Организация оздоровительной работы в ДОУконсультация на тему


Система оздоровительной работы в ДОУ

имеются залы для физкультурных и музыкальных занятий, с необходимым инвентарём;

имеются гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски;

лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, сухой бассейн;

массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты;

кегли, фитболы, мишени навесные, мягкие модули и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

имеется сенсорная дорожка, конусы для разметки;

спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием, гимнастической стенкой и бревном;

имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;

имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

в каждой возрастной группе имеются физкультурные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

дети старшей, подготовительной групп посещают бассейн и тренажерный зал детской поликлиники;

имеется кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;

медицинский кабинет, оснащенный следующим оборудованием: весы, ростомер, спирометр, динамометр кистевой детский, ингалятор, облучатель-циркулятор воздуха бактерицидный, плантограф, аппараты «Дельфин», «Солнышко»

Воспитательно-образовательный процесс ДОУ строится по программе «Из детства – в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой Используются программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н Авдеевой, «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской.

Проанализировав программу «Из детства – в отрочество» (раздел «Физическое воспитание»), коллектив педагогов пришел к выводу, что в ней не достаточно реализуется потребность детей в движении. В течение дня не выполняется физиологически необходимое ребёнку количество движений, физические занятия не решают проблемы тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья.

Для выработки эффективного плана действий была составлена система оздоровительной работы в ДОУ, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам.

2.2. Мониторинг здоровья детей

При организации мониторинга здоровья

детей медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в детский сад через анкету, изучение документации и личную беседу. Важным условием работы в этом направлении является диагностическая работа врача, старшей медсестры, инструктора по физической культуре, воспитателей. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Все эти данные записываются в
индивидуальную карту ребенка.
После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития врачом составляется
паспорт здоровья группы
(по Е.Борисовой), где даются рекомендации воспитателям по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. На основе групповых паспортов составляется годовой план лечебно-профилактических процедур в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ

Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в доу.

Инструктор по физической культуре МДОУ детский сад №32

Кафидов Алексей Владимирович

Физкультурно-оздоровительная деятельность – является одной из форм деятельности людей, которая направлена на формирование здоровой личность, Данный вид деятельности направлен на улучшение физического состояния и здоровья человека. Физкультурно-оздоровительная деятельность занимает важное место в сфере учебной и оздоровительной деятельности в ДОУ. Под физкультурно-оздоровительной деятельностью принято понимать – сознательно регулируемую двигательную активность человека, направленную на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережному к нему отношению. Эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний и, конечно же, с осуществлением двигательной и оздоровительной активности человека.

Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  • сохранение физического и психического здоровья;
  • освоение основных двигательных действий;
  • подготовка к физическому воспитанию в школе;
  • профилактика заболеваний;
  • укрепление здоровья средствами физической культуры

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:

  • физкультурное занятие,
  • утренняя гимнастика,
  • гимнастика после дневного сна,
  • физкультминутки,
  • игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
  • подвижные игры и упражнения на прогулке,
  • закаливающие мероприятия

Физкультурное занятие

является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Летом физкультура не отменяется. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие
типы физкультурных занятий:
Классические занятия

(по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

Игровые занятия

(с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

Занятия тренировочного типа

(ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

Сюжетные занятия

– комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

Ритмическая гимнастика
(
занятия, состоящие из танцевальных движений).

Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).

Занятия серии «изучаем свое тело»

(беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).

Тематические занятия

(с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочные
занятия
(выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения)

Утренняя гимнастика

является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.

Проводится физкультминутка

воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.)

Игры и упражнения между занятиями

, или двигательная разминка, позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

Проводятся подвижные игры, физические упражнения

на прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Летние забавы на прогулках

. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения. Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки)

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс
гимнастики после дневного сна,
который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут). Разминка в постели и комплекс упражнений.

Закаливание

– важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Для реализации выше представленных мероприятий физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях создаются определенные условия, способствующие охране и укреплению здоровья детей, их физическому и психическому развитию. Кроме того, используются традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.

Для организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеются: физкультурный зал, оснащённый современным оборудованием; спортивная площадка на улице; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский и процедурный кабинеты; логопедический кабинет.

Медицинское обслуживание дошкольников чаще всего осуществляют: врач, медсестра. В течение учебного года реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, профилактические прививки, витаминизированное питание, организуются регулярные осмотры детей. В течение всего года родителей воспитанников информируют о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей.

При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.

В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка

Работа по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность) ЦПМСП

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и способствует сохранению физического и психического здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задач дошкольного учреждения.

Педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста,
  • формирование интереса у родителей к физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении,
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.

Библиография

  1. 19.Хухлаева Д.В.Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.,- 1978 год.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. -М.: « Линка-пресс»,1993
  3. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. (Здоровый малыш)
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам М. ВЛАДОС 1999г.
  6. Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б Развивающая педагогика оздоровления. –М.: « Линка-пресс»,2000
  7. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.:2000
  8. Оверчук Т.И. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации» — М.: Издательство ГНОМ и Д.,2002.
  9. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» — М.:Мозаика-Синтез,2002.
  10. Сивцова А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и рациональное использование: Методические рекомендации. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 56 с.
  11. Фомина Н.А, Горина Е.А. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика для дошкольников
  12. Шебеко В.И., Ермак Н.Н. Поиграем в упражнения: Творчество в двигательной деятельности детей: Пос. для педагогов дошкольных учреждений – Мн.: НМ Центр, 1999.
  13. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет часть 1-3 М. ВЛАДОС 2003.

6

«Организация оздоровительных мероприятий в режиме дня детского сада»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Организация оздоровительных мероприятий

в режиме дня детского сада»

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, формированию положительного отношения ко всем видам повседневной жизни. У детей развиваются различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируется потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного периода, т. е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трёх основных направлениях:

Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание). Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома. Развитие физической культуры.

А также строятся на основополагающих принципах:

    комплексности; дифференцированности; последовательности; аксиологичности.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста:

I.
Физическое развитие:
Утренняя гимнастика для общего развития ребёнка – проводится ежедневно утром. Физкультурно-оздоровительные занятия – 2 раза в неделю. Подвижные и динамические игры – ежедневно в течении дня. Упражнения на спортивном комплексе. Профилактическая гимнастика – ежедневно после сна. Дыхательная гимнастика после сна. Гимнастика для улучшения осанки. Гимнастика для профилактики плоскостопия. Гимнастика для речевого анализатора. Гимнастика для тонкой моторики рук.

II.
Обеспечение здорового ритма жизни в детском саду:
Щадящий режим – во время адаптационного периода Гибкий режим – ежедневно.

III.
Гигиенические и водные процедуры:
Умывание с мытьём рук – ежедневно. Игры с водой – 1 раз в неделю. Соблюдение питьевого режима – ежедневно. Кварцевание.

IV.
Использование естественной среды для закаливающих мероприятий:
Проветривание помещений – ежедневно в течение года. Сон при открытой фрамуге – ежедневно в летний период. Прогулки на свежем воздухе – в зимний период t не ниже 20° – садовые группы, не ниже 15° — ясельные; в летний период – ежедневно, 2 раза в день. Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

V.
Светотерапия и цветотерапия: обеспечение светового режима – цветовое и световое сопровождение учебного процесса.
VI.
Музотерапия: музыкальное сопровождение ритмичных упражнений – ежедневно.
VII.
Закаливание:
Босоножье – летом. Солевое закаливание – ежедневно после дневного сна. Полоскание рта – ежедневно. Рациональная одежда.

VIII.
Дневной сон, во время которого присутствие воспитателя или его помощника в спальне обязательно.
IX.
Сбалансированное 4 — х разовое питание.
X.
Витаминизация, включающая в себя поливитамины и «С» витаминизация в третье блюдо.
XI.
Своевременная санация хронических очагов инфекции.
XII.
Профилактика сколиоза, нарушения осанки: контроль над положением тела ребёнка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приёма пищи.
XIII.
Работа с родителями:
Уголок здоровья. Консультации. Родительские собрания.

Методика солевого закаливания

Показания:

метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника:

закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребёнок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течении 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия:

механический и химический через терморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование:

3 фланелевых коврика

А) с разнокалиберными нашитыми пуговицами;

Б) с нашитыми палочками.

10 % раствор поваренной соли при температуре +10°,18°С (1кг соли на 10л воды: 0.5кг на 5 л воды).

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]