Зачем нужно дежурство?
Первое слово, которое ассоциируется с понятием «дежурство» — это «ответственность», и не только за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова «труд».
Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать, побуждает к самостоятельному труду.
КОНСПЕКТ руководства дежурством «Организация дежурства» в подготовительной группе
КОНСПЕКТ
руководства дежурством «
Организация дежурства
» в подготовительной группе
1.
Вид деятельности, тема:
дежурством «Организация дежурства».
2.
Цель:
Совершенствование детей самостоятельно выполнять обязанности
дежурных по столовой: сервировать стол.
Задачи:
Образовательные задачи:
совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;
Развивающие задачи:
развивать логику, память, мыслительные процессы; развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.
Активизация словаря:
салфетки, хлеб, тарелки, ложки, вилки.
Обогащение словаря детей:
салфетницы, салатницы.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к
дежурству;
формировать у детей ответственность за порученное дело.
3.
Интеграция образовательных областей:
4.
Условия. Оборудование:
салфетницы с салфетками, хлебницы, салатницы, глубокие тарелки, мелкие тарелки, бокалы, вилки, ложки, чайные ложки для ягод из компота, подносы
5.
Форма организации детей.
6.
Предварительная работа с детьми
: беседа о сервировки стола, оформление уголка
дежурства, знакомство детей с ним, разработка схемы-алгори.
7.
Ход деятельности представить в таблице:
Структурные части, время. | Приемы управления деятельностью | Организационно – методические указания | |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | ||
Вводная | Кто у нас сегодня дежурные по столовой? Очень хорошо. Ребята, к нам пришла кукла Маша посмотреть, как вы трудитесь. Она хочет убедиться, как хорошо у вас это получается и написать о вашем дежурстве заметку в нашу газету «Муравьишки». Вы хотите, чтобы о вас написали заметку и родители прочитали ее? Тогда вам нужно постараться дежурить добросовестно, слаженно и доброжелательно по отношению друг к другу. Договорились? Ребята, а как вы распределяете работу? Скажите, что такое сервировка стола? В какой последовательности накрываем стол? | Мы дежурные. Да Да Мы договариваемся между собой. Мы решили, что один будет ставить салфетницы с салфетками и хлебницы. Другой будет раскладывать ложки и вилки, а вместе мы будем ставить бокалы, тарелки и салатницы. Сервировка стола – это умение правильно, красиво и со вкусом накрыть стол. Сначала нужно поставить салфетницы, хлебницы на каждый стол. Затем постелить салфеточки. Потом поставить бокалы, салатницы, глубокие тарелки, ложки и вилки. | |
Основная | Кто скажет, для чего предназначена тарелка? А что к ним относится? А для чего нужны бокалы? С какой стороны раскладывают ложки,ножи, вилки? Дети, приятного аппетита. | В тарелки накладывают еду. Из них мы едим. Хлебницы предназначены для хлеба. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Ко вторым блюдам относятся мясо, рыба, сосиски, котлеты; разные гарниры: рис, овощи, макароны, картофель. В бокалы наливают чай,молоко, компот, кисель. Ложки, ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой. | Ребята помогите разложить хлеб. Дети, напоминаю, остатки супа доедаем, наклонив тарелку от себя. |
Заключительная | А теперь дежурные, что будете делать? Дежурные наши молодцы, очень постарались. Со своими обязанностями справились, умело распределили работу. дежурили быстро, аккуратно. Спасибо вам за дежурство. Как приятно было детям сесть за такой красивый, правильно накрытый стол. Недаром говорят: «Дело мастера боится!». | Сначала сметем все крошки со столов, а потом протрём тряпочкой столы. |
Польза дежурства
Благодаря дежурству, ребенок начинает нести ответственность за поручение. Даже если задание довольно простое, дежурство в детском саду сформирует любовь к труду. Ведь малышу будет очень приятно, когда благодаря его собственным приложенным усилиям станет, например, чище.
Отталкиваясь от такого жизненного опыта, ребенок в дальнейшем будет выполнять дежурные задания с большей концентрацией и отдачей.
Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ
Валентина Амельченко
Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ
Организация дежурства детей
дошкольного возраста в ДОУ
Дежурства — это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурство дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.
Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на
-дежурство в столовой;
-подготовка к занятиям;
-дежурство в уголке природы.
Вторая младшая группа Дежурства в детском саду организуют со второй младшей группы – вторая половина года. Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания,выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, стаканы с салфетками.
Давая поручения детям 4-го года жизни, педагог воспитывает у них умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала учат детей ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.
На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя,а так же дидактические игры: «Накроем стол для кукол»
,
«День рождения Мишки»
,
«Маша обедает»
,
«Кoрмление кукол»
и др.
В первые месяцы необходимо учить дежурныхправильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками и пр.
Перед ребенком — дежурнымставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Вымыв руки с мылом, надев фартук и колпачок (косынку, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально — положительное отношение к нему. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.
Средняя группа
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных,которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т. д., так же помогают убрать материал после занятий.
Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Старшая группа
Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.
Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов.
Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать.
Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
Дежурства по подготовке к и занятиям. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики.
Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.
Так же в старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы. (начинается с начала года)
. Разъяснить значение этого вида
дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений, Воспитатель подчеркивает важность тщательного постоянного ухода за растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему, как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т. д.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым»
. Но это не всегда дает положительный результат. В старших группах у
детей проявляется избирательное отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!».В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие».
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим»
.
Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Одежда и оборудование необходимое для дежурства и трудовой деятельности детей
Для того чтобы дети могли дежурить по столовой, в уголке природы, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.
По столовой: фартуки и косынки (для мальчиков – колпачки или банданы.
В уголке природы: клеенчатые фартуки, нарукавники.
Весь инвентарь хранится в доступе детей в соответствии с их ростом.
Выполнение обязанностей по столовой
В обязанности ребенка будет входить помощь в распределении посуды для других ребят. Дежурство в детском саду по столовой имеет ряд преимуществ. Такое несложное задание сформирует у ребенка ответственное отношение к работе, а также станет возможностью для развития памяти. В том случае, если опыт с дежурством подойдет для группы воспитанников, данное действие будет повторяться часто, соответственно, и задания станут повторяться. Поэтому регулярные дежурства помогут быстрее запомнить расположение посуды на столах, что благоприятно повлияет на развитие памяти.
Дежурства. Старший возраст
.Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году |
Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >> «Воспитание дошкольника в труде». Под ред. В. Г. Нечаевой Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Важной задачей в организации дежурств старших дошкольников является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитание этих качеств может быть достигнуто только при регулярном участии детей в труде. В практике детских садов дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, может сказать: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!» В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие?» И после утвердительного ответа предложить: «Приглашайте ребят на занятие». Все это повышает отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а положительная оценка педагога поощряет их действия. Он приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду». Или: «Кто расставит сегодня раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов; чтобы они не задержались и могли лечь спать вместе со всеми, им надо помочь» и т. д. Если воспитатель умеет опираться на дежурных, всячески повышает их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим». Помимо разных познавательных задач, формирования речи, педагог здесь решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относится к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь. В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу — сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой? Решая этот вопрос, воспитатель должен исходить из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем — мелкую, а в заключение — чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки. И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.) Точно так же следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные — ту часть необходимого материала, который не находится постоянно в ящике. Это тем более важно, что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности и т. д.). Организуя работу дежурных таким образом, воспитатель экономит их время и вместе с тем приучает детей убирать за собой, заботиться о своей готовности к занятию и пр. Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям может тоже значительно быть увеличено. Так, дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетки краску гуашь, клей, приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий (флажки, ленты, обручи и т. п.). Иногда работа дежурных может переноситься: например, нарезать геометрические формы для занятий, принести из методического кабинета картины, наглядный материал удобнее накануне. В старших труппах вводится еще один вид дежурств — дежурство по уголку природы. Разъяснить значение дежурств можно на занятии. Воспитатель выделяет новые объекты живиго уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода за новым объектом сложны или детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следует соединять в одном занятии. Лучше такой объект внести в группу несколько позднее.) Он особо нодчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие — нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, с тем чтобы в группе постоянно был зеленый лук, как заготавливать воду для полива растений и т. д. Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений; дети отмечают малейшие изменения, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных. В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу. При организации работы дежурных воспитатель в начале года определяет, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Необходимость таких наблюдений и формирования поведения приводит к тому, что в начале года в старшей группе воспитатель определяет каждому дежурному отдельное задание, например: «Вова накроет на эти два стола, Галя — на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы и разнесет розетки». Спустя некоторое время (через 2—3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда ты уже полил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете играть». Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?» Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу. Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Если раньше этот вопрос не стоял, так как каждый из детей выполнял работу отдельно, то теперь, объединяя их в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет полезно для воспитания детей. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление не только обучать навыкам другого ребенка, но и оставаться при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным. Приведем типичные примеры. Галя — собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе со Славой З., который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Галя почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя на Славу. В результате за три месяца совместной работы Слава так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело. Упущением воспитателя в данном случае было то, что он обращал основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А соответствие объема его работы и работы, выполненной каждым из детей он не учитывал. Игорь — инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Юрой Е., нерешительным, но добросовестным и аккуратным. Под влиянием Игоря, проявляющего доброжелательное отношение к Юре, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца. Объединение детей для общей работы становится регулярным в старших группах детского сада. Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, оказали положительное влияние и на совместную работу. Надя хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением, подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дружить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет. Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д. Так, Славу следовало учить быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Гали. Может быть, стоило на некоторое время разделить их обязанности, предложив Славе самостоятельно накрывать на два стола, а Гале — на другие два стола. Помогая Славе работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Гали, можно добиться того, что и Слава научится работать более собранно, будет стремиться не отставать от Гали. У Нади же следовало формировать доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывать на то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь. О дружной работе Игоря с Юрой можно рассказать всем детям, чтобы она стала примером для подражания. В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это также следует учитывать, поддерживать тягу детей друг к другу, поручать им дежурить вместе. Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
продолжение книги …
Помощь в игровой комнате
Дежурство в игровой комнате детского сада потребует от ребенка следующего: помощи воспитателю и другим ребятам в раскладывании игрушек по местам. Подобная процедура поможет развить внимательность, так как необходимо будет знать, куда что складывать, а также улучшить уровень взаимодействия между воспитанниками детского сада, так как дежурный возьмет на себя часть роли воспитателя и уже с позиции старшего помощника будет содействовать поддержанию порядка и помогать другим ребятам.
В любом случае это не столько помощь воспитателю, сколько развитие таких черт, как ответственность, взаимопомощь, любовь и уважение к труду.
График дежурств: как создать
Для поддержания порядка и дисциплины воспитателю необходимо задуматься над способом введения графика дежурств в детском саду. Такая мера поможет подсчитывать и учитывать все заслуги воспитанника и не запутаться в очередности. Выглядеть подобное расписание может по-разному, в зависимости от творческого подхода воспитателя. Желательно, чтобы в создании уголка дежурств принимали участие сами воспитанники. В таком случае возникнет чувство сопричастности к нововведению. Сделанная своими руками работа для дежурства может послужить отличным стартом для объединения детского коллектива. К тому же каждый ребенок сможет вложить собственное видение и проявить фантазию, так необходимую для создания уголка дежурств в детском саду своими руками.
Как организовать график дежурств?
Основой для оформления дежурства в детском саду, создания расписания и графика может послужить ватман. На листе лучше всего разместить фотографии воспитанников либо закрепить за каждым ребенком собственный символ. Подобное обозначение пригодится в дальнейшем. Очередь дежурств можно выстроить в алфавитном порядке фамилий детей, по желанию либо по принципу парт, сначала дежурят дети за первым столом, в конце месяца — дети за последним.
За хорошее поведение, помощь и внимательность по окончании дежурства ребенок будет получать карточку. Если, к примеру, бумага красного цвета, значит, ребенок справился со своими обязанностями на отлично. Если что-то в процессе дежурства не получалось — то карточка может быть другого цвета.
На ватмане с графиком дежурств в детском саду своими руками можно добавить небольшие кармашки под фотографиями воспитанников, в которых будут храниться листочки, указывающие на достижения ребенка. Либо можно обойтись без фотографий детей и складывать изображения специальных символов, которые характеризовали бы воспитанника, сразу в специальную сумочку.
Например, дежурный выбрал себе белочку как собственный символ, и за успешно проделанную работу в кармашке будут появляться красные карточки с изображением белочки. Это будет означать, что именно этот воспитанник прекрасно справляется со всеми задачами.
Таким образом, дежурство развивает еще одну черту в детях — умение фантазировать. Ведь при создании уголка дежурств в детском саду своими руками воспитанники смогут в полной мере проявить свои творческие способности, так же как и при выборе личной картинки, которая станет символом успешной работы.
Советы для воспитателей
При проведении подобного трудового воспитания педагогу стоит обратить внимание на некоторые моменты:
- Нельзя ругать ребенка за неправильно выполненную просьбу. Стоит помнить, что главная задача дежурства — это не столько научить, как выполнять различные бытовые действия, сколько привить ответственность за то, что должен сделать малыш, а также уважение к труду. В противном случае в будущем ребенок будет выполнять поручения без энтузиазма и график дежурств в детском саду может быть нарушен.
- Необходимо хвалить воспитанника. Именно похвала на данном этапе психологического становления является мощным мотиватором для выполнения задач. Когда ребенок понимает, что его вклад оценен и замечен, он начинает чувствовать себя нужным. В такие моменты формируется любовь к труду, и в то же время воспитанник осознает значимость работы.
- Ценить индивидуальность, но не чрезмерно выделять. Когда ребенка хвалят — это прекрасно, особенно если это заслуженно. Но как же быть, если один воспитанник не очень хорошо справляется с дежурством на первых порах, в то время как его друга постоянно хвалят? Из-за этого у ребенка может появиться обида, что никак не способствует развитию трудолюбия и уважения к работе. Не только своей, но и окружающих. Данный вопрос решается именно с подачи воспитателя. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, что подразумевает собственный подход к каждому. Кому-то может понадобиться чуть больше времени, чем другим, чтобы войти в график дежурств, а кто-то из детей может начать пользоваться своим преимуществом и приобретенным авторитетом среди сверстников уже в собственных целях. Дабы не допустить подобного, самое главное — не переборщить и следовать правилу «золотой середины».
- Совместный труд. Дежурство в детском саду — это подходящий повод для самовыражения, приобретения новых навыков и умений, а также возможность улучшить микроклимат в детском коллективе. Иногда между воспитанниками могут возникать конфликты на разной почве. Задача воспитателя — свести на нет подобные стычки. Ничто не помогает лучше, чем совместный труд. Взаимопомощь и взаимовыручка помогут предотвратить появление многих разногласий в компании детей одного возрастного диапазона. Тем более что при совместном времяпрепровождении обиды забываются быстрее.
Творческий подход к сплочению коллектива, а также выработка личных умений, навыков и черт характера является приоритетом для педагога и воспитателя. Благодаря введению дежурства, дети станут более дисциплинированными и дружными.
Дежурство – следующая форма организации труда дошкольников. В чем его отличие от поручений и каково значение в воспитании?
Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы. Оно становится обязанностью дошкольника, и в этом его основной смысл и воспитательные возможности. Несмотря на кажущийся незначительный результат, ребенок начинает осознавать смысл самого слова «обязан» (то есть «это должен сделать ты!»).
Как же вводятся дежурства? Еще в младшей группе в процессе выполнения первых поручений малыши овладели навыками, необходимыми для накрывания на стол. Это позволяет в начале учебного года в средней группе вводить дежурство в столовой: ежедневно кто-либо из ребят накрывает на «свой» стол, то есть стол, за которым он сидит вместе с 5 – 6 детьми, а после еды убирает посуду: хлебницы, стаканы с салфетками, вазы из-под фруктов и пр. Помощник воспитателя убирает сложенные в стопки тарелки.
Введение дежурства необходимо представить детям так, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему делу, желание выполнять обязанности дежурных. Такое разъяснение целесообразно провести на занятии. Например, воспитатель обращается к детям: «Ребята, хорошо, что вы научились накрывать на столы перед обедом вместе с Татьяной Ивановной. Я думаю, что теперь вы сможете сами без нее справиться с этим делом. И я могу вам поручить самим заботиться о своих друзьях. Может быть, нам стоит поступить так же, как это делают ребята в старшей группе? Они назначают дежурных: сегодня одни, а завтра другие ребята по очереди дежурят, заботятся о своих друзьях. Я вижу, что вы стали старше и сможете обходиться без помощи Татьяны Ивановны».
Такое предложение, конечно, вызовет у ребят желание принять его. Тогда воспитатель разъясняет суть дежурства: «За каждым столом у нас будет назначаться по одному дежурному, который накрывает на стол. А завтра будет дежурить тот, кто сидит рядом с этим дежурным. Чтобы все знали, кто сегодня дежурный, я предлагаю вот такую табличку с окошечками. В них дежурные будут вставлять картинки, которые сами выберут. На следующий день другие дежурные выберут для себя картинки и поместят их в окошечки вместо прежних. Так каждый день и будут меняться картинки. Все согласны?» После этого воспитатель дает детям возможность поговорить о предстоящей работе дежурных. Затем продолжает: «А теперь я задам вам главный вопрос: скажите, приходилось вам когда-нибудь ждать обеда? Например, вы пришли с прогулки, вымыли руки, сели за стол, а он не накрыт, обед не стоит на столе у Татьяны Ивановны. Нет? Почему же так всегда получается?» Дети высказывают свои предположения. «Верно, потому что Татьяна Ивановна и повар очень заботливые, они знают свои обязанности и всегда их выполняют. Поэтому и вы, когда будете дежурить, должны помнить о том, что надо вовремя накрывать на стол, чтобы никому не приходилось ждать».
Дальше можно предложить детям посмотреть, как кто-либо из ребят накроет на стол: продемонстрирует знание последовательности действий, отношение к своей работе, умение не отвлекаться от выполнения задания.
Конечно, такого «одноразового» объяснения недостаточно, чтобы дети осознали суть дежурства. В начале года ребят привлекают внешние моменты: накрахмаленный белый фартучек с аппликацией, пилотка. Но на протяжении учебного года воспитатель подчеркивает необходимость работы, используя конкретные поступки дежурных.
Например: «Садитесь за стол, ребята! Наши дежурные хорошо позаботились обо всех, ничего не забыли! Спасибо вам, наши помощники!» или: «Наташа, как маме будет приятно узнать, что у нее растет такая старательная дочка!»
А воспользовавшись приходом бабушки в тот момент, когда ее внук накрывает на стол, педагог говорит: «Как ловко и старательно ваш Костя накрывает на стол! Он, наверное, и дома сможет вам помогать готовить стол к обеду? Скажите об этом папе, я думаю, ему будет приятно узнать, что его сын стал помощником маме».
Руководя работой дежурных, педагог учит их элементам самоконтроля: накрывая на стол, они могут действовать непоследовательно, не закончив одно из дел, переключаться на другое. Поэтому детей приходится возвращать к начатому делу, учить самостоятельно обнаруживать недостатки в своей работе. Чтобы не допускать «сухих» указаний, можно использовать литературные произведения. Например, воспитатель читает детям рассказ о том, как дежурили Саша и Алеша (из книги Н. Д. Калининой «Малыши»): «Стол накрыли, а ложки не положили». Детям понятна ошибка мальчиков, поэтому вопрос воспитателя «Что бы вы посоветовали этим дежурным?» вызывает активное обсуждение. Обобщая их высказывания, педагог заключает: «Верно. Очень важно проверять, все ли ты сделал правильно».
В работе с дежурными педагог использует этот рассказ, если замечает ошибку ребенка: «Проверь себя, не похож ли ты на Алешу?» – побуждая его проконтролировать свои действия.
Если воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, постоянно подчеркивает важность их дела для всей группы, благодарит за своевременное выполнение порученной работы, дети начинают понимать свои обязанности.
Во второй половине года подобным образом вводятся дежурства по подготовке к занятиям: нужно перенести индивидуальные пособия с места хранения на стол воспитателя, разлить в розетки гуашь или клей, разложить цветную бумагу, постелить клеенки и т. д. После занятия дежурные убирают пособия, моют розетки из-под клея (целесообразнее этим заниматься после дневного сна, так как после занятия дети выходят на прогулку и дежурные будут вынуждены оставаться для выполнения этого дела).
Поддержанию желания детей выполнять обязанности дежурных способствует также использование педагогом в виде поощрения сравнений их действий с действиями полюбившихся образов художественных произведений: «Наш Максимка – как Мальчик-помогай!» или: «А Иринку можно сегодня назвать Рукодельницей из сказки „Мороз Иванович”». Могут быть использованы примеры из других сказок и рассказов.
Говоря об организации трудовой деятельности детей средней группы, следует обратить особое внимание на то, что расширение ее содержания, использование общих поручений и дежурств создает достаточные возможности для систематического включения в труд каждого ребенка, условия для решения важной воспитательной задачи: формирования привычки к трудовому усилию, способности удерживать внимание на порученном деле, выполнять его в достаточно бодром темпе, хорошо владея навыками. Ребенок проявляет желание трудиться, охотно включается в труд, испытывая при этом эмоциональный подъем. Он активен, инициативен, способен заметить и исправить допущенную ошибку. Формирование привычки к трудовому усилию становится предпосылкой в воспитании таких нравственных качеств, как настойчивость, ответственность, осознанное отношение к обязанностям.
В старших группах существуют три вида дежурств: в столовой, при подготовке к занятиям и в уголке природы. Повышаются требования к самостоятельности детей, самоорганизации, деловитости, умению использовать более рациональные приемы работы. Педагог продолжает формировать у них понимание ответственности за порученное дело, стремясь к тому, чтобы это понимание становилось мотивом, побуждающим к качественному выполнению своих обязанностей.
Очень важно продумать содержание труда дежурных, чтобы оно не носило формальный характер, а было наполнено конкретными делами, необходимыми для всей группы.
В содержание работы дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Дежурные по подготовке к занятиям сами определяют, какие пособия будут необходимы детям для выполнения заданий, соответствующих виду занятия.
При организации работы дежурных воспитателю необходимо в начале года, наблюдая за детьми, выявить, насколько они овладели всеми необходимыми навыками работы, правильно ли используют оборудование, знают ли последовательность действий, проявляют ли должную сосредоточенность в процессе действий. И если он убедился в том, что указанные навыки сформированы в достаточной мере, то может усложнить работу.
При организации дежурств воспитателю необходимо уделить внимание сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Должны ли после еды всю посуду относить на раздаточный стол дежурные или какую-то часть ее относит каждый ребенок сам? Что при подготовке к занятию должны сделать дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок для себя самостоятельно? Решая эти вопросы, следует исходить из целесообразности работы тех и других.
Так, если каждый ребенок будет относить сначала свою глубокую тарелку, затем мелкую, а в заключение чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки. И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда значительно возрастет, а порой им придется ждать, пока кто-либо из детей закончит завтрак или обед.
Наиболее целесообразным представляется примерно такое сочетание работы дежурных и детей. Дежурные полностью сервируют столы. Каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем переносит на раздаточный стол (при этом следует наблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка). Дежурные убирают со столов все остальное.
Точно так же следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям, но здесь многое зависит от условий. Если, например, каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить рабочее место сами, а дежурные – приносить ту часть пособий, которая хранится в шкафу у воспитателя. Это важно, так как приучает детей к будущей работе в школе. Организуя работу дежурных таким образом, воспитатель экономит время, не допускает задержки начала занятия и вместе с тем приучает детей убирать за собой, заботиться о рабочем месте.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятию может быть разнообразным. Так, дети могут не только подбирать раздаточный материал, раскладывая его по конвертам для каждого ребенка, но и вырезать геометрические фигуры разного размера и цвета, готовить глину, раскатывая ее на равные шарики, приносить из методического кабинета картины для рассматривания, наглядный материал и пр. В таких случаях работа дежурных может потребоваться не только перед занятиями, но и сразу после прихода в детский сад или накануне вечером.
В старших группах вводятся дежурства по уголку природы
в том случае, если в нем есть объекты живой природы: комнатные растения, требующие ухода, птички, рыбки, морская свинка, черепаха или другие животные. Разъяснить назначение дежурства можно следующим образом. Воспитатель выделяет новые объекты живого уголка, рассказывает, как за ними надо ухаживать. Особо подчеркивает необходимость постоянного и тщательного ухода: «Если мы хотим, чтобы «зеленые друзья” украшали нашу группу, цвели, радуя своей красотой, если мы захотели иметь в группе животное, то только от нас зависит, будет ли им у нас хорошо». Воспитатель показывает, как пользоваться пульверизатором, указывает, какие растения нуждаются в опрыскивании, а каким – оно принесет вред, как определить, когда на место срезанного лука посадить новый, как и почему надо заранее готовить воду для аквариума и полива растений.
Работа дежурных будет успешнее, если педагог постоянно воспитывает во всех детях интерес к уголку природы. Тогда его обитатели становятся предметом постоянных наблюдений. Ребята отмечают малейшие изменения в росте и развитии растений, все точнее передают в рисунках окраску аквариумных рыб. С этой целью педагог сам описывает расцветку рыбки, показывает альбом с иллюстрациями из жизни животных, предлагает детям зарисовывать изменения в растениях, появление бутонов, новых листьев.
В подготовительной к школе группе объем работы дежурных по уголку природы может быть увеличен: дети всегда заботятся о том, чтобы для животных был постоянно готов зеленый корм, выращивают зимой зелень к столу (укроп, петрушку), рассаду для будущей пересадки в грунт.
В старших группах увеличивается объем работы дежурных в столовой: уже нет необходимости назначать четырех ребят (по числу столов). Со всей работой вполне справляются двое.
Такое изменение в организации их деятельности имеет и другой воспитательный смысл.
Если раньше, сервируя «свой» стол, каждый дежурный действовал отдельно «рядом», то теперь появляется общее: «Вы вместе накроете столы к обеду». Условие «вместе» вызывает необходимость вступить в общение с партнером, договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. И результат деятельности педагог оценивает как итог общих усилий. Такой подход к оценке работы дежурных ставит их в условия взаимоконтроля, взаимопомощи.
Следует подчеркнуть, что разъяснения педагогом норм обращения, замечаний, выражения согласия или несогласия используются детьми непосредственно в работе.
Как же распределение работы ребятами происходит в практике детского сада? Обратимся к примерам.
Алена и Юля убирают уголок природы.
– Девочки, – обращается к ним гость, – вы договорились, кто что будет делать?
– А мы никак не договаривались. Нина Евгеньевна (воспитатель) сказала, чтобы я поливала растения, а Юля покормила рыбок и попугая.
Из ответа становится ясно, что воспитатель не использовал особенности выполнения задания «вместе», что способствует воспитанию взаимоотношений: он сам распределил работу, поставив тем самым детей в условия деятельности «рядом».
Другой пример.
– Ребята, как вы договорились, кто что будет делать?
– А мы не договаривались. Я увидела, что Максим раскладывает ножницы и тарелки для обрезков бумаги. И стала расставлять розетки с клеем и раскладывать цветную бумагу.
Из такого ответа становится понятно: несмотря на то что дети не договаривались, они усвоили порядок последовательности действий – Оля ориентировалась на ту часть работы, которую выбрал Максим, и стала выполнять оставшуюся часть общего дела.
Еще один пример.
Алеша и Юра в зале готовят необходимые пособия к музыкальному занятию.
– Нам Нина Евгеньевна (воспитатель) сказала, что надо расставить стулья, а потом разложить для мальчиков флажки, а для девочек – веночки для танца. Тогда я предложил Юре вместе расставить стулья, ведь вместе лучше. Юра согласился и сказал, что потом будет раскладывать флажки. Я тоже хотел флажки, ведь я – мальчик, но уступил Юре. Ведь девочкам веночки нужны: как же они будут танцевать?
Как четко в ответе Алеши выступило сформированное умение согласовывать свои желания с желаниями партнера, уступать ему, сознавая необходимость предложенной работы.
Руководя деятельностью дежурных, воспитатель учит их обращать внимание на работу партнера, помогать ему, советовать. Разъясняет, как надо оказывать помощь, не выполняя работу за сверстника, как сделать замечание, не обижая при этом партнера, например, следующим образом: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. Но сейчас ты уже закончил свою часть вашего задания, а Катя еще не все сделала, ведь у нее работы оказалось больше, поэтому тебе надо помочь ей. Видишь, она поддон почистила, соломку постелила, а морковку еще не нарезала. Предложи ей свою помощь. А она пока свежей водички принесет».
Далее воспитатель помогает разделить работу поровну, предлагает учитывать желания друг друга, а когда дети работают, контролирует, порой обращается с вопросом: «Дружно ли работали? Кто кому помог? Как распределили работу между собой? А как будете работать в следующий раз?» Так воспитатель помогает детям понять особенности коллективной работы.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, следует подумать, как лучше объединять детей в пары. Если раньше этот вопрос не возникал, так как каждый ребенок выполнял свои обязанности индивидуально, то теперь, объединив детей в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет наиболее целесообразным. Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым», полагая, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками, возьмет на себя большую часть работы. Это может привести к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, справляющегося с заданием, и одновременно будет обучать второго малыша, оставаясь при этом доброжелательным, терпеливо разъясняя ему причины неудач, не выполняя за него всю работу. Однако нередки случаи, когда «умелый» выполняет работу целиком, а второй ребенок только числится дежурным.
Приведем типичные примеры.
Дежурят Даша и Женя: готовят все необходимое для занятия. Даша – организованная, активная девочка, хорошо выполняет обязанности дежурного. Женя довольно пассивен, он действует по подражанию Даше: если она раскладывает счетный материал, то и Женя делает то же. Даша дает ему возможность продолжить эту работу, а сама начинает выставлять мелкие игрушки. Женя бросает дело незаконченным и переключается на ту работу, которую выполняет Даша. Даша проверяет, все ли готово для занятия, указывает Жене на то, что надо доделать, но Женя, хотя и следует ее совету, увидеть свои ошибки не может.
Это типичный пример соединения в пару «умелого» с «неумелым». Даша хотя и доброжелательна к Жене, но научить его выполнять обязанности дежурного не может, а ее пример не действует на Женю. В этом случае воспитателю следовало бы обратить внимание Жени на работу Даши, поясняя суть ее действий и помогая мальчику довести начатое дело до конца, чтобы пример Даши стал понятен Жене.
Лариса и Коля накрывают на стол. Лариса – очень активная девочка. Хорошо выполняет свои обязанности, очень уверена в себе. У Коли навыки достаточные, но действует он много медленнее Ларисы, и это вызывает недовольство с ее стороны, она все время поторапливает Колю, порой допуская резкие выражения: «Ну что копаешься? Давай пошевеливайся! Вот копуша!.. Ладно, давай помогу!» – и начинает выполнять работу за Колю. Такое поведение обижает мальчика, и он отказывается продолжать работу. Воспитателю в этом случае следовало бы обратить внимание девочки на качество работы Коли, внушить ей, что такие слова обижают мальчика.
Таня и Ира накрывают на стол к обеду, они – подружки. Приступая к делу, Таня предлагает вместе разложить салфетки. Дети пользуются индивидуальными салфетками, имеющими разный рисунок. Дежурные хорошо знают, какая салфетка принадлежит кому из ребят. Взяв по нескольку салфеток, девочки быстро разносят их, раскладывая на столы. Дальше действуют согласованно, как будто и не договариваясь, кто что будет делать, но соблюдая последовательность: если Таня стала расставлять тарелки с хлебом, то Ира идет за бумажными салфетками, которые лежат в салфетнице.
Значит, они ориентируются на установленную последовательность и учитывают действия партнера. Обратив внимание на то, что бумажных салфеток в салфетницах мало, Таня идет к воспитателю и просит разрешения нарезать еще салфеток, Ире тоже очень хочется это делать. Таня обращает на это внимание и находит возможность удовлетворить это желание подруги.
– Ира, давай я нарежу салфетки для ребят этого стола, а ты – для ребят, сидящих за другим столом, пока я буду складывать их в салфетницу.
Ира принимает предложение Тани, наблюдает за ее работой. Заметив недостаток, дает совет:
– Таня, эти салфетки детям будет неудобно брать. Они очень плотно лежат: тот, кто потянет за уголок одной салфетки, вытащит сразу несколько. Лучше положить вот так.
Таня принимает совет Иры и исправляет оплошность. Закончив работу, обе довольные подходят к воспитателю и сообщают об этом.
– Какие молодцы, – замечает педагог, – вовремя накрыли на столы! Татьяна Ивановна принесла обед, а столы уже накрыты. Ну, наши помощницы, приглашайте всех ребят к столу.
Этот пример показывает, как дружеские отношения между детьми помогают им в работе.
Игорь и Антон дежурят в уголке природы. Игорь – очень инициативный мальчик, но несколько тороплив, допускает небрежность в работе. Антон очень нерешителен, но аккуратен и старателен. Они дружат. Различия в характерах мальчиков оказывают на них положительное влияние. Так, если Игорь начинает торопиться, Антон напоминает: «Нина Евгеньевна говорила, что не надо спешить, а то придется переделывать». Если Антон в силу своей робости не решается начать работу, как бы ожидая подсказки, Игорь его ободряет. О дружной работе и об их отношении друг к другу воспитатель расскажет детям, чтобы такое поведение послужило примером для других дежурных.
Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опирался в своей работе на помощь детей, был терпелив к их неуверенным движениям, а порой и к ошибкам. Он может оказать большую помощь педагогу в обучении ребят необходимым умениям, а своим примером вызывать у них желание подражать.
Приведем примеры бесед с детьми о дежурстве.
– Скажи, любишь ли ты дежурить?
– Люблю. (Такой ответ получен от всех 75 опрошенных детей.)
– А что ты любишь делать, когда бываешь дежурным? Какой вид дежурств тебе больше нравится?
Из 75 опрошенных 73 ребенка выделили работу дежурных по столовой, и только два ребенка ответили вопросом на вопрос: «А где дежурить?»
Вероятно, понимание своей обязанности дежурить, как накрывать на стол, сложилось у детей потому, что этот вид труда ежедневный, постоянный. А другие виды? В том-то и дело, что другие виды дежурств нередко бывают эпизодическими. Имеют ли достаточный объем работы дежурные по подготовке к занятиям, если одно занятие – рассматривание картины, а второе – музыкальное, на которое дети уходят в зал? Что остается на долю дежурных? Значит, если педагог назначает дежурных по подготовке к занятиям, он должен обеспечить их достаточным объемом работы. Например, подобрать индивидуальные пособия для занятия по математике, расставить стульчики в зале для слушания музыки, принести подставку для картины и установить ее перед столами, найти указку. Переставить стульчики полукругом возле картины и пр. Если назначены дежурные по уголку природы, педагог оценивает, в чем будет заключаться их работа, особенно если недостаточно растений и животных. Например, постоянно следить за тем, чтобы в течение всей зимы выращивался к столу укроп, петрушка, зеленый лук.
Интересные ответы дали двое детей (из 75), которые спросили, где предстоит дежурить. Один из них ответил так: «Если по рыбкам, то люблю, а если по кролику, то не люблю». Причина такого ответа ясна: ребенку неприятно чистить клетку. Ответ другого был не менее любопытен: «Я люблю дежурить, когда меня назначают звать, за кем пришли».
Нужен ли такой вид дежурств? Какую пользу он приносит ребенку? Какие конкретные дела он выполняет? Просто он развлекает себя, бегая по лестнице вверх и вниз. Вряд ли это целесообразно.
Иногда педагоги назначают дежурных «по умывальной». В их обязанности входит проверка того, насколько тщательно вымыли руки дети. Но может ли ребенок объективно оценить это? Зачем создавать возможную ситуацию ненужного конфликта между детьми? Целесообразнее разъяснять детям, почему руки должны быть всегда чистыми – и не только перед едой, а в течение всего дня. Летом, особенно если детский сад находится в дачной местности, необходимо увеличить число дежурных по уходу за цветником и огородом.
Таким образом, решая вопрос об организации дежурств, педагог обдумывает, какое содержание труда он определит для дежурных, как будет объединять их в пары, а может быть, и в тройки, чем будет дополнять объем их работы, если его оказывается недостаточно.