Игра как приём музыкального обучения в детском саду
Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности ребёнка. Автор статьи приводит в подтверждение этому всевозможные методические приемы, которые использовались им на практике.
Ключевые слова: музыкальная игра, музыкально-ритмические движения, «пение про себя», попевка, слушание, «копилка музыкальных терминов»
Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества».
На занятиях имеет место музыкальная игра, при выполнении условий которой дети изучают, осваивают и закрепляют музыкальные виды деятельности. Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило, применяются с целью облегчить детям понимание сути музыкального произведения и его художественных особенностей.
Игровые приёмы впроцессе музыкально-ритмических движений.
На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания можно предложить детям после повторного слушания нового музыкального произведения [1, c. 13]. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она веселая, и танцевать под неё надо легко и весело». Можно предложить им показать подходящие для такой музыки движения. Кто-то из детей, возможно, придумает интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже его можно увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включатся в танец. Вся группа будет танцевать.
Для детей старшего возраста можно использовать музыкальный центр, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни современных композиторов. Использование звукозаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку [2, с 46] Скажем, перед занятием музыкальный руководитель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям куклы, которые она показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения пляски или упражнения.
Игровые приёмы впроцессе пения.
Данные музыкально-игровые приёмы используются в процессе пения и помогают при обучении детей выразительно и непринуждённо петь, учить брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца.
Эффективно действует вокальный приём «пение про себя», когда часть ранее выученного детьми музыкального материала исполняется как обычно, а другая часть — «молча»: её пропевают только внутренним слухом. Знаком к введению приёма «пение про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный сигнал: «Поём про себя». На первоначальных стадиях использования этого приёма чередование разных манер удобно проводить построчно [1, c. 56]. Например,
— Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)
— Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)
Такое исполнение попевки является наипростейшим. При обретении дошкольниками певческого опыта можно усложнить задание, «раздробив» строчку следующим образом:
— Бьют часы (вслух)
на башне (про себя)
— Тик-так, тик-так. (вслух)
— А стенные — (вслух)
побыстрее (про себя)
— Тики-таки, тики-таки. (вслух)
— А карманные — (вслух)
спешат (про себя)
— Тики-таки, тики-таки, тики-таки-так! (вслух)
Окончание попевки поётся вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию и понять, верно ли они сумели вернуться к тонике.
Этот вокальный приём внутренним слухом можно применять при повторении песен. Детям дается задание вроде: «Узнайте знакомую песню по её вступлению и исполните «в уме» одновременно со звучанием мелодии». («Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Игровые приёмы впроцессе слушания музыки.
В процессе слушания дети знакомятся с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и переживают определённые чувства и эмоции. В работах педагогов-музыкантов (В. Шацкая, Н. Гродзенская) обращается внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса [3]. Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.
При помощи приёма слушания «Копилка музыкальных терминов» (по М. Давыдовой) может быть осуществлена специальная работа по обогащению речи детей художественными эпитетами. Любой музыкальный руководитель сталкивается с бедным словарным запасом воспитанников при определении ими характера музыкального произведения. Однако лексическая ограниченность, а именно неоднородность употребления различных частей речи — обычное явление, отражающее психическое качество данного возрастного периода детей [2, с 24–25].
Вариант «копилки», построенный на разработанном Ш. Амонашвили приёме, используемом при структурном анализе слове, можно применять на занятиях с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп. Приём можно практиковать после знакомства с музыкальными произведениями. Педагог даёт характеристику музыкального произведения, которую дети должны повторить, но только если определение истинно, а не ложно. Например, дети прослушивают пьесу П. Чайковского «Новая кукла».
Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка весёлая.
Дети («ловят» слово в «чашечки ладоней, повторяют): Веселая.
Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка задорная.
Дети: Задорная.
Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка грустная.
Дети должны заметить ошибку и «возвратить» «пойманное» слово педагогу.
Далее педагог поочередно предлагает следующие термины: мечтательная, грозная, задушевная, шутливая, мягкая, плавная, страшная, печальная, унылая, радостная, прозрачная. Из 12 эпитетов семь соответствуют характеру музыкального сочинения. Остальные пять (печальная, грозная и т. д.) воспитанники должны выделить как неправильные.
Если дети допустили ошибки, то сразу же в ходе работы нужно провести обсуждение термина — верен он или нет. Следует уделять внимание накапливанию эпитетов-синонимов, т. е. слов, схожих по смыслу, но различных по звучанию. Приведем ниже примерные группы синонимов:
Веселая — жизнерадостная, игривая, радужная, оживленная, оптимистичная, яркая, комичная, смешливая, счастливая, солнечная, озорная, радостная, праздничная.
Сильная — мощная, властная, насыщенная, резкая, свирепая, богатырская, сердитая, отважная, грозная, смелая, храбрая.
Нежная — мягкая, ласковая, воздушная, лирическая, лёгкая, теплая, приятная, спокойная, неторопливая, добрая, светлая.
Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным словарным запасом при помощи приема слушания «копилки» можно использовать при знакомстве с новыми произведениями, создавать базу для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Подводя итог, следует сказать, что систематическое применение игровых ситуаций вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Литература:
- Дзержинская И. Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности/И. Л. Дзержинская. — М.: Просвещение, 1999. — 236 с.
- Кононова, Н. Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя/Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982. — 189 с.
- Русинова А. Игровые технологии на музыкальных занятиях [Электронный ресурс]: www.maam.ru