Обобщение опыта «Семейные конкурсы как часть основной образовательной программы ДОУ»


Сказка в предмете

Дети знают сказки хорошо, а вот родители порой забывают о сказочных героях и событиях. Для этого конкурса ведущий заранее должен подготовить различные предметы, по которым можно будет узнать конкретную сказку, например, репа («Репка»), красная шапка («Красная шапочка»), банка консервированного горошка («Принцесса на горошине»), календарь («12 месяцев»), любой цветок алого цвета («Аленький цветочек»), леденец — петушок на палочке жёлтого цвета («Сказка о золотом петушке») и так далее. По очереди ведущий достаёт предметы из мешочка и показывает родителям, а те должны угадать сказку в этом предмете. Кто больше всех даст правильных ответов, тот и станет победителем.

Совместное участие в конкурсе: младшая группа детского сада

  1. Фанты — мама вынимает записку-фант, зачитывает ее, а ребенок выполняет задание, которое там записано.
  2. Мама и мультфильм – мамы отгадывают, из какого мультфильма показан фрагмент (или показаны фото героев). Дети могут подсказать только первую букву.
  3. Фрукт – мамы с детьми угадывают, что за фрукты находятся в мешочке, пробуя из на ощупь.
  4. Кто больше – мама обруч держит, а ребенок забрасывает в обруч как можно больше воздушных шаров.
  5. Одень ребенка – мамы с закрытыми глазами пытаются одеть куклу. То же должны сделать дети.

О чём речь?

Заранее воспитатель или ведущий спрашивает у детей значение слов (как они их понимают), например, что такое любовь? Что такое деньги? Что такое цирк? И так далее. Затем ведущий обрабатывает информацию и, как говорится, по слову от каждого ребёнка вставляет в обозначение каждого из слов. К примеру, это, когда обнимаются, танцуют и кушают вместе, покупают друг другу подарки; это — то, без чего нельзя обойтись в жизни, их применяют везде, в кинотеатрах, на аттракционах, в магазинах, это — то, что одни отдают, а другие забирают и так далее. Ведущий по очереди зачитывает формулировку каждого из «секретных» слов, а родители должны угадать, о чём идёт речь. За правильный ответ родителю приз.

Обобщение опыта «Семейные конкурсы как часть основной образовательной программы ДОУ»

И. В. Василевская,

МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок»,

Республика Адыгея, г. Майкоп, старший воспитатель

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ «СЕМЕЙНЫЕ КОНКУРСЫ КАК ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ»

Согласно ФГОС ДО взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является обязательной частью Основной образовательной программы ДОУ.

В условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции жить и работать приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса коснулись эти изменения, и каждый из нас должен находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Для педагогического коллектива становится актуальным найти новые формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи, научиться новому общению педагога с родителем.

Семейные конкурсы давно стали доброй традицией в нашем детском саду, а на современном жизненном этапе из-за угрозы распространения COVID — 19, когда родители воспитанников не имеют возможности посетить ДОУ, поприсутствовать на праздничных утренниках, практически единственной формой работы с семьей. Семейные конкурсы являются одним из способов сделать образовательный процесс ДОУ открытым, видимым для родителей, а так же методом проведения оценки качества образования в ДОУ семьями воспитанников.

Конкурс — это не просто мероприятие в стенах ДОУ, это продолжение и расширение образовательного процесса, в котором участвуют ребенок, родитель и педагог. Воспитатели помогают семье подготовиться к участию в конкурсе; ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к конкурсам серьезно, знакомясь с положениями и системой оценки.

Таким образом, через конкурсное движение в ДОУ педагогический коллектив решает для себя важную задачу по преемственности воспитания ребенка в семье и детском саду. Виды и тематику конкурсов мы стараемся подобрать так, чтобы каждый родитель мог найти интересное и увлекательное для себя и своего ребенка. При выборе и планировании конкурсов и их тематики учитываем потребности и возможности разных семей, а так же методические задачи педагогического коллектива на учебный год.

Самый любимый и многолетний конкурс – это детско-родительский конкурс новогодней игрушки «Подарок для главной елки детского сада». Мы хотим, чтобы детский сад был украшен руками не только детей, но и их родителей, чтобы в семьях, как в старые добрые времена, атмосфера праздника приходила в дом задолго до новогодней ночи. Этот детско-родительский конкурс проводится с целью привлечения внимания к природоохранной деятельности; формирования экологического мировоззрения; развития эстетического вкуса и практических навыков в изготовлении новогодних игрушек.

Особенно массовыми были конкурсы: «Папа может» — создание военной техники из бросового материала ко Дню защитника Отечества; «Осенний букет» — дизайнерские букеты и икебана из растений, произрастающих на территории малой Родины ко Дню Республики Адыгея; «Эко – мода» — создание нового образа для любимой куклы из вторсырья в рамках дополнительной образовательной программы «Чистый город начинается с меня»; «Вырасти цветок дома» — пополнение уголков природы комнатными растениями, выращенными детьми под руководством родителей; детско-родительский конкурс чтецов к 75-летию Великой Победы «Мы о войне стихами говорим…», конкурс патриотического рисунка «Гордо реет флаг России».

Организация и проведение детско-родительских конкурсов активизирует и сближает родителей с детским садом. Целью организации конкурсного движения в ДОУ является расширение социального и образовательного пространства для ребенка и родителей, создание условий для приобретения социального опыта в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка.

Конкурсы для детей и их семей являются по своей сути образовательным проектом. Особое внимание требует разработка положений конкурсов — документов, которым руководствуются все участники конкурса. Положение должно содержать условия проведения и условия оценки конкурса (критерии оценки, состав жюри).

Положение конкурса размещается на официальном сайте ДОУ заранее. Задачей для педагогов в ходе подготовки к конкурсу является составление консультаций для родителей. Например, при подготовке к конкурсу чтецов к 75-летию Великой Победы «Мы о войне стихами говорим…» были подготовлены консультации «Учим стихи», была оказана помощь родителям в подборе стихотворений для каждого ребенка по их интересам, способностям и возрастным особенностям.

Но самое главное, необходимо тщательно продумать процедуру оценки и награждения участников конкурса. Не следует сводить процедуру оценки к формализму. Участники должны понимать всю ответственность и серьезность момента, помнить, что поражения и неудачи — это часть социализации и психологического взросления ребенка. В конкурсах всегда есть победители, но лучшей оценкой становится радость детей. Конечно, надо постараться смягчить процедуру, предложить разные номинации конкурсов, чтобы было больше призеров. Презентация работ: фото­отчеты, видеоролики и итоги конкурса размещаются на официальном сайте ДОУ.

Литература:

1. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. — М.: Просвещение, 2015. — 126 с.

2. Семейный воскресный абонемент. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей / авт.-сост. Н. В. Додокина. – Волгоград: Учитель. – 159 с.

Собрать кубики непросто

Родители делятся на несколько команд с одинаковым количеством участников. Каждая команда получает одинаковое количество кубиков, соответствующее количеству участников. Участники команд становятся один за другим и, начиная с первого участника, делают следующее: участник одним перекатывающимся броском кидает кубик, а второй участник должен таким же одним броском докинуть кубик как можно ближе до кубика первого участника. Затем бросок совершает третий участник, четвёртый и так далее. Команда, в которой получится самая «дружная» куча кубиков, станет победителем.

Птичьи домики

Подвижная игра, в которой участие могут принимать дети разного возраста. Нужно пригласить 4 пары, которые сформируют птичьи домики (взявшись за руки, подняв их вверх, изображая крышу домика). Домики есть, теперь приглашают деток, которые будут играть роль птичек. Их должно быть на больше, чем домиков. Под музыку, играющую на фоне тихо, ведущий говорит: «Птички летают… летают», дети передвигаются по комнате. Как только ведущий говорит: «Дождик начался» дети должны добежать до домика, встав под его крышей, то есть, под поднятыми руками других деток. Кому места не хватило – тот выбывает. Чем меньше птичек остается, тем меньше остается домиков. Игра проводится по принципу классической игры «Займи стул».

Передайте конфетку

Родители делятся на команды с одинаковым количеством участников (примерно по 7-10 человек). Участники команд усаживаются в отдельные ряды. Перед первыми участниками лежат кульки с конфетами (в количестве равном количеству участников команды). По команде «старт» первый участник берёт одну конфету и передаёт её через остальных участников (от одного к другому) до последнего. Как только последний участник взял в руки конфету, он громко кричит «моя». Затем первый участник снова берёт конфету и передаёт её через участников до предпоследнего. Так игра продолжается до тех пор, пока первый участник не возьмёт последнюю конфету и она будет его. Команда, которая справится с заданием быстрее остальных команд, станет победителем.

Дети родители совместные конкурсы: старшая группа детского сада

  1. Праздничный ужин – ребенок должен маму покормить бананом при помощи чайной ложки. Руки мамы лежат на коленях, помогать ребенку она не должна.
  2. Сценка – на карточках раздают мини-сцену, которую нужно показать. Например, «Дочка заболела», «Мама пытается накормить ребенка кашей, которую та не любит» и т.д. Основное условие – дети с родителями меняются местами в сценке, ребенок примеряет на себя роль взрослого, а взрослые становятся детьми.
  3. Помоги собрать маму – мама на стуле, руки на коленях. Рядом на столе бусы, шляпа, расческа, ключи, сумка, игрушечный телефон. Нужно собрать на работу маму: расчесать, одеть бусы и шляпу, положить в сумку ключи и телефон.
  4. Бусы – необходимо ребенку вместе с мамой за определенное время нанизать макароны на нитку.
  5. Золотые руки – мамы должны наряд ребенку сделать из платка, бантов и шарфа. Одетый ребенок идет, как модель, демонстрируя наряд.

Дорожные игры

Распечатайте несколько изображений настоящих знаков дорожного движения и предложите детям угадать, что каждый из них означает. Как обычно, начните с простых знаков – пешеходный переход, знак ограничения скорости или железнодорожного переезда. Постепенно увеличивайте сложность — предложите детям угадать, что означает знак перевернутого треугольника или перечеркнутый клаксон.

Музыкальная шарада

Распечатайте карточки с изображением разных музыкальных инструментов – фортепиано, гитары, саксофона, арфы, барабанов, скрипки, флейты и так далее. Сложите карточки в мешок и предложите детям по очереди вытаскивать картинку и изображать игру на музыкальном инструменте. Другие дети, родители и воспитатели должны отгадать инструмент. Подсказывать словами нельзя, а изображать звуки – можно и нужно

Верю — не верю

Подготовьте 10-15 интересных фактов и предложите детям угадать, какие из них правда, а какие нет. Начните с простого — «земля круглая» и постепенно усложняйте задачу, добавляя необычные факты. Например, «в пустыне Сахара никогда не выпадал снег» (неправда) или «позвоночник у верблюда искривлен в форме горба» (неправда). Можно сделать игру интереснее, если сопровождать каждый факт картинкой, подтверждающей или опровергающей его.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]