Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья

В 2020-м году изменились требования к образовательным стандартам, поэтому над годовым планом придется поработать дольше обычного. Из-за пандемии и обновлений в законе нужно добавить в план 5 крупных задач.

Рекомендуем начать подготовку плана с новых пунктов, потому что они займут больше всего времени. Если вы уже составили план без учета новых задач, пропишите их в корректировочном листе:

  • Прошлогодние цели
  • Дистанционные технологии
  • Антитеррористическая защита
  • Сетевое взаимодействие
  • Консультационный центр для родителей
  • Утверждение и контроль годового плана

Утверждение и контроль годового плана

Когда составлен новый годовой план, прописаны все задачи и назначены их исполнители, нужно согласовать итоговую версию плана. Обычно ее согласовывают с педагогическим советом. Для этого разошлите электронную версию плана сотрудникам за день до заседания, чтобы они успели ознакомиться и подготовить свои предложения и вопросы. Если на заседании возникли разногласия, доработайте план в соответствии с ними. Если у педагогического совета нет возражений, поставьте гриф “Утверждаю”.

После утверждения плана нужно сообщить о новых задачах и выдать инструкции всем, кто участвует в их исполнении. Затем можно разместить годовой план на официальном сайте. Если решите публиковать его, исключите из публичной версии информацию, которую нельзя распространять в открытом доступе. Например, сведения о работе со служебной документацией или подробности плана антитеррористической защиты ДОУ.

Когда коллектив начнет выполнение плана, контролируйте его работу на ежемесячном совещании. Для этого удобно составить контрольный лист, в котором сотрудники будут отмечать, что они выполнили, а что нет. В этом листе нужно прописать отчетные мероприятия, исполнителей и сроки.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении

Relevant trends of modern education in preschool educational institution

УДК 3 37.37.01/.09 37.02

В данной статье рассмотрены современные тренды в дошкольном образовательном учреждении: smart-обучение, образовательная робототехника, обучение вне занятий, образовательные игры, социальные медиа, STEAM.

In this article modern trends in preschool educational institution are considered: smart training, educational robotics, training out of occupations, educational games, social media, STEAM.

Ключевые слова: тренды, образование, технологии, STEAM, smart-обучение, образовательная робототехника, образовательные игры, социальные медиа, обучение, занятия.

Keywords: trends, education, technologies, STEAM, smart training, educational robotics, educational games, social media, training, occupations.

XXI век — век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.

Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями рассмотренных трендов образования[3].

1. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.

2. Основная цель ФГОС ДО– полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира(в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).

3. Инновационный характер стандартов — это требования к условиям осуществления образования.

4. В планах появляются образовательные области, а также деятельность вне занятий.

5. ФГОС ДО ставит во главу угла образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

6. Ценностные ориентиры во ФГОС ДО смещены: от общности и коллективизма — к индивидуализации, от познавательной деятельности к социализации.

На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

Smart-обучение – первый тренд обучения, состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа.

Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы[1, с.1].

Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования.

Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения:

  • навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов;
  • развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления;
  • развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения.

Обучение вне занятий – третий тренд. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.

Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостингYoutube – все это можно и нужно использовать на занятиях.

В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.

Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей.Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы экологии и тому подобное.

Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM.Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

Аббревиатура STEAM расшифровывается как:

S – science,

T – technology,

E – engineering,

A – art,

M – mathematics.

Или естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления: «Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады[5].»

Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.

И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.

Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий[4].

Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.

Список литературы:

1.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2014. -112с.

2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html

3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов

URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos

4.Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:https://edguru.ru/blog/edutrends/

5.Тамара Стрельникова. Что такое STEAM-образование?

URL:https://www.unikaz.asia/ru/content/chto-takoe-steam-obrazovanie

Изменение №2. Новые правила аккредитации и аккредитационного мониторинга

Изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года, согласно Федеральному закону от 11 июня 2022 года № 170-ФЗ. Аккредитация станет бессрочной. Аккредитуют те школы, которые соответствуют аккредитационным показателям – их утвердили отдельно для трех уровней общего образования: начального, основного и среднего (приказ Минпросвещения от 29.11.2021 № 868). Ввели ежегодный аккредитационный мониторинг всех школ. Для мониторинга и надзора утвердили разные показатели. Показатели для надзора по трем уровням общего образования совпадают. Школа должна набрать по 30 баллов на каждую группу аккредитационных показателей. Если баллов недостаточно, к школе применят меры воздействия: предписание, штраф, лишение лицензии и т.д.

Изменение №10. Переход на электронные больничные листы

С 1 января 2022 года в школах будут принимать только электронные листки нетрудоспособности, чтобы назначить и выплачивать пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. Больничные на бумажных носителях больше не оформляют. Чтобы принять электронный листок для оплаты временной нетрудоспособности, бухгалтерии нужен только номер документа, работники же не обязаны его распечатывать. Получить данные об электронном больничном можно разными способами: на Госуслугах; в поликлинике или больнице, которые отправляли сотрудника на больничный; в личном кабинете получателя услуг ФСС Работать с электронными больничными можно практически в любой бухгалтерской программе. Подробнее читайте в рекомендации экспертов Системы Завуч «Как выплатить больничное пособие».

Изменение №7. Новый порядок обучения пожарной безопасности

Он начнет действовать с 1 марта 2022 года. Утверждена новая форма журнала учета инструктажей и требования к программе обучения. Вместо пожарно-технического минимума работодатели обязаны организовать обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности. Виды инструктажей остались неизменными, но поменялись их периодичность и основания. Так, внеплановый инструктаж не нужно проводить, если у работника был 30-дневный перерыв в исполнении обязанностей. Программа инструктажа должна соответствовать новым требованиям. Для вводного и первичного инструктажей утвердили перечень обязательных для изучения тем. Содержание внепланового и целевого инструктажей школы определяют сами. Издайте приказ, чтобы назначить ответственных и раздать поручения. Воспользуйтесь готовым образцом.

Изменение №8. Изменения в закупках

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Закон № 44-ФЗ о госзакупках. Сократили перечень конкурентных способов закупок – исключили запрос предложений. Оставили конкурс и аукцион, в том числе закрытые, и электронный запрос котировок. Увеличили лимит годового объема закупок путем проведения запроса котировок. Документы о закупке надо формировать только при закрытых закупках. Для участников закупок ввели обязательную предквалификацию. Расширили перечень лиц, которые могут выдавать гарантии для обеспечения заявок, исполнения контракта и гарантийных обязательств. Изменили порядок одностороннего отказа от исполнения контракта. Теперь решение об отказе нужно передать контрагенту лично под расписку или направить заказным письмом по адресу, указанному в контракте.

Изменения, касающиеся работы школ с 1 марта 2022 года

В 2022 году в силу вступят многочисленные изменения, касающиеся работы школ: в области охраны труда, пожарной безопасности, организации рабочего процесса и образовательной деятельности, сдачи ЕГЭ и ОГЭ и другие. Обо всех актуальных изменениях рассказано в данной в статье. Всего работы школ и образовательных организаций коснется 13 важных изменений. Первая часть изменений требует по-новому организовать охрану труда, рабочий процесс, выплаты учителям и другим работникам школ. Вторая часть изменений касается организации образовательного процесса.

Изменение №11. Новый профстандарт руководителя школы

С 1 марта 2022 года начнет действовать профстандарт руководителя образовательной организации, согласно приказу Минтруда от 19.04.2021 № 250 н. Новый профстандарт будет применяться при назначении директора школы и оформлении трудового договора. В трудовом договоре изменятся формулировки обязанностей директора, они станут более конкретными, а их перечень более широким. Так, руководитель будет обязан реализовывать государственную политику в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развивать цифровую образовательную среду.

Изменение №6. Охрана труда

С 1 марта 2022 года начнут действовать поправки в Трудовой кодекс по охране труда, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772 н. Главные из них: документооборот по охране труда можно вести в электронном виде; можно установить видеонаблюдение, микрофоны и другие виды дистанционного контроля на рабочих местах. Сотрудники должны быть предупреждены, что их работу контролируют; у работодателей появился перечень новых обязанностей; необходимо обновить инструкции и правила в области охраны труда; в школах должен появиться ответственный за учет и расследование микротравм. Согласно приказу Минтруда от 29.10.2021 № 774 н, с 1 марта 2022 года будут действовать новые требования к организации безопасного рабочего места. Составьте план-график, чтобы поэтапно ввести все новшества в сфере охраны труда. Определите ответственных и сроки выполнения мероприятий. Можно использовать готовый образец Плана-графика модернизации системы охраны труда в школе

Изменение №3. Новые ФГОС начального и основного общего образования

С 1 сентября 2022 года принимать детей на обучение в 1-е и 5-е классы будут только по новым ФГОС (п. 2 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, п. 2 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287). ООП НОО и ООП ООО нужно составить по новым стандартам, также необходимо проверить локальные акты и скорректировать те, которые противоречат новым ФГОС, или утвердите новые. Если школа переводит на новые ФГОС начальную и основную школу, она обязана собрать согласия со всех родителей. Также необходимо утвердить новые программы и локальные акты. Сделать это нужно до того, как начнется прием учащихся в 1 и 5 классы. Родители должны ознакомиться с документами до подачи заявления о приеме.

Изменение №1. Изменения в перечне документов для зачисления ребенка в школу

С 1 марта 2022 года изменится перечень документов для приема учащихся в школу. Это коснется льготников, у которых есть преимущество на зачисление. Обновите перечень документов на сайте и информационном стенде школы. Воспользуйтесь готовой памяткой.

Памятка. Документы для зачисления в школу в 2022 году

Изменение №9. Новые правила переоформления лицензии

С 1 марта 2022 года, чтобы внести изменения в реестр лицензий, необходимо подавать сокращенный перечень документов, согласно постановлению Правительства от 30 ноября 2022 года № 2124. Для переоформления лицензии в филиале не нужно подавать санитарно-эпидемиологическое заключение на помещения и оборудование, гарантийное письмо о привлечении педагогов и положение о филиале. Лицензирующий орган принимает документы только через портал Госуслуг, а не лично. Запись в реестре лицензий с 2022 года будут делать в течение 5 рабочих дней. Проверка стала только документарной, поэтому не требуется 45 дней, чтобы проверить образовательную организацию.

Изменение №12. Увеличился размер МРОТ

Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2022 года № 406-ФЗ, с 1 января 2022 года размер минимальной оплаты труда вырос на 1098 рублей. Увеличение составило более 8%, теперь МРОТ — 13 890 рублей в месяц. Это означает, что специалисты по кадрам и бухгалтерия обязаны сравнить зарплату школьных работников с новым федеральным МРОТ. Федеральный МРОТ используют в нескольких случаях: в регионе не установлен местный МРОТ, школа официально отказалась выполнять условия регионального соглашения; образовательную организацию финансируют из федерального бюджета. В перечисленных случаях региональный МРОТ на школу не распространяется (ч. 2 ст. 133.1 ТК). Если зарплата работников ниже нового минимального размера, работодатель обязан издать приказ о доплате. В нем отражают ФИО и должность работника, размер доплаты и срок начала выплаты.

Изменение №13. Новый порядок оформления согласия на медицинское вмешательство и отказ

Минздрав утвердил приказом от 12.11.2021 № 1051 н новый порядок дачи добровольного согласия на виды медицинских вмешательств и отказа от них. С 1 марта 2022 года соответствующие документы придется заполнять по новой форме. В согласии должна быть информация о лицах, которым медики могут передавать данные о здоровье пациента. В отказе дополнительно фиксируют возможные последствия. Если у школы есть медицинская лицензия, оформлять согласия и отказы обязаны медработники. Если лицензия отсутствует, документы подписывают медработники поликлиники, обслуживающей школу.

Источник:Подробнее ➤

Источник:Подробнее ➤

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]