Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста


Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Как определить, что у ребёнка задержка речевого развития

Задержка речевого развития – более позднее овладение устной речью в сравнении с условными нормами для детей младше 3-х лет. Охарактеризовать задержку речевого развития можно качественным и количественным недоразвитием.

Для того, чтобы правильно понять как определить задержку речевого развития, необходимо знать этапы и условные нормы развития речи у детей в раннем возрасте.

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, в пассивном словаре — около 200 слов. До определенного времени пассивный словарь намного превышает активный словарь. Примерно в 1,6 – 1,8 мес. слова из пассивного словаря врываются в активный словарь. У некоторых детей период пассивной речи затягивается до 2-х лет, хотя в целом развитие речи проходит нормально.

Допускаются отклонения в развитии речи в пределах нормы у девочек на 2-3, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно понять имеется ли у ребенка задержка развития речи или нет может только врач-логопед.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться : отсутствие реакции на звук и речь, неактивные попытки повторения чужих слов, отсутствие собственной речи на разных этапах её развития, отсутствие неречевых способов коммуникации.

Причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причинами могут быть нарушения во время внутриутробного развития и процесса родов,а также неблагоприятные воздействия,с которыми ребенок столкнулся в первые годы своей жизни.

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга. Причинами задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов могут быть такие фактор, как ранний и поздний токсикоз беременности, глубокая недоношенность, родовая травма, интоксикация химическими веществами, лекарствами. На задержку речевого развития могут повлиять генетические факторы.

Не всегда причинами недоразвития являются патологии во время беременности и родов. Иногда нарушения вызваны факторами, влияющими на здоровье и воспитание ребенка — это причины биологического и социального порядка.

Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка. Биологическую основу ЗРР чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга.

Тугоухость. Очень опасно, если у ребенка снижен слух или он ничего не слышит. При снижении слуха речь ребенка не может полноценно развиваться. В таком случае, даже минимальные отклонения от нормы можно считать причиной ЗРР. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в первые годы жизни шансы заговорить у такого малыша равны нулю.

Социальные факторы. К таким факторам относятся частые стрессы, недостаток внимания и общения в семье.

Профилактика

Если родители заметили, что развитии речи их ребенка отстает от нормы, то им обязательно нужно обратиться к нужному специалисту. Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. В особых случаях может понадобиться помощь лицевого хирурга или ортодонта.

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования: проверка слуха, обследование понимания речи, обследование мелкой и крупной моторики, обследование органов артикуляции, исследование словарного запаса, обследование фразовой речи.

Исходя из результатов обследования определяется степень ЗРР и планируется коррекционная работа. Как лечат задержку речевого развития ?Проводят лекарственную терапию, магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию ; с ребёнком работает педагог — корректолог.

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  1. создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  2. формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  3. обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  4. оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.
Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.
Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий…

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.
Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]