Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
2 младшая группа
Проект: средней продолжительности, групповой, ролевой-игровой, творческий.
Сроки реализации: ноябрь 2016 – апрель 2017 учебный год.
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, пестушки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он. — Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».
Многими педагогами народный фольклор незаслуженно игнорируется, уделяется незначительное внимание, а ведь большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Будь то песушки, пословицы, потешки, они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
В связи с этим, мы поставили перед собой задачу — представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, показать, как детский фольклор развивает разговорную речь детей, обогащает словарь, прививает любовь к фольклору в непосредственной деятельности и в режимных моментах.
Проблема, на которую направлена работа: У детей низкий уровень развития речи: бедная, скучная, однообразная речь. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Неумение вести беседу со взрослыми и сверстниками.
Цели проекта: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.
- Развивать активную речь.
- Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
- Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
1 этап – “Аналитический”
- Осуществление диагностической деятельности.
- Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
2 этап – “Подготовительный”
- Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы.
- Разработка плана — программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве).
- Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.
3 этап – “Основной”
- Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
- Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.
4 этап — “Итоговый”
- Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
Ожидаемые результаты
Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Необходимые условия реализации проекта
- Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
- Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора.
- Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.
На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее: • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей; • составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов; • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили макет «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту. Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.
Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём преимущество фольклорных мероприятий. Ещё один прием, используемый нами — динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями. Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.
Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
План реализации проекта
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия |
Подготовительный | С детьми Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение. С родителями Анкетирование родителей «Устное народное творчества». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников. | Ноябрь декабрь | МБДОУ «Детский сад № 61» |
Основной | С детьми 1. Чтение песенок, пестушек потешек, закличек. 2. Чтение сказок. 3. Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два веселых гуся» 5. Инсценировка сказок. 6. Настольный театр. 7. Русские народные подвижные игры. 8. Русские народные игры- хороводы. 9. Игры – драматизации. 10. Иллюстрирование сказок и потешек. 11. Пальчиковые игры. С родителями 1. Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей». 2. Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей». 4. Консультация «Воспитание детей средствами фольклора». С педагогами 1. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество. 2. Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям». | Январь февраль | МБДОУ «Детский сад №61» |
Заключительный | С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1. Оформление уголка для родителей «Фольклор в нашей семье». 2. Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа». 3. Презентация проекта на родительском собрании. 4. Выступление посвященное «Пасхе» с закличками. Русскими народными играми. С педагогами 1. Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2. Презентация проекта на педсовете. | Март апрель | МБДОУ «Детский сад №61» |
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М. , 1986.
2. Бородич А. М. «Методика развития речи у детей» М., Просвещение, 1981г. 3. Ветрова В. «Ладушки, ладушки». 1995г. «Знание».
4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» — Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» — Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М. , 2005.
8. Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.