Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Зачем нужны друзья»
Айсылу Белогрудь
Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Зачем нужны друзья»
Цели ОД.
Образовательные:
Расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»; познакомить детей с правилами дружеских отношений.
Развивающие:
способствовать развитию способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое; способствовать развитию коммуникативных навыков и умений.
Воспитательные:
способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.
Оборудование: 5 воздушных шаров, фломастеры, мяч, игрушка мишки, картинки сказочных героев (положительных и отрицательных, вырезанные из жёлтой бумаги небольшие улыбающиеся смайлики (по количеству детей, лист картона, на котором нарисован дом (дом из цветного картона).
Ход ОД.
1. Ритуал начала занятия. Приветствие.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы начать наше занятие нам нужно сесть удобно на стульчики и прислушаться к музыке (прослушивание мелодии, а теперь, давайте закроем глазки и послушаем свое дыхание.
Психолог: И так, мы готовы начинать наше занятие, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ты мне нравишься». Мяч, который я держу в руке, поможет нам выразить теплые чувства, которые мы испытываем по отношению к своим друзьям. Итак, сейчас мы будем передавать мяч друг другу, и говорить, почему дружочек, который сидит рядом с нами может стать самым лучшим другом. Игра продолжается пока каждый из нас не услышит, теплые слова в свой адрес.
2. Беседа о дружбе
Психолог: Молодцы ребята, вы справились со стоящей перед нами задачей. Сегодня к нам в гости пришел Мишка. Он сказал нам по секрету, что у него совсем нет друзей. И просит нас, чтобы мы научили его дружить. Мы поможем Мишке? Да? Тогда, давайте скажем Мишке:
• Что такое дружба?
• Зачем нам нужны друзья?
Психолог: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).
3. Беседа-игра «Настроение».
Психолог: Ребята, а теперь я бы хотела знать, какое у вас сегодня настроение. Почему вам радостно или весело?
Ребята, посмотрите, здесь на столе лежат шары. Давайте представим, что эти шары – лица знакомых нам детей. Нам с вами нужно сделать эти лица счастливыми. Для этого мы возьмем фломастеры и нарисуем им счастливые лица. Но перед этим, нам нужно разделиться на пары. У меня в руках лежат ленточки, подойдите, и возьмитесь за любую ленточку. У кого в руках окажутся конца одной и той же ленточки, встанут парами. Молодцы! Теперь берем на каждую пару по одному шарику и приступаем к работе!
4. Игра «Хорошо — плохо».
Психолог: Для того, чтобы научить Мишку дружить мы поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду говорить о поступках людей. Если поступок хороший – хлопайте в ладоши, если плохой – молчите. (Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
Психолог: Теперь давайте скажем Мишке о том, что нужно делать, чтобы с нами хотели дружить. Как нужно правильно дружить? (ответы детей). Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (Уступать, делиться).
Давайте вместе с вами покажем Мишке, как нужно дружить и помогать друзьям.
5. Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Настроение упало, дело валится из рук. дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки
Но еще не все пропало, грозят друг другу пальчиком
Если есть хороший друг. хлопают в ладоши
С делом справимся вдвоем, берутся за руки
С облегчением вздохнем, вздыхают
Настроение поднимаем поднимают руки вверх
И от пыли отряхнем. отряхиваются от пыли. Улыбаются друг другу
6. Игра «Подружись со сказочным героем»
Психолог: Ребята, мы с Мишкой будем вам по очереди показывать картинки персонажей из разных сказок и мультфильмов. Все они с различными характерами и поступками. Если вы бы хотели бы дружить с героем, которого я покажу, поднимайте руку, если не хотели бы – не поднимайте. Психолог по одной показывает картинки с героями (Золушка, Дюймовочка, Буратино, Баба- Яга, кот Леопольд, кощей Бессмертный, змей Горыныч, Лунтик). После показа каждой картинки психолог спрашивает у детей, почему бы они хотели/не хотели дружить со сказочным героем.
Психолог: Ребята, а почему вы не выбрали этих героев? (показывает картинки отрицательных героев, которых дети не выбрали) (ответы детей). Со злыми, жадными, недружелюбными персонажами сказок никто дружить не захотел. Для того, чтобы с нами хотели дружить, нам нужно обладать хорошими качествами. Быть добрыми, веселыми, честными, готовыми прийти на помощь. Но и с отрицательными героями можно подружиться, но нужно научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков и научить их правилам дружбы.
Психолог: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.
7. Друзья для Мишки
Психолог: Вот теперь Мишка знает, что такое дружба и зачем нужны друзья. Но ведь ему не с кем играть и дружить. Давайте поможем нашему Мишке, и слепим ему друзей из песка. Но, так как мы с вами дружные, вежливые ребята, мы будем делать это парами! Поэтому давайте соберемся в круг, и каждый из вас из волшебного мешочка вытащит по одному изображению и найдет себе пару (пары: круг и треугольник, ежик и лиса, яблоко и груша, кошка и собака, огурец и помидор – по признакам) (дети выполняют задание – парами в одном лоточке с песком лепят медвежат).
Психолог: Посмотрите, как здорово у вас получилось! Мишка будет играть с новыми друзьями и дружить. А теперь, нам пора прощаться. Спасибо вам большое, ребята, что помогли Мишке узнать, что такое дружба и научили его дружить. Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что вам понравилось больше всего? До свидания, ребята!