Роль педагога в воспитании детей дошкольного возраста.


Функциональная роль воспитателя ДОУ

Профессиональная деятельность воспитателя ДОУ сводится к выполнению им следующих функций при реализации образовательного процесса дошкольного образовательного заведения:

  1. Коммуникативное взаимодействие с воспитанниками. Это требует навыков построения конструктивного общения и взаимодействия с детьми разных возрастных групп. От умения педагога найти подход к каждому воспитаннику, выстроить с ним систему взаимодействия зависит развитие коммуникативных навыков дошкольников и их комфорт в образовательном пространстве ДОУ.
  2. Проектирование образовательного процесса ДОУ. Педагог планирует реализацию воспитательной и обучающей работы с дошкольниками, занимается ее проведением и анализирует успешность достижения образовательных целей и задач.
  3. Соблюдение прав и свобод воспитанников. Воспитателю необходимо защищать права и свободы каждого ребенка, обеспечивать сохранность его здоровья.
  4. Культурное развитие подрастающего поколения. Воспитатель реализует привитие детям культурных основ жизнедеятельности, воспитывает навыки культурного поведения в разных сферах общественной жизни и разных ситуациях.
  5. Координация работы помощника воспитателя в реализации единого образовательного процесса ДОУ.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В ходе выполнения своих профессиональных функций, педагог невольно вносит отпечаток своей личности, своего развития, навыков деятельности, опыта в развитие каждого воспитанника. Он выступает связью детей с миром взрослых. Если ранее эта связь осуществлялась только через родителей, то на этапе дошкольного образования она формируется еще и воспитателем, который демонстрирует детям пример своего социального развития и взаимодействия.

Профессия воспитателя в детском образовательном учреждении

Воспитатель – это специалист по воспитанию и обучения детей дошкольного возраста. Фактически этот период охватывает от полугода до 6 лет, то есть самые важные годы в жизни ребенка. В это время он формируется как личность, вылепливается и укрепляется его характер, раскрываются возможности. Кроме того, в этот период закладываются основные знания, которые затем будут использоваться человеком в течение всей его жизни.

Это означает, что работа воспитателя с детьми этого возраста является исключительно важной и ответственной. От того, насколько успешен будет педагог как профессионал, от уровня и качества педагогического опыта работы воспитателя ДОУ зависит будущность каждого его воспитанника.

Воспитатели работают в разных типах дошкольных учреждений: в детских садах, детских домах, интернатах, специализированных детских образовательных учреждениях. Фактически они заменяют воспитанникам родителей, занимаясь их воспитанием, обучением, повседневным уходом, заботой о здоровье и привитием правильных привычек и манер поведения.

Обязанности воспитателя на рабочем месте:

  • Уход и присмотр за детьми вверенной ему группы.
  • Обучение навыкам самообслуживания, гигиены, поведения за столом, бытовых действий, личной безопасности и так далее.
  • Обучение различным действиям и операциям, включая художественные элементы, танцы, музыку, спорт и так далее.
  • Соблюдение режима дня.
  • Взаимодействие с родителями воспитанников, педагогическим составом и руководством ДОУ.
  • Соответствие своим должностным обязанностям.
  • Постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
  • Ведение многочисленной документации.

Особое место занимают педагогические методы в работе воспитателя. Он не просто ведет себя как «заменитель папы с мамой» в то время, когда они находятся на работе. У воспитателя дошкольного учреждения намного более широкая и ответственная роль. Он занят воспитанием ребенка как личности, а это значит, что ему необходимы обширные знания во множестве различных дисциплин – в психологии дошкольного возраста, методике преподавания, умении привлечь внимание и удержать его, а также огромное количество иных умений. В частности, у него должны быть способность рисовать, лепить, выполнять поделки из различных материалов, танцевать, петь, декламировать стихи, проектировать и организовывать праздники, утренники и торжественные мероприятия, работать с родителями и многое другое. Все это говорит о том, что сам педагог должен не только всем сердцем любить детей, но и быть всесторонне развитой, гармоничной личностью.

Вариативность ролей воспитателя в дошкольном образовании

На этапе дошкольного образования воспитатель выполняет следующие роли:

  • Воспитатель-советник. Педагог помогает разобраться детям с разными аспектами жизнедеятельности, трудовыми операциями, коммуникативным взаимодействием, процессом обучения, самообслуживанием и т.д. В данном случае воспитатель выполняет роль наставника, который формирует направление развития ребенка и помогает ему ориентироваться в разных обстоятельствах жизни и деятельности.
  • Воспитатель-учитель. Он реализует образование дошкольников. В его обязанности входит мотивация к познанию разных сторон окружающей действительности, формированию навыков деятельности разного вида. Педагог ДОУ закладывает фундамент познавательного развития подрастающего поколения.
  • Воспитатель-друг. В образовательном процессе ДОУ ребенку необходимо дружеское плечо. Это особенно актуально на начальных этапах дошкольного образования. Ему необходимо так построить свое общение с ребенком, чтобы сделать его равноправным партнером, подняв его до своего уровня. При этом, свою позицию наставника не стоит отбрасывать в сторону. Ребенок должен уважать старшего друга, доверять ему и полагаться на него.
  • Воспитатель-помощник. Воспитатель оказывает детям разнообразную помощь, помогает им решать проблемы, возникающие в период их нахождения в ДОУ. При этом, воспитателю требуется сохранять спокойствие и адекватно реагировать на проблемы воспитанников. Это придаст им уверенности в себе и обеспечит положительное эмоциональное восприятие детьми пребывания в ДОУ.
  • Воспитатель — мама. Воспитателю требуется проявлять к детям любовь и сочувствие, ласку в нужные моменты и строгость при необходимости. Гармоничное оперирование этими навыками обеспечивает комфортное развитие ребенка в рамках ДОУ, устраняет чувство отчуждения при попадании в новую, отличную от домашней, обстановку.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль воспитателя в дошкольном образовании 420 ₽ Реферат Роль воспитателя в дошкольном образовании 270 ₽ Контрольная работа Роль воспитателя в дошкольном образовании 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Множество ролей воспитателя определяет его значение в образовательном процессе ДОУ.

Роль педагога в воспитании детей дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле среди них одна из важных, профессия педагог. Педагоги воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», одним словом, работа педагога выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело. Воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка педагога в работе с детьми может сказаться в будущем уже у взрослого человека.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло.

«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории».

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших — к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу, каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача педагога состоит в том, чтобы при организации образовательной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного.

Роль педагога в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Практические вопросы

Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре их должность не относится к педагогической.

Также многих интересует работа воспитателем без педагогического образования. На данный момент воспитателем может стать только человек, имеющий высшее или среднее педагогическое образование по специальности «Обучение и педагогика», а также тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению «Образование и педагогика».

Компетенции воспитателя

Цель педагогической работы воспитателя состоит в воспитании свободной, всесторонне развитой, психически и физически здоровой, творческой личности. Ребенок после завершения пребывания в детском образовательном учреждении должен быть полностью подготовленным к учебе в школе, то есть иметь необходимый набор знаний и умений, способность к свободной коммуникации, умение на должном уровне обслуживать себя, крепкое здоровье и развитую, устойчивую психику. Для осуществления такой ответственной работы воспитателю детского сада необходимые следующие компетенции:

  • Коммуникабельность. Воспитателю придется постоянно общаться, причем не только с детьми, но и с их родителями, другими взрослыми, коллегами и руководством.
  • Грамотная устная и письменная речь. Дети впитывают информацию как губка, поэтому столь важно, чтобы они слышали грамотную речь, на основании которой будут формироваться их собственные навыки говорения и формирования предложений.
  • Умение интересно рассказывать, подавать информацию в легкой и привлекательной форме. Дети, особенно из младших групп, неспособны воспринимать сложные словесные конструкции и фиксировать внимание на одном объекте и моменте. От воспитателя требуется умение грамотно и дозировано подавать информацию для ее полноценного усвоения без перегрузки ребенка.
  • Эмоциональный интеллект. От воспитателя потребуется умение щедро делиться с детьми своими эмоциями.
  • Уверенность в себе. Дети – ловкие манипуляторы. Слабость характера они не простят, авторитета такой человек в группе иметь не будет.
  • Дружелюбие.
  • Позитивный настрой.
  • Способность сопереживать, эмпатия. Это одно из важнейших человеческих качеств воспитателя.
  • Привлекательный и ухоженный внешний вид. Это требование касается и здоровья, и внешности педагога, так как малыши копируют все, а эстетическое воспитание включает и внешний вид.
  • Терпеливость. Работа с одним ребенком сложна, а со множеством разных характеров – очень трудна. Потребуется огромная любовь и невероятное терпение.
  • Устойчивость к стрессам. Это очень важное качество, так как работа воспитателя полна стрессов.
  • Организованность – важное условие работы воспитателя в группе, когда нужно обеспечить обучение, воспитание и гарантировать здоровье десятку – другому воспитанников.
  • Умение мотивировать. Без этого не удастся увлечь детей никакими занятиями.
  • Креативность. Современные требования вынуждают воспитателей отказываться от авторитарного метода преподавания, все больше внимания уделяя прогрессивным новаторским методикам. А они требуют от педагога не только обширных знаний и практических навыков, но и умения творчески, изобретательно подходить к своей работе.
  • Любознательность. В профессии воспитателя нельзя остановиться на каком-то одном методе или технологии, необходимо постоянно узнавать новое и внедрять его в свою профессиональную деятельность.

Для определения качества и успешности, а также выявления возможных ошибок и недочетов используется анализ педагогической работы воспитателя. По его результатам можно судить, насколько хорошо воспитатель справляется со своими профессиональными обязанностями. Также такой анализ служит основанием для присуждения той или иной квалификации по результатам прохождения аттестации.

Огромное значение имеет и участие воспитателя в работе педагогических советов. На них проводятся творческие отчеты, обмен опытом, обсуждение проведенных проверок и так далее. Все это положительно сказывается на дальнейшей деятельности воспитателя в ДОУ.

Также успешно разобраться в сложностях работы, особенно молодым специалистам, помогают различные публикации, печатные и электронные издания, профильные сайты и форумы. В качестве опорного материала можно использовать и готовые курсовые работы по педагогической деятельности воспитателя. Это не образцы для копирования, а способ систематизировать и усвоить важную для собственной дальнейшей деятельности информацию

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]