Конспект занятия «Путешествие по сказкам»план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)


Возрастная группа: подготовительная. Ведущая образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей:

  1. « Чтение художественной литературы»- формирование интересов и потребностей в чтении (восприятии) книг;
  2. «Художественное творчество»- приобщение к изобразительному искусству;
  3. «Коммуникация»-развитие свободного общения со взрослыми, развитие всех компонентов устной речи детей;
  4. «Социализация»- развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
  5. «Физическая культура»- формирование у детей потребности в двигательной активности;
  6. «Музыка»- развитие музыкальности детей.

Задачи: Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Формировать запас литературных, художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству. Воспитывать такие качества как взаимовыручка. Честность и справедливость в игре. Развивающие: развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать умение действовать согласовано, развивать речь, воображение, фантазию, мышление. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей. Оборудование: карта, пазлы, волшебный сундук, набор книг русских народных сказок, аудиозапись со сказками, волшебный клубочек. Предварительная работа:

  1. Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  2. Рассказы детей о любимых книгах;
  3. Оформление тематической выставки книг;
  4. Оформление выставки детских рисунков героев любимых книг;
  5. Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.

Словарная работа: волшебная, чудесная, поучительная, остроумная. Загадочная, необычная, мудрая. Ход НОД Воспитатель (в образе Василисы Премудрой), дети под музыку заходят в группу свободно встают вокруг воспитателя. Воспитатель: Сегодня с вами мы отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. Мы пойдем через сказочный лес в гости к медведю, а помогать вам в путешествии буду я – Василиса Премудрая. В моем волшебном сундуке есть все, чтобы найти дорогу через сказочный лес, но только дорожек там много. Скажите, что нужно путешественникам. Чтобы не заблудиться? (ответы детей: компас, карта и т.д.) Воспитатель: Правильно, это карта. Вот и у нас есть карта, на которой вы видите 2 дорожки. (Дети вместе с Василисой Премудрой подходят к карте, рассматривают ее). Мы с вами разделимся на две команды, одна пойдет по синей дорожке, другая по желтой. Ответив на все вопросы, мы узнаем, чья дорожка быстрее приведет к дому медведя. Получив и выполнив задания правильно, команда получает ход, если участники других команд знают правильный ответ, то в порядке очереди они могут ответить и получить дополнительный ход. (Дети делятся на команды и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом) Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните русские народные сказки. Как вы думаете, почему эти сказки называют русскими народными? (ответы детей: т.к. их сочинил русский народ) А вы любите сказки? Чем они вам нравятся? (ответы детей) Действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения. Наша дорога к дому медведя будет трудной. Готовы ли вы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? Дети: да! Воспитатель: Тогда в путь! Только скажите сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (ответы детей: сапоги скороходы, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, волшебный клубочек…) Воспитатель: вот и у меня есть волшебный клубочек, он поможет нам найти правильный путь и довести до нужного места.

( Воспитатель, заглядывая в волшебный сундучок) Первое задание: «Собери и назови сказку». Вам нужно собрать из пазлов сказку и правильно ее назвать. Второе задание: «Путаница». Обоим командам необходимо вспомнить и дать правильно названия сказок.

  1. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
  2. «Иван-Царевич и зеленый волк»;
  3. «По собачьему веленью»;
  4. «Волк и семеро тигрят»;
  5. «Пашенька и Медведь»;
  6. «Гуси-вороны».

Третье задание: « Отгадай название сказки». Вы прослушаете отрывки из русских народных сказок и должны будете определить ее название. (Воспитатель проводит сказочную физкультминутку). Вокруг нас и там и тут, сказки разные живут: Мы славная семья козлят, Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивают на месте) Мы любим, бегать и играться, Любим рожками бодаться ( указательными пальцами обоих рук показывают «рожки» друг другу). Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация движения) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

(Воспитатель, показывая на карту): На полянках есть загадки Отгадайте без подсказки, Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!

Четвертое задание: «Отгадай загадку». 1.Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка). 2.Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то, Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей?( Царевна-лягушка) 3.В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? ( Баба Яга) 4.На сметане был мешен В русской печке испечен Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок). Пятое задание: «Книжная ярмарка» Каждой команде предлагается набор книг, из них все кроме одной, с русскими народными сказками. Вам необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор. Шестое задание: «Измени сказку». Ребята, кто придумывает сказки? (ответы детей: народ, сказочник) В шестом, заключительном задании вы должны сами выступать в роли сказочников и сказочниц.

  1. «Хаврошечка»
  2. «Лисичка сестричка и серый волк».

Молодцы ребята, нам было очень интересно прослушать ваши сказочные истории. Сказки стародавние Грустные, забавные Добрые, серьезные Лунные и звездные. Все мы, не только дети, но и взрослые любим их читать, слушать, пересказывать, смотреть. Русские народные сказки очень поучительны, остроумны, интересны, учат нас мудрости, добру. Сегодня мы с вами вспомнили своих любимых сказочных героев. Обе команды, преодолев трудности дошли до финиша, до домика медведя, победила дружба! (выходит заранее подготовленный ребенок в костюме медведя) Медведь: Здравствуйте! Ребята, отгадайте-ка мою загадку: А дорога — далека, А корзинка — нелегка. Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости! Вы были смелыми и дружными, все трудности преодолели, дорогу отыскали. За это я вам приготовил угощение! Воспитатель: Пора нам из сказочного леса уходить, в группу возвращаться. Волшебный клубочек, покажи дорогу домой!

Играем в сказку

Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Входит в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка живет в каждом доме и пользуется огромной любовью. Именно сказка играет важную роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают любовь к книге.

Когда мои малыши с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, мишек; легко справляются с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых животных, я вижу их искреннюю радость и счастье. И всё благодаря ожившим куклам, научившимся разговаривать, танцевать и петь. Но развить и обыграть сюжет малыши самостоятельно не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения.

Поэтому детей своей группы «Подсолнушки» МАУДО «Детский сад № 9» города Ялуторовска я научила некоторым способам игровых действий в ходе реализации проекта «Играем в сказку». Хоть дети у нас и маленькие, но они с удовольствием слушают сказки, очень любят наряжаться, и с азартом участвовать в играх-драматизациях по любимым сказкам.

«Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи — ищем мед!» или «Мы — хитрые лисоньки» — в ту же минуту группа наполнялась ожившими персонажами сказки. Я сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая мне, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней. Так, например, инсценируя песенку «Самолет», дети имитировали полет самолета. Раздвинув руки в стороны и, покачивая ими, как крыльями самолет, они подпевали со мной: «У-у-у-у — я лечу в Москву». Или, играя в игру «Вышли зайки на лужок», дети имитировали движения зайчиков: зайки прыгают, зайки роют лапкой корешок. Их речь заметно активизировалась, дети стали активно вступать в речевое взаимодействие не только со мной, но и со сверстниками. Игры малышей стали наполняться общением друг с другом и с игрушками.

Чтобы заинтересовать родителей театральной деятельностью и вызвать у них желание поддерживать интерес у детей, я провела родительское собрание на тему «Сказка как игра для девочек и мальчиков» и мастер — класс «С любовью от мамы» по изготовлению самодельной куклы. На родительском собрании я предложила родителям превратиться в актеров и рассказать русскую народную сказку «Колобок». Молодые мамы и папы с удовольствием включились в игру, ведь и они недавно были детьми. Главный вывод, который сделали родители — игровой опыт детства остается с нами на всю жизнь. С детьми надо играть! Надо самим учиться играть вместе со своими детьми!

Многие родители стали интересоваться работой по театрализованной деятельности в нашей группе, оказали свою помощь в подборе атрибутов, костюмов и изготовление разного вида театров. Я создала творческую группу родителей: пополнилась костюмерная театра, обновились декорации и сцена, театрализованный уголок в группе дополнился некоторыми видами театров.

Оказывалась помощь детям в разучивании и закреплении текстовых наработок — роли, заклички, потешки в домашних условиях. Родители принимали активное участие в сценках, театрализованных играх, праздниках. Группа превратилась в сказочный домик – теремок, где дружно живут разные герпои сказок, где каждая сказка приготовила сюрпризы-задания.

Главным продуктом проекта стала дрматизация сказки «Теремок». Теремок — это сказка, в которой оказались все вместе в одном домике самые разные звери. Они добрые и отзывчивые, никому не отказали в крыше над головой. И — о чудо! Маленький теремок оказался вдруг очень вместительным! Дети с помощью масок превратились в настоящих актёров. Они продемонстрировали не только знание сказки, но и связную речь, свои артистические способности, они играли, танцевали, подражали героям сказки.

Главным достижением работы над проектом стало создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, наполнение детей яркими впечатлениями и укрепление контакта между воспитателем, воспитанниками и их родителями. Дети учились взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться.

Сказка «Теремок сыграна, а сколько еще добрых сказок есть у нашего народа! Они – кладезь мудрости и доброты, самое лучшее средство воспитания и развития моих малышей.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек? Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег? В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить, В сказке звери оживают, Начинают говорить. И приходит чудо в гости Не обходит стороной. Главное в него поверить, И оно уже с тобой.

Автор: Мошкова Светлана Владимировна, воспитатель

МАУДО «Детский сад №9», г. Ялуторовск.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008349.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2022/2023 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]