Конспект по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Служба быта»


Конспект по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Служба быта»

Конспект по организации хозяйственно-бытового труда

в подготовительной группе «Служба быта»

Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Задачи: 1.Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудится, является частью общего дела коллектива. 2.Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределяя между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом. 3.Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности. 4.Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. 5.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда.

6. Пополнить словарный запас детей выражениям — клининговая компания, служба быта. Материалы: 1. .Карточки-рисунки (заявки) с изображением: а) стол, стул, тазик с водой, тряпочка; б) книги, клей, ножницы, мерка ,карандаши, салфетка, цветная, бумага, подставка. 2. 2 схемы с изображением последовательности работы. 3. мольберт Оснащение: тазы с водой, тряпочки на всех детей, фартуки, клей, полоски , бумаги, ножницы, салфетки, розетки, губки.

Предварительная работа:

  1. разучивание пословиц и поговорок о труде, участие в игре «Служба быта»,
  2. знакомство с профессиями.

Методы и приемы: беседа, вопросы проблемного характера , художественное слово, практическая работа, разъяснение, показ, анализ, игровой( подача заявок)

Ход:

-Как вы думаете, кто такой трудолюбивый человек?

-Ребята, вы знаете, что есть службы, которые приходят людям на помощь. Какие это службы? (ответы детей)

Замечательно. А есть служба которая приходит на помощь к людям. Это « Служба быта». Как вы думаете какие услуги оказывает эта служба (Стирает моет..)Что же делают работники службы быта? (помогают людям)

-Ребята, а вы бы хотели поработать в службе быта и помогать людям? Хотели бы вы организовать свою службу быта в нашей группе?

-А вы знаете, как организуют свой труд работники службы быта? (Ответы)

Они выполняют заявки, поступающие от людей. Вот и в нашу службу поступили заявки.

1. От Зинаиды Петровны, помыть стулья.

2. От воспитателя средней группы, заклеить книги.

Чтобы выполнить эти заявки, нам надо разделиться на 2 бригады В каждой бригаде должен быть бригадир.

-Какая бригада отремонтирует книги?

-Какой материал вам нужно приготовить для выполнения заказа?(ответы детей)

-Самостоятельно распределите обязанности.

-Какой материал пригодится для мытья стульев?(ответы детей)

-Бригадир распредели обязанности для каждого члена бригады.

-Ну что ж, умелые руки не знают скуки. Приступайте к работе.

— В выполнении работы вам помогут карточки-подсказки. (На мольберте выставляются схемы)

Дети расходятся по бригадам на рабочие места, взяв с собой трудовое оборудование.

Воспитатель может:

1.помочь кому-либо из детей.

2. спросить у ребенка, что он делает, у другого- как делает, что будет делать потом.

3 — предложить ребёнку, раньше всех закончившему выполнять свою работу, помочь кому-либо из детей. 4 – дать указание «Заканчивайте выполнять работу. Заказчик нас ждёт Закончив всю работу, дети убирают трудовое оборудование на место, далее воспитатель подзывает детей к себе. Д: Мы готовы. Работа выполнена. — Попрошу бригадиров отчитаться о выполненной работе. Как вы выполняли работу? Что у вас получилось лучше всего?

Доволен ли будет заказчик? Понравилось ли вам выполнять заказы? (отвечают бригадиры)

Д: — Свою работу мы выполняли аккуратно, внимательно, добросовестно, чисто, помогали товарищу, старались, чтобы было красиво и понравилось заказчику

скажите пословицы о труд (Кто труда не боится ,того и лень сторонится. Терпение и труд – всё перетрут. Что посеешь, то и пожнёшь. Труд человека кормит, а лень портит.) В:- Каждый из вас выполнял свою работу, а вместе у нас получилось большое дело. Каковы мастера – таковы и дела. Вы молодцы. Наша «Служба быта» закончила свою работу. Всем спасибо. Отдыхайте.

Конспект занятия «Служба быта»

Хозяйственно-бытовой труд в подготовительной группе

«Служба быта».

Цель:

Формировать у детей простейшие трудовые умения, навыки, проявляющиеся в повседневной деятельности.

Задачи:

Образовательная

: Организовать деятельность детей по овладению умениями по уходу за комнатными растениями, ремонту книг и развитию навыков по стирке кукольного белья.

Развивающая

: Способствовать развитию коммуникативных навыков через умение сотрудничать в малых группах.

-Воспитательная:

Воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге , ответственность за общее дело. Формировать у детей положительное отношения к работе, ее результатам, желание трудиться для другого
.
Оборудование:

1.

Карточки-заявки с изображением.

2.

3 тазика с водой, 5тряпочек, 2 губки, 2 кисточки,2пустых тазика,

2 подноса;

3.

Фартуки на всех детей , нарукавники 3 пары, мыло, мыльница,

2 скатерти

Методы и приемы

:

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин.

• Практические — обучения отдельным способам выполнения трудовых операций(как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.).

• Словесные – вопросы, беседы, использование художественного слова, указания.

Предварительная работа:

разучивание пословиц и поговорок о труде, участие в игре «Служба быта», знакомство с профессиями.

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, что есть службы, которые приходят людям на помощь. Какие это службы? (Ответы).

Молодцы. А есть служба, которая оказывает услуги людям. Это служба быта. Как вы думаете, какие услуги оказывает эта служба? (Стирает, моет,…)Да, это служба убирается в квартирах, моет окна, стирает и чистит вещи. Что же делают работники службы быта? (Помогают людям). — Ребята, а вы хотели поработать в службе быта и помогать людям? Хотели бы вы организовать свою службу быта в нашей группе? Как вы думаете, в нашем детском саду, в нашей группе, кому мы могли бы помочь? (Младшему воспитателю). Чем мы можем помочь Анжелике Романовне? — А вы знаете, как организуют свой труд работники службы быта? (Ответы).

Они выполняют заявки, поступающие от людей. Вот и в нашу службу быта тоже поступили заявки от Анжелики Романовны. Чтобы выполнить эти заявки, нам надо разделиться на 3 команды. В каждой команде должен быть капитан. Давайте выберем капитанов, а они выберут себе помощников, кто хочет быть капитаном? (Дети выбирают капитанов.)

Капитаны тяните себе заявки на работу. Подойдите к своим командам и вместе обсудите, что вам необходимо для работы? (Идет обсуждение).

— Какая команда будет работать здесь, и отремонтирует наши книжки? Вначале нам нужно отмерить полоску нужной длины. Для этого вы полоску кладете перед собой, на полоску положите книгу корешком к себе.

Хорошо подравняйте корешок книги и край полоски
.
Делаем отметку карандашом, затем отрезаем по линии отметки. Эту полоску согните сначала пополам, хорошо прогладив сгиб, а потом снова выпрямите ее, нанесите клей на внутреннюю сторону. Теперь очень осторожно надо сложить страницы в книге и ровно все расправить. Полоску, смазанную клеем, положите на подкладку. Книжку кладите корешком на полоску так, чтобы страницы были обращены к вам
.
Книжку кладите до сгиба вашей полоски, затем вторую половину полоски загните и приклейте к ней. Пользуйтесь салфеткой. А теперь хорошо прижмите, чтобы клей из-под бумаги не просачивался. Вот книжка и подклеена.

— Кто будет мыть подоконники и поливать цветы? Мы польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать. Давайте наденем фартучки. Мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. С ворсистых листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой. Растения с мелкими листочками, такие как: нефролепис и хлорофитум – мы будем опрыскивать. — Всё всем понятно? Тогда начинаем работу и выбираем себе цветы за которыми мы будем ухаживать.

— Какая команда будет заниматься стиркой подготовленного белья? Но сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке. Расстелем клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду, одеваем фартуки. Вот теперь всё готово.

Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда.В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, даёт указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашивает, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, (вещь намочить, намылить, потереть, смыть мыло, отжать), Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показываю, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём? Правильно, расправляем, встряхиваем и развешиваем на верёвку.(Звучит запись веселой музыки)

— Сейчас, пожалуйста, наведите порядок на своих рабочих местах, вылейте воду. А теперь подойдите ко мне и давайте посмотрим, все ли заявки выполнены. — Чья команда наводила порядок в игрушках? Капитан, пожалуйста, расскажите, как вы работали? Были ли какие-то трудности? — Кто стирал бельё? Вы все успели сделать? Молодцы!

— А команда, моющая подоконники, выполнила своё задание? Хорошо — У нас получилось, что каждый делал свое маленькое дело, но все вместе сделали одно большое дело. У нас в группе теперь чистота и красота.Давайте теперь позовем нашу Анжелику Романовну, что она приняла вашу работу. Анжелика Романовна, вы довольны работой нашей службы быта? Все ли ваши заявки были выполнены? (Ответ младшего воспитателя) и вручение медалей капитанам команд. — Ребята, а вам самим понравилось помогать? Тогда давайте поддерживать чистоту в нашей группе.

Художественный труд в ДОУ

 Художественный труд в ДОУ

(на основе личного опыта работы)

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности

В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования

Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало ручной труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. При организации ручного труда я учитываю основные этапы творческой деятельности детей:

1 этап — возникновение замысла;

2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап — анализ результатов.

В работе с дошкольниками всегда соблюдаю следующие условия:

– занятия строю так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия;

– Учитываю интересы мальчиков и девочек;

– Для придания занятиям обучающий и развивающий характер усложняю технические и изобразительные средства;

– учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

– каждая поделка всегда находит конкретное практическое применение;

Результаты продуктивной деятельности всегда получают одобрение, похвалу и рекламируются родителям, другим группам.

Работая в этом направлении применяю эффективные методы и приёмы: музыкальное сопровождение, выполнение правил по технике безопасности при работе с ножницами, показ и объяснение, использование художественного слова,, рассматривание схем выполнения последовательности работы, активизация речи детей, пальчиковая гимнастика, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы о последовательности выполнения заданий, помощь детям со стороны взрослого и ребёнка, анализ, самооценка детей.

Дети активно действуют с различными материалами: ткань, поролон, пенопласт, различные виды бумаги (обычная, гофрированная, газетная, салфетки, картон), природным материалом (шишки, хвоинки хвойных деревьев, кора, косточки фруктов и ягод и т. п.), Бросовый материал (катушки, коробочки и т. п.)

Для поддержания интереса к ручному труду, стремление к самостоятельности изготовляем такие поделки, которые не требуют сложной обработки и затрачивается минимальное время, так как дошкольники не могут долго ждать результата своего труда.

При анализе работы обращаю внимание детей на аккуратность поделки, индивидуальность её. Прежде, чем приступить к выполнению поделки провожу с детьми беседы по ознакомлению со свойствами материалов, рассказываю о применении в быту этих материалов. Дети стали приносить в детский сад различные фактуры тканей, бумаг и т. д. В результате чего мы собрали целые коллекции, которые дети очень любят рассматривать и рассказывать, откуда появились эти чудесные материалы. Все поделки фотографируем и собираем в альбом.

Все поделки, выполненные руками детей «живут» в театре группы, собраны для обыгрывания игр с конструктором, оформлена приёмная, подарены другим группам, т. е. все поделки оценили и берегут с благодарностью к детям. Дети это видят и стремятся к другим успехам, у них рождаются новые фантастические идеи, желание сделать приятное для других. А в результате у детей складывается система определённых навыков, знаний и умений для изготовления поделок.

Моим детям нравится работать с бумагой. Они освоили такие действия кака: сгибание, вырезывание, разрывание и обрывание, склеивание. С помощью экспериментирования с бумагой дети узнали, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски. Дети сами пришли к выводу, что с ней можно действовать по — разному. Каждый раз, используя бумагу разного качества, дети испытывали большее напряжение или меньшее, что положительно сказывалось на развитии мелкой моторики рук. Дидактические игры «Что шуршит?», Угадай на ощупь и т. д. помогали развивать у детей слуховое внимание.

Большое внимание я всегда уделяла оценки детской деятельности, учила детей видеть, что получилось хорошо, а что не очень. А самое главное — почему, чему ещё надо научиться. Обращала внимание детей на оригинальность идеи, необычного способа. У нас в группе родилась традиция — украшать зал к праздникам. А это очень ответственно и мои подопечные с этой задачей всегда справлялись хорошо, получали одобрение взрослых и слова благодарности. Я думаю, что эта сторона воспитания поможет детям в школе быть бережливыми к имуществу в школе и дома.

Все материалы сосредоточены в уголке труда. Они всегда доступны и безопасны для детей. Совместно с детьми, родителями мы пополняли наш волшебный уголок.

Конечно, без родителей таких успехов невозможно достичь. Родители моих воспитанников всегда были активными участниками к праздникам, совместно изготавливали декорации, детали к костюмам, совместные творческие выставки. Я считаю, что главное — у детей появился интерес, желание, создан эмоциональный настрой, дети стали понимать, что в любой деятельности надо приложить старание, терпение и тогда получишь удовлетворение, высокую оценку друзей и взрослых. Помощь родителей помогла детям не бросать работу недоделанной, когда встречались трудности.

В результате дети стали раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, более коммуникабельными. Дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. При изготовлении поделок используют знания о материалах, которые помогают им создавать прочные и красивые поделки для использования их в игре и длительной сохранности. Мои выпускники готовы к обучению в школе. Я уверена, что они будут активными участниками творческих выставок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]