Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ.


Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ.

«Нетрадиционные формы проведения

утренней гимнастики в ДОУ»

Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.

Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. С целью повышения интереса детей к зарядке педагоги детского сада ввели нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики, такие как:

— игровой стретчинг;

— степ-аэробика;

— гимнастика на фитболах.

Игровой стретчинг (приложение №3)

Игровой стретчинг

– это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами — это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть игрового стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо, этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики

Неволина Наталья

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это

важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод-

рости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А Сухомлинский.

В федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве основной задачи, решаемой в рамках направления «Физическое развитие»

, выделяется
формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физкультурой. Каждая из форм физического воспитания, используемая в ДОУ, имеет свое специфическое назначение. Физическое развитие дошкольников должно осуществляться не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, утреннюю гимнастику и др.
Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Именно утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. Педагогам необходимо творчески подходить к организации утренней гимнастики, включать в занятия поговорки, речевки, считалки, музыку в различных темпах, подвижные игры, разнообразный спортивный инвентарь.

Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.

Применение традиционных методов организации двигательной деятельности детей, форм проведения занятий и утренней гимнастики, традиционного оборудования не обеспечивает необходимой эффективности данного направления работы. Интерес воспитанников к занятиям угасает, они отказываются выполнять утреннюю гимнастику.

В поисках решения проблемы в детских садах разработаны комплексы утренней гимнастики разного вида: построенные на играх и игровых упражнениях, с использованием нетрадиционного оборудования, тренажеров, ритмики, игрового стретчинга, дыхательной гимнастики и др. Все направлено на то, чтобы утренняя гимнастика вызывала у дошкольников желание заниматься физическими упражнениями, участвовать в подвижных играх, совершенствовать свои движения, проявлять настойчивость, смелость, решительность.

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и комбинированные формы построения утренней гимнастики. Игра – гимнастика увлекает детей, их физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной деятельности. В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводится в форме круговых тренировок, на тренажерах с использованием упражнений игрового стретчинга и ритмики.

Нетрадиционные формы гимнастики разработаны для всех возрастных групп.

Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого- либо сюжета,например: «В лесу»

,
«В цирке»
,
«Ах, Африка!»
,
«Лесные звери»
,
«Школьники»
.

В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части утренней гимнастики носят имитационный характер и передают действия героя в соответствии с сюжетом.

В основе игровой утренней гимнастики – подвижные игры разной интенсивности и с разными образовательными задачами. Во вводной части – по одной подвижной игре («Ловишки»

,
«Чье звено скорее соберется»
,
«Догони свою пару»
). В основной —
проводится игра высокой интенсивности, направленная на совершенствование различных видов основных движений («Кот и мыши»
,
«Волк во рву»
,
«Хитрая лиса»
). В заключительной части
утренней гимнастики планируется игра малой интенсивности на восстановление дыхания и приведение всех функциональных систем организма в норму.
Комбинированная утренняя гимнастика включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, упражнения игрового стретчинга, ОРУ и т. д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых, обобщающих и завершающих работу какого – то определенного периода.

Ритмическая гимнастика построена на комплексе адаптированных упражнений, танцевальных движений, упражнений игрового стретчинга. Ее комплекс содержит разминку из циклических движений, серий танцевальных движений или знакомых детям хороводов. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, так как он выполняет одновременно два сопутствующих движения, например поднимает руки и делает полуприсяд, или наклоняет голову в сторону и делает шаг вперед. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.

Утренняя гимнастика на тренажерах – комплекс подводящих упражнений и упражнений, выполняемых на детских тренажерах. Вводная часть планируется как подводящие упражнения к работе на определенном тренажере. Например, подводящими упражнениями к работе на велотренажере будет разминка мышц ног, голеностопного сустава. Для данного типа утренней гимнастики важно правильно подобрать формы организации деятельности детей, предусмотреть достаточное количество тренажеров для всей группы.

Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования. Это хорошо знакомые детям ОРУ, которые проводятся с нетрадиционным оборудованием, изготовленным руками педагогов (султанчиками, пластиковыми бутылочками с различными видами наполнителей, эспандерами, изготовленными из футляров от киндер – сюрпризов и др.).

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки проводится в основном в теплое время года и включает в себя «спортивную»
(быструю)
ходьбу, оздоровительный, медленный бег и бег с ускорением. При этом воспитатель постепенно увеличивает расстояние, интенсивность, время, подбирает задания, которые нужно выполнить по ходу движения. При
проведения такой гимнастики важно правильно дозировать физическую нагрузку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Утренняя гимнастика – круговая тренировка строится в основном на циклических и основных видах движений. Дошкольник выполняет задания, двигаясь по кругу, от одной станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребенка высокого уровня самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном возрасте.

Утренняя гимнастика с использованием карточек – заданий, или «самостоятельная»

— итоговая
форма работы за определенный период времени самими детьми. Она проводится с использованием карточек с символьными рисунками определенных упражнений.
«Мультигимнастика»

— комплекс упражнений, который записан в
видеоформате как подборка из мультфильмов, включающая движения мультгероев под музыку. Ее комплексы могут строиться на видеозаписи упражнений, выполняемых детьми из данной возрастной группы и дополненные различными спецэффектами.
Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди детей. Они с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и ценностное отношение к занятиям физкультурой.

Утренняя гимнастика должна стать потребностью не только каждого воспитанника детского сада, но каждого члена семьи дошкольника. Как правило в ДОУ дети охотно выполняют упражнения, потому что заниматься всем вместе весело и интересно. Конечно, дома создать такие условия сложнее, но обязательно нужно найти подход к малышу, настроить его на то, что гимнастику нужно делать каждый день.

Педагогический коллектив ведет большую работу с родителями, разъясняет важность утренней гимнастики, консультирует по вопросу ее организации дома. Это происходит на родительских собраниях, «показательных выступлениях»

детей, консультациях воспитателей, методистов, заведующих, врачей, музыкальных руководителей, в индивидуальных беседах. Педагоги
оформляют специальные «Уголки для родителей»
, где размещают статьи о
проведении утренней гимнастики.
С самого раннего детства необходимо формировать привычку ежедневно делать утреннюю гимнастику. И личный пример родителей – большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где взрослые занимаются утренней гимнастикой, ребенок с ранних лет привыкает к правильному распорядку дня. Совместные усилия работников ДОУ и родителей, единство требований к организации и проведению гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья.

Литература:

Бабина К. С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду. М., 1978.

Лескова Г. Л., Буцинская П. П., Васюкова В. И., Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1981

Осокина Т. И., Физическая культура в детском саду. М. 1986

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Гимнастика в детском саду. М. ,1969

Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Змейка и я — хорошие друзья!»

Комплекс утренней гимнастики с использованием нетрадиционного оборудования

«Змейка и я — хорошие друзья!»

Фомина Виктория Владимировна

воспитатель

Название комплекса утренней гимнастики:

«Змейка и я – хорошие друзья!»

Возрастная группа:

средняя группа

Петрозаводский городской округ.

2017

Комплекс утренней гимнастики в средней группе.

«Змейка и я — хорошие друзья!»

Оборудование:

«пеньки» (круги из плотного картона), «змейки» (зелёные колпачки, собранные на нитке), магнитофон, запись звука шипения змеи, весёлая музыкальная композиция.

Мотивация детей:

  • аудио запись с шипением змеи
  • весёлый стишок
  • интересное нетрадиционное пособие («змейки», «пеньки»)
  • названия упражнений охвачено одной тематикой
  • игра малой подвижности «Змейка по полю ходила»
  • весёлое музыкальное сопровождение

Вводная часть:
Между зелени травы,

Меж старых пней, Листочков и грибочков,

Проползла, шипя в кусты

Змея – длинненький шнурочек.

Ходьба в колонне. Лёгкий бег. Ходьба змейкой, обходя «пеньки».

Дети обходят «пеньки», в это время

воспитатель включает звуки шипения змеи и спрашивает: «Кто это шипит?» (Дети отвечают «змея»)

Основная часть:

  • «Здравствуй, змейка!»

    . И. п. — ноги на ширине плеч, руки сложены за спиной. Сделать вдох. Наклониться вперед. Выдохнуть. Вернуться в исходное положение. (1 — 2 раза)

  • «Подними змейку».

    И. п. — стойка ноги врозь, «змейка» внизу. 1 — поднять «змейку» вперед; 2 — вверх; 3 — вперед; 4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).

  • «Опусти змейку».

    И. п.:ноги на ширине плеч, «змейка» внизу. Наклониться вперед, опуская «змейку», вернуться в исходное положение (5-6 раз).

  • «Покажи змейку».

    И. п. — стойка ноги на ширине плеч, «змейка» внизу. 1 — поднять «змейку» вперед; 2 — присесть, руки прямые; 3 — встать, «змейка» вперед; 4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).

  • «Перепрыгни змейку».

    И. п. — стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, «змейка» на полу. Прыжки на двух ногах через «змейку». (5-6 раз)

  • Игра малой подвижности «Змейка по полю ходила»

«Змейка» ходит перед игроками со словами: «Змейка по полю ходила и свой хвостик обронила, (подходит к одному
из игроков)
а потом его нашла»
(дотрагивается до ребёнка «хвостика»).
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех детей «хвостиков».

Дети берут «змеек»

становятся в круг.

«Змейки» кладутся на пеньки.

По считалке выбирается водящий «змейка», а остальные ребята «хвостики» змейки.

Заключительная часть:

До свидания, змейка! Уползай скорей ты!

Твои детки тебя ждут,

Громко так зовут!

Все дети, сцеплены друг с другом (длинная змейка) идут по залу. Непродолжительная ходьба.

Дыхательное упражнение

«Шипим, как змейки»

Дети произносят «ш – ш – ш – ш …»

Воспитатель включает весёлую музыку.

Список используемой литературы:

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2015. — 368 с.

Фотографии наглядных пособий, которые были использованы при проведении утренней гимнастики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]