Предварительный просмотр:
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности. Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития.
Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике включающая в себя общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и музыкально — ритмические движения, которые подчинены определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. Желательно, что бы эта музыка была знакома деткам.
Комплекс ритмической гимнастики включает в себя три части: подготовительную, основную и заключительную.
Представляю вашему вниманию комплекс ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
- И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята, другая опущена. Менять положение рук попеременно. Тянуть руки. Повторить 6 раз каждой рукой.
- И.п. – стоя, руки на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, руки в стороны, вернуться в и.п. Проделать то же самое в левую сторону. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
- И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Наклоны вниз с попеременным касанием правой (левой) рукой левой (правой) стопы. Повторить 4-6 раз.
- Приставные шаги с хлопками (с разным ритмическим рисунком).
- Мягкий шаг: с носка постепенным перекатом встать на всю стопу. С поворотом на 90º (слитные и целостные движения под музыку).
- Шаги по диагонали. 1 – шаг правой ногой вперед вправо по диагонали с хлопком вверху справа. 2 – шаг левой вперед – влево по диагонали с хлопком вверху слева. 3 – шаг правой вперед – вправо по диагонали с хлопком внизу справа. 4 – шаг левой вперед влево по диагонали с хлопком внизу слева.
Основная часть. Ритмический танец (песня «Закрывать и открывать глаза).
Выполняется в кругу:
Вот я вижу: куст растет в саду
Делают два полуприседания, поднимая над головой округлые руки.
Воробьи играют в чехарду.
Отводят руки назад слегка наклоняют корпус вперед, выполняют мелкие переступания на носках, кисти руки слегка подрагивают.
Вижу пса смешного своего,
Приставляют руки к голове, ладони свободно опущены («уши»), качают головой.
А теперь не вижу ничего.
Закрывают ладонями глаза, качая головой.
Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Через стороны медленно поднимают руки, быстро шевеля пальцами. Ноги поднимаются на носочки.
Грузовик промчался за углом
Левую руку ставят на пояс правую «козырьком» приставляют ко лбу, слегка наклоняются вправо. То же повторяют с левой руки.
Вижу, как шофер ведет его,
Идут топающим шагом на месте, слегка поднимая и опуская руки, сжатые в кулаки, как бы держа руль.
И опять не вижу ничего.
Закрывают ладонями глаза, качая головой.
Вот мы видим – желтый мотылек раскачал зеленый стебелек.
Кружат на одном месте на носках, поднимая и опуская мягкие руки.
Видим мы, как шмель влетел в окно,
Делают вращательные движения кулачками перед грудью.
И опять не видим ничего
Закрывают ладонями глаза, качая головой.
Снова видим – выбивают кресло,
Энергично поднимают и опускают согнутую в локте правую руку, поддерживая локоть левой рукой.
Видим – приближается гроза.
Покачивают поднятыми вверх руками.
До чего же это интересно – открывать и закрывать глаза!
Разводят руки в стороны и затем закрывают ладонями глаза одновременно переступая с ноги на ногу. Повторяют 4 раза.
Открывать и закрывать глаза!
Закрывают ладонями глаза, качая головой.
Открывать и закрывать глаза!
Поднимают прямые руки верхи слегка разводят их в стороны, медленно кружатся на носках.
- Расслабление мышц и дыхательные упражнения. И.п. стойка ноги врозь. 1-2 – руки вверх, кисти в кулак. 3-4 – сгибая, руки расслабленно вниз. 5-6 – руки к плечам, кисти в кулак. 7-8 – руки расслабленно вниз.
- Упражнение «волны шипят»: И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразные движения руками вперед – вверх. Обычный вдох. 3-4 – волнообразные движения руками вниз выдох через рот со звуком «ш-ш-ш».
- И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 – маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 – маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
Что такое ритмика
Ритмика – это выполнение простых танцевальных движений под музыку. Занятия ритмикой считаются первыми осознанными шагами ребенка в танцах. Дети знакомятся с такими понятиями как «быстро» и «медленно», «громко» и «тихо», «весело» и «грустно», учатся двигаться под музыкальное сопровождение. В отличие от других музыкальных и физических занятий, на ритмике не делается акцент на технике выполнения движений или физическом развитии ребенка. Основной упор — на развитии координации, умении слышать музыку и воспринимать ритм (чередование звуков и пауз).
При планировании занятий ритмикой важно учитывать возрастные особенности детей.
У детей 3-4 лет еще слабо развита координация, они неуверенно владеют телом и не понимают, как связать свои движения с музыкой. Основная задача музыкального руководителя — помочь ребенку развить координацию движений.
К пяти годам ребенок уже может координировать не только свои действия, но и работать в паре. Он неплохо фантазирует и может повторять за раз комбинацию из нескольких движений.
В 7 лет ребенок уже полностью владеет своим телом. Он может выразить эмоции и чувства с помощью движений, контролировать качество исполнения, придумывать собственные движения и комбинации.
Воспитателю важно подбирать упражнения для занятий таким образом, чтобы они соответствовали возрасту воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека комплексов утренней гимнастики на весь учебный год. Один комплекс утренней гимнастики на неделю.
Комплекс 11. Ходьба и бег в колонне по одному на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег в рассыпную; Ходьба в колонне по одному. Упражнения без предметов 2. И. п.
Разработаны и красочно формлены комплексы ритмической гинастики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
1.ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ.2.КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ.
Комплекс утренней гимнастики №2 (с гимнастической палкой)ФевральI Ходьба. Легкий бег. Ходьба на носках (руки в стороны). Ходьба приставным шагом в правую сторону, приставным шагом в леву.
Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы.
СентябрьКомплекс 1 Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как петушок.1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). И.п. — о.с. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз.
Источник
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшей группы
Анастасия Наумова
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшей группы
Построение в шеренгу. Маршируя дети идут друг за другом,по кругу. Построение в две колонны 1. Наклоны головы. И. п. :стоя,ноги на ширине ступни,руки на пояс. 1-повернуть голову направо,поднять правое плечо. 2-и. п. ,3-то же в другую сторону. 4-и. п. 2. Круговые движения головой. И. п. стоя,ноги на ширине ступни,руки на пояс. 1-8 повороты головы на право,сделать круг головой. То же в другую сторону. 3. Поднимаем плечи. И. п. :стоя,ноги на ширине плеч,руки вдоль туловища. 1-поднять плечо,2 -опустить. 3-4 повтор. Упражнение выполняется с правого плеча,затем с левого. 4. Плечи вперёд-назад. И. п. :ноги на ширине плеч,руки на пояс. 1-2-поднять оба плеча,перевести их вперёд. 3-4 и. п. 5-6 -поднять плечи,перевести их назад. 7-8 и. п. 6. Наклоны вперёд. И. п. :стоя,ноги на ширине плеч,руки вдоль туловища. 1-наклон вперёд с отведением правой прямой руки вперёд. 2-и. п. ,3-наклан вперёд с отведением левой прямой руки вперёд,4-и. п. 7. Присядь. И. п. :стоя,ноги на ширине плеч,руки на поясе. 1-присесть на левое колено,поднять обе руки вверх. 2-и. п. ,3-то же в другую сторону,4-и. п. 8. Наклонись. И. п. :сидя на полу,ноги врозь,руки на поясе. 1-2 наклониться вперёд к правой ноге,3-4 и. п. Затем делают наклоны к левой ноге. 9. Поверни ноги. И. п. :лежа на спине,ноги согнуты в коленях,руки за головой. 1-обе ноги положить вправо. ,2и. п. То же влево. 10. Отдыхаем. И. п. :лежа на спине в удобном положении. Марш,перестроение колонн в круг.
Разработка комплекса ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических. Фотоотчёт о проведении открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Цели: 1. Обеспечить детям. Комплекс бодрящей гимнастики для детей подготовительной группы и закаливающие процедуры Разработала: Короткая С. С. Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений,.
Комплекс гимнастики после сна для подготовительной группы Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно.
Комплекс гимнастики после сна «Гномики» для старшей группы КОНСПЕКТ комплекса гимнастики после сна «Гномики» для старшей группы Цели: 1. Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию,.
Комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы «На зеленой лужайке» КОМПЛЕКС «На зеленой лужайке» (10 -12 мин). Подготовительная группа. I ч. Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, «гусиным ша- гом»,.
Комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы «Разноцветные кубики» КОМПЛЕКС «Разноцветные кубики» (10 -12 мин). Подготовительная группа. I ч. Ходьба, в колонне по одному по периметру зала, На носочках –.
Комплекс утренней гимнастики для младшей группы Комплекс утренней гимнастики на полосе препятствий. I.Построение в колонну по одному, ходьба обычная, на носках. II. Полоса препятствий.
Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Провела: Голяшова Е. О. Дата.
Открытый показ утренней гимнастики в подготовительной к школе группе (с использованием элементов ритмической гимнастики) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 281» г. о. Самара Конспект нетрадиционной.
Источник
Пособие «Ритмическая гимнастика в детском саду»
УДК – 796.412 Печатается по решению редакционно-
ББК – 75.65. издательского совета Бирской
Р – 55 государственной социально-
педагогической академии
Рецензенты
:
Н.П. Антонова
, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, кандидат в мастера спорта по гимнастике (г. Бирск, Республика Башкортостан)
Р.Х. Хусаинова
, старший преподаватель кафедры эстетического воспитания Башкирского института развития образования (г. Уфа)
Автор-составитель
:
З.Я. Злобина
, старший преподаватель кафедры ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре ГОУ № 8 (г.Бирск, Республика Башкортостан)
Ответственный за выпуск:
И.М. Синагатуллин
, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА (г. Бирск, Республика Башкортостан)
Ритмическая гимнастика в детском саду. Материалы для проведения ритмической гимнастики:
для студентов факультета педагогики детства Бирской государственной социально-педагогической академии (специальности 031200, 030700) /Авт.-сост. З.Я.Злобина. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2006. – 44 с.
В данном учебном издании представлен практический материал для проведения ритмической гимнастики в ГОУ. Предлагается система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора.
Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Почти каждое упражнение сопровождается рисунками, помогающими понять технику выполнения движений.
В учебном издании использован личный опыт автора-составителя, а также предлагаются различные методические рекомендации.
Материалы адресованы студентам педагогических вузов факультета педагогики детства, педагогических колледжей, инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям, воспитателям ГОУ, преподавателям ритмики в начальной школе.
© Автор-составитель
З.Я. Злобина, 2006
© Оформление
З.Я. Злобина, 2006
ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность человека
– необходимое условие, определяющее
его
здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Естественная потребность ребёнка в движении является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.
Для гармоничного развития ребёнка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня в дошкольном образовательном учреждении и семье. Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика. Упражнения утренней гимнастики должны быть известны и хорошо освоены детьми, просты по структуре, координации, направлены на формирование осанки, свода стопы, включать дыхательные упражнения и подскоки.
Основные требования к проведению утренней гимнастики:
— место проведения – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната;
— рациональное использование помещения;
— надлежащая одежда и обувь;
— организация утренней гимнастики (своевременное начало и окончание, продолжительность гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приёмы регулирования дыхания и т.д.);
— соответствие упражнений (а также их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения) оздоровительным задачам, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности;
— реализация воспитательно-образовательных задач;
— качество выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок;
— хорошее самочувствие, настроение и поведение детей;
— уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений (с учётом возрастных особенностей детей); объяснения, указания, команды, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением; владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, доброжелательный тон, общение с детьми; характер ведения гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога;
— выполнение упражнений под хорошо подобранную музыку.
Музыка — это ключ к душе человека, исключительное средство психофизиологического воздействия. Она воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. «В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный), движения детей приобретают различный характер. Музыка может содействовать большой амплитуде движений или, наоборот, вызывает их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.
Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности; движения становятся более совершенными. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей: логического мышления, овладения языком и речью. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.
Необходимо с раннего детства приобщать ребенка к музыке через активные формы её постижения и такой является ритмическая деятельность.
Музыкально-ритмическая деятельность дошкольника способна выступить:
— детерминантой раскрытия и развития природных характеристик ребенка дошкольника: потребности движения, фантазии, общения, познания, понимания, сострадания, что являются значимым условием становлении личности;
— насущной необходимостью в плане постижения основных этических категорий, приобретения позитивного опыта межличностной коммуникации и других необходимых навыков и умений, необходимых ему для существования в этом сложном мире;
— эффективным способом телесно-чувственного постижения сути музыкального искусства, формирующим представление о системе общечеловеческих ценностей.
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду предполагает использование в работе с дошкольниками разных видов утренней гимнастики (традиционная, игровая, сюжетная и т.д.). Среди данных видов выделяется ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика
– это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и направленные на формирование у детей координации движений, оформленные танцевальными движениями; разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствующие совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей; способ получения представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для детей новым и необычным; своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско; одна из форм организации музыкальной деятельности, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры дошкольников; прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие; одно из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.
Ритмическая гимнастика известна также как аэро́бика,
т.е. гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Вопросами ритмической гимнастики занимались такие учёные, как Жорж Демени, А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Швейцарский педагог и композитор XX века Э. Ж. Далькроз впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, пластики и выразительности движений. Сущность его метода заключается в сочетании ритма, музыки и движения. Э.Ж. Далькроз считал, что целью ритмической гимнастики является совершенствование силы, гибкости, а также способности мышц к сокращению и расслаблению, чего можно достичь благодаря музыке, поскольку она определяет точность движений и скорость их выполнения. «Для этого нужно,— писал Далькроз,— чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению». Иными словами, необходимо развить две взаимосвязанные способности: первая — восприятие музыки с помощью движений, элементов пластики, а вторая — выражение движений тела с помощью музыкального произведения (импровизация).
В данном учебном издании разработана система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора. Представлено 12 комплексов ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, что облегчает педагогам-практикам проведение работы с детьми.
Музыкальный материал к комплексам составлен из детских популярных песен в современной обработке, классической и народной музыки.
При подборе музыкальных композиций нами учитывалось следующее:
— возраст детей;
— уровень общей и физической подготовленности детей;
— тематика, образность занятия;
— воспитательный момент;
— характер каждого упражнения;
— стилевое единство музыкальных отрывков, произведений или фрагментов;
— общность содержания музыки.
Все упражнения имеют интересные образные названия, такие, как «кит», «цапля», «часы», «карусели», благодаря которым дети могут на время перевоплотиться в кого-то или во что-то, способствуют развитию наблюдательности: как ходит кошка, козленок; как движется поезд, крутится карусель. Дети узнают новое для себя: что такое спутники планет, дирижёр и т.д.
Выполняя некоторые упражнения, дети с удовольствием произносят слоги, которые дополняют образ. Например, выполняя упражнение «самовар», дети говорят «пых-пых»; упражнение «насос» – «с-с-с»; «часики» – «тик-так»; «паровоз» – «чух-чух» и т.д.
Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Выполнив ритмическую гимнастику, педагог произносит первую строчку четверостишия, а дети – вторую. Педагог – третью, дети – четвёртую.
Основные упражнения иллюстрированы, что значительно облегчает педагогу понять технику их выполнения. Усвоение техники выполнения движений детьми происходит на занятиях утренней гимнастики, на физкультурных занятиях. орошрузыка усиливает образобраз. Также ывками, педагог успевает произнести название следующего упражнения. название 2121212121212121212121.тся 3-4 раза (10-15) упражнений. Поэтому каждое упражнениех смена21212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121Каждый новый комплекс ритмической гимнастики разучивается на физкультурном занятии без музыкального сопровождения. Педагог объясняет, как правильно выполняются упражнения, и показывает сам. Если по каким-либо причинам педагог не может показать какое-то упражнение, то он должен чётко и доступно объяснить его, а также может взять себе в помощники самого сообразительного и спортивного ребёнка. Первую неделю педагог выполняет комплекс вместе с детьми. В начале второй недели педагог не выполняет, а только называет упражнение. И на заключительном этапе весь комплекс дети выполняют самостоятельно, ориентируясь по музыке. Если усвоение какого-то комплекса затягивается, то его можно выполнять не две недели, а — три. По продолжительности каждый комплекс занимает 7 – 7,5 минут. Дети старшего дошкольного возраста с лёгкостью и играючи справляются со всеми предлагаемыми упражнениями, танцевальными движениями, которые включены во все комплексы, улыбки не сходят с их лиц, они получают большой эмоциональный заряд. А если сложные упражнения исключить или упростить, то и дети 3, 4 лет с удовольствием будут выполнять их.
Используя эти занимательные комплексы, можно легко заинтересовать детей и сделать утреннюю гимнастику любимым занятием.