Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Звуковая культура речи. Повторение стихотворения «Лошадка» А.Барто. Работа над звуком «И».


Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий (3 стр.)

• Воспитание звуковой культуры речи – это не только отработка правильного произношения, хотя эта задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки, то есть фонематический слух, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и т. п. Все эти задачи легче решать, если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах, фразовой речи. Остановимся подробнее на двух последних этапах.

Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с каким-либо реальным объектом: а-а-а – лепечет маленький ребенок, у-у-у – сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению, дает возможность в занимательной форме объяснить ребенку необходимость очередного повторения звука. Например: «Научимся рычать так же хорошо, как большой медведь (э-э-э); напомним песенку малышу-медвежонку, забывшему ее; поможем медвежонку позвать медведицу» и т. д. Разнообразие приемов повышает работоспособность детей, поддерживает интерес к осваиваемому материалу.

Рассмотрим приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:

• сочетание хорового повторения с индивидуальными (3–4 повторения). Например, воспитатель говорит: «У-у-у — сигналит паровоз. Как он сигналит? (Хоровой ответ.) А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин… Наташин…»;

• использование дидактических игр типа «ключиком». «Ц-ц-ц», – произносит белочка. (Если малыш молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить детям, что игрушка сломалась.)

В эти игры дети играют и вне занятий, повторяя знакомые песенки (звуки);

• использование «волшебного кубика». На гранях кубика (размером 10–15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись!» – приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят в-в-в; водопроводный кран – с-с-с ; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях используются (поочередно) 2–3 кубика.

Следует выделить группу приемов, в которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности:

• исполнение детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение гласных и свистящих (с, з) звуков, целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2–3 сек.) произносить звук на одном выдохе. Можно использовать прием «вытягивания ниточки» (руки находятся впереди – на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). При этом нужно следить за позой малыша: часто, «вытягивая ниточку», дети опускают голову;

• исполнение песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голоса. Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басом, а игрушечного – в более высокой тональности (тоненько).

Произношением согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х младшие дошкольники овладевают, упражняясь в звукоподражаниях. Приемы, позволяющие поддерживать активность детей и обеспечивающие их работоспособность при многократном повторении одного и того же звукоподражания, те же, что и для отработки произношения изолированного звука. Так, хором и по одному малыши проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата – пи-и-пи-и, колокольчики – динь-дон и т. п.). Используется и «волшебный куб». Ко-ко-ко (квох-квох, кудах-тах-тах) – произносят дети, если на грани кубика изображена курица.

Следует подчеркнуть, что на данном возрастном этапе звукоподражания не столько средство активизации речи детей – эта задача была ведущей в группах раннего возраста, – сколько удобный материал для воспитания звуковой культуры речи.

Упражняя детей в отчетливом произношении звукоподражаний, легко предусмотреть задания на их различение ( дон-дон и динь-дон ), на формирование темпа речи, ее интонационной выразительности ( квох-квох-квох – негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах-куд-кудах — громко кудахчет она, чем-то встревоженная).

Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приемы обучения. Остановимся на их характеристике.

• Игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости и т. п.

Речевой материал для игр-инсценировок следует подбирать с учетом следующих моментов:

– слово, содержащее звук, который ребенок учится произносить четко и правильно, должно стоять в начале или в конце фразы;

– звуки, трудные для произношения, сначала следует отрабатывать в словах, слоги в которых строятся по принципу «согласный + гласный», а не «согласный + согласный + гласный», так как последние трудны для трехлетнего ребенка;

– слова следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, в других – мягким ( Мила – мыло, зонт – зебра);

– гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным.

• Использование стихотворных строк. Воспитатель напоминает детям отрывок, затем 2–3 раза повторяет его вместе с ними. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети «пекут оладушки и приговаривают: «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки» (закрепление звука а).

Воспитатель уточняет, из какой книжки (сказки) прочитанный отрывок, напоминает ее название. (Этот прием позволяет без дополнительных затрат времени повторять с детьми программные произведения.)

• Чтение небольших новых программных произведений на занятиях по звуковой культуре речи. После чтения воспитатель цитирует отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют. Например, для закрепления произношения звука с целесообразно использовать народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х – стихотворение В. Берестова «Веселое лето» («Удивительный петух – сверху перья, снизу пух; хитрый хвостик вьется, в зубы не дается; девочке хохочется, ей смеяться хочется» и т. д.).

• Повторение детьми слов из рассказа педагога. Например, закрепляя произношение звука п, воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки) – Пиком, Паком, Поком. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.

• Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их не вызывает сомнений. Однако в целях воспитания у малышей вкуса к хорошему литературному языку следует строже относиться к выбору чистоговорок, предназначенных для коллективной работы с детьми.

Итак, отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука, а затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенного положения языка, губ, способствующего правильной артикуляции звука.

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру.

I. Упражнение, способствующее подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и. т. д.) и в некоторой степени обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

II. Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его). Если это возможно, педагог связывает звук или звукоподражание с конкретным образом ( ф-ф-ф – песенка ежа; ц-ц-ц — песенка белочки; пи-пи-пи — пищит мышка; бип-бип — сигналит машина и т. д.)

III. Многократное проговаривание звука (звукоподражания) детьми. Для этого педагог предлагает 3–4 звукоподражания (фу, фью, уфф; бам, бим-бом, баю-баю-баю). Звукоподражания воспитатель, как правило, включает в свой рассказ (или инсценировку), сопровождаемый показом наглядных материалов. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; воспроизведение заданного темпа речи, силы и высоты голоса; отработку свободного, плавного, длительного (2–3 секунды) выдоха.

IV. Закрепление звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются: рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

Занятие по звуковой культуре речи «Звук И»

Тема: «Звуковая культура речи, звук И»

Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу; оценивает собственную деятельность, свои возможности.

Задачи: учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.

Предварительная работа: рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук И, чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).

Методы и приемы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.

Оборудование и материалы: игрушка – лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм – презентация «Детеныши домашних животных».

Ход организованной образовательной деятельности.

Мотивационно — ориентировочный этап.

Игровая ситуация. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком, как скачет лошадка (артикуляционная разминка). Воспитатель показывает правильное выполнения приема «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.

Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка – рюкзачок.

Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл, КАК нужно ее звать. Поможем ему? (ответы детей).

Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.

Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, КАК позвать маму жеребенка.

Поисковый этап

Поиск путей решения, определение плана работы.

Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто из вас знает, как позвать маму – лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).

Практический этап

Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».

— «И-и-и-и-го-го» — это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)

— Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).

— Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука

Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)

— Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика – большой и маленький)

— Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».

— Как он поет? (Дети повторяют).

— Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»

— Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).

— Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).

Воспитатель обращается к детям: — Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».

Физминутка.

Индюки по травке ходят, Ходьба на месте

Индюшат с собою водят. Ходьба в приседе

Громко индюки кричат Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился, Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов, Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Да боится индюков.

Игровая ситуация.

— Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма – презентации «Детеныши домашних животных»).

После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: — Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).

Игровая ситуация.

— Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.

Последующая работа.

Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.

Картотека дидактических игр по звуковой культуре речи для второй младшей группы

Картотека дидактических игр по звуковой культуре речи

для второй младшей группы

Воспитатель:

Малина А.Н.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Дидактическая игра «Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .

— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Дидактическая игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»

.

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение «На приеме у врача»

.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

.

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) . Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись».

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»

.

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка. Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Где позвонили?»

.

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»

.

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»

.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики. Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту). Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко — тихо»

.

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин».

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая игра «Будь внимательным».

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая игра «Колокольчики»

.

Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь». Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Идут животные»

.

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи. Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза. — Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише). —Идут поросята, они топают еще тише… —Идут ежики, они топают очень тихо… —Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание). Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

.

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком».

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Давайте забьем гвоздь большим молотком…Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»

.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Ветерок».

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Оближем губы».

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая игра «Гуси».

Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

Материал: картина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га. В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га В: Есть хотите? Дети: Да-да-да В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв. Дети: Га-га-га. В: Есть хотите? Дети: Да-да-да Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материал: корзина с игрушками. Ход: В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)… Д: Петух В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7 Дети: Утка. В: Кто квакает ква-ква?…. В: Кто кукарекает: кукареку?… В: А как кукушка кукует? В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает) В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку) Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует) В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.) Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми) Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»

Цель: Развивать интонационную выразительность.

В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка» Елочка – белочка Оник – слоник (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки».

В: Наша лягушка любит отгадывать загадки. Воспитатель с помощью жестов, мимики, звуков изображает животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка…Мишка косолапый… ) Далее загадки загадывают дети.

Цели:

  • Уточнить артикуляцию звука «О».
  • Учить правильно произносить звук «О».
  • Учить интонировать звук «О».
  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.

Оборудование: кукла Оля, кольцо, обруч, картинка с изображением девочки — произносящей звук «О», магнитофон с записью мелодии для пения звука «О».

Ход занятия

В группу заходят дети и садятся полукругом.

1. Игра «Кукла Оля в гости к нам пришла».

— К нам пришла кукла Оля. Посмотрите, что с ней случилось? (У куклы Оли завязана щека.) У неё болит зуб и она охает так: О-о-о.

— Держим щеки рукой и охаем вместе: О-о-о.

— А сейчас отправим куклу Олю к врачу, пусть он ей поможет.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы красиво произносить и петь звук «О», надо сделать гимнастику (5 раз каждое упражнение):

  • широко открыть рот – закрыть;
  • показать длинный язык – убрать;
  • язык бегает вправо- влево;
  • показать зубы;
  • трубочка – с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);
  • улыбка (растянуть губы в улыбке);
  • надуть и сдуть щёки.

3. Пение звука «О» хором (под мелодию №1)

— Будем петь вместе. – Держим щеки (чтобы получился овал из губ).

— Поём все вместе. Положили руку на горлышко.

— Поём все вместе. Положили руку на грудь.

4. Упражнение «Колечко».

Показать детям кольцо. Обратить внимание на его форму. Затем сделать губы колечком.

5. Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Ох-ох-ох-ох! Баба сеяла горох! Дети держат руки у щёк, качают головой в стороны, пальчиками изображают, как сеют горох.
Ох-ох-ох-ох! Большим вырос наш горох! Руки у щёк, качают головой в стороны, поднимаются на носки, тянут руки вверх.
Ох-ох-ох-ох! Тяжело нести горох! О-о-о-ох! Руки у щёк, качают головой в стороны. Опускают руки вниз. Руки у щёк, качают головой в стороны.
Ох-ох-ох-ох! Покатился наш горох! О-о-о-ох! Руки у щёк, качают головой в стороны. Бегают. Руки у щёк, качают головой в стороны.

6. Пальчиковая гимнастика.

— Сделай колечко левой рукой. (Соединить большой и указательный пальчики правой руки и сделать колечко. Произнести при этом звук «О» коротко.)

— Теперь левой рукой.

— Обеими руками.

7. Итог занятия.

— Посмотрите кукла Оля вернулась от врача и у нее уже не завязана щека, значит она выздоровела! И принесла вам сувениры!

Литература.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. — М.:Просвещение, 1989,
  2. Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой–Иванцовой Т.Н. /мелодия №1

Задачи:

  • Обучающие. Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и с буквой О.Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
  • Развивающие. Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, представления на основе фонематического восприятия.
  • Развивать речеслуховую память, внимание, логическое мышление.
  • Коррекционные. Уметь находить звук [о] в любой части слова.
  • Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, самоконтроль, аккуратность, умение четко следовать инструкции.
  • Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Встали, подравнялись. На свои места сядут дети, которые мне назовут слово-предмет, в названии которого есть гласный звук [а].

    II. Сообщение темы и цели занятия.

    Назовите одинаковый звук в словах: кот, дом, сон. Звук [о]. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о] и с буквой О. К нам прилетела открытка, но по дороге она разлетелась на 5 частей. Нам предстоит собрать её. За каждую часть нужно выполнить задание. Сначала выполним артикуляционную гимнастику.

    III. Артикуляционная гимнастика. (Можно использовать различные артикуляционные упражнения)

    • «Маляр». Открыть рот. Кончиком языка проводить по твёрдому нёбу двигаясь от передних верхних резцов к мягкому нёбу.
    • «Лошадка». Присосать язык к твёрдому нёбу, цокать языком. Стараться тянуть подъязычную связку.
    • «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к твёрдому нёбу и, не отрывая языка оттягивать нижнюю челюсть вниз.

    IV. Основная часть.

    Задание 1

    Характеристика звука [о]. Это гласный звук, потому что его можно пропеть, произнести протяжно. Во рту нет преграды. Давайте посмотрим на модули и выберем модуль звука [о].

    Первое задание выполнили, можете получить первую часть открытки. Задание 2

    Чтение стихотворения. Найти и запомнить слова со звуком [о].

    Вышли волки на охоту, Между прочим, говорят. Волки ягоды едят.

    Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [о].

    Второе задание выполнили, можете получить вторую часть открытки.

    Задание 3

    Найти картинки, в названии которых есть звук [о].

    Кот, крот, слон, дом, торт, заяц, жук, сыр, улитка, кукла. Возьмите каждый по одной картинке.

    Начертить схему к своей картинке и отметить звук [о].

    Это задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

    Задание 4. Ребус

    Выделите в названиях каждой картинки первый звук. Соединив все первые звуки, вы узнаете что любят дети.

    СОК

    Четвёртое задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

    V. Физминутка. Разомнём наши пальчики.

    В гости к пальчику большом (показать большой палец) приходили прямо к дому, (сделать домик из ладошек) Указательный и средний, (показать указательный палец) Безымянный и последний. (показать безымянный и мизинец) Сам мизинчик малышок постучался о порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.

    VI. Самостоятельная работа детей (в тетрадке).

    Прописать букву О о.

    Пятое задание вы выполнили, можете получить последнюю часть открытки.

    VII. Итог.

    • Что мы изучали?
    • Какие слова приходили в гости?
    • Что нового узнали?
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]