Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ


Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ

  • 6 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» В.М. Букатов.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.

Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила задачи:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

2. Разработка перспективного плана.

3. Соблюдение вариантов деления на группы.

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.

5. Смена темпа и ритма.

6. Использование игр разнообразного характера.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:

I. Методы, повышающие познавательную активность.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень — потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает — не летает» и др.

Игры разминки – «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо-игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.

Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты:

  • дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.

Презентация

Автор: Дурягина Галина Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24 комбинированного вида, город Мончегорск, Мурманская область, стаж педагогической работы 26 лет, награждена нагрудным знаком «За личный вклад в развитие системы образования г. Мончегорска».

Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе

марина михуткина

Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе

«Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба».Е. Е. Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Термин «социоигровой стиль»

появился ещё в 1988 году. В 1992 году в
«Учительской газете»
появилась статья, которая называлась
«Вольный стиль или погоня за 133 зайцами»
, где автор, опираясь на материалы сторонников
социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социоигровая»
) и одновременно в каждой из них. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное
взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.

Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.

Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста — организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:

1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект)

воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

• Движение и активность.

• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

• Игры с правилами.

• Игры-соревнования.

• Игры-драматизации.

• Режиссёрские игры.

• Сюжетно-ролевые игры.

• Сказкотерапия.

• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

• Тренинги.

• Самопрезентация.

Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социо — игровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр. В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик»

,
«Передай настроение»
,
«Бабушка Маланья»
,
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
и др.) . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.Этому способствуют игры:
«Волшебный клубочек»
,
«Доброе животное»
,
«Дружба начинается с улыбки»
,
«Комплименты»
и др. На занятиях желательно предлагать игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в
группу рабочего настроя («Летает – не летает»
,
«Волшебная палочка»
,
«Встать по пальцам»
,
«Разведчики»
,
«Замри»
и др.) Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому,можно использовать разминки-разрядки:
«Заводные человечки»
,
«Воробьи-вороны»
,
«Руки-ноги»
,
«Клубок»
,
«Выход ряда»
и др. На прогулке и в свободной игровой деятельности
эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле»
. Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически
эффективный отдых.Сюда входят: «Считалки»
,
«Вороны-воробьи»
,
«Горелки»
,
«Прятки»
и др.

Применяя социо — игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста :

•1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников»

.

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

•2 правило: «смена лидерства»

.

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

•3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.

•4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

• 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

•6 правило:в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

.

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.

Для организации детей необходимо их делить на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.

В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса.

При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.

Сейчас мы с вами и остановимся на вариантах объединения…

1. Деление детей на малые группы по их желанию,сходству или жизненным ситуациям осуществляю по следующим принципам:

-чтобы все в группе были одинакового (или разного)

роста;

-одного (или разного)

цвета глаз
(или волос, бантиков, носочков и т. п.)
;

-по количеству стульев, расставленных за каждым столом;

-по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;

-со своими друзьями;

-с тем, с кем живешь рядом;

-с кем спишь рядом в детском саду;

-с кем вместе сидишь за обеденным столом;

-с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься)

;

-по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п. ;

-найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.

2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком)

:

-отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;

-геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;

-геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру

-мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п. ;

-муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;

-предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

3. Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)

.

Каждому ребенку предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами)

и представляет его для всех

Возможные варианты заданий:

-составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.

нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;

-составить предложение (слово)

и найти, с кем его можно объединить.

4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.

Предложите каждому взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое. Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей. Например, разбросать на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей. При этом количество открыток (или другого материала)

должно соответствовать числу образуемых малых
групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.
В качестве материала можно также использовать:

небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;

заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;

лоскутки ткани разной (или одинаковой)

формы и разной
(или одинаковой)
расцветки
(рисунка)
;

ленточки, тесьму;

разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.

Предлагожить детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп)

и собраться в
группыпо порядковому номеру:
-назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;

-называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный)

и собраться в
группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
-назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке)

.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА СОЦИОИГРОВОЙ НА ПРИМЕРЕ :

Игра «Волшебная палочка»

.

Предварительно дети делятся на тройки по слову (опора на расчет по порядку)

– предлагается назвать дни недели и объединиться в компании. Каждая компания получает задание. — Назовите, как можно больше предметов, находящихся в зале, которые в своем названии содержат звук [о]. Вот также и на занятии, например, все дети разделились на компании по три человека. Педагог достает
«волшебную палочку»
, которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать
«волшебную палочку»
, тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и имеет в своем названии звук [о].Первая тройка легко называют: потолок, окно, шторы, пол, а второй тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец слово найдено – обои, стол. Это подбадривает следующие тройки, которые тут же находят подоконник, стекло, коробка и т. д. Опять заминка. В это время совещаются все. Все ищут, что ещ не было названо, и таких предметов находится все больше и больше. И у детей огромное желание продолжать игру. При таком подходе не бывает детей, которые не захотели бы узнать про то, что знают другие. Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение
«Волшебная палочка»
хорошо активизирует этот опыт.

Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

Выступление для педсовета на тему:

«Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию».

Подготовила воспитатель: Михуткина М. Э.

2015г.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Социо-игровые технологии

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Поэтому в своей педагогической практике часто применяют социо — игровые технологии, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей друг другу, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей, развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов вывели следующие законы общения:

  • не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его
  • не ворчать, не ныть, не бурчать
  • умейте найти ошибку и имейте смелость признать её
  • будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными
  • относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании
  • поддержи, помоги подняться и победить
  • задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче
  • не возноси себя над другими, вознеси ближнего
  • дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста — организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологиив развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

«Эхо»

Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.). Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

  • передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета
  • передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т. п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

  • глядеть друг другу в глаза
  • вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

  • слово, трудное слово, скороговорка (считалка)
  • две телефонные линии (эстафета) — быстрый неиспорченный телефон.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т. п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

  • хлопают перед собой в ладоши
  • двумя руками хлопают по коленям (правая рука — по правой, левая — по левой)
  • выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами
  • выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

  • изменять темп движений
  • вводить речевое сопровождение
  • передавать эстафету глазами, голосом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.).

Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Вариант:

  • выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений
  • изменение темпа выполнения
  • выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы, элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т. п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

5. Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! …бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

  • использование любых движений «День наступает – всё оживает»
  • использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

  • «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т. д.)

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
  • У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

  • по цвету волос, глаз, одежды
  • чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
  • кто на каком этаже живет
  • кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т. д.

2 правило: «смена лидерства»

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Например: «У медведя во бору», «Воробьи и вороны», «День наступает – все оживает, ночь наступает все замирает», «Пальчиковые игры».

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Например: «Звуки дождя», «Топаем-хлопаем», «Займи своё место», «Роботы и снежинки», они требуют внимания, быстрой реакции, точности движений.

5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме. В данном случае здесь будет актуальным использование различных сюжетно – ролевых игр. Например: «Почта», «Больница».

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологииВячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле…». Например: «Лото», «Домино», «Четвертый лишний», «Геометрические фигуры», «Цифры».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

  • на самом первом этапе — учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера

развивается собственная речь);

  • на втором этапе общение является целью — ребёнок на практике осознает

как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

учебную задачу;

  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение дошкольники обучаются.
Следующая >

Классификация игр и формирование групп

Работу всегда следует проводить в небольших группах («группах ровесников»). Наиболее оптимальное количество человек – не более 5. Чтобы при делении не оставить никого из детей в обиде, можно прибегнуть к разным способам, например, задать в качестве разделяющего признака цвет волос или глаз, этаж проживания, наличие того или иного домашнего животного и пр. От лица сформированной группы всегда выступает лидер, который, во-первых, выбирается самими детьми, и, во-вторых, регулярно сменяется.

Воспитатель вовлекает детей в разные виды активности (сидя, стоя, за столами, на улице и пр.) с постоянным изменением темпа и ритма. Так будет происходить пассивное обучение дошкольников умению вести дела сконцентрировано и сосредоточенно, ведь там, где известно про начало и конец, просто не получится проигнорировать существующие ограничения.

Классификация игровых заданий выглядит следующим образом:

  1. Для рабочего настроя. Основная цель – стимулирование интереса к взаимодействию друг с другом, а также мобилизация ресурсов тела.
  2. Для социо-игрового приобщения к делу. Здесь происходит непосредственная коммуникация педагога и детей, во время которой они учатся, запоминают, различают, систематизируют или осваивают какой-либо материал.
  3. Разминки. Их отличительной особенностью является наличие быстро возникающего азарта, смеха, несерьезности. Дети психологически и физически разряжаются, расслабляются, отдыхают.
  4. Для творческого самоутверждения. Здесь итогом должно стать достижение результата, связанного с художественной сферой, – формирование эстетического вкуса, обучение основам рисования, танцев, музыкального исполнения и пр.
  5. Вольные. Обычно такие игры подразумевают нахождение вне комнаты и помещения, т.к. для них требуется больший простор и свобода передвижения.

Однако сразу же начинать освоение игр – дело и рискованное, и не совсем правильное.

Чтобы социо-игровая технология дала ожидаемые результаты, ее воплощение в жизнь необходимо проводить в 3 этапа – это:

  1. Прививание правил и культуры толерантного общения. Ребенок познает, как слушать, слышать и успешно договариваться с партнером.
  2. Отработка полученных навыков в мини-группах. Дошкольник на практике учится организовывать общение, ведь только так он достигнет поставленной перед ним учебной задачи (ответить, найти, предложить и пр.).
  3. Полноценная и плодотворная работа воспитателя с его подопечными, использование общения как эффективного педагогического средства.

Сущность

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) предписывает российским воспитателям подходить к обучению детей с качественно новых сторон. Впредь образовательный процесс должен не равнять всех под одну гребенку, а учитывать как общие возрастные особенности детей, так и их индивидуальные отличия. Главная задача сотрудников детских садов – это выпуск из стен учреждений дошкольников, желающих активно учиться, познавать мир и совершенствоваться. Социо-игровая технология, основанная в 1988 году совместными силами советских педагогов Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатова и берущая за основу такую форму деятельности, как игра, способна успешно справиться с поставленной целью.

Неизменным условием здесь является создание атмосферы взаимного уважения и свободы мыслей, действий, выбора. Происходит отказ от навязывания опыта или знаний взрослого. Искусственное насаждение различных постулатов недопустимо. Необходимо сделать так, чтобы участники доверяли и словам друг друга, и своим собственным ощущениям, а также не испытывали диссонанса между личным опытом и тем, что говорят другие. Только так удастся превратить воспитание и обучение в добровольный, приятный, радостный процесс и добиться формирования ключевых компетенций: навыков дружеской коммуникации, межличностного общения, элементарного самоконтроля и регуляции собственной деятельности. Без долгих и утомительных тренировок выработается умение связно и правильно говорить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]