Основные виды совместной деятельности педагога с детьми
Время диктует перемены. Меняемся мы, меняется наше окружение. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к первому уровню – дошкольному образованию. И нам необходимо научиться организовать образовательный процесс в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Образовательный процесс включает 2 основные составляющие:
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Лев Семенович Выготский отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, а с другой – делать то, что интересно. Партнерство – прежде всего, равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
Совместная деятельность
– основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
В рамках совместной деятельности взрослого с детьми решаются задачи
широкого плана:
- развитие общих познавательных способностей (в том числе сенсорики, символического мышления)
- развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;
- развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Совместная деятельность предполагает:
- индивидуальную,
- подгрупповую,
- групповую форму работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
Основными направлениями совместной деятельности педагогов с детьми могут стать такие направления как:
- проектная деятельность
- познавательно-игровая деятельность
- трудовая деятельность
- объединения детей по интересам
- кружковая деятельность
В зависимости от вида совместной деятельности педагога с детьми существуют различные методы взаимодействия с ними. Самые распространённые виды совместной деятельности:
- Взаимодействие в игровой деятельности
- Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности
- Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода.
1.Наиболее эффективны в работе с детьми косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.
Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры. Чтобы дети могли воплотить в играх разнообразные замыслы, воспитатель должен большое внимание уделять формированию у них способов реализации задуманного. У большинства детей хорошо сформированы предметные способы отображения окружающего в игре, поэтому воспитатель лишь поощряет их за интересную выдумку в выборе предметного способа решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатель изменяет формы активизирующего общения, он больше разговаривает с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью задает детям вопросы по содержанию игры. В игровой деятельности
детей должна просматриваться последовательность и систематичность, иначе построить диалог с детьми будет сложно и даже проблематично. Игра для педагога – это время для наблюдения за детьми, их действиями, словами, общением со сверстниками. Он должен анализировать игровые замыслы детей, увидеть их переживания. Только в этом случае он сможет правильно скорректировать игру и не нарушит ее ход, а значит, органично будет взаимодействовать с детьми. Воспитатель на игровые занятия должен приходить с заготовками нескольких игр, для того чтобы дать подумать над темой игры и предоставить детям сделать выбор самостоятельно. Умело помочь остановиться на самой интересной. Это развивает их инициативу. Педагог вовремя должен увидеть у детей потерю интереса к игре и своими действиями поддержать его. Можно задействовать новые персонажи, изменить тактику игры, дать возможность детям самим предложить продолжение игры по их сюжету. А порою и воспитателю стать полноправным участником игры, это очень «заводит» дошколят и делает отношения между ними более близкими. Умелое руководство педагога сделает его желанным участником любых игр, а сам процесс игры принесет полноценные плоды в развитии дошкольника.
2.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, педагоги используют
методы проблемного обучения
: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи. Совместную деятельность, в этом случае, надо организовать так, чтобы появилась особенная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребёнку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребёнка вопрос, когда дошкольник оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. Особенно выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод
.
Организация дискуссий стимулирует поиск правильного решения. Необходимость объяснить способы действия товарища включает всех детей в процесс решения задачи (даже в тех случаях, когда ребёнок практически не действует). Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, чтобы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется. Одновременно возникает и деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию, и в процессе решения игровой или практической задачи, помогают друг другу. Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги …»
Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание педагог должен уделять неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять свою ошибку, и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребёнка. Организация непосредственно образовательной деятельности должна способствовать тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
3.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло ролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем в воспитании.
Гендерное воспитание
– это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, необходимых для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием взрослых дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики, они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Роль детского сада в гендерном воспитании очень важна, но все же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Успешное формирование личности ребенка, его психические и личностные новообразования происходят только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, которые составляют основу личности человека. Важно, чтобы между педагогами и детьми было взаимное уважение.
Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей — и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог — прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями. А воспитание — это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 «Колосок» комбинированного вида
села Ермолаево муниципального района Куюргазинский район
Республики Башкортостан
Основные виды совместной деятельности педагога с детьми
Воспитатель высшей категории:
Сорокина Н.А.
с.Ермолаево,2020
Наблюдение и элементарный труд в природе.
Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.
Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».
Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.