Как рассказать детям о традициях и обычаях разных народов?


Что такое народные традиции и обычаи?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, дарить друг другу на праздники открытки, сделанные своими руками.

Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. У славянских народов есть очень хорошая традиция уступать место в транспорте старикам. Всем нам это кажется обычным. Но у французов так поступать не принято.

Русские народные традиции в детском саду

Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!

Времена теперь другие, как и мысли, и дела —

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,

Но приданья старины забывать мы не должны!

Н. Кончаловская «Наша древняя столица».

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. Много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции – трудная и благородная задача. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в основе его личности.

Работа педагогов и музыкального руководителя направлена на формирование у детей дошкольного возраста общих представлений о культуре русского народа. Специалисты и воспитатели дошкольного образования постепенно подводят детей к пониманию гармонической связи человека с окружающей природой, включая их в интересную деятельность. Потешки, поговорки, пословицы, игры, песни, народные инструменты, танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым. Народный праздник помогает детям научиться творчески выразиться, свободно общаться со сверстниками.

В МАДОУ «Сибирячок» корпус №3, уже не первый год проводятся праздники и тематические занятия, посвященные народным традициям. С большим удовольствием дети участвуют в таких мероприятиях. Народные праздники и развлечения включают в себя все формы детского творчества.

Недавно для старших дошкольников в МАДОУ д/с «Сибирячок», корпус № 3, в русских традициях был проведен праздник «В гости к Зимушке-зиме». Целью этого мероприятия было знакомство детей со старинными русскими обычаями и традициями. Ведущие праздника – Скоморохи тепло принимали гостей. Вместе с детьми они отправились в сказочный лес, в гости к Зимушке – зиме. По пути ребята играли в различные игры и соревновались в эстафетах. Игры и забавы Зимушки – зимы, также порадовали детей.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Автор: Глебова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

МАДОУ АР детский сад «Сибирячок».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007371.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2022/2023 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться

Традиции народов мира для детей

На нашей планете проживает около 3 тысяч разных народов и народностей. Каждый народ имеет свои особые традиции. Некоторые из них очень непривычные для нас, русских.

  • Говоря «да» мы привыкли кивать головой. А вот болгары и албанцы делают наоборот. Чтобы подтвердить сказанное, они махают головой из стороны в сторону. Кивок означает «нет».
  • В России число 13 считается несчастливым, особенно если это дата, припадающая на пятницу. Такой день в шутку называют «днем нечистой силы». В Испании неприятностей ждут не в пятницу, а во вторник тринадцатого. В некоторых странах недобрым числом считают шестерку. В Китае это четверка. Там в некоторых домах даже нет четвертого этажа. После третьего идет сразу пятый.
  • Мужчины в России здороваются пожатием рук. И это тоже древний обычай. Так наши предки показывали друг другу, что в руках у них нет оружия или камня. В Японии рукопожатия не приняты. Их заменяют поклоны. В Индии в знак приветствия ладони подносят к подбородку, как для молитвы, и, покачивая головой, произносят «намасте». Эскимосы при встрече трутся носами. Из-за холода у них открыто только лицо.

Традиции и обычаи, связанные с детьми

С рождением и воспитанием детей связано много традиций:

  • Туркменские девочки в возрасте 9-10 лет проходят обряд заплетания кос. Им расплетают две косы и делают 20 маленьких косичек. С этого дня они считаются взрослыми. Меняется также наряд.
  • У казахов существует обычай «разрезания пут». Когда малыш делает свои первые шаги, его ножки обвязывают шнурком. Разрезать его доверяют почтенному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями твердо стоять на ногах и уверенно идти по жизни.
  • Индийцы сбрасывают своих новорожденных детей с 15-ти метровой башни. Они падают на натянутый внизу тент. Народ верит, что после этого дети становятся удачливыми.

Прием пищи

Для нас привычно завтракать и обедать, сидя за столом, а пищу брать ложкой и вилкой из тарелки. Но так едят не все.

  • Китайцы и некоторые другие восточные народы вместо ложки и вилки используют палочки.
  • У азиатов также принято есть, сидя на полу или на невысоких подушках.
  • В Индии едят руками. Точнее одной рукой – правой.

Национальные блюда

У разных народов своя любимая еда.

  • Индийская кухня отличается обилием разных пряностей. Блюда у них очень острые. Мясу индийцы предпочитают крупы, овощи и фрукты.
  • Японцы кушают преимущественно сырую пищу. Основа национальной японской кухни – это рис и морские обитатели (креветки, рыба).
  • Народы Крайнего Севера в основном питаются мясом. Они охотятся на оленей, тюленей, моржей. Также здесь собирают коренья, ягоды и стебли растений.
  • Итальянскую кухню называют одной из самых лучших в мире. Итальянцы готовят вкусные макароны – пасту и пельмени, которые они называют равиоли. А еще это родина пиццы.

Одежда

Национальная одежда тоже относится к традициям народов.

  • Женщины Ближнего Востока носят странное для нас одеяние – темную и длинную паранджу. Открытыми остаются только глаза. Здесь не принято, чтобы кто-нибудь видел хоть частичку женского тела.
  • Индийские женщины носят сари – длинные и пестрые куски ткани, замысловато завязанные на теле. Надевать и носить сари считается настоящим искусством.
  • У японцев национальная одежда – кимоно. Она очень похожа на яркий шелковый халат с широким поясом (оби). Кимоно бывает женским, мужским и детским.
  • Шотландские мужчины носят килт. Это юбка. А еще частью национального костюма шотландцев является музыкальный инструмент – волынка.
  • Эскимосы, живущие на Крайнем Севере, надевают кухлянку и унты, чтобы согреться от лютых холодов. Специальная одежда шьется из шкур и меха животных.
  • Национальная одежда мужчин Греции – тоже юбка. Она обязательно белая, с 400 складками. Сверху одевается белоснежная рубаха с пышными рукавами, яркий жилет и пояс. Женщины наряжаются в многослойный костюм с передником, украшенный звонкими монетками.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Автор: Телешева Г.Н. воспитатель высшей квалификационной категории

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.

Одним из принципов ФГОС ДО является познавательное развитие, которое включает в себя раздел — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Осознанное формирование нравственно-этических чувств должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую в младшей группе.

Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  • Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  • Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  • Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.
  • Знакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.

Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:

  • принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
  • принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
  • принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
  • принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
  • принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми (НОД, игровая деятельность, экскурсии, праздники, театрализованная и самостоятельная деятельность);
  • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Ребенок:

  • Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; народные праздники; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
  • Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
  • Использует в игре предметы быта русского народа;
  • Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

И так, с чего следует начинать знакомство:

  • Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми пополняется организованный в группе мини-музей предметов русского быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  • Второе направление — дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней» и т.д., расширяя представления детей о русской народной культуре.
  • Третье направление — дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
  • Четвертое направление – знакомство с традициями и праздниками. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме. Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, досуги, развлечения, праздники, мастер-классы.

Например, предлагаю следующую работу по образовательным областям:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • НОД ( «Как на Руси весну встречали», «Как на святки в вечерок девицы гадали», «Из истории русского народного костюма», «Благовещение» (выпускали птиц из клеток на волю для распространения благой вести). На продуктивной деятельности можно изготовить дымковскую игрушку – свистульку
  • Совместная деятельность: наблюдения за изменениями в природе на прогулке — «День весеннего равноденствия 21. 03.» (таяние льда, ручьи, поиграть в игру «Ручеек», закликание весны, хороводы и т.д.
  • Беседы ( «Что нам осень принесла», «Сретение 15, 02. – встреча весны с зимой», «Праздник масленицы», и др.)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает:

  • Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Тише едешь», «Ручеек» и др.
  • Дидактические игры: по русскому народному прикладному творчеству – разрезные картинки, пазлы и т.д
  • Сюжетно — ролевые игры.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Рисование ( «Осенняя березка», «Масленица – барыня», «Пасхальное яичко» и др.)
  • Аппликация ( «Игрушки для зверят на рождество», «Осенний ковер», «Яблонька – красавица» и др.)
  • Лепка ( «Пасхальный кулич», «Дымковская свистулька или лошадка» и др.)
  • Ручной труд ( «Куклы из соломы или из ткани», «Рождественские подарки»)
  • Выставки совместного труда детей и родителей ( «Барышня осень», «Чудесное рождество», «Чудо масленица» и др.)

«Музыка»:

  • Музыкальные занятия
  • Совместную деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов; игры на шумовых народных инструментах.
  • Развлечения и досуги: «Осенины», «Рождественские колядки» (а не хэлуин), «Масленица», «Веснянка» и др.
  • Театральные представления.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе могут быть созданы мини музеи «Русский народный уголок», «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера, где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок — передвижек по теме.

Т.к. дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички, то их можно использовать в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями могут быть различными:

  • Народные праздники: «Осенины» (Яблочный спас), «Святки-колядки», «Масленница», «Закликание весны» и др.
  • Консультации « «Роль народных игр во всестороннем развитии детей».
  • Мастер – классы: «Изготовление куклы-оберега или ангела», «Рисование на ткани акриловыми красками – украшение рушника», «Как сделать рождественский венок» и другие.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

Следующая >

Праздники в разных странах

Есть праздники, которые празднуют во всем мире – Новый год, День рождения, свадьба. А есть совершенно особые.

  • В Японии один из главных праздников – это Хинамацури, «праздник кукол». Каждый год 3 марта девочки в нарядных кимоно спускают по реке лодочки с бумажными куколками. Народ верит, что куклы вместе с собой уносят горести и беды.

  • В Индии есть свой праздник – «обезьяний пир». Обезьянам накрывают стол, полных вкусностей. Так индусы почитают бога Раму и его обезьянье войско. Приход весны здесь встречают фестивалем красок, во время которого люди обливают друг друга водой, окрашенной в яркие цвета.

  • В Шотландии проходит очень зрелищный фестиваль огня. Вечером люди одеваются в национальные костюмы и под традиционную музыку несут горящие факелы.

Новый год

Встреча Нового года – один из самых долгожданных обычаев для детей. В ночь с 31 декабря на 1 января его празднуют практически в каждом доме. Кратко о новогодних традициях разных народов:

  • В России подарки детям раздает добрый Дедушка Мороз в длинной шубе с волшебным посохом в руке. У него есть внучка Снегурочка и жена Зима. Живет он в Великом Устюге.
  • В Польше вместо Деда Мороза детишек поздравляет святой Николай. Он ездит верхом на коне и носит белую мантию. Подарки помогает развозить его помощник – Питер. Получают их только послушные дети. Балованным полагаются розги.
  • Канадские дети на Новый год ждут Санта-Клауса. Он разъезжает по воздуху в упряжке с оленями и проникает в дом через дымоходную трубу. Его дом находится в Лапландии. Там он весь год мастерит подарки вместе с эльфами.
  • Во Франции в новогоднюю ночь к детям приходит Пьер Ноэль. Он ездит на ослике и раскладывает подарки в башмачки.
  • Финляндский Йоулупукки маленького роста. На Новый год его везет в повозке козлик. Ребенку достаточно шепотом сказать, какой подарок он хочет, и Йоулупукки обязательно его услышит. Помогают гному-старичку другие гномики.
  • В Италии Дед Мороз – это женщина, очень похожая на ведьму. Зовут ее Бефана. На самом деле Бефана добрая, хоть и разъезжает на метле. У нее есть золотой ключик, которым она может открыть любую дверь. На Новый год она подлетает к детским чулкам и наполняет их подарками.

Традиции русского народа для детей

Наша страна – Россия. Она самая большая в мире. У русского народа много интересных традиций и обычаев:

Презентация:

Можно подумать, что у каждого народа своя страна: у японцев – Япония, у мексиканцев – Мексика, у русских – Россия. На самом деле это не всегда так. В одной стране может проживать несколько народов. Если говорить о нашей стране, то в ней живет целых 190 национальностей: татары, украинцы, башкиры, армяне, казахи, киргизы, белорусы и многие другие.

Роль народных праздников в воспитании детей дошкольного возраста

Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций
Подготовила: Щелконогова Г.Н., воспитатель «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида», г. Ковылкино, Республика Мордовия Без прошлого — нет будущего, Без языка — нет нации, Без нации — нет культуры, Без культуры — нет народа. Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций. Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним. Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции. В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. На протяжении многих лет в детском саду «Ромашка» функционирует кружок «Лихтибряня», в процессе деятельности которого большое внимание уделяется изучению истории родного края , традиции и обычаев предков,что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивает на народных праздниках. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором мордовского народа. Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Особое внимание уделяется совместному участию в творческих мероприятиях. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Организовываем праздники и досуги, развлечения, театрализованные представления, интегрированные такие как праздники «Мой любимый город», «Народный костюм» и праздники фольклорного направления «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Пасха, русской березки «Троица» и другие. Устраиваем выставки детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставки во время этого праздничного мероприятия. Используем в праздничной программе инсценированные драматические сказки : «Как собака друга искала?», «Горячие сани», стихов, вносим в действие элемент театрализации. На всех мероприятиях родители с детьми участвуют в различных конкурсах . Важно отметить, что совместная деятельность взрослых и детей, создают у них мощную мотивацию к познанию, на котором усвоение достаточно идет легко и непринужденно . Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходится, конечно хе, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей. Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид) Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Рекомендуем посмотреть:

Половое воспитание старших дошкольников Опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников через освоение техники «Изонить» Техника изонить. Тематическое планирование для детей 6-7 лет Опыт работы воспитателя. Аппликация в детском саду

Похожие статьи:

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Татарские традиции для детей

Татары живут с нами бок о бок. Это народ с самобытной культурой. О традициях народа поможет рассказать видео:

  • Татары очень трепетно относятся к своей семье и Родине. Они гордятся своим происхождением и чтят традиции предков.
  • Здороваются они за две руки, произнося приветствие: «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам».
  • Для того чтобы собраться за одним столом, татарам не нужен большой повод. Они часто ходят друг к другу в гости. Обязательно с гостинцами. Хозяева также дарят небольшие подарки.
  • «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чаепитие для них является одной из важнейших традиций. Несколько поколений собирается за большим столом, и пьют свежезаваренный горячий чай из маленьких чашечек.
  • Кухня народа очень разнообразная. Татарский обед может состоять из 18 блюд с разными вкусами. Перед и после приема пищи татары молятся. Самые известные национальные блюда татар – сладость чак-чак и эчпочмак (треугольный пирожок с начинкой из жирного мяса, лука, картофеля и яиц).
  • Татарский национальный костюм представляет собой длинную рубаху, украшенную вышивкой, кружевом, лентами. У мужчин она длиной до колен, у женщин – до пяток. Частью костюма являются сапоги из мягкой кожи с ярким орнаментом. Называются они читек или ичиги.
  • Татары всегда носят головной убор или даже несколько. На макушку одевается маленькая шапочка – тюбетейка, а поверх нее шляпа или чалма. Старшие женщины носят головной убор, закрывающий не только голову, но и шею, а также часть спины.
  • Национальные праздники татар Нардуган, Навруз Байрам, Курбан Байрам, Сабантуй связаны с земледелием и религией. Например, Сабантуй проводится после посевных работ. Все девушки и парни наряжаются в парадные национальные костюмы и устраивают массовые гуляния. Они от всей души пляшут, громко поют, состязаются, показывая ловкость и силу. Самое главное соревнование – борьба на поясах «корэш». Победители получают подарки – петуха в клетке, сапоги или что-то другое.

Белорусские традиции детям

Белорусские, татарские и русские традиции во многом похожи. Не зря эти народы называют братскими.

  • Также как и татары, белорусы празднуют окончание посевных работ. Только праздник здесь называется Дожинки. На нем выбирают лучших тружеников и вручают им подарки. Есть в Белоруссии и особый, национальный праздник. Это «Гуканне вясны». В начале апреля люди зовут весну. Они делают из теста и бумаги фигурки аистов, украшают ими дома и деревья.
  • Для белорусов очень важна добрая репутация. Поэтому они практически никогда не ругаются, не обманывают и тем более, не дерутся.
  • Национальный белорусский костюм шьется из белых тканей. У мужчин это вышитая рубаха с разрезом на груди, цветной пояс, холщовые штаны. Женщины вместе с рубахой надевают клетчатую юбку, фартук и обязательно яркую безрукавку. Головы белорусок украшают повязки из ткани или венки.
  • У многих Белоруссия ассоциируется с картошкой. Из нее готовят многие национальные блюда – драники, картофельную бабку, колдуны. Последние выглядят как пирожки с мясом. Только оболочка у них не из теста, а из все той же картошки.

Казахские традиции для детей

Народ Казахстана чтит традиции и обычаи предков, как никто другой. Они относятся к этому как к священному долгу.

  • Радушие и гостеприимство казахов не знает равных. Они впустят в дом и накормят даже своего врага. Причем подадут ему все самое вкусное, что только найдется в доме. А путникам, принесшим добрую весть, еще и подарят подарок.
  • Национальной едой в Казахстане являются блюда из конины и баранины (казы, шужук, жая, бешбармак), домашняя лапша, плов.
  • Казахским детям с раннего возраста прививают уважительное отношение к старшим, сдержанность и добропорядочность.

  • Асар – традиция казахского народа, которая состоит в том, чтобы делать все сообща. Для строительства дома они могут позвать друзей, соседей, родственников. Они помогают друг другу бесплатно. Асар – это повод собраться всем вместе и укрепить свои отношения.
  • Один из древнейших обычаев казахов – обваливание в земле человека, который долго жил вдали. Его смысл отражает пословица «все мы дети родной земли».
  • Большим праздником здесь считают наступление весны – Наурыз. Его справляют 22 марта. Весь народ встает с рассветом и сажает деревья. Дальше начинаются празднования с песнями и соревнованиями. Среди них есть конкурсы на разгадывание загадок, распевание песен, чтение стихов и скороговорок.
  • Костюмы казахов одни из самых красивых в мире. Они богато украшены вышивкой, лебяжьими перьями и пухом, золотой и серебряной нитью. Платья, жилеты, головные уборы бывают самых разных моделей. Чтобы описать их все, не хватило бы и дня.

В наше время жизнь городских жителей в разных странах мало чем отличается. Люди носят похожую одежду, едят разнообразную еду и празднуют не только свои праздники. Но это не значит, что традиции и обычаи предков позабыты. Люди одеваются в национальные одежды по особым торжественным случаям, проводят обряды, рассказывают о них детям. Так живет культура народа, его душа.

Методическая разработка

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С.Лихачев

В настоящее время возрастает приоритет народной педагогики как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта.

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Таким образом, отторжение подрастающего поколения от русской культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.

Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья — человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

Работая над этой проблемой, я поставила перед собой:

цель:

формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;
  • Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
  • Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;
  • Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
  • Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;
  • Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;
  • Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;
  • Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;
  • Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;
  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Принципы отбора содержания материала:

последовательности, наглядности, индивидуальности, доступности.

Формы работы с детьми.

НОД:

  • по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта (знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);
  • по ознакомлению с окружающим миром (знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);
  • по ознакомлению с произведениями художественной литературы (учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)
  • музыкальные (знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);
  • по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка) (учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)

Культурнодосуговая деятельность:

  • праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

Игровая деятельность:

  • театрализация.
  • сюжетно-ролевые игры.
  • подвижные, народные игры.

Методы и приёмы:

словесные, наглядные, практические, игровые.

Словесные:

  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;
  • праздники, развлечения;
  • беседы;
  • консультации.

Наглядные:

  • организация фотовыставок;
  • информационные стенды;
  • театрализованная деятельность;
  • рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;
  • личный пример взрослого.

Практические:

  • создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;
  • создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;
  • организация продуктивной деятельности.

Игровые:

  • дидактические, настольно-печатные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры;
  • игры-драматизации, игры-инсценировки;

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Народная культура

– это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Народные традиции

— это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Поэтому роль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

  • Создание атмосферы национального быта.
  • Традиционные и обрядовые праздники.
  • Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.)
  • Русское народное искусство.
  • Русские народные игры.

Создание атмосферы национального быта

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.

Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Это и оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

В нашем детском саду мы оборудовали комнату в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Наш музей нетрадиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь всё можно потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Все экспонаты подлинные.

Нерегламентированная деятельность в нашем музее приносит детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

В группе имеются:

  • Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).
  • «Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.
  • Детские книги – русские народные сказки, книжки – раскраски.
  • Уголок ряжения – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.
  • Театральный уголок – маски, куклы, настольный театр.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Традиционные и обрядовые праздники

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры.

Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни (три формы обрядности: рождение, свадьба и похороны).

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы проводим такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Святки», «Рождество»; «Завивание березы», «В гости к бабушке Меланьи»; новогодние утренники, веселые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие. Обогащается музыкальный опыт детей. С детьми мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях.

Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий

шаг, шаг с притопом. Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Рождество. В НОД я разучиваю с детьми рождественские колядки, устраиваю для них представления и рассказываю им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.

Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.

Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Мною собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками.

К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях. 2) Совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.

Русский народный фольклор

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей имеет огромное значение. Лучшие черты характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с миром устного народного творчества.

В «русской избе» проводим тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы, знакомим с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, народные приметы.

В интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора художника Ю. Васнецова, решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и декоративной лепкой (скульптурой малых форм). Очень нравиться детям самостоятельно изготавливать поделки под дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и Городецкой росписями. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т.д.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача на этом этапе — раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.

Русское народное искусство

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Ребята с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Русские народные игры

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, соз- давая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.

Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в организацию двигательной активности детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Мною разработана картотека народных игр для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм. Народные игры с использованием фольклора применяю при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, проведении обрядовых праздников.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в «прятки» – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. Смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Эффективным видом игровой практики в нашем детском саду стала игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми — ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьевкам или по сговору.

Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм. Например, узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединенные одним сюжетом, например, «зимние игры» — игры со снегом (снежки, строительство снежных крепостей, взятие их). Вариантом игротеки является и соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение турниров с использованием русских народных игр.

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники детского сада:

  1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
  5. Знание истории русского костюма, головных уборов.
  6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к истокам народной культуры». Они являются активными участниками пополнения развивающей среды, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях (развлечениях, праздниках, занятиях).

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, русской кухне, народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.

Вместе с родителями в группе были проведены выставки:

  • «Осенняя фантазия»
  • «Красота спасёт мир»
  • «Подарок Деду Морозу»
  • «Вот они какие – руки золотые»

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Неоценимый вклад в развитие нравственно-патриотических способностей детей оказывает взаимодействие с социумом: сельской библиотекой, Домом Культуры (здесь находится сельский мини-музей русского быта).

Итак, народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Человек не рождается в богатом духовно и нравственном смысле, поэтому нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды. Конечной целью является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, уважающих отечественную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Литература:

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.
  2. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  5. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ « Сфера», 2005.

подготовила воспитатель: Гуляева Г.Н.

Группа «Знайки»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]