По мнению М. Монтессори, самая важная задача в возрасте от 0 до 3 лет – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие. Чтобы малыш активно развивался, родители должны создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для малыша? Как с ней играть? С какого возраста можно начинать подобные игры? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Что такое сенсорная коробка?
Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.
Сенсорную коробку для ребенка легко сделать своими руками с минимальными материальными затратами.
За основу данной развивающей игрушки можно взять любую емкость: коробку, контейнер, таз, кастрюлю. Главное, чтобы ребенку было удобно с ней играть. Далее емкость наполняется различными материалами (в зависимости от тематики сенсорной коробки и возраста ребенка). Обычно это крупы, макароны, камушки, природные материалы, вода, желе, вата и т.д. Чтобы малышу было интереснее, положите в «коробку» мелкие игрушки и инструменты (лопатки и совочки).
Нестандартные пособия для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками
Нестандартные пособия для сенсорного развития детей раннего возраста.
Автор работы: Саниева Зульфия Дамировна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», с.Янгельское, Республика Башкортостан.Описание работы
: нестандартные игрушки и пособия из бросового материала для сенсорного развития детей раннего возраста. Материал будет интересен для воспитателей, работающих с малышами и для родителей. Хочу предложить к вашему вниманию игрушки и пособия, сделанные своими руками для детей раннего возраста. Как известно, в этот возрастной период основной деятельностью детей является предметно-манипулятивные действия, а сенсорный опыт, как мы знаем, является источником познания мира. Работая с детьми раннего возраста , я поставила перед собой следующие задачи: — совершенствовать восприятие, умение детей активно использовать осязание, зрение, слух; -формировать у детей представления о цвете, форме, величине; — формировать у детей интересы к дидактическим играм, самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности. Наряду со специально подобранными игрушками и пособиями, которые есть в дидактическом уголке, мною были изготовлены и нестандартные игрушки, заинтересовавшие детей в немалой степени.
«ОСЬМИНОЖКА-ШУМЕЛКА»
Осьминожка сделана из капсул «киндер-сюрприза», обвязана нитками цветов радуги, в капсулах находятся наполнители, которые звучат по-разному во всех «щупальцах». Игра способствует закреплению основных цветов, развитию слухового восприятия и дифференцирования различных звуков.
«СОБЕРИ БУСЫ»
Бусы изготовлены из колпачков и корпусов пустых фломастеров. На разноцветные шнурки дети нанизывают их, закрепляя цвета, тренируя мелкую моторику, во время игры воспитываются усидчивость и целеустремленность.
«МЯГКАЯ ПИРАМИДА»
Детали пирамидки сшиты из флисовой ткани, в них есть наполнители (шарики из различных материалов, монетки, полиэтиленовые гранулы из погремушек, шуршащая фольга и бумага, вата, и т.п), прикрепляются друг к другу с помощью «липучек». Пирамидка способствует развитию мелкой моторики, цветовосприятия, тактильных ощущений, закреплению понятий «больше», «меньше».
«НАКОРМИМ ПТИЧЕК»
Цель игры: накормить разноцветных птенцов «зернышками» такого же цвета. Игра предназначена для знакомства и закрепления основных цветов. В роли птенчиков «выступили» пластиковые бутылки, оформленные цветной самоклеящейся бумагой и аппликацией, а » зернышками» могут послужить крышки от бутылок, а в нашем случае- фишки от мозаики.
«КОПИЛКА»
Эта игра особенно любима моими детишками, ведь именно в этом возрасте они любят действовать с мелкими предметами, которые можно собирать, высыпать, сортировать и т.д. Здесь применены ведерко с крышкой с прорезями для плас- колпачков от флакончиков из-под инъекций. Естественно, все было заранее вымыто, продезинфицировано, обработано. Обязательно во время игры необходим контроль взрослых. Игра развивает мелкую моторику, умение действовать целенаправленно,тренирует глазомер.
«ПОДБЕРИ КРЫШКУ К БАНОЧКЕ»
Использованы баночки разного размера из-под витаминов, обклеены разноцветной самоклеящейся бумагой. Дети учатся откручивать и закручивать крышки, подбирая их по цвету и размеру, здесь также идет закрепление цвета, понятий величины, тренируется мелкая моторика. Для организации игр в домашних условиях можно в баночки капнуть чуточку эфирных масел- пихты, лимона, ванили и других- будет одновременной пользой для здоровья и тренировкой над развитием рецепторов обоняния.
«ДОМИК ДЛЯ МОЗАИКИ»
Игра была придумана после окончательной «гибели» коробки от напольной мозаики, и нужно было найти способ хранения разноцветных фишек. Идею подсмотрела в каком-то журнале, но она была усовершенствована мною в процессе изготовления «домика». Коробку из-под обуви обклеила «самоклейкой», из остатков ПВХ панелей вырезала перегородки, прикрепила на двусторонний скотч к донышку и стенкам коробки. Крышку разделила на четыре разноцветных сектора и вырезала окошки по размеру и форме фишек. Дети подбирают фишки по цвету и опускают их в соответствующие «комнатки». Когда крышку открываем-можем увидеть, правильно ли поселили мы » жильцов», и «кто попал не в свой домик». Во время игры также закрепляем узнавание и различение основных цветов, координацию движений пальцев и кистей рук. Уважаемые воспитатели, буду рада, если предложенные мною идеи пригодятся вам в оснащении предметно-развивающей среды. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Дидактическое пособие для детского сада своими руками Книжка-самоделка из коробки от конфет своими руками. Мастер-класс с фото Дидактическая игра для детского сада своими руками
Похожие статьи:
Дидактические игры из бросового материала своими руками
Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Спорт»
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Умоем куклу»
Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Купаем куклу
Наполнение сенсорных коробок
В качестве основного наполнителя сенсорной коробки можно использовать:
- Крупы (рис, горох, пшено, чечевица, фасоль, гречка, манка и т.д.);
- Кофе;
- Макароны;
- Камни;
- Ракушки;
- Песок;
- Орехи;
- Шишки;
- Сухие листья;
- Желе;
- Воду;
- Снег;
- Пряжу;
- Ткань;
- Вату;
- Декоративные камушки для аквариумов.
Чем больше различных ощущений получит Ваш малыш, тем больше пользы для его развития. Старайтесь регулярно менять содержимое сенсорной коробки, чтобы ребенку было интересно с ней играть.
Дополнительные элементы:
- Фигурки животных;
- Мелкие игрушки;
- Конструктор;
- Кубики;
- Буквы и цифры.
Инструменты для игр в сенсорной коробке:
- Миски;
- Стаканы;
- Ложки;
- Совочки;
- Грабли;
- Пинцет;
- Лупа;
- Воронка;
- Сито.
Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев
Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).
Если Ваш малыш еще маленький, используйте в качестве наполнителя сенсорной коробки более крупные предметы и внимательно следите за тем, как он играет.
Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.
Чтобы сделать наполнение сенсорной коробки ярче, в домашних условиях можно покрасить рис. Для этого нужно в пакет с рисом добавить несколько капель пищевого красителя и 1 столовую ложку спирта (это нужно для закрепления краски, спирт быстро испарится). Плотно закрыть пакет и перемешать, чтобы краска равномерно распространилась по рису. Открыть пакет и дождаться, пока крупа высохнет.
Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.
Использование различных инструментов и орудий труда позволяет разнообразить игры с сенсорной коробкой. Предложите малышу поиграть с ситом и просеивать манку. Чтобы было интересней, спрячьте в крупу мелкие игрушки, камушки или более крупную крупу. С помощью сита ребенок должен отделить их от манки. С помощью такой игры можно быстро освоить понятия «большой» и «маленький».
Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.
Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:
- «Космос»
- «Зоопарк»
- «Ферма»
- «Северный полюс»
- «Стройка»
Сенсорное развитие: 58 книг — скачать в fb2, txt на андроид или читать онлайн
Знаете ли вы, что 26 минут сна могут повысить вашу производительность на 34%? Что мозг во сне не прекращает свою деятельность и бывает даже активнее, чем в периоды бодрствования? Что мужчины и женщины воспринимают реальность и принимают решения совсем по-разному? Мы очень мало знаем о том, как функционирует наш мозг, и не учитываем особенности его работы в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Между тем такое знание может помочь нам работать продуктивнее, больше запоминать, лучше учиться и проводить эффективные переговоры и презентации. Профессор Джон Медина сформулировал 12 принципов работы мозга, каждый из которых мы можем использовать в повседневной жизни.
Например, каждые 10 минут мозгу нужен небольшой перерыв, чтобы дальше воспринимать информацию: и автор сам умело использует это правило, иллюстрируя свою книгу историями и примерами. Прочитав эту книгу, вы узнаете: как сон и стресс влияют на наш мозг; как мы обучаемся; что мультизадачность – это миф; как физические и интеллектуальные упражнения снижают риск болезней; почему новая информация быстро забывается и как этого избежать.
Для кого эта книга Для всех, кто хочет жить и работать эффективнее. Фишка книги Сочетание научно-популярной тематики и пособия по личному развитию. Джон Медина – автор книги «Правила мозга» Джон Медина – молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся изучением генов, участвующих в развитии мозга.
Трижды признавался лучшим преподавателем в различных университетах США. Директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, руководитель отделения биоинженерии медицинской школы при университете Вашингтона. Автор семи книг. Бoльшую часть своей карьеры он работал личным консультантом в области научных исследований, а начал свою деятельность с изучения психического здоровья сотрудников фармацевтической отрасли.
Медина всегда восхищался тем, как мозг воспринимает и обрабатывает информацию. Как мужа и отца двух сыновей его интересовало, как наука о мозге может повлиять на методику обучения детей. Помимо проведения исследований, консультаций и преподавательской деятельности Медина посвящает свое время общению с общественными деятелями, бизнесменами и медицинскими работниками, руководителями школ и некоммерческих организаций.
Медина работал консультантом при Комитете по вопросам образования и труда США и постоянным представителем по вопросам отношений между наукой неврологией и системой образования. В 2004 году Медина стал аффилированным научным сотрудником Национальной академии инженерии.
В своей книге «Правила мозга» Джон в доступной форме рассказывает об основных принципах работы мозга, которые стоит знать не только родителям и детям, но и управленцам. Вступление Правило № 1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга Правило № 2.
Выживание: мозг человека тоже эволюционировал Правило № 3. Мозг каждого человека имеет различную электропроводимость нейронов Правило № 4. Мы не обращаем внимания на скучное Правило № 5. Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить Правило № 6.
Долговременная память: вспомнить, чтобы повторить Правило № 7. Хороший сон – хорошее мышление Правило № 8. Стресс негативно влияет на способность мозга учиться Правило № 9. Сенсорная интеграция: задействуйте больше чувств Правило № 10.
Зрение важнее остальных сенсорных органов Правило № 11. Гендер: мозг мужчины и женщины различен Правило № 12. Исследование: по своей природе мы великие первооткрыватели.