Статья «Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста»


Игра как главный тип деятельности дошкольника

Именно на этом этапе есть возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Педагог может заменить индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в игре. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИГР И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые игры.

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

— сюжетно-ролевая игра

– это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих детей самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого. [14, стр.14]

— игры драматизации

. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка

Марина Боргоякова

Игра — ведущий вид деятельности ребенка

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами не насыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Игра- одна из тех видов деятельности дошкольников которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разными действиями с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой в общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Игракак средство воспитания:

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игр как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло — космическая ракета, плюшевый мишка — отважный путеше-ственник)

.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.Условно все игры можно разделить на: сюжетно-ролевые (творческие)

игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К
играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические,настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.

Сюжетно-ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий: это ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его действия с предметом –игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах. Появление в игре обобщённых действий, использование предметов-заместителей, объединение действий в единый сюжет, называние ребёнком себя именем героя – всё это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Развитие игрового творчества связано с постепенным обогащением содержания игры. Здесь важна роль самодеятельной игры детей, так как в ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализо-ванной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику)

.Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры
(сюжетно-ролевая и театрализованная)
развивается параллельно. Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры и театрализованной на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета,роли,содержания). Эти игры могут существовать как самостоятельная
деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра «и «игра — драматизация. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально — чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений. Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.)
.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости широко распространены среди детей и подростков. Такие игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

Подвижные игры разнообразны. Это, прежде всего, собственно подвижные игры и спортивные игры. Среди первых, или, как их ещё называют, игр с правилами, выделяют сюжетные и бессюжетные, игры – забавы и аттракционы. Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных. Особенность таких игр — возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. («Гуси – лебеди»

,
«У медведя во бору»
).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста

1. Что означает утверждение, что «игра – форма организации жизни детей».

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является игра. Игра самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей. (№4 с.19)

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.

  • Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
  • Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
  • Важной особенностью игры как формы организации жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра. (№6 с.7)

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок говорит, двигается, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. (№2 с.93)

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспита-тельная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н.К. Крупская писала: «… игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра — для дошкольников — способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога — помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она — своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в лю-бой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя)
  • реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются об-щественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества. (№3 с. 272-275)

При условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей игра становится формой организации детской жизни.

2. Характеристика способов построения сюжетной игры и особенности руководства.

Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Выделяют следующие способы построения игры:

  • последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки (ранний и младший дошкольный возраст)
  • ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы (средний дошкольный возраст)
  • сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие (старший дошкольный возраст).

Каждый этап самоценен и является весомым средством его развития. Первым способом построения игры (предметно-игровыми действиями) дети овладевают в совместной с взрослыми деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) требуют участия взрослого. (№3 с.308)

Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. установили, что в возрастном диапозоне 1,5-3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в 3-5 лет – может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в 5-7 лет – развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. (№7 с.11-12)

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

  • формирование игры как деятельности
  • использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н. А. Короткова, Н.Я. Михайленко). (№3 с. 303)

В приемах руководства игрой, разработанных Жуковской Р.И. и Менджерицкой Д.В. выделяют две группы приемов:

  • приемы косвенного воздействия, т.е. руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Одним из приемов косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей.
  • приемы прямого руководства, т.е. ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Приемы прямого руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Основное условие их использования – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. (№2 с.120-122)

Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре). (№3 с. 305)

3. Классификация игр, критерии и авторы.

Детские игры — явление неоднородное. Игры разнообразны — по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на

  • развитие ума (умственные игры)
  • внешних органов чувств (сенсорные игры)
  • движений (моторные игры).

Классификация игр немецкого психолога К. Гроса:

  1. «Игры обычных функций» — игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю;
  2. «Игры специальных функций» — игры представляющие собой уп-ражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:

  • имитационные (подражательные)
  • подвижные (игры с правилами).

П.Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст — период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации — самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме.

В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе:

  • творческие игры (самостоятельный характер) — придуманные самими детьми
  • игры с правилами, придуманные взрослыми.

Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.

Классификация игр Менджерицкой Д.В., Жуковской Р.И.

  • творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры со строительным материалами
  • игры с правилами: дидактические игры, подвижные игры.

В основе классификации детских игр, разработанной С.Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):

  • игра-экспериментирование
  • самостоятельные игры: самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

  • игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)
  • досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные)

3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

  • традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). (№3 с.278-279)

4. Виды строительно-конструктивных игр и исследователи.

Строительно-конструктивные игры — разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.

В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. (№2 с.127)

В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид конструирования.

Выделяют три вида конструирования:

  • конструирование из строительных материалов.
  • конструирование из бумаги и дополнительных материалов.
  • конструирование из природного материала. (№5 с. 8-9)

Исследователями строительно-конструктивных игр, их особенностей и значения являются Лиштван З.В., Нечаева В.Г.

4. Виды строительно – конструктивных игр и исследователи.

Строительно – конструктивные игры – разновидность творческой игры. Дети отражают знания и впечатления об предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, но в обобщенном схематизированном виде.

Виды конструирования.

1)Конструирование по образцу у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.

2)Конструирование по заданной теме творческое воплощение поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

  • Малышам в качестве темы постройка мебели, оборудования участка
  • В средней группе в качестве темы конструирование транспортных средств
  • В старшей группе — темы, как военная или строительная техника; жилища людей, музеи, театры нашего города и др.
  • В подготовительной группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа.

3)Конструирование по собственному замыслу — сложный вид конструирования, ребенок сам решает ставит цель, планирует, подбирает материал, реализует замысел.

4)Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Дети уже должны уметь строить тот или иной предмет, здание. Задаются определенные параметры, и ребенок самостоятельно определит. Исследованиями этого вида занимались Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова – мыслительная деятельность оказывает влияние на формирование обобщенных представлений.

5) «Стройка по моделям» — разработан А.Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки со скрытыми очертаниями составляющих элементов конструкции. Ребенок сначала анализирует модель потом подбирает формы, которые нужны для воссоздания. У ребенка начинается мысленное комбинирование.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

Виды строительного материала:

  • специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы).
  • природный (песок, снег, глина, камни).
  • подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

«… Дети — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». К. Д. Ушинский.

В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах (система Ф. Фребеля, «Вальдорфская педагогика», система К.К. Шлегера и др.).

Изучен в отечественной дошкольной педагогике (В. Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова).

В исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой доказано что игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуровой. — М.: Просвещение, 1983. – 288с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: «Академия», 1998. – 432с.
  3. З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», М., 1971 г.
  4. Место дидактической игры в педагогическом процессе.

В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались многие специалисты (Усова А.П., Сорокина А.И.. Удальцова Е.И., Аванесова В.Н. и др.). Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. (№6 с. 115-116)

Дидактическая игра как игровой подход рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, развивают речь детей, мышление, воспитывают у детей нравственные чувства и отношения, формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие. Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают свои социальные чувства, стремятся делать все сообща.

Итак, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. (№1 с.4-10)

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991
  2. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч 2/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский , 1998.
  4. Концепция дошкольного воспитания. // ДВ №5 1989, с. 10.
  5. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
  6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
Следующая >

Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка

Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного способа познания окружающего мира. Ребенок усваивает информацию более продуктивно именно в игровой форме, поскольку она является наиболее простой и доступной для усвоения и, что немаловажно, увлекает ребенка, развивает его воображение.
Посредством принятия участия в игровой деятельности, дети учатся построению коммуникативных связей со сверстниками, взрослыми. Основы взаимоотношений с разными возрастными категориями, полами формируются именно в игре. Дети усваивают ведущие правила установления социальных контактов в ролевых и сюжетных играх.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В игре, ребенок обучается подчинению правилам, которым необходимо следовать в обществе. Это обеспечивается благодаря тому, что игра строится на основе конкретных правил, которые ребенку требуется выполнять. Поэтому малышу приходится подчинять свои желания первым запретам и установкам «надо».

Замечание 1

Все психические процессы организма развиваются в игре. Кроме того, она позволяет сформировать духовно-нравственные свойства личности, первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, ответственном и безответственном поведении.

Игровая деятельность способствует физическому развитию детского организма и помогает сформировать полезное досуговое времяпрепровождение. Именно в игре происходит формирование новых мотивов деятельности и оформляются первые потребности ребенка.

В игре формируются новые направления развития и складываются представления о существующих видах деятельности. например, в игре происходит развитие трудовых навыков, привитие семейных ценностей, формируются основы взаимоотношений детей с педагогами.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 490 ₽ Реферат Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 220 ₽ Контрольная работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

Игра является символическим видом деятельности. В ней присутствует минимум операций, а предметы носят условный характер.

Игра относится к самостоятельным видам деятельности ребенка. Она развивается в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе игры происходит заложение основ человеческой деятельности, передается исторический и культурный опыт развития общества.

Игровая деятельность является наиболее эффективным способом усвоения знаний, развития ребенка. Игра активизирует познавательные процессы дошкольника, посредством постановки перед ним собственной игровой задачи, которая требует включения мыслительных и логических процессов ребенка.

Обучение ребенка в обычной форме, основанной на передаче знаний является неэффективным способом в раннем возрасте, поскольку эти знания не вызывают у ребенка интереса и стремления к их усвоению. Поэтому они достаточно проблематично усваиваются и не развивают ребенка. В игровой форме ребенок проявляет стремление к обучению тому, что ему интересно, нужно и важно. Поэтому в игровой деятельности ребенок активно развивается, формируются его психические процессы, личностные качества, способности.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте нацелена на:

  1. Познание окружающего мира – усвоение основных навыков поведения, способов действия с предметами окружающего мира и методов построение взаимоотношений с людьми;
  2. Воспитание ребенка – привитие ребенку основных форм организации социальных связей, отношений к другим людям, норм общественного поведения.

Виды игр и их влияние на психическое развитие ребенка

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время развиваются когнитивные, личностные и поведенческие процессы.

Дети играют большую часть времени. В дошкольном детстве игра проходит значительный путь развития.

Младшие дошкольники играют одни. Игра является объектом манипулятивным и конструктивным по своей природе. Игра улучшает восприятие, память, воображение, мышление и моторику. Ролевая игра воспроизводит действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Родители и близкие знакомые служат примером для подражания.

На средней стадии дошкольного детства ребенку нужен сверстник, с которым можно играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы ролевых игр разнообразны, вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

Направленность игр разнообразна: семейные игры, где героями являются мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; развивающие игры (няня, воспитатель детского сада); профессиональные игры (врач, командир, летчик); сказочные игры (коза, волк, кролик) и т.д. И взрослые, и дети могут участвовать в игре или заменяться игрушками.

В старшем дошкольном возрасте тематические ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Объекты могут быть условными, и игра становится символической, то есть кубик может представлять различные объекты: машину, людей, животных — все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте некоторые дети начинают проявлять организаторские способности во время игры, становятся лидерами в игре.

Во время игры развиваются психические процессы, особенно волевое внимание и память. Если игра заинтересовала ребенка, он непроизвольно концентрирует внимание на объектах, содержащихся в игровой ситуации, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, он может быть исключен из игры. Но поскольку эмоциональное поощрение и общение со сверстниками очень важны для ребенка, он должен быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с объектом-заместителем, то есть дает ему новое имя и действует в соответствии с этим именем. Появление объекта-заместителя становится основой для развития мышления. Если вначале ребенок учится думать о реальном объекте с помощью предметов-заместителей, то со временем операции с предметами-заместителями сокращаются, и ребенок учится действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в представлениях.

В процессе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замены одних предметов другими и умения брать на себя разные роли ребенок переходит к идентификации предметов и действиям с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, глядя на фотографию девочки, у которой щека подперта пальцем и которая задумчиво смотрит на куклу, сидящую рядом с детской швейной машинкой, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет. По этому высказыванию мы можем судить о характерной манере игры девочки.

Игра также влияет на развитие личности ребенка. В игре он/она отражает и моделирует для себя поведение и отношения значимых взрослых, которые в этот момент выступают в качестве моделей для его/ее собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, развиваются чувства и волевая регуляция поведения.

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия — это способность человека анализировать свои действия, поступки и мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями и с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, поскольку дает возможность контролировать выполнение действия, которое является частью процесса коммуникации. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, играя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, так как считает, что хорошо выполнил свою роль.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала этот интерес проявляется в форме игры — ребенок, рисуя, разыгрывает определенное действие, например, нарисованные им животные дерутся между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер раздувает яблоки, висящие на деревьях, и т.д. Постепенно рисунок переносится на результат действия, и возникает рисунок.

В процессе игровой деятельности зарождается учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вносит взрослый. Ребенок начинает учиться через игру, поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре и вскоре осваивает некоторые учебные действия..

Поскольку ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, давайте рассмотрим ее немного подробнее.

Игры в развитии детей дошкольного возраста

Значение игры в развитии ребенка дошкольника.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н.К.Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что — либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми ,- их называют творческими или сюжетно — ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по — настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.
Виды игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера. В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры» . Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные , хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления. Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника» , в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями.Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Режиссерская и образно- ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И.Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно.
Заключение

Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника. Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия.

Рекомендуем посмотреть:

Игра как форма организации жизни детей старшей группы Игры для развития ребёнка 4-5 лет Значение игры в дошкольном возрасте Консультация для родителей детского сада. О роли игры для детей

Похожие статьи:

Использование дидактических игр на занятиях в детском саду

Виды дидактических игр для дошкольников

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]