Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников


Возрастные особенности младших школьников

В процессе педагогической работы, направленной на нравственное воспитание младших школьников, в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности детей.

К возрастным особенностям младших школьников относятся:

  1. Склонность к игровой деятельности. Несмотря на то, что в этом возрасте ведущей деятельностью выступает учебная, дети еще проявляют интерес к играм. В игровой форме младшим школьникам легче понять учебный материал, проще усвоить правила поведения в обществе и т.д. В процессе работы с детьми, эффективно использование игровых элементов (физкультурные минутки, считалочки и т.п.)
  2. Переключаемость внимания. Дети младшего школьного возраста не могут долго заниматься монотонной деятельностью, им сложно удерживать внимание на одном предмете. Поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо часто менять вид деятельности. Занятия должны быть интересными и занимательными. Здесь прослеживается связь с первым пунктом, чтобы привлечь внимание детей и сделать процесс обучения легче, возможно использование игровых приемов.
  3. Нет достаточной четкости в связи прошлого опыта и нравственных представлений.
  4. Несовпадение норм поведения и личных желаний ребенка. Противоречивость между знаниями «как нужно» и реальными поступками. Довольно часто дети знают, как необходимо вести себя, как поступить в той или иной ситуации, но при этом поступают и делают иначе, против правил.
  5. Неравномерность норм общения (со сверстниками, взрослыми, в быту, в школе и т.д.).

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основные теории нравственного развития в семье

1. Теория нравственного развития Жана Пиаже

По мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, который целенаправленно занимался исследованием особенностей детского развития, существует два периода нравственного развития детей в семье.

  • Первый период длится от рождения до семи лет. Называется гетерономия. Характеризуется навязыванием моральных принципов ребенку.
  • Второй период – после семи лет, называемый автономия.

Ж. Пиаже считал, что познавательные способности оказывают влияние на развитие нравственности в ребенке. Поэтому в своих работах он представил перечень возрастных этапов, для каждого из которых характерно становление нравственности. Рассмотрим этапы подробно.

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • развитие моторики – это та способность, через которую происходит понимание окружающего мира;
  • ребенок познает мир через физическое взаимодействие: наблюдает за объектами, берет их в ручки, рассматривает вблизи;
  • у малыша есть осознание «постоянства объектов», иными словами того, что предметы есть даже в те моменты, когда визуально он их не видит, не слышит, не может дотронуться.

Цель, задачи и сущность нравственного воспитания

Основная цель нравственного воспитания — формирование перехода моральных норм в личные жизненные убеждения, гармоничное развитие личности, развитие духовного и материального потенциала.

Замечание 2

Конечным итогом нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста является становление его нравственной культуры.

В широком смысле цели нравственного воспитания заключаются в следующем:

  • формирование нравственных ценностей у ребенка;
  • соблюдения единства практических и воспитательных задач;
  • формирование основ нравственности и морали;
  • формирование гуманизма;
  • расширение нравственного кругозора ребенка;
  • формирование потребности к самосовершенствованию.

Содержание нравственного воспитания состоит из следующих категорий:

  1. Отношение к Родине (формирование таких качеств как патриотизм, толерантность, гражданская позиция и т.д.).
  2. Отношение к окружающим (качества: коллективизм, гуманность, культура общения и т.д.).
  3. Отношение к себе (формирование личных качеств);
  4. Отношение к труду (качества: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность)
  5. Отношение к природе и культурным достояниям (качества: экологическая культура, заботливость, бережливость).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников 490 ₽ Реферат Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников 230 ₽ Контрольная работа Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В общем, нравственное воспитание, многогранно и включает в себя множество категорий и качеств личности, которые охватывают все сферы жизни человека и общества.

Поставленная цель нравственного воспитания детей младшего школьного возраста достигается путем решения следующих задач:

  • развитие нравственного сознания ребенка (формирование мотивов и целей поведения);
  • развитие нравственных качеств личности (формирование норм и навыков морального поведения);
  • формирование эталона поведения.

Отдельной задачей выделяют формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

Главные правила нравственного развития в семье

Правильное нравственное развитие детей в семье должно пройти три этапа. Только так из маленького человека вырастет сильная личность, невосприимчивая к отрицательному воздействию со стороны.

  • Первый уровень – это мотивация. Важно создать условия, чтобы ребенок хотел развиваться, стремился познать нормы, правила морали.
  • Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это корректное воспитание эмоций, ощущений. С эмоциями связаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость. Здесь не обойтись без личного примера взрослых. Нравоучений может оказаться недостаточно. Воспитать чувства можно только через поддержку, а не через наказания.
  • Третий этап – рациональный. У подрастающего человека уже есть определенные знания относительно норм поведения, моральных устоев; он учится различать аморальное поведение от нравственного.

Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка

Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.


Способы развития детей

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.


Стадии социализации детей младшего возраста

Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.

Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.

Детский дошкольный коллектив

Детский коллектив — это вторая модель общества после семьи, в которой ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Здесь нравственные правила проверяются и оттачиваются. Ребенок попадает в большое количество ситуаций и нуждается на первых порах в постоянном присутствии взрослого.

Никакие нравственные доводы не помогут, если малыш не будет поддержан, утешен и услышан. Детям нужно давать возможность жаловаться и плакать и только после этого делать нравственные разборы их поведения.

Что такое духовное воспитание?

То, что стремление к идеалам и наличие смысла жизни помогает выжить в экстремальных условиях, доказано неоднократно. В частности, создателем логотерапии (психологии смыслов) Виктором Франклом на личном опыте в концлагерях Третьего Рейха.

Его книга о переживаниях заключённых “Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере” объясняет, почему одни отчаиваются и перестают бороться за жизнь (даже обладая хорошими физическими данными), а другие упрямо выживают. Область душевных переживаний и духовных устремлений более тонкая, чем реакции нервной системы – более чувствительная и важная.

Духовный — самый сложный аспект педагогики, потому что нет единого понимания, что такое «духовность». Но в любом случае невидимая душа имеет видимые проявления. Если в трёх словах, то духовное воспитание — это усвоение высших ценностей.

Целый перечень духовно-нравственных ценностей есть в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: это человеколюбие; справедливость; честь; совесть; воля; личное достоинство; вера в добро; стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Сложность в трактовке этих ценностей. Так «любовью» можно объяснить и попустительство и тиранию. Есть светское и религиозное понимание духовных ценностей – две взаимоисключающие концепции:

1«человек – мера всех вещей» (дохристианская концепция, она же стала популярной в эпоху Возрождения и вновь сейчас, где идеал относительный и субъективный, а ценности и представления о добре и зле могут со временем меняться);
2«Бог – мера всех вещей» (христианская концепция, где идеал абсолютный – безгрешный Человек, а ценности вечны).

При всём многообразии духовных качеств, главный враг духовного становления и роста – это лицемерие. Это касается и верующих и неверующих воспитателей. Всегда есть опасность перепутать цели со средствами, что хорошо иллюстрирует нетерпимость и ненависть к людям, которая встречается среди подчёркнуто религиозных людей и защитников природы.

А главным индикатором духовного состояния является отношение к людям. Как сказано в Библии: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Иными словами, духовность неотделима от нравственности.

Семья как основа

Важность семьи еще и потому так велика, что ребенок получает в ней первый свой опыт, который стремится реализовать в последующей жизни. Поведение отца и матери для ребенка — это первый образец для подражания. Дитя неосознанно начинает перенимать интонации, манеру разговора, строение предложений, походку и даже дефекты речи. Также малыш начинает внимательно наблюдать, какие складываются отношения родителей с другими людьми и окружающей средой. Забота о близких, уважение чужих интересов, способность контролировать свои чувства и поведение — все идет из семьи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]