Цели и задачи
Цели и задачи занятий пластилинографией варьируются в зависимости от возраста ребенка и особенностей их развития.
В возрасте 2-3 лет
Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть направлена на развитие мелкой моторики. Это поможет ребенку не только правильно развиваться физически, но и простимулирует его речевые навыки.
Взрослым, предлагая малышам создать картины из пластилина, следует не просто давать задание, а различными методами пробуждать творческие способности ребенка и его интерес к рабочему процессу (например, придумать сказку, включив в сюжет предмет, который затем будет лепить ребенок.
Это может быть цветок, топор или шапка – что-то состоящее из минимального числа деталей и не требующее большого количества времени на свое создание).
Так как дети в раннем возрасте не способны самостоятельно придумывать себе задание для пластилинографии, и достаточно быстро теряют интерес к рабочему процесс, если понимают, что предоставлены сами себе, четкую задачу перед ними в начале занятия должен ставить взрослый.
Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть простой в исполнении
Контроль и помощь со стороны старшего товарища необходимо направить на развитие у ребенка аккуратности, усидчивости и сосредоточенности на последовательности действий.
С помощью пластилинографии можно также научить ребенка ориентироваться на бумаге, каждый раз описывая место размещения очередной детали создаваемого объекта. Например, детям 2-3 лет важно проговаривать, где левая сторона, а где правая, подсказывать и направлять их руки к нужному краю рабочей поверхности.
Когда юный творец начнет лучше ориентироваться на горизонтальной плоскости, взрослому следует начать давать указания устно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно определить место, где необходимо расположить очередную деталь итогового изображения.
4-5-6 лет
Пластилинография для детей 4-5-6 лет должна быть направлена на совершенствование навыков работы с пластилином. В таком возрасте у подрастающего поколения зарождается интерес к изобразительной деятельности.
К 6 годам задания по пластилиновым аппликациям можно усложнять
Если родители своевременно поддержат ребенка и предпримут действия для раскрытия его творческого потенциала, им не только удастся укрепить психоэмоциональную связь со своим малышом, став ему поддержкой и опорой, но и дадут ему возможность попробовать себя в искусстве.
Лепка из пластилина для детей 4 – 6 лет также полезна тем, что эффективно развивает глазомер и улучшает координацию движений рук. Это не только делает ребенка более развитым физически, но и благотворно влияет на формирование нейронных связей в его мозге.
В этом возрасте дети предпочитают работать коллективно, а значит пластилинография для них в данном случае станет возможностью улучшить свои навыки общения с другими членами общества – научит объяснять свои намерения, доказывать правоту или корректно выражать несогласие.
7-8 лет
Пластилинография для детей 7-8 лет под своей основной целью подразумевает привитие младшим школьникам новых навыков лепки – надавливание, размазывание, скатывание, выдавливание из шприцов.
Уже обладая базовыми способностями создания изображений из пластилина, юные творцы будут увлечены в процесс, открыв для себя новые грани привычного вида творчества.
Это поможет им отвлечься от негативных мыслей, избавиться от стресса и выплеснуть эмоции, связанные с вступлением в новый коллектив в школе, а также с принятием большой ответственности и требований, предъявляемых к ним со стороны педагогов и родителей.
В возрасте 7-8 лет дети предпочитают работать индивидуально. Создание картин из пластилина станет для них эффективным методом развития фантазии, а также ярким способом самовыражения.
Младшим школьникам не обязательно давать четкий план действий, достаточно просто ограничить их тематикой, например, «Золотая осень», позволив самостоятельно придумать идею и основные этапы для своей дальнейшей работы.
Космос
Нижеприведенный вариант создания изображения космоса с помощью пластилина подойдет для детей любого возраста. Для малышей до 3-4 лет он станет полноценной поделкой, а то время, как для более старших такая картинка станет фоновой, подразумевающей дальнейшую доработку рисунка деталями.
Пошаговое выполнение:
- С помощью голубого и насыщенного синего пластилина сделать множественные мазки по всей площади используемого листа бумаги так, чтобы они выглядели единым целым.
- Из белого пластилина скатать маленькие шарики. Разместить их хаотично по сине-голубому фону, после чего слегка расплющить пальцем (небесные светила).
Мозаика из шариков
Подобная техника детской пластилинографии доступна большинству детей. Когда ребенок научится самостоятельно скатывать из материала маленькие сферы, предложите ему задание — заполнить заранее нарисованный контур этими разноцветными комочками, не сильно прижимая пластилин к поверхности. Такое занятие прекрасно развивает воображение и мелкую моторику. При выполнении упражнения получится раскрасить самый фантастический рисунок, придав ему объем.
Любые погрешности в работе легко исправить — достаточно только переставить в нужное место цветной шарик.
Цветы
Наиболее простой способ сделать цветок с помощью пластилинографии:
- В центре листа бумаги или используемого плотного картона нарисовать очертания раскрывшегося цветка (середина и лепестки).
- С помощью небольшого количества желтого пластилина, растертого по площади середины цветка, закрасить внутреннюю область бутона.
- Равномерно растереть красный пластилин, покрыв им внутреннюю часть нарисованных лепестков, не заходя за границы середины.
- Скрутить несколько колбасок из синего пластилина, после чего с их помощью обозначить границы цветка. В качестве альтернативного варианта лепки дополнительных элементов для создания границ, допускается простейшее растирание синего пластилина по контуру изображения с помощью пальца или специального шпателя.
- Покрыть изображение 2 слоями бесцветного лака, после чего дать ему самостоятельно застыть.
- Из середины цветка вывести несколько тонких линий с помощью растирания небольшого количества пластилина, направив их при этом к разным лепесткам.
Способы пластилинографии
Способы пластилинографии в творчестве конкретного ребенка или группы детей должны подбираться с учетом навыков юных творцов, а также их способностей и особенностей развития.
Наиболее часто используемыми из них считаются:
- Мазки. Небольшое количество пластилина размещается на подушечке указательного пальца или специальном пластмассовом шпателе, после чего резкими хаотично направленными движениями наносится на рабочую поверхность в нужном месте.
- Шарики из пластилина. Обычно используются при расстановке акцентов на плоском изображении (например, середина цветка) или в качестве основных форм для заполнения внутренней поверхности объекта, схематично изображенного на рабочей плоскости.
- Расплющивание скатанных шариков. При расплющивании шариков не рекомендуется применять много силы. В противном случае получившаяся фигура деформируется, потеряв таким образом четкие округлые формы.
- Размазывание на поверхности. Этот прием используется для создания фона или заполнения внутренней части фигуры цветным материалом.
- Процарапывание узоров на пластилине. Узоры создаются на расплющенном куске пластилина с помощью специального пластмассового ножа или инструментов с уже сформированной резьбой.
- Скатывание пластилиновых колбасок. Скатывать колбаски можно как для их размещения на итоговом изображении, так и с целью применения в качестве заготовки.
- Выдавливание пластилина из шприца. Для выдавливания рекомендуется использовать специальный шприц, позволяющий не только с легкостью выдавливать тонкие полосы пластилина, но и извлекать остатки рабочего материала из основного корпуса инструмента.
Материалы для работы
Правильная организация занятия по пластилинографии предполагает наличие базового набора рабочих инструментов:
- Плотный картон или лист бумаги большого формата.
Материалы и инструменты для работы с палстилином
В зависимости от возраста и практических навыков конкретного ребенка или группы детей, на рабочей поверхности можно прорисовать контур объекта, внутреннюю часть которого и предстоит заполнить ребенку.
- Набор из разноцветного пластилина. Не рекомендуется предоставлять ребенку в пользование больше 7-8 цветов пластилина, так как это может способствовать рассеиванию внимания. Необходимость получить оттенок, которого нет в представленном наборе, будет стимулировать фантазию юного творца, а также побуждать его экспериментировать, смешивая вязкую массу.
- Салфетки для рук и антисептическое средство. Необходимо для удаления остатков пластилина с кожи рук.
- Стеки. Специальные небольшие пластмассовые ножи, предназначенные для работы с пластилином.
- Доска для лепки. На отдельной деревянной поверхности ребенок будет создавать конкретную деталь объекта, раскатывая, нарезая, размазывая пластилин, который в последствие будет переносится на картон или бумагу, используемую в качестве основы.
- Исходное изображение. Если ребенку дается задание создать конкретную картинку, ему следует предоставить итоговое изображение, продемонстрировав то, что он должен получить в результате своей творческой деятельности.
Общие рекомендации
Корректно организовать занятия по пластилинографии у детей можно только с учетом общих рекомендаций:
- суммарное время на лепку из пластилина должно составлять не более 30 мин. (в противном случае внимание ребенка рассредоточится, а продуктивность, соответственно, снизится);
- создавать картинки из пластилина необходимо в хорошо освещенном месте, комфортной для ребенка обстановке, исключающей присутствие поблизости отвлекающих предметов, например, смартфона, компьютера, планшета, телевизора или игрушек;
- в занятиях с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться при применении приемов размазывания, раскатывания и сглаживания пластилина;
- рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен и разводов от пластилина);
- чтобы итоговое изображение сохранило свой первозданный вид как можно дольше, его рекомендуется покрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя;
- во время творческого процесса перед ребенком в зоне досягаемости должны находится не только основные рабочие инструменты для пластилинографии, но и влажные салфетки, нож или ножницы, а также листы плотной бумаги (с ее помощью можно корректировать пластилиновое изображение).
Плоскостная лепка
Начинать приобщать малыша к пластилинографии следует с обучения навыкам рисования продольными мазками. Покажите ребенку, как нужно растирать по поверхности несколько разноцветных ломтиков размятого пластилина. Потом начинайте выполнять «раскрашивание» геометрических фигур в виде солнышка, большого цветка, пирамидального тополя, зверей. Часто дети применяют в процессе работы только указательный палец, однако постарайтесь, чтобы они использовали обе конечности. Такие упражнения помогут улучшить синхронизацию деятельности мозговых полушарий.
Животные
Для создания изображения животного с помощью пластилина детям потребуются заранее подготовленные шаблоны. Внутренняя поверхность нарисованного зверя заполняется шариками пластилина (цвет рабочего материала соответствует оттенку шкуры животного), располагаемыми вплотную, или закрашивается с помощью его равномерного растирания или создания многочисленных мазков.
Занятия по созданию изображений для детей от 2 до 8 лет с помощью пластилина должны регулярно проводиться под контролем родителей или педагогов дошкольных, школьных учреждений.
Пластилинография помогает представителям подрастающего поколения раскрыть свой творческий потенциал, развить вкус в искусстве, улучшить показатели физического развития, а также параллельно нормализовать состояние собственной нервной системы, минимизировав тем самым возникновение депрессивного настроения.