конспекты занятий математического кружка в средней группе
Раздаточный: круги по 5 шт., квадраты по 5 шт., « ледяные дорожки» из картона разной длины и ширины ( по 2 шт.), « снежные комочки» разного размера ( по 2 шт.)
Ход занятия.
1.Игровая встреча умников и умниц. 2 команды- мальчики и девочки. Команды по очереди отсчитывают 5 машин и 4 куклы и расставляют на столе. Уточняют количество. Обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение).» 5 машин и 4 куклы — сравните , что больше. 4 куклы и 5 машин- сравните. что меньше.»
2. Аналогичная работа проводится с раздаточным материалом ( круги и квадраты). Уравнивают одним из способов.
Физкультминутка.
Игра « Нос, ухо».
3.Игровое упражнение «Разложи фигуры». Каждая из команд раскладывает в одну корзину –
шары ,в другую- кубы. Уточнить названия фигур.
4.Сравнение «ледяных дорожек» по длине и ширине , вывод: одна дорожка большая , другая- маленькая. Умники прокатывают по большой дорожке большой» снежный ком» ,а умницы- по маленькой дорожке- маленький «снежный комочек».
Награда обеих команд.
Занятие 17
Цель: Упражнять в счете звуков в пределах5. Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире. Самый широкий.
Материалы: фланелеграф, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одного цвета, одинаковойдлины и разной ширины.
Раздаточный: карточки с пуговицами в мешочках ( на карточках по 1-5 пуговиц), наборы карточек с кругами ( на карточках по 1-5 кругов) , сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры ( по 4-5 шт.), металлофон.
Ход занятия.
1.Загадать загадку про зиму. Вспомнить предметы зимней одежды. На фланелеграфе шарфы одного цвета одинаковой длины разной ширины. Определить , чем они похожи и чем отличаются( методом наложения и приложения). Закрепляются понятия широкий, уже, самый узкий.
2.Игровая ситуация» Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам». Показываются прямоугольники. Определить, чем они похожи и чем отличаются. Расположить их лесенкой (начиная от самого узкого и заканчивая самым широким). Закрепляются понятия узкая, шире, самая широкая.
Физкуль. 1, 2, 3, 4, 5
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд-
Он подпрыгнул 10 раз.
3.Игровое упражнение «Покажи столько же». В мешочке лежит карточка с определенным количеством пуговиц. Ребенок на ощупь считает пуговицы и показывает карточку с таким же количеством кругов. Он объясняет , почему показал именно эту карточку. Дети достают из мешочка карточку с пуговицами и проверяют правильность ответа. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Кружок «Занимательная математика» в средней группе. (Возраст 4-5 лет).
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач.
Методическое обеспечение.
Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:
• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;
• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются
- проблемно-развивающее обучение;
- адаптированное обучение;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
— эвристическая беседа;
— практикум;
— интеллектуальная игра;
— дискуссия;
— творческая работа.
Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
— сообщения и доклады (мини);
— тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»
— творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
— различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатель МБДОУ –детского сада № 362 Темченко Ирина Борисовна, г.Екатеринбург Свердловская обл.
Задачи:
- закрепить умение детей считать до 5;
- формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета;
- закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Наглядный материал: игрушки (5 шт.), чашки кукольные (5 шт.), дорожка, геометрические фигуры, счетные палочки, пластилин.
Ход занятия
1 часть. Игровая ситуация «В гости к зайчику».
Воспитатель рассказывает детям, что к зайчику пришли в гости игрушки (сажает зверят). Выясняет у детей, что нужно сделать, чтобы узнать сколько пришло гостей? Ответы детей: «Нужно посчитать».
Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет у детей: «Сколько пришло гостей?»
Дети: «4».
А сколько гостей за столом, вместе с зайчиком?
Дети: 5
2. Воспитатель предлагает угостить гостей чаем и поставить каждому чашку. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек (5).
Воспитатель уточняет: «4 гостей и 5 чашек – сравните, что больше? (5 зверят больше, чем 4 чашки). 4 чашки и 5 зверят сравните, что меньше? 4 чашки меньше, чем 5 зверят). Как сделать так, чтобы и гостей и чашек стало поровну?»
Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов.
«По сколько стало гостей и чашек?» — выясняет воспитатель.
Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 5.
3. Воспитатель: Я слышу какой-то шум? Посмотрите на окно! (воспитатель убирает черепашку)
Воспитатель: Да, здесь лежит конверт! Вот чудеса, откуда он взялся! Откроем, почитаем.
Я злой бармалей, похител вашу черепашку! И вы ее больше никогда не увидите!
Воспитатель: Не переживайте, ребята.
У меня есть волшебная дорожка, сейчас я ее раскину и черепашка может спастись!
(Воспитатель раскидывает дорожку)
Что такое? Кто-то испортил дорожку! Да здесь опять письмо, прочитаем: Это я злой Бармалей, вы никогда не сможете починить дорожку!
Воспитатель: Ребята, что будем делать? (дети чинить, воспитатель вызывает желающих детей по очереди, дети называют геометрическую фигуру и кладут на место)
4. Воспитатель: Мы справились! Появился новый конверт! Читаю: Нужно поиграть в игру цифры заблудились. Ребята, мы сможем. (карточки с цифрами, раздать детям)
Наши цифры закружились, закружились, заблудились
Ну-ка, цифре помоги, пару ей скорей найди! (дети находят одинаковые цифры, называют)
Воспитатель: Замечательно! Справились! Чтобы дальше выполнять задания, поведем физкультминутку.
5. Физкультминутка
Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так, (круговые движения головой) Головой своей крутили
Медвежата мед искали Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) Вот так, вот так, Дружно дерево качали,
А потом они ходили (ходьба по медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали!
6. Следующие задание: Посмотрите по сторонам, и найдите в группе то, что имеет круглую форму, далее треугольную, квадратную, прямоугольную.
7. Воспитатель читает задание Бармалея, поигать в игру «найди свое место»
(вызвать 5 детей, поставить не по порядку, детям нужно самостоятельно встать правильно)
8. Рассердился Бармалей не на шутку! Хочет он физкультминутку. Скок-поскок скок-поскок Прыгнул зайка на пенек.
В барабан он громко бьет, в чехарду играть зовет. Зайцу холодно сидеть, нужно лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись. Лапки ставим на бочок На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель: А сейчас, следующее задание от Бармалея! Нужно ребяткам цифры сложить из счетных палочек или слепить из пластилина. Выбирайте, что вы будете делать, и скорей за работу.
(Дети садятся за разные столы, по желанию)
Воспитатель: Замечательно! Ребята! У нас получились цифры, пусть каждый из вас скажет какая у него цифра! Ребята! Посмотрите, черепашка вернулась. Друзья обрадовались, и стали танцевать. (Все весело танцуют)
Следующая > |