Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Роль фольклора в воспитании детей
Назначение материала: Данная статья знакомит педагогов с значением фольклора для развития и воспитания дошкольников, с опытом работы в данном направлении. Статья может быть интересна воспитателям детского сада,педагогам, работающим с «особыми» детьми, родителям. Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор — прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являются средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляют собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры. Работу мы выстроили на следующих принципах: • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; • уважение к личности каждого ребенка: Фольклорный материал, с учетом возрастных возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и эмоциональному развитию наших воспитанников. Для группы составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов земледельческого народного календаря. В планах имеются сказки, песенки, скороговорки, загадки, докучные сказки, заклички, народные игры, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах. Изучение календарного народного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам земледельческого календаря. Организация и проведение народных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам русской народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию. Так как работа направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях тоже обращаются к русскому народному творчеству. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т.к. задачи решаются в комплексе. Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребенком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием. Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д., способствующих развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста. Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм. В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Ка¬равай», «Кострома», «Две тетери»). Фольклор является исключительно цен¬ным дидактическим материалом в эстетиче-ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При¬чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози¬ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со-ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы¬кальные образы, приобретает умения и навы¬ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са¬мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Если ребенок родился и рос На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фольклорного праздника для школьников Фольклорная зарисовка «Берещенье» Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Развитие дивергентного мышления у первоклассников
Похожие статьи:
Фольклорный праздник в начальной школе
Школьная адаптация первоклассников
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Направления использования фольклорного творчества в речевом развитии ребенка
Фольклор является тем средством, которое оказывает воздействие на различные стороны личности и помогает ее полноценному всестороннему развитию.
Фольклорное творчество развивает речь ребенка с самого рождения. Речевое развитие, основанное на фольклоре, осуществляется по следующим направлениям:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- Расширение и обогащение словарного запаса ребенка. Первые песенки, потешки, пестушки строятся таким образом, что оказывают воздействие на мышление ребенка и ту часть его мозга, которая отвечает за речевое функционирование. Слыша потешки, пестушки, ребенок стремится их повторить, поскольку, ритмичность этих произведений, их стиль активизируют речевые процессы. Колыбельные формируют основы плавного произношения и расширяют словарный запас ребенка.
- Формирование артикуляционного аппарата. Органы артикуляции принимают активное участие в речевой деятельности. Также, они активно используются в устном народном творчестве: пение песен, частушек, соблюдение их ритма, заставляет выполнять определенные движения органами артикуляции. Это тренирует их, формирует их мышечную мускулатуру и развивает слаженность, ритмичность работы органов артикуляции.
- Формирование фонематического слуха. Она осуществляется на основании восприятия различных форм фольклора на слух. Фольклор и его формы имеет свои специфические признаки, свойства, которые оказывают положительное воздействие на слуховое восприятие.
- Образец для составления описательных рассказов. Фольклор является моделью построения определенных текстов: сказок, поговорок, скороговорок и т.д. Это формирует навыки речевого общения и расширяет их.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 440 ₽ Реферат Роль фольклора в развитии речевого общения детей 220 ₽ Контрольная работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Использование загадок в речевом развитии детей
Загадки оказывают положительное воздействие на развитие мышления дошкольника и формируют его речь по следующим аспектам:
- Расширение словарного запаса дошкольника за счет многозначности понятий, используемых в загадках. Дети изучают слова и их разные значения, а также применение прямых и переносных значений слов в своем речевом общении;
- Освоение грамматического строя речи. Загадка формирует представление ребенка о том, каким образом стоит правильно строить предложения, соблюдая все нормы. Языковая форма загадок мотивирует к анализу строения слов и предложений;
- Овладение звуковой стороной речи. Происходит развитие восприятия речи на слух, ее смысла, представления в различных формах, с использованием выразительных языковых средств;
- Формирование правильной дикции ребенка. Речь при произнесении загадок становится лаконичной и грамматически правильной. Это формирует навыки четкого произношения и лаконичного выражения своих мыслей.
Рекомендации по использованию фольклора в качестве средства речевого развития ребенка
Чтобы фольклор дал должный эффект в речевом развитии ребенка, следует опираться на ряд рекомендаций его использования:
- Знакомство с фольклором с самого рождения. Колыбельные, потешки, стишки помогают в формировании плавной и четкой речи с самого начала ее становления.
- Использование игровых приемов при знакомстве с фольклором. Игра лучше всего помогает в освоении окружающего мира и его различных аспектов.
- Разъяснение незнакомых слов, используемых в фольклоре.
- Объяснение сказок и иных форм фольклора своими словами. Это упрощает понимание детьми сути произведения и направляет на становление грамматически верной речи.
- Эмоциональное преподнесение фольклора.
- Мотивация к знакомству с устным народным творчеством.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Использование пословиц и поговорок в речевом развитии ребенка
Пословицы и поговорки – это вид поэтического творчества, содержащий в себе мудрость народа, накопленную веками.
Пословицы и поговорки активно используются в качестве средства речевого развития детей дошкольного возраста. Кроме того, они находят применение в логопедической практике т.е. используются в коррекционных программах речевого развития.
Применение пословиц и поговорок в качестве средства развития речи дошкольника способствуют достижению следующих задач речевого развития:
- Формирование лаконичной речи;
- Четкость произношения;
- Ясность и яркость речи, выражения мыслей и чувств;
- Придание речи научного окраса;
- Формирование основ творческой направленности использования различных речевых конструкций;
- Формирование основ образного мышления и образного описания различных объектов, процессов и явлений окружающего мира;
- Придание тексту, описывающему что-либо, яркости, эмоциональной насыщенности.
Применение пословиц и поговорок должно быть реализовано на основе принципа перехода от простого к сложному т.е. необходимо начинать с изучения простых пословиц и поговорок, постепенно их усложняя. Это облегчит понимание детьми их смысла и значения, а также места в речевом процессе.
На завершающем этапе работы с пословицами и поговорками реализуется творческая направленность деятельности. Она связана с составлением детьми пословиц и поговорок на определенную тематику, с конкретным смыслом.
При изучении пословиц и поговорок хорошо использовать их рисование и составление по ним рассказов. Это делает познание более увлекательным и целеориентированным. Ребенок стремится к пониманию смысла пословиц и поговорок и их правильному использованию в собственной речи.