Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет


Развивающие игры своими руками

Казалось бы, сейчас можно купить практически любые игрушки.

Зачем изобретать велосипед и заниматься самодеятельностью? Но игры, изготовленные мамиными руками, всегда пользуются особой любовью малыша, да и получаются они если и не совсем идеальными, то обязательно оригинальными и с немалой долей маминого тепла и любви. Кроме того, в нынешней нестабильной экономической ситуации самодельные игрушки помогут сэкономить немного денег для покупки чего-нибудь более стоящего, например, детских книг.

Признаюсь, что я не отношусь к разряду мам-рукодельниц, скорее наоборот. Но с рождением дочери ситуация вдруг изменилась: захотелось что-то создавать (или хотя бы пытаться это делать), мастерить, придумывать. Как оказалось, это требует минимум временных и материальных затрат, а восторженная реакция ребенка – самое приятная награда.

Тактильные мешочки

Для их изготовления потребуется немного разноцветных лоскутков и различные наполнители: крупа, фасоль, камушки, шуршащий полиэтилен, вата, соль, мелкие монетки и т.д. Желательно выбирать ткань ярких цветов и различных фактур. Также можно сшить двухцветные мешочки.

Просто вырежьте из ткани квадраты, например, 8Х8 см+по 0,5 см для припусков с каджой стороны. Сшейте мешочки, оставив небольшое отверстие, выверните, заполните наполнителем и зашейте отверстие. Малышу будет интересно изучать шуршащие, звенящие, хрустящие яркие игрушки.

Домик

Домик на дереве – мечта каждого ребенка. Детская площадка с необычным домиком, полным секретов и тайн станет любимым местом, каждого малыша. Соорудить домик не так-то просто.

Для этого вам необходимо купить необходимое количество материалов и изготовить чертежи. В одиночку построить сооружение не получится, поэтому найдите помощника. Можно соединить домик с лесенкой и горкой. Внизу можно разместить качелю и песочницу.

Развивающие игры и пособия своими руками

Хочу показать наши игры на развитие слухового восприятия, способствующие развитию речи и слуха, тренировку в развитии цветоощущения, сообразительности и памяти.

Начну, пожалуй, с такой штуки, как слуховое восприятие. Подробно писала тут. Шумовые цилиндры Монтессори.

Заявленный госпожой Монтессори возраст для игр с шумовыми цилиндрами – 3 года и выше. Мы начали в 2 годика, адаптировав под наш возраст. Я сделала всего 4 цилиндра под красной маркировкой и такие же 4 цилиндра под зеленой маркировкой.

Для нас пока достаточно. Как показала практика, можно начинать и с 2-х-3-х штучек для начала. Если аккуратно начать, вашего ребенка потом будет не остановить. Мне, не знаю почему, это игра напоминает нашу детскую «Испорченный телефон».

Играем так: показываю Арине, как я достаю и слушаю цилиндр: подношу к одному уху и встряхиваю, затем то же проделываю у второго уха. Предлагаю ей сделать так же. По очереди она слушает все 4 цилиндра. Задаю вопросы: «Какой шумит громче, а какой тише? На что похож шум?». Потом пробуем искать такой же шум среди цилиндров с зеленой маркировкой (там находятся точно такие же наполнители).

Задаю вопросы, когда она держит в ручках два разных цилиндра: «Они одинаково шумят?» Если цилиндр шумит по другому, ставим его назад в коробку, и берем другой. И так достаем, пока не подберем пару.

Квадраты Никитиных. Официальный сайт .

Квадраты Никитиных – замечательное пособие для развития сообразительности. Мне интересно еще тем, что постепенное решение задач первого уровня плавно ведет к следующим, более сложным. Я сделала схемы в программе Корал. Скачать.

Конечно, в свои 2 годика, мы решаем задачи первого уровня. Но, день за днем – и результаты есть. И они радуют. Сначала я сделала такие квадраты на магнитной бумаге.

Сразу ничего не получалось (даже у меня).

На практике я поняла, что они должны быть обязательно объёмными и не картонными. Поэтому я сделала из фоамирана толщиной 3-4 мм. Эти очень удобные.

Еще подойдут кухонные салфетки из пенки. Вот так складываем. Пока за один раз 2-3 квадрата.

У Никитиных разработана целая система занятий с этими штуками. Начинать предлагает с сортировки по цветам. Для этого нужно иметь квадраты разных цветов. мы сортируем давно по цветам, нам уже не интересно.

Палочки Кюизенера. Думаю, никого ни оставят равнодушными эти маленькие брусочки. Мы – не исключение. Сначала мы их складывали по цветам.

Потом нашли в инете схемы. Скачать. При ближайшем рассмотрении схем оказалось, что для 2-летки они сложные. Я стала рисовать схемы «от руки» на листочках в клеточку, измерив предварительно сами палочки.

Потом уже нарисовала красивые в программе Корал. Скачать.

Сама игра – хорошее пособие для изучения математики, величин, отрезков. Развивает воображение.

Ограждения игровой зоны

Конечно, ограждать детскую площадку необязательно, но небольшой заборчик сделает ее только красивее. Сделать забор можно из подручных средств. Даже обычные пластиковые бутылки могут украсить пространство. Из них можно сделать красивых зверушек или покрасить в разные цвета.

Необычно будет смотреться деревянный забор. Каждый брусок или бревно покрасьте в яркий цвет. Сделайте красивую дверку. Ребенку доверьте создание рисунков, которые будут украшать весь ваш участок. Как сделать детскую площадку своими руками?

Сложный вопрос, на который вы обязательно найдете ответ. Создайте для своего малыша уголок для игры и он вам скажет «Спасибо!».

Развивающие игры своими руками: игротека Татьяны Александровны Барчан

В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка»: встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан.

У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр.

Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус», является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).

Меня Татьяна Александровна покорила креативностью и изящностью решений по развитию детей в игре. Я слушала ее и понимала, что 90% всех идей, прочитанных мной в Интернете за последние годы — разные вариации ее игр, придуманных еще в 90е годы. Я исписала несколько листов, зарисовала схемы и идеи. Теперь нашла время и готова поделиться с Вами некоторыми зарисовками.

Развивающие игры своими руками

1) Коробка с дорожками для магнита. Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.

В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.

2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома).

Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей».

Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

3) Простая модель термометра. Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.

4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.

5) Детская библиотека. Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».

6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки.

Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.).

Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.


7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш.

Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам.

Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.

8) Игра «Капризный покупатель». Официально разрешаем малышам капризничать ???? Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель.

У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям.

Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия.

Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями.

Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже ????

Размещение элементов на площадке

Площадь участка, необходимого для постройки, зависит от ваших желаний, возраста и количества детей. Обычно это квадратный уголок площадью в 8-10 квадратных метров. На таком участке расположение элементов может быть самым разнообразным.

Чаще всего горку в сочетании с качелями и другим инвентарем располагают в центре, спортивный уголок и какие-то творческие элементы вроде доски для рисования должны быть расположены в углу у забора.

С прямоугольным участком немного посложнее, там элементы, скорее всего, придется устанавливать в ряд, друг за другом. А также нужно не забывать о безопасности, тем более если у вас больше одного ребенка. По обстоятельствам многодетной семьи нельзя ставить качели рядом с песочницей.

Математическая дидактическая игра для младшей группы своими руками


Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.

Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной

Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал.

Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья.

Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.

Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты. Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!

Материалы для творчества

Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:

  • Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
  • Резина (или прорезиненная цветная бумага).
  • Картон (тонкий и толстый).
  • Самоклеющаяся бумага.
  • Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
  • Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.

Источник: https://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/matematicheskaya-didakticheskaya-igra-dlya-mladshej-gruppy-svoimi-rukami.html

Поделки из автомобильных шин

Шины или старая лысая резина – возможность для сооружения системы объектов игровой площадки своими руками.

Проще всего из ненужной резины от «большегруза», нужно, как правило, соорудить небольшую песочницу для одного ребенка. Ее лучше поставить в тени, поскольку «грибок» или навес особо негде расположить. Можно затенить спуск тканевым тентом или старым пляжным зонтиком, причем меняя местоположение в зависимости от тени.

Пошаговая инструкция по созданию песочницы:

  1. подготовить участок под песочницу (лучше строить на подготовленной основе – тротуарной плитке или газонной траве);
  2. отметить окружность почти по размерам шины и снять состав дерновой слой;
  3. надо закрепить шину на земле кольями или шиферными гвоздями;
  4. дно образовавшегося резервуара застелить брезентом и наполнить уровень просеянным песком;
  5. покрасить внешнюю поверхность песочницы в яркий цвет безвредной быстросохнущей краской;
  6. для присмотра песочницы организовать крышку, чтобы закрывать песок от ливня или попадания экскрементов котов и птиц (можно обойтись клеенкой с утяжелителями на концах). Они очень надежные.

Арт-объекты из шин – оригинальное украшение детской площадки. В сочетании с фанерными щитами это самый доступный материал, чтобы поставить узнаваемые фигурки в виде:

  • животных и птиц;
  • сказочных персонажей;
  • любимых игрушек;
  • героев мультфильмов.

Наиболее популярны стенки неваляшки из двух шин разного размера, которые совсем крепятся одна над другой. Пустоты для здоровья заполняют фанерой. С помощью красок рисуют сарафан и лицо игрушки.

Подобно неваляшке, есть способ смастерить, сделать ремонт и разукрасить матрешку или медвежонка, а рядом поставить бочонок с надписью «Мед». Объектов может быть несколько и разного размера. Например, три разных медвежьих фигурок, как в сказке «Три медведя». «Маша и Медведь» – хороший сюжет для поделок из шин, но подойдут и другие идеи, это помогает развивать фантазию.

Не менее популярны темы: белые лебеди, которых можно вырезать из вывернутых шин и покрыть белой краской.

На краях по центру нужно сделать крылья (или оставить без надрезов), а на завернутом конце рисуют мордочку птицы, как на фото сайта.

  • Из шин можно есть возможность соорудить черепашку, покрыв зеленой и коричневой краской. Одна шина нужна под основу скульптуры, другую разрезают на 4 части, чтобы сделать ноги. Голову лучше выпилить из фанеры и закрепить возле основы. Так с ней ничего не случится.
  • Лысая резина – отличный материал для ограждения детской площадки или сооружения всевозможных лабиринтов и галерей, машины, палатки. Если крытую галерею из шин накрыть маскировочной сеткой получится неплохая тренировочная площадка для маленьких разведчиков, которые любят подобные игры.

Идеи по оформлению

Оформление детской площадки зависит от творческих идей, объема задуманного, стиля, используемых материалов и времени, которое хозяин готов потратить на это мероприятие. Все шаги лучше согласовывать с детьми, они должны выделять детали, которые им нравятся и что можно поправить, ведь главное, чтобы им было весело и комфортно.

Так как на даче детям зачастую бывает скучно, поэтому главной идеей создания такого детского уголка является обеспечение детей веселым и интересным занятием, а значит, все должно быть оформлено интересно и красочно.

Сочетать на площадке можно абсолютно все, а в идеале должны быть построены все главные элементы развлечений. Если же места не так много, то можно установить только самое интересное и важное для ребенка, к примеру, качели и песочницу, горку и спортивный уголок и так далее.

Интересы ребенка должны учитываться не только в размещении построек, но и в покраске этих самых элементов.

Например, для мальчика можно разукрасить все в защитные цвета, для девочки можно нарисовать цветочки на элементах. А также важно оформлять площадку дополнительными элементами и фигурками, сделанными из покрышек, поддонов и других подручных средств.

Скульптуры из хлама

Создать неповторимый дизайн помогут скульптуры. В качестве прототипов мастер выбирает сказочных существ или фантастических животных, инопланетян или героев мультфильмов. Сам каркас скульптуры делают из проволоки, которую обмазывают глиной, гипсом или цементом.

Так как сделать детскую площадку и ее верх (крыша) своими руками решено из подручных материалов, то сверху на фигуры налепливают яркие мелкие детали: взять крышки от бутылок из-под йогурта или минеральной воды, части сломанных игрушек, шашки и пуговицы.

Разрозненные детали от конструктора «лего» также пойдут в ход.

Даже осколки посуды можно пустить в дело: они станут материалом для украшения скульптуры. Однако здесь следует быть осторожным: их нужно достаточно глубоко погружать в глину или цемент, чтобы острые края не могли поранить.

  • Старые тазики легко превращаются при помощи краски в диковинных черепах. А миски, укреплённые на пеньках, имитируют гигантские грибы.
  • Разложенные в траве или вдоль дорожек металлические блюда, выкрашенные в красный цвет и покрытые чёрными кружочками, станут фантастическими божьими коровками.
  • А из пластиковых бутылок получаются милые поросята и ёжики, смешные и забавные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]