависит от правильного оформления, грамотного размещения информации и стиля. Опыт показывает, что вся информация, которая пишется или печатается мелким шрифтом, остается практически без внимания. Всё нужно писать на доступном языке, который будет понятен родителям. Необходимо избегать педагогических фраз — это чаще отпугивает, нежели привлекает. Или же родители не будут обращать никакого внимания, а даже будут игнорировать информационные уголки, а с ними и ваш труд.

При помощи выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы, и другие члены семьи смогут увидеть успехи своих детей, узнать какие занятия проводятся с их детьми и другие немаловажные события в ДОУ, а также прочитать правильные советы о том, как лучше воспитывать их малышей. Благодаря всей информации родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Некоторые наиболее уважительно начинают относиться к труду воспитателей. Перед оформлением уголка для родителей вновь поступивших в группу детей, необходимо узнать, насколько важна для них информация, предоставляемая воспитателями ежедневно не только через индивидуальное общение (консультирование), но и через наглядную информацию. Опрос родителей, вновь поступивших в группу детей, в рамках предложенной им анкеты на тему: «Важность родительского уголка в воспитании и развитии дошкольника», показал, что:

— 36 родителей (75 %) — не читают и не информируются представленной информацией;

— 14 родителей (25 %) — интересуются и применяют на своей практике ту информацию, которая представляется перед ними.

По итогам анкетирования с родителями была проведена консультация на тему «Содержание уголка для родителей», в рамках которой педагог познакомил родителей с приблизительным содержанием уголка. Во время проведения с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения семинара по модулю: «Условия преобразования предметно-пространственной среды, как фактор, необходимый для развития детей дошкольного возраста через реализацию различных видов деятельности» пришли к выводу, что уголки для родителей в ДОУ действительно выполняют все свои функции, а нам (педагогам) рекомендуется соблюдать следующие простые правила:

− Выбирать небольшие статьи, которые смогут дать полную информацию и вызвать у родителей желание продолжить общение с воспитателем по этой теме;

− Нельзя использовать непонятные для родителей термины;

− Необходимо расположить информацию на уровне глаз родителей;

− В печатных материалах использовать шрифт не менее 14-го;

− Статьи дополнять красочными рисунками дошкольников, фотографиями или яркими картинками;

− В плотной папке с файлами нужно поместить всю информацию о ДОУ, консультации всех специалистов, также полезные статьи из журналов, газет;

− Информация, которая будет размещена на стенде для родителей, должна быть важной. Один раз в две недели материал должен быть обновлён;

− В любом печатном материале на стенде (будь то: советы медика, психолога, логопеда) обязательно должна присутствовать ссылка на издание, включая авторство и год публикации, название сайта так же обязательно;

− Стенд для уголка родителей должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). Оформляя стенд, следует использовать не только надписи, но и фотографии детей группы или даже родителей. При оформлении стендов не нужно в большом количестве использовать декоративные элементы с изображениями матрешек или игрушек. Обязательное соотношение текста и иллюстраций на стендах и информационных носителях должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), главной задачей которых является, в первую очередь, привлечение внимания родителей, а только потом «донесение» до них нужной информации.

Уголок для родителей в ДОУ содержит планшет о возрастных особенностях детей группы. В течение года весь материал должен обновляться, включая требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, а также особенностям их речевого развития, навыкам самообслуживания. Необходимо указать, чему должны научиться дети к середине и к концу года.

После проведенного семинара некоторые из родителей начали тесно сотрудничать с нами и даже предложили свои эскизы уголков для родителей. Благодаря чему, у нас в группе появились замечательные яркие и красивые стенды со следующими разделами:

Раздел «Наша жизнь день за днем», в котором представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, текстов песен, выученных на музыкальных занятиях или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям. Материал должен обновляться ежедневно. В этом разделе могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора»»; «Папа, загадай мне загадку: «Висит груша — нельзя скушать?».

Раздел «Права детей» для родителей. Включает в себя разнообразную информацию по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, также может содержать адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.


Раздел «Для Вас, родители», в котором представлены данные о росте и весе детей данной группы, режимные моменты дня, план работы с родителями по месяцам и расписание непрерывной образовательной деятельности в данной группе.

Раздел «Меню» заполняется без сокращений с указанием выхода продукта, понятным почерком.

Раздел «Советы специалистов». Физкультурный работник может дать комплекс гимнастики или советы по закаливанию, музыкальный руководитель — репертуар занятия, перечень произведений для слушания. Если в ДОУ работают такие специалисты, логопед, педагог дополнительного образования по иностранному языку и хореографии, то обязательно должен быть раздел, где помещена вся информация об этих занятиях. Педагог-психолог, медицинская сестра могут подготовить материалы для папок-передвижек, которые имеют постоянную рубрику в уголке для родителей.

Раздел «Доска объявлений», в котором размещена только официальная информация: когда и где будет родительское собрание, спектакль или другие важные события, которые могут происходить в ДОУ.

По результатам заключительного анкетирования родителей, проведенного в конце учебного года, можно сделать следующий вывод: родители стали проявлять интерес к жизни группы, стали участвовать в жизни группы, научились выражать восхищение детской деятельностью.


Диаграмма по итогам анкетирования

Вывод: Успешность образовательного процесса в дошкольном учреждении напрямую зависит от степени слаженности работы педагогов и родителей. В этой связке очень важен обмен информацией, опытом, поиск интересных путей организации работы с детьми, а также осведомлённость о результатах учебно-воспитательной деятельности дошкольников. Все эти стороны сотрудничества находят своё отражение в уголке для родителей. И задача воспитателя — методически грамотно и эстетично оформить данный уголок в своей группе.

А. С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» [8, с. 152].

Литература:

  1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошк. образовательных учреждений. — М., 2012
  2. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012. «Управление ДОУ» № 5/2010.
  3. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8/2008.
  4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — № 4. — 2007.
  5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.
  6. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий центр, 2010.
  7. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьей» — 2008.
  8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых родителей».
  9. Макаренко, А. С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — М.: Правда, 1985.

Папки — передвижки «Осень» для дошкольников: содержание папок

В каждую из трех папок вошли страницы:

  • Что знает ребенок этого возраста об осени — о чем ему рассказать.
  • Картинки об осени для рассматривания с ребенком.
  • Развивающие осенние игры и эксперименты.
  • Стихи об осени для чтения детям и заучивания наизусть.

Каждая страничка имеет формат альбомного листа — А4 (вертикально расположенного).

Материал каждой папки разработан с учетом возраста детей и всех методических требований к ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Все листы папок красочные и яркие, реалистичные и составлены так, чтобы картинки можно было рассматривать с ребенком, обсуждая осенние явления в природе.

Мы очень старались создать в каждой папке особое настроение и посмотреть на осень глазами ребенка! А также нести всем вам — нашим читателям — радостное настроение и улыбки! Поэтому папки получились очень светлые и добрые, очень солнечные и несущие вам наше тепло!

Авторы папок — передвижек «Осень»: я, Валасина Ася, кандидат педагогических наук в области дошкольной педагогики, педагог — практик, автор этого сайта «Родная тропинка». И дизайнер Анна Новоярчикова.

Все материалы папок-книжек можно передавать друзьям, коллегам, знакомым, скачивать и распечатывать, использовать в детских садах, центрах, семьях. Мы — создатели этих папок — будем рады, если наш труд будет востребован и нужен людям, и как можно больше людей им воспользуются! Поэтому мы делаем эти папки свободными для распространения и получить их можно без всяких оплат и подписок.

Папка — передвижка «Осень»: для родителей детей 3-4 лет

Ниже в описании папки приведены примеры картинок в сжатом формате. Те же картинки в полном размере и хорошем разрешении Вы можете скачать бесплатно выше в этой статье в разделе «Скачать папки- передвижки «Осень»

В папку- передвижку про осень для детей младшего дошкольного возраста входят листы:

— Титульный,

— Что знает ребенок об осени в 3-4 года,

— Стихи об осени для детей 3-4 лет: И. Бунин «Осень», К. Бальмонт «Осень», А. Кольцов «Дуют ветры», М. Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели», Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое», А. Тесленко «Осень», А. Плещеев «Скучная картина», Л. Разводова «Закружился надо мной дождь из листьев озорной».

— Развивающие игры на осенней прогулке с ребенком 3- 4 лет: «С какой ветки детки?», «Слепки с природы», «Рисуем гербарий из отпечатков листьев», «Найди такой же», «Развиваем глазомер. Качели для листовичка», «Знакомим ребенка с деревьями», «Отпечатки листьев цветными карандашами», «Игра в загадки: осенние деревья»

— Осенняя математика на прогулке с малышом: «Чем похожи?», «Чего больше?», «Продолжи узор».

— Маленьким почемучкам: почему заяц зимой белый, а летом — серый? Эксперимент для детей.

— Признаки осени: картинки с заданием ребенку «Найди признаки осени». Обсуждая с ребенком верхнюю картинку, спросите его, почему это не лето? Ведь летом тоже бывает дождь. Обратите внимание на теплую одежду девочки. Если она тепло оделась, значит… ? (на улице холодно, а летом — тепло). На нижней картинке найдите признаки осени (поспевает урожай, листопад).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]