Как увлекательно рассказать первокласснику про Луну

Астрономия для детей > Солнечная система > Планета Земля > Луна

Луна — естественный спутник Земли: описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).

Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям, что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.

Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.

Луна — естественный спутник Земли, но она больше Плутона (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.

Как появилась Луна — объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от Земли. Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как Марс). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у Венеры.

Есть ли на Луне атмосфера

Атмосфера на Луне есть – это факт, однако она так сильно разряжена, что ей спокойно можно пренебречь – это тоже факт.

Одним из источников лунной атмосферы являются газы которые выделяются из лунной коры, к таким газам относится газ радон. Другим источником газов в атмосфере Луны являются газы выделяющиеся при бомбардировке поверхности Луны микрометеоритами и солнечным ветром.

Из-за слабого магнитного и гравитационного поля Луны почти все газы из атмосферы улетучиваются в открытый космос.

Внутренняя структура Луны — объяснение для детей

Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.

Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).

Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.

Откуда взялись лунные кратеры

На поверхности Луны мы можем наблюдать кратеры – свидетельства бомбардировки ее поверхности астероидами, кометами и метеоритами. Существует порядка полумиллиона кратеров размером более 1 км.

Из-за отсутствия на Луне атмосферы, воды и значительных геологических процессов лунные кратеры фактически не подвергались изменениям и даже древние кратеры сохранились на ее поверхности. Самый большой кратер на Луне находится на обратной стороне Луны его размеры 2240 км в диаметре и 13 км глубиной.

Состав поверхности Луны — объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей, что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Есть ли на Луне вода?

В образцах лунной породы доставленных на Землю астронавтами, участвовавших в миссии «Аполлон» и советскими луноходами, воды обнаружено не было.

Тем не менее, нам известно, что поверхность Луны подвергалась бомбардировке кометами с момента ее формирования, а как известно ядра комет состоят большей частью из льда. Правда, оптимизма это не прибавляет – под действием солнечного излучения атомы воды должны были распасться на атомы водорода и кислорода и из-за слабой гравитации Луны просто улетучиться в открытый космос.

Однако есть и другая точка зрения: в результате картографирования поверхности Луны спутником Clementine, запущенным НАСА в 1994 году, были обнаружены кратеры в полярных районах Луны, которые все время находятся в тени, и в которых могла сохраниться вода в виде льда.

Из-за большой важности наличия воды для будущей колонизации Луны лунные базы планируется размещать именно в приполярных областях нашего спутника.


Внутреннее строение спутника нашей планеты – Луны

Орбитальный путь Луны — объяснение для детей

Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.

Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.

Вид на Земля с поверхности Луны

Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.

Почему Луна всегда видна только с одной стороны?

Тут нет никакого секрета: периоды обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли одинаковы, и по этой причине Луна обращена к Земле все время только одной стороной. Иными словами, Луна “поворачивается” с той же скоростью, что и “пролетает” на нашем небосклоне, поэтому в один и тот же момент времени мы можем наблюдать на её поверхности одну и ту же картину.

При этом не совсем корректно говорить, что мы видим “одну сторону” спутника нашей планеты – фактически с земли видны около 59% поверхности Луны, то есть почти две трети лунного диска. Ту часть Луны, которая не видна наблюдателю с Земли, мы называем обратной стороной Луны.

Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской лунной станцией «Луна-3» в 1959 году.

Видимая сторона Луны (слева) и обратная сторона Луны (справа)

Времена года — объяснение для детей

Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на Солнце. Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.

Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.


Цель занятия:

Сформировать представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Учить сравнивать и обобщать. Рассказать о рельефе лунной поверхности и особенностях условий окружающей среды на ней.

Активизировать словарь:
кратеры, новолуние, полнолуние
Оборудование:

аппликация «Солнечная система” для каждого ребенка; небольшой мяч на резинке; костюм царицы космоса (черная накидка, расшитая звездами и планетами, шляпа); кружочки желтой самоклеющейся бумаги; три круга одинакового цвета, но разного размера; звездочки из блестящей бумаги по числу детей; объемные фигуры различной формы; глобус, 2 листа ватмана с нарисованными на них кругами; емкость с песком; камни по числу детей; «лунная пыль”; дудочки; фонарик; картинки с изображением различных вещей и предметов; круги из бумаги с изображением фаз Луны.

Предварительная работа:

проведение занятия на тему «Солнечная система”; проведение аппликации на тему «Состав солнечной системы”; наблюдение за сменой фаз Луны.

Ход занятия

Воспитатель в черной накидке, расшитой звездами и планетами и такой же шляпе приходит к детям и сообщает, что к ним в гости пожаловала Царица космоса. Она хочет узнать, что дети знают о ее царстве.

Царица космоса

. Ребята, попробуйте охарактеризовать мое царство, какое оно?

Дети

. Холодное, темное, огромное, блестящее и т. д.

Царица космоса

: Теперь я хочу загадать вам загадку:

Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет. (Луна)

Царица космоса:

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что Луна – моя младшая дочь.

Попробуйте найти Луне место в моем космическом царстве и запомните, что она входит в состав солнечной системы. (Раздает каждому ребенку кружочек самоклеющейся желтой бумаги и аппликацию «Солнечная система”, сделанную руками каждого на предыдущих занятиях (можно воспользоваться плакатом «Солнечная система”, но тогда задание сможет выполнить только один ребенок). Дети отыскивают изображение планеты Земля и приклеивают модель Луны около нее. Если дети затрудняются, Царица космоса помогает им.)

Затем Царица космоса предлагает детям подойти к предварительно подготовленным объемным фигурам различной формы и выбрать только те, которые по форме напоминают Луну. Дети выполняют задание, выбирая предметы шарообразной формы. Еще раз вместе уточняют, что Луна имеет форму шара.

Царица космоса

. У меня в царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и младшая моя дочь так и вертится возле своей подружки – Земли. Давайте посмотрим, как это происходит.

Демонстрация:
На отдельном столике заранее располагается глобус. Царица космоса берет приготовленную модель Луны на резинке и демонстрирует движение Луны вокруг Земли.
Царица космоса:

Теперь вы сами попробуйте показать, как это происходит

Подвижная игра

: Дети делятся на пары. Один ребенок выступает в качестве модели Луны, другой – Земли. Они демонстрируют движение Луны вокруг Земли. При этом ребенок, изображающий Землю тоже движется вокруг своей оси.

Царица космоса:

За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Вот, смотрите.

Демонстрация:
Царица космоса демонстрирует силу притяжения Луны к Земле. Объясняет детям, что она играет роль Земли. Кидает мячик на резинке, резинка натягивается, мячик возвращается обратно. Это сила притяжения сделала Луну вечным спутником Земли.
Затем Царица космоса показывает детям круги разных размеров одного и цвета и просит показать, какой из них по размерам соответствует Луне, какой Земле, а какой Солнцу. Уточняет, что Луна гораздо меньше Солнца и меньше Земли. Затем царица космоса вновь предлагает детям взглянуть на свои аппликации «Солнечная система” и определить, что же расположено от Земли дальше, Луна или Солнце.

Царица космоса

: Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по волшебной звездочке. Они вам помогут в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, в звездный космос полети.

Игра на воображение

: Царица космоса спрашивает детей, что они наблюдают вокруг себя во время полета. (Дети фантазируют с закрытыми глазами). Внимание, приготовьтесь, прилуняемся! (Дети открывают глаза и видят перед собой или макет, или изображение лунной поверхности).

Царица космоса

. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью, вот такой (показывает). Затем выкладывает два листа ватмана с нарисованными на нем кругами и предлагает детям насыпать на оба круга «лунную пыль”. Царица космоса пальцами делает в песке углубления и объясняет, что эти следы оставили космонавты, высаживавшиеся на поверхности Луны.

Царица космоса

. Дело в том, ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер – это … движение воздуха. Если бы на Луне дул ветер, то эти следы…Давайте посмотрим, что с ними произошло бы. Как можно создать ветер? Верно, подуть. Дети дуют, следы исчезают. Теперь взглянем на соседний лист. Вследствие того, что на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.

Царица космоса.

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит пластилиновые горы) на макет и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.

Опыт:

Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с «лунной пылью” (песок можно немного смочить водой

). От падения камней образуются ямки.

Царица космоса:

Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? (
как правило, дети затрудняются ответить на этот вопрос
). Тогда Царица космоса объясняет, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца. Предлагает продемонстрировать опыт.

Опыт:

Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны),

дети не видят «Луну”. Как только фонарик включается,
(солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны)
дети видят «Луну” в виде полного круга.

Царица космоса:

На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (показывает на стол или что-то другое).

На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м
(от одной стены комнаты до другой).
Царица космоса:

Вы мне уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется
новолунием
(Царица космоса
помещает на фланелеграф черный кружок).
Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой
(помещает на фланелеграф изображение следующей лунной фазы).
Еще через несколько дней – вот такой
(помещает изображение четверти растущей Луны).
Царица космоса проводит от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р и объясняет, что сейчас Луна растет.

Утром вижу из окна, В небе ранняя Луна. Чтоб ее нам отличить, Нужно к полукругу Нам приставить палочку, Букву Р там получить.

Еще через некоторое время мы видим Луну такой (помещает изображение полной Луны)

Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид
(помещает на фланелеграф изображение четверти убывающей Луны)
. Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид (помещает изображение следующей фазы Луны). Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Плыл по небу Лунный серп, Серп склонялся на ущерб. И поэтому с небес Нам светила буква С. (Г. Сапгир)

Закрепление: Дидактическая игра: «Космический путешественник”.

Ход игры.

Царица космоса сообщает детям, что они могут отправиться в путешествие на Луну. Для любого путешествия необходимо взять с собой нужные вещи. Она выкладывает перед детьми набор картинок и предлагает указать, какие вещи могут пригодиться на Луне, а какие нет.

А может построить лунный дом?

Жить на луне будет сложновато. Да, там конечно же есть моря и горы, прямо как на нашей родной планете. Но только в лунных морях нет воды. Это огромные воронки, оставшиеся от падения метеоритов. Всего морей 17. Еще их называют лунные кратеры. Это впадины разного размера от маленьких до огромных. Один из таких кратеров, называемых Восточным морем, мы можем видеть на лунном диске ночью.

У лунных морей очень красивые названия. Например, Море Спокойствия, Море Дождей, Море Облаков. Есть еще и один океан, он называется Океан Бурь.

Поверхность луны коричневато-серого цвета и покрыта пылью. Пыль эта очень мелкая, похожая на муку, но в тоже время очень грубая. Она способна забиться в самые маленькие щелочки. Космонавты, которым удалось побывать на поверхности спутника, жаловались, что она портила их обувь и забивалась в скафандры. И пахнет пыль чем-то жженым.

Притяжение на нашем спутнике в шесть раз меньше земного, поэтому перемещаться по его поверхности очень трудно. Двигаться приходится очень медленно.

Днем очень жарко температура достигает отметки +130 градусов. А ночью «прохладно» до -180 . Ну, кто еще хочет построить домик на луне?

Будущее Луны

Луна — это первое космическое тело после Марса, которое претендует на первоочередную колонизацию человеком. В некотором смысле Луна уже освоена — СССР и США оставили на спутнике государственные регалии, а орбитальные радиотелескопы прячутся за обратной стороной Луны от Земли, генератора множества помех в эфире. Однако что ждет наш спутник в будущем?

Главный процесс, о котором уже не раз упоминалось в статье — это отдаление Луны за счет приливного ускорения. Оно происходит достаточно медленно — спутник улетает не больше чем на 0,5 сантиметра в год. Однако важно тут совершенно другое. Дистанцируясь от Земли, Луна замедляет ее вращение. Рано или поздно может наступить момент, когда сутки на Земле будут длиться столько же, сколько лунный месяц — 29–30 дней.

Столкновение Луны и Земли в представлении художника

Однако у удаления Луны будет свой предел. После его достижения, Луна начнет витками приближаться к Земле — причем куда быстрее, чем отдалялась. Полностью врезаться ей, однако, не удастся. За 12–20 тысяч километров от Земли начинается ее полость Роша — гравитационный предел, при котором спутник какой-либо планеты может сохранять твердую форму. Поэтому Луна на подлете будет разорвана на миллионы маленьких фрагментов. Часть из них упадет на Землю, устроив бомбардировку в тысячи раз мощнее ядерной, а остальные образуют вокруг планеты кольцо наподобие кольца Сатурна. Однако оно будет не таким ярким — кольца газовых гигантов состоят изо льда, который в разы ярче темных пород Луны — их не всегда будет видно на небе. Кольцо Земли создаст проблему астрономам будущего — если, конечно, к тому времени на планете кто-либо останется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]