Суть аппликации: цели и задачи в средней группе
Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зёрна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.
В средней группе малыши становятся более самостоятельными при выполнении аппликации
Миссия занятий аппликацией заключается в следующем:
- обогащении представлений детей об окружающем мире, в частности о понятиях формы, оттенков цветов, начальном понимании пропорциональности и расположении элементов на ограниченном пространстве (на листе бумаги или картона);
- формировании основы критического мышления, то есть умения сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
- развитии логики, образного мышления, речи через составление рассказов по мотивам аппликаций;
- тренировке моторики рук;
- пробуждении вкуса к творческой работе, стремления гармонизировать цвет и форму в целостных сюжетах;
- воспитании инициативности, самоорганизации и умения работать с напарником или в группе.
Задачами занятий по этому виду изобразительного творчества в средней группе является:
- освоение навыка прямого вырезания в разных (!) направлениях, а также с элементами создания округлых форм путём срезания углов у квадрата;
- отработка умения комбинировать элементы для получения цельной композиции (если положить квадраты друг над другом, получится башня, а если над квадратом расположить треугольник — домик);
- тренировка составления сюжетов из разных по размеру геометрических форм (из 10–12 деталей), в частности в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника;
- развитие навыка находить эстетически привлекательные сочетания аппликации с другими видами изотворчества;
- формировать навык работы в парах;
- воспитывать умение давать оценку своей работы.
Дети учатся работать и просто рядом, и в парах, мини-группах
Новые навыки аппликации в средней группе
Главным «приобретением» среднего дошкольного возраста является тренировка умения пользоваться ножницами. Кроме этого, малыши 4–5 лет:
- располагают и клеят элементы сюжета на основу, имеющую неправильную форму;
- учатся формировать нужные по форме и размеру детали путём отрезания углов, обрезания элемента по всему периметру или только снизу/сверху/справа/слева, например, делают круг, обрезая углы квадрата;
- совершенствуют обрывной вид аппликации, в том числе и во время подготовки материалов (срезают или обрывают углы прямоугольника так, чтобы придать заготовке форму квадрата и пр.).
Из чего и как делать аппликацию из листьев
Что нам потребуется:
- 1. Природный материал: листья разнообразного размеры, формы и цвета (их можно заранее засушить), веточки, цветочки, травы, семена.
- 2. Цветная бумага, фетр, клей, ножницы, краски, карандаши, картон.
- 3. Также может пригодиться лак, чтобы зафиксировать готовую работу и придать ей блеска.
Как работать с листьями:
Чтобы начать работу над поделкой из листьев, их предварительно необходимо засушить. Сделать это можно между листьями книг, или с помощью утюга. Храните листья между страницами книг или газетными листиками.
Место уроков по аппликации в образовательной программе для средней группы
Аппликация — это не только отдельный урок художественно-эстетического цикла уроков, который включает детальное рассмотрение темы и выполнение аппликации в той или иной технике, но и:
- способ закрепить изученный материал на занятиях в рамках других образовательных векторов (например, на уроке по развитию речи по теме «Мой город» дети делают геометрическую аппликацию «Моя улица»);
- задание проектной работы (к примеру, малыши вместе с мамами и папами делают аппликацию на тему «Необычные профессии», которая сопровождается рассказом о представленном таким образом специалисте);
- суть деятельности кружка по изодеятельности.
Для детей 4–5 лет кружок по аппликации возможен, только если группа смешанная — средне-старшая, так как в средней группе кружок по аппликации уступает место кружку по рисованию.
Как распределяется время работы над аппликацией в средней группе
Занятие в рамках творческого курса учебно-воспитательного процесса длится 20 минут, и всё это время отводится на подготовку — до 3 минут, выполнение — до 12 минут, и оценку аппликации — до 3 минут (оставшиеся минуты остаются для организации работы группы). В этап подготовки вводится пальчиковая гимнастика, а на стадии выполнения поделки обязательно (!) проводится физкультпауза — до 2 минут.
Пальчиковая гимнастика является обязательным элементом занятия по аппликации
Если аппликация является отдельным видом работы на уроках не творческого направления, то на её выполнение обычно отводится четверть времени занятия. Как правило, аппликация является частью этапа закрепления материала, то есть выполняется в конце урока.
Обычно проект, конечной целью которого является выполнение аппликации, в средней группе ограничивается довольно большим временным промежутком — от двух дней до недели. К тому же проект подразумевает активное содействие родителей. Однако если проектная аппликация — это задание, которое выполняется в ходе учебно-воспитательного процесса в группе, то хронометраж её создания будет таким же, как и на обычном занятии.
Работа над аппликациями в деятельности кружка может проводиться по сценарию урока или проекта в зависимости от темы занятия.
В чём заключается участие педагога
В работе с детьми 4–5 лет воспитатель озвучивает задание, показывает образец, а затем поэтапно выполняет поставленную задачу, которую дети пошагово повторяют. Кроме этого, педагог:
- оказывает практическую индивидуальную помощь с выполнением отдельных деталей композиции, например, вырезает мелкие детали (например, листья винограда в аппликации «Фрукты на тарелке»);
- помогает расположить элементы композиции на подложке;
- контролирует аккуратность нанесения клея, придавливания элементов;
- даёт рекомендации по наиболее гармоничному использованию декоративных элементов (так, для бумажной «Матрёшки» украшения сарафана могут быть сделаны из пластилина, пуговиц, а вот стразы, пайетки стилистику народного костюма будут нарушать).
Видео: деятельности педагога на занятии по аппликации на тему «Тюльпаны» в средней группе
С какими изобразительными техниками комбинируется аппликация
К средней группе дети знакомы со всеми изобразительными техниками, обозначенными как программные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Однако уровень владения многими из них ещё на низком уровне. Например, конструирование освоено на начальном этапе. Поэтому аппликация комбинируется только с рисунком или с пластилинографией.
Фотогалерея: примеры вариантов комбинаций аппликаций с другими видами изотехник
Чтобы работа смотрелась аккуратно, пластилиновых элементов не должно быть много В некоторых поделках не только изотехники сочетаются, но и разные виды аппликации
Рисованные добавления в аппликацию в виде несолжных элементов дети средней группы могут делать сами
Таблица: виды аппликации для детей среднего дошкольного возраста
Техника | Вид аппликации, материал | Особенности использования в средней группе |
Традиционная | Плоская — вырезанные из бумаги цельные элементы наклеиваются на подложку. | Во второй младшей группе дети использовали детали, которые подготавливал педагог, в средней — сами вырезают крупные детали без лишних изгибов. Кроме того, дети 4–5 лет осваивают навыки многослойной аппликации, когда детали перекрывают одна другую. |
Мозаичная — нарезанные кусочки бумаги выкладываются в границы рисунка. Осваивается параллельно с ленточной. | На мозаичном виде аппликации дети тренируют прямое движение ножницами для вырезания деталей. Ленточный вид заключается в том, что дети складывают бумагу гармошкой, а затем режут её на детали. | |
Геометрическая — композиция составляется из элементов геометрической формы. | Дети 4–5 лет практикуются в выкладывании сюжетов треугольниками, квадратами и прямоугольниками разного размера. В прошлом году для составления композиций использовались детали одной формы, в средней группе малыши комбинируют несколько. | |
Нетрадиционная | Из салфеток — элементы или отдельные детали выполняются из салфеток, часто сложенных в несколько слоёв для придания изображению объёма. | В средней группе ребята учатся складывать салфетки так, чтобы получилась многослойная деталь. |
Обрывная — бумага или салфетки рвутся на детали разного размера, которыми затем выкладывается картинка. | Знакомый с прошлого года вид аппликаций в средней группе может усложниться тем, что дети из оторванных деталей скручивают ладошками шарики, которые затем выкладываются мозаикой в контурах изображения. | |
Из ваты или ватных дисков — изображением заполняется кусочками ваты или дисками (целыми или обрезанными). | В средней группе вата и диски становятся дополнительным элементом аппликаций других видов. | |
Ладошковая — композиция составляется из обведённых и вырезанных ладошек малышей. | Вырезанием ладошек занимается педагог, так как дети 4–5 лет не владеют ножницами на таком уровне, чтобы вырезать закруглённые детали. | |
Из крупы, зерна — отдельные элементы композиции заполняются гречкой, рисом, манкой и пр. | Малыши знакомы с этим видом поделок со второй младшей группы, в средней дети учатся комбинировать крупы в одной композиции. | |
Тканевая, то есть предполагающая, что некоторые элементы вырезаются из ткани. | Работа с тканью очень хлопотное занятие, поэтому тканевые элементы готовятся педагогом заранее, дети только наклеивают заготовки на основу. | |
Из сухих листьев, хвои — изображение или его элементы выкладываются природным материалом. | При выполнении таких аппликаций важно нанести нужное количество клея, чтобы летали «не утонули», поэтому технику выполнения дети осваивают под руководством воспитателя. | |
Квиллинг — картинка или её детали выкладываются элементами из скрученной разными способами бумаги, обычно в виде кругов или свободных кругов. | Ребята 4–5 лет учатся скручивать тугие круги, свободные, то есть со смещённым центром, делает педагог. |
Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов в средней группе
Для аппликаций из ваты дети 4–5 лет учатся отщипывать маленькие кусочки ваты
Ватные диски для придания аппликации объёма можно накладывать в два слоя
При выполнении плоской аппликации дети самостоятельно выбирают расположение элементов композиции Тканевые элементы готовятся педагогом, дети лишь располагают их на картинке и клеят Работа с листьями требует от малышей внимательного отбора материала по форме и размеру
Обрывной вид — самый часто используемый тип аппликации в средней группе Дети сами пробуют скручивать детали в технике квиллинг
Для аппликации из салфеток дети скатывают шарики из кусочков тонкой бумаги и выкладывают ими картинку
Геометрические аппликации знакомы малышам со второй младшей группы
В средней группе малыши выкладывают крупой элементы, требующие разграничений линиями контура
Ладошки для аппликаций этого вида вырезает педагог
Мозаичная аппликация чаще всего совмещается с обрывной
Видео: занятие по плоской аппликации на тему «Флаг» в средней группе
Видео: занятие по плоской многослойной аппликации на тему «Цветы» в средней группе
Важные вопросы индивидуализации работы с детьми
Ключевым фактором, определяющим степень участия взрослого в выполнении аппликации, является степень уверенности владения малышом ножницами. Если ребёнок хорошо справляется с вырезанием крупных силуэтов, ритмично сжимает и разжимает ножницы для выполнения поступательных движений, то он сможет работать и в ленточной аппликации. А вот если малыш не удерживает ножницы, с трудом режет, то ему стоит потренироваться: чаще выполнять пальчиковую гимнастику, вырезать силуэты с прямыми углами, постепенно переходя к круглым формам.
Из своего опыта могу сказать, что навык вырезания отлично тренирует упражнение «Лабиринт»: педагог на листе плотной бумаги рисует линии (в случае с малышами 4–5 лет линии должны быть прямыми, с поворотами под углом 90º), а ребёнок «ищет выход» из лабиринта, прорезая ход. При этом во втором полугодии, когда навык уже освоен, этим тренажёром детей можно готовить к знакомству с основами вырезания округлых силуэтов. Для этого ребята, в том числе отрабатывают и величину надреза бумаги: широко размыкая ножницы, делают «шаги великана», а едва раскрывая лезвия – «идут карликами».
Мелкие детали аппликации вырезает педагог
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Селищева Т. | «Волшебный сад» (коллективная аппликация) Образовательные задачи: учить создавать коллективную картину, самостоятельно выбирая содержание своего изображения (дерево, цветок), закреплять умение резать ножницами по прямой линии, закруглять углы квадрата и прямоугольника. Развивающие задачи: развивать образное представление, воображение, композиционные умения, цветовосприятие, продолжать отрабатывать умение аккуратно наклеивать детали к основе. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру природы, искусству. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Раздаточный материал: прямоугольники коричневого цвета (для ствола), зелёные и желтые квадраты разных размеров (крона и плоды), клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки. Ход занятия: Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в волшебном саду, где растут сказочные яблони с золотыми яблочками, а рядом с ними летают чудесные птицы. Педагог вспоминает с детьми строение дерева (ствол, крона, листья, плоды), цвет каждой части. Демонстрируются приёмы вырезания треугольника из прямоугольника для получения кроны (прямоугольник сложить пополам и срезать от середины к краям уголочки). Украшается деталь зубчиками. Яблоки вырезаются из квадрата путём закругления углов. Проводится пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…». Перед самостоятельной работой детей педагог напоминает, как нужно правильно держать в руках ножницы. Продуктивная деятельность дошкольников. Рассматривание готовой композиции: анализируется, что общего в деревьях, каким способом вырезались те или иные детали. Воспитатель предлагает ребятам придумать историю к своей аппликации. |
Шорникова Е. | «Волшебный сад» (коллективная аппликация) Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить, что они видели во время прогулки на территории детского сада. Ребятам предлагается рассмотреть веточку растения с распустившимися цветочками. Педагог загадывает загадку про сад:
Беседа с детьми на тему: как они представляют себе волшебный сад. Демонстрируется картинка с подходящим изображением, вопросы по ней. Воспитатель объясняет приёмы вырезания и составления цветочков (их нужно приклеить на кроны деревьев). Самостоятельная работа дошкольников. Малышам, которые быстро справятся с заданием, дополнительно предлагается вырезать бабочек, боэьих коровок и цветочки на травку). |
Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе
Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:
- вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
- основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
- заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.
Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».
Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.
Сюжеты для аппликации в средней группе
Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.
В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:
- «Детский сад»;
- «Сад. Фрукты»;
- «Овощи. Огород»;
- «Лес. Грибы. Ягоды»;
- «Деревья»;
- «Дикие животные»;
- «Мебель»;
- «Транспорт. ПДД»;
- «Зима»;
- «Птицы»;
- «Игрушки»;
- «Посуда»;
- «Космос»;
- «День Победы»;
- «Скоро лето».
На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:
- «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
- «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
- «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).
Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:
- «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
- «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
- «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).
Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:
- «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
- «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
- «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).
Фотогалерея: образцы готовых работ на занятиях по аппликации
В теме «Игрушки» особое внимание уделяется матрёшкам как виду народного творчества
Выполняя аппликацию «Скоро лето», малыши для головки цветка скручивают небольшие обрывки салфеток Для аппликации по теме «Огород» ребята сами вырезают блюдо
Выполняя аппликацию по теме «Овощи», ребята делают морковку для зайки При работе над темой «Птицы» дети сами выбирают цветовые комбинации деталей
Работая над заполнением контуров посуды обрывками бумаги, дети учатся комбинировать два цвета Аппликация ко Дню Победы может быть оформлением открытки
Тема «Деревья» в нетрадиционной технике аппликации может быть заданием проекта Геометрическая аппликация «Ракета» представляет своего рода пазл, который ребята сначала складывают, а потом приклеивают к основе
В средней группе на теме «Дикие животные» дети учатся комбинировать два вида крупы или зерна При выполнении аппликации на плоскости «Грибы» задача детей правильно расположить детали на подложке под коллективную аппликацию
Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по развитию речи
Создавая коллективную аппликацию на тему «Дружба», педагог помогает вырезать ладошки
Одним из вариантов аппликации на тему «Профессии» является создание композиции из инструментов представителей разного рода деятельности
В аппликации «Дома на нашей улице» малыши комбинируют несколько видов изотехники: аппликацию на плоскости, геометрическую и из ватных дисков
Фотогалерея: примеры аппликаций на занятиях по ФЭМП
Для плоской аппликации «Светофор» дети используют три круглые и один прямоугольный элемент
Ночь в аппликациях показывается фоном, то есть чёрным или тёмным листом цветной бумаги
В аппликации «Флаг России» дети повторяют геометрические фигуры в процессе нарезания элементов для заполнения границ изображения
Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по ознакомлению с окружающей средой
В аппликации «Золотые подсолнухи» дети комбинируют обрывную технику с многослойной Для выполнения аппликации «Пожарная машина» дети сами вырезают корпус машинки и окно, остальные элементы помогает педагог Аппликацию «Снеговик» можно сделать из нарезанных белых листов, которые выкладываются в границы изображения
Как интересно обыграть начало занятия
В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь — украсить деревья своими диковинными цветами.
Другой вариант — из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает — одной ей не справиться.
Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним — картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).
Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы
Дерево с огромными корнями и чудесными плодами
Яблоня с огромными аппетитными яблочками
Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги
Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички
Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.
Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».
Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику
Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.
Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.
Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.
«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом. Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду — в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки — ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».
После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).
Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).
Птички, пчелки, цветочки, деревья, Все живут в нашем дивном саду, Этот сад мы придумали сами В нашем маленьком детском саду. Мы трудились все вместе и вот, Этот сад на бумаге цветет Очень яркий, красивый,чудной Сделан нашей умелой рукой.
Новрузова А.Л.
https://mbdou6-krop.ru/?p=3043
Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.
Физкуль
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! | Потягивания — руки в стороны |
Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. | Потягивания руки вверх |
Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, | Дети машут руками |
Даже толстые стволы Наклонились до земли. | Наклоны вперед |
Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. | Наклоны вправо-влево, вперед-назад |
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? | Вращение туловищем |
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | Дети садятся за столы |
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. | плавное покачивание поднятыми вверх руками |
Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. | встряхивание рук перед собой |
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. | горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево |
Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад | Дети садятся и складывают руки за спиной |
Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»
Наклонил орешник ветки, Дарит всем зверям орешки | поглаживают ладоши |
Вот орешек для бельчонка Вот орешек для мышонка, Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку, И орешек для меня. | поочередно массируют пальцы |
Приготовил он друзья | потереть ладони друг о друга |
Физкуль
Распрямили стебли, вытянули ветки. | Поднять руки вверх |
Расправили листочки, пошелестели листочками. | Пошевелить пальцами |
Гимнастика для стебля | Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад |
Гимнастика для корней | Вытянули правую ногу — вращение ступней, вытянули левую ногу — вращение ступней |
Моем листья и стебли под дождем | Подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся |
Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары — они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг — это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг — малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары — кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы — в другую.
Методика подготовки открытого занятия по аппликации в средней группе
Работа по составлению сценария открытого урока по аппликации в средней группе мало чем отличается от написания конспекта обычного занятия: те же три этапа, то же распределение времени между ними. Однако есть ряд особенностей на уровне содержания:
- открытый урок обязательно должен иметь сюжетную основу, в средней группе удобно работать со сказками, герои которых приходят к малышам за помощью или за советом по теме;
- чтобы занятие прошло успешно, отрабатываемый вид аппликации должен быть уже знаком ребятам;
- на заключительном этапе урока малышам нужно дать возможность оценить свою аппликацию — нравится/не нравится и почему.
С позиции реализации этих условий интересен конспект открытого занятия по аппликации на тему «Самый лучший дом» Е.А. Иютинской.
Критерии оценки открытого занятия проверяющими
Показательный урок оценивается и самим педагогом, и присутствующими по единой схеме:
- соответствие целей, задач занятия теме и требованиям ФГОС;
- действенность приёмов;
- наличие подходящей и доступной для понимания малышами наглядности;
- логичность видов работы, объяснений педагога;
- проведение физкультпауз на занятии (гимнастики для пальчиков и физкультминутки);
- формы осуществления индивидуального подхода;
- общая атмосфера урока, его темп;
- оценка готовых работ;
- рекомендации педагогу (какие уровни методической работы нужно откорректировать).
Если анализ присутствующими предполагает письменную форму, то необходимо вначале указать ФИО, регалии педагога, а также возраст детей и количество присутствующих на занятии.
В средней группе малыши учатся давать собственную оценку своей работе на занятии
Объемные аппликацию на тему Осень
Осень сопровождается дождями и атрибут, который можно найти в любой квартире – это зонт. Изобразить зонт и создать объемную аппликацию на осеннюю тему довольно просто.
Возьмем белый лист бумаги. Начиная от угла, рисуйте любой узор. Вырезать угол необходимо полукругом. Вырезанную часть листа складываем гармошкой.
Приклеим эту деталь на лист бумаги
Можно дорисовать капли дождя на листе бумаги.
Также можно использовать готовый шаблон, чтобы сделать зонтик.
Вырезаем шаблон, предварительно напечатав его, и делаем на нем узоры.
Также как и в предыдущем варианте, складываем заготовку зонтика гармошкой
Такие забавные зонтики могут получиться
Нарисуйте или распечатайте образ девочки и приклейте к ее руке зонт.
Методическая литература по аппликации
При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:
- Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
- Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
- Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
- Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
- Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
- Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.
Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:
- Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
- Конспекты занятий по аппликации в средней группе.
Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.
Осенние аппликации из природного материала
С помощью занятий с природным материалом можно также укреплять в детях понимание о смене погодных условий, объяснять им, какие есть сезоны и что происходит с их сменой.
Аппликация поздняя осень поможет раскрыть ребенку новый этап природы, который предшествует зимней погоде. Ведь поздней осень мы наблюдаем похолодание, листиков становится все меньше и последние листья ветер уносит с веток деревьев.
Аппликация: пришла осень
Аппликация на эту тему раскроет ребенку понятие, как лето меняется на осень, что происходит в этот период в природе. Ведь на деревьях еще много листьев, есть зеленые, но также появляются красные, оранжевые и бордовые.
Возьмите ненужные части пазлов, покрасьте их разными красками, какого цвета хотите листья на дереве. Ствол дерева можно нарисовать, а можно приклеить из бумаги.
Божья коровка объемная
Эта аппликация отлично подойдет для детей 3-4 лет. Она очень просто изготавливается.
Последовательность выполнения аппликации:
- Из красной бумаги вырезаем 2 круга. А из черной – 2 полуовала.
- Круги сгибаем пополам и приклеиваем одну половину, соединяя их на линии сгиба. Полуовал подсоединяем сверху посередине над кругами.
- На кругах рисуем черные точки. На этой аппликации для детей осталось только сконструировать усики и глазки.
Осенние картины, панно: аппликации
В технике аппликации можно создавать красивые и оригинальные картины из разнообразного природного материала.
Соберите различные листья, веточки и цветочки, засушите их как гербарий и приступайте к созданию настоящих панно и картин.
Для такой картину прекрасно подойдут: мох, солома, колоски, семена, мелкие цветы
Картина «Девушка-осень»
Обрывная аппликация из листьев: осень
Не обязательно использовать только целые листики для аппликаций.Есть отдельно направление в творчестве – обрывная аппликация. Использовать можно не только листья, а и цветную бумагу. Принцип ее заключается в том, что силуэт фигуры создается из рваного материала.
Чтобы сделать аппликацию, нам потребуется:
- Лист картона
- Листья
- Клей
- Краска
Засушенные листья необходимо покрошить.
На картоне нарисуйте ствол и ветки дерева.
Когда краска высохнет, нанесите клей на ствол и ветки, где должны быть листья.
Посыпьте на клей кусочки листьев.
Немного придавите листики, чтоб зафиксировать.
Стряхните излишки листиков с аппликации.
Такое же дерево можно сделать с помощью цветной бумаги.
С такой аппликацией справиться не так то просто. Тут главное правильно подобрать листья
Аппликация Осенний букет
Эта поделка вполне подойдет для подарка учителя или маме от школьника. Ведь такой букет из листьев простоит намного дольше, чем свежий букет из настоящих цветов.
Предварительно высушите листья с разных деревьев. Подготовьте клей, ножницы и лист картона.
Сформируйте вазу из листьев, приклеив их на картон. А далее помогите ребенка создать красивый букет из листьев. Чтобы он получился ярким и аккуратным, используйте для поделки светлые листики, без дырок и пятен.
Вазу для осеннего букета из листьевможно сделать из цветной бумаги, а можно создать букет не только из листьев и обойтись без вазы.