Рисование пластилином: основные приемы
Ряд приемов уже известен детям, ведь рисованию пластилином предшествует обучение лепке.
Малыши уже умеют:
- скатывать;
- раскатывать;
- сплющивать;
- вытягивать;
- придавать нужную форму кусочку пластилина.
Какие навыки приобретают дети при обучении пластилинографии?
Чтобы рисовать пластилином, ребятам предстоит научиться:
- отщипывать;
- размазывать;
- вдавливать;
- приглаживать;
- смешивать цвета;
- придавать текстуру при помощи стеков.
Существует немало способов создать изображение:
1. Прямой. Используются разные цвета пластилина. Самые популярные шаблоны – овощи, листочки, грибы, рыбки. Прямая пластилинография – первое знакомство с необычным рисованием. Используются крупные и простые фигуры, с которыми легко работать даже малышам.
2. Витражный (обратный). На пластину из оргстекла маркером наносят рисунок. Получившийся контур заполняют пластилином. Обратная пластилинография очень эффектна. Очень часто в качестве основы берут крышки от сметаны.
3. Мозаичный. Фигура или рисунок создаются разноцветными пластилиновыми шариками. Мозаичная пластилинография весьма проста. Секрет красивых рисунков – удачный подбор цветов и аккуратность. Примером такой техники служит мастер-класс «Рыбка-петушок», тельце которой выложено мозаикой.
4. Контурный. Этот способ практикуется у ребят постарше. Контур заполняется пластилиновыми жгутиками, которые выдавливают с помощью шприца. Материал должен быть нагретым. Для этой цели используют либо микроволновку, либо горячую воду. Колбаску из пластилина помещают в шприц без иглы и нагревают вместе с ним.
5. Многослойный. Материал наносят разноцветными мазками. Картина создается путем наслаивания. В итоге получается объемное изображение. Как, напримера, в пластилиновой открытке на Пасху.
6. Фактурный. Варьируется выпуклость изображения. Дети учатся создавать горельефы, барельефы и контррельефы. Фактурная пластилинография – один из самых сложных видов, поэтому ей обучают детей в подготовительных группах. Посмотрите, как мы сделали сказочного персонажа — Груффало.
7. Модульный. Отдельно выполняют элементы, используя разные техники, а затем выстраивают из них единую композицию. Например, можно создать рельефное изображение из жгутиков, шариков и колбасок.
В этой технике можно создать чудесный подводный мир.
Описание – только пример, у каждого появится свое фантазийное подводное царство. Смотрите подробную инструкцию как сделать подводный мир из пластилина здесь.
Для изготовления кораллов и водорослей можно смешивать цвета, добиваясь красивых переливов. Например, для изготовления подводных растений подойдут голубые, фиолетовые, синие, светло-зеленые и темно-зеленые оттенки. Кораллы и ракушки лепят из розового, желтого, белого пластилина.
Когда все детали готовы, их прикрепляют на разрисованный лист бумаги.
Поделка помогает вспомнить, как выглядят обитатели подводного мира, дает понятие о масштабе. В ней используются фигуры разных форм, поэтому детям придется вспомнить все изученные техники пластилинографии.
Создавая объемное изображение, дети сталкиваются с понятием меры. Если перегрузить картину деталями, то пропадет весь эффект. Вместо пронизанного солнечными лучами яркого и загадочного подводного мира получится нагромождение пластилиновых фигурок.
Изображение содержит много мелких и крупных деталей, поэтому понадобится немало терпения и усидчивости, чтобы воспроизвести всех обитателей морского дна.
Эта работа отлично подходит для коллективного выполнения в группе детского сада. Дети осваивают навыки работы в команде, распределения обязанностей, взаимопомощи и у них получится отличный результат!
Шаблоны для пластилинографии
Шаблоны должны соответствовать возрасту обучающихся. Если в младшей группе предпочтение отдается незамысловатым формам, то в старших группах создаются сложные изображения, со множеством элементов, с разным рельефом.
Шаблоны отлично подходят для творчества малышей. На первом этапе контур просто заполняется пластилином. Можно построить работу иначе и использовать шаблон на уже покрытом пластилином листе. В этой технике выполнена бабочка с цветочком.
Для этой поделки подойдут остатки пластилина или старые поделки, потому что нужны будут красивые разноцветные переливы.
Небольшие кусочки пластилина нужно размазать на бумаге, стараясь сделать максимально тонкий слой. Распечатать шаблон, в который входит контур бабочки, стебель, три листочка, сердцевина цветка и лепестки.
Вырезать распечатанные детали из покрытого пластилином листа. На белой бумаге цветными фломастерами или восковыми мелками штрихами нарисовать землю. Приклеить вырезанные разноцветные детали. Из пластилина вылепить тельце бабочки, сделать на нем фактуру с помощью стека. Фломастером нарисовать бабочке усики и сделать пластилиновые глазки.
С такой поделкой справятся и воспитанники младшей группы. Она учит работать с шаблоном, тренирует навык размазывать пластилин ровным тонким слоем. Вырезание деталей из покрытого слоем пластилина листа требует аккуратности и не терпит спешки.
«Вторичное» использование пластилина показывает, что в уже использованных предметах и, казалось бы, ненужных предметах можно найти возможности для творчества.
Проект по пластилинографии в младшей группе «Лепим, творим, рисуем.»
Проект по пластилинографии в младшей группе «Лепим ,творим ,рисуем.»
Вид проекта:
творчески-познавательный, информационный
По составу участников:
фронтальный
Продолжительность:
долгосрочный
Проект предназначен
для детей с трех лет.
Актуальность темы:
В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено,что ребенок в младшем возрасте должен уверенно пользоваться ложкой ,карандашом, расчесткой. В нашей группе некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,не могут самостоятельно застёгивать пуговицы. На занятиях затрудняются раскатать кусочек пластилина,неумело держат кисточку и карандаш, поэтому не любят рисовать и лепить, заранее предполагая отрицательный результат – это сильно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, его самооценку.
В связи с имеющейся проблемой, я решила создать комплекс занятий по пластилинографии и обьединить их в долгосрочный проект, для развития мелкой моторики рук детей.
Пластилинография :
«графия»- создавать,изображать.
«пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать.
Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием художественно- творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи проекта:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей;
- Осваивать основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
- Закреплять умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- Воспитывать усидчивость , аккуратность, желание доводить начатое до конца.
Структура проекта.
Несколько этапов формирования навыков пластилинографии и задачи по каждому из них .
№ | ЭТАП | Задача перед ребёнком. |
1. | Подготовительный | – Освоить прием надавливания. – Освоить прием вдавливания. – Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. – Освоить правильную постановку пальца. – Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. – Научиться работать на ограниченном пространстве |
2. | Основной | – Научиться не выходить за контур изображения – Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. – Использовать несколько цветов пластилина – Научиться пользоваться специальной стекой. – Научиться доводить дело до конца – Научиться аккуратно, выполнять свои работы – Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми – Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий – Научиться действовать по образцу воспитателя – Научиться действовать по словесному указанию воспитателя |
3. | Итоговый | – Самостоятельно решать творческие задачи. – Самостоятельно выбирать рисунок для работы. – Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности |
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети:
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями —
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические представления
о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения —
у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Реализация проекта:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
По этим результатам составлен проект , где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.
На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине.
Календарно-тематический план занятий
по пластилинографии с
детьми младшей группы
(2017 – 2022 учебный год)
Неделя | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
1-я | «Солнышко посвети, ясное посвети.» | Познакомить детей с с некоторыми приемами использования пластилина : раскатывание тонких колбасок, сгибание, отщипывание, сплющивание, прижимание к картону. |
2-я | «Украсим кукле платье» | Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику пальцев. |
3-я | «Осенние листочки» | учить размазывать пластилин по изображению листика ,закреплять умение не выходить за контуры ,развивать силу пальчиков при надавливании.Воспитывать творческое воображение. |
Октябрь | ||
1-я | «Вышла курочка гулять,свежей травки пощипать» | Учить из тонких столбиков создавать образ зеленой травки, закреплять умение раскатывать столбики и прикреплять их к картону. Развивать силу пальчиков,координацию движений. |
2-я | « Листопад» | Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина ,прикреплять их к основе и размазывать пальцем. Закреплять навыки отрывать кусочки.Развивать глазомер. Воспитывать умение видеть красоту. |
3-я | «Осеннее дерево» | Учить создавать образ осеннего дерева.Закреплять умение лепить разноцветные листочки и прикреплять их к картону. Воспитывать любовь к красоте природы. |
Ноябрь | ||
1-я | «Наливное яблочко» | Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой. |
2-я | «Колючий ёжик не головы не ножек. » | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания ). |
3-я | «Как у котика усы удивительной красы» | Закреплять приём — размазывания (в разных направлениях). Продолжаем учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев. |
4-я | «Елочка»» | Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка), продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество. |
Декабрь | ||
1-я | «Снег, снежок белая метелица» | Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического вкуса. |
2-я | «Снежинки – холодинки» | Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина. |
3-я | «Новогодние шарики» (коллективная работа) | Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук. |
4-я | «Новогодняя открытка» | Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук. |
Январь | ||
1-я | «На участке – снегопад (деревья под снегом)» | Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад), рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии. |
2-я | «Снеговик » | Закреплять практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Продолжать учить различать предметы по величине. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ. |
3-я | «Снегирь» | Закреплять умение размазывать пластилин по изображению,не выходя за контур. Развивать силу пальцев рук,умение соединять цвета.Расширять представление детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к родной природе. |
Февраль | ||
1-я | «Синичка» | Продолжать закреплять знания детей о зимующих птицах ,помочь различать снегиря и синичку. Продолжать учить раскрашивать птичку приёмом размазывания. Формирование навыков самостоятельной работы. |
2-я | «Облако» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания), продолжать знакомить с явлениями неживой природы. |
3-я | «Ввысь летят самолёты» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать строение самолёта. Самостоятельность в выборе цвета материала. |
4-я | «Зайка» | Обобщение представлений о жизни диких животных зимой. Рассматривание картины с изображением зайца, особенности внешнего вида. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши), развивать мелкую моторику рук. |
Март | ||
1-я | «Цветы для мамы» | Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта .Закреплять умение создавать поделку ,используя различные приёмы. Развитие мелкой моторики рук, творческое воображение. |
2-я | «Подводное царство» | Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме. Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме. Развитие мелкой моторики рук. Учить доводить дело до конца. |
3-я | «Набухают почки – распускаются листочки» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева), в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки), скатывать комочки (почки), размещать их по всему дереву. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала. |
4-я | «Веселый зонтик» | Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии. |
Апрель | ||
1-я | «Кудрявый барашек» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы. |
2-я | «Пасхальное яичко» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура), развитие эстетического вкуса при оформлении работы. |
3-я | «Красивая лошадка» | Формировать интерес к окружающему миру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие — ножки), прием размазывания внутри контура. Развитие детского творчества. |
Май | ||
1-я | «Мячики для котёнка» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой. Развивать фантазию, творчество. |
2-я | «Салют победы» | Продолжать учить создавать обьёмную картину, Закреплять приёмы пластилинографии,развивать цветовое восприятие. Воспитывать любовь к своей стране. |
3-я | « Жёлтые одуванчики.» | Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо — деятельности (лепка). |