Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по книге Л. С. Метлина «Математика в детском саду»


Занятия по арифметике для старших дошкольников в детском саду

Материал, находящийся в данном разделе, представляет собой опыт работы преподавателя с детками шестого года жизни.

Конспекты занятий нацелены на развитие математических возможностей малышей дошкольного возраста.

Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на упражнениях уделяется поиску самостоятельных путей для решения намеченных целей.

Конспекты занятий с детками шестого года жизни построены с учетом методики формирования простых математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только лишь обучению дошкольников, да и совершенствованию их познавательной деятельности, общему интеллектуальному развитию.

Главными задачками в развитии математических возможностей малыша рекомендуется считать:

• активизацию мыслительных процессов;

• стимулирование активных познавательных интересов;

• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

• улучшение речевых умений.

Пособие содержит много примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — нередкие гости занятий. Их внедрение вызывает энтузиазм к процессу зания арифметики.

Для удачного обучения малышей арифметике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что необходимо для занятий, — это предметы окружающей реальности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного производства.

Занятия лучше проводить по подгруппам. Это содействует улучшению свойства обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сумеет производить персональную работу при формировании групп малышей различного уровня развития. Для малышей, имеющих более высочайший уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) возрастет. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст наименьшую нагрузку.

Организация занятий подразумевает разные варианты объединения малышей. Зависимо от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им интенсивно включиться в коллективную игру, удачно выполнить творческие задания.

Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и 1-ая неделя января.

Для закрепления математических познаний и умений не рекомендуется ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.

Если программная задачка сложна для усвоения детками, необходимо организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите малыша к усвоению программного материала.

Не все задачи математического раздела программы можно решить на упражнениях. Некие из их лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр либо на прогулках.

Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать преподавателям стопроцентно. Вы сможете брать либо не брать определенную игру, сможете добавлять либо убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на собственных малышей, на их возможности. Что можно провести с одной аудиторией, то нереально с другой.

Надеюсь, что данное пособие поможет для вас в работе по формированию у малышей математических возможностей.

Задачи математического развития малышей шестого года жизни

Характеристики

1. Сформировать представления:

• о длине предмета;

• геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;

• геометрических телах: шар, куб, цилиндр.

2. Дать представление:

• о весе предмета;

• об объеме, глубине;

• о верхушках, углах, сторонах геометрических фигур;

• о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

3. Учить систематизировать геометрические фигуры, изменять принцип систематизации.

Дела

• упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;

• созидать дела меж числами;

• определять свое местопребывание посреди объектов окружения;

• ориентироваться в пространстве.

2. Сформировать представление:

• об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;

• о плане как уменьшенном смоделированном отношении меж предметами в пространстве.

3. Закрепить познания о временных отношениях: день, неделя, месяц.

Числа и числа

• количественный счет предметов в границах первого 10-ка;

• порядковый счет предметов в границах первого 10-ка;

• познание цифр от 0 до 9;

• познания о составе числа из единиц;

• познания о монетах.

2. Дать представление о числе как итоге измерения длины, веса, времени.

3. Учить устанавливать связи и зависимости меж числами (больше, меньше, равно).

Сохранение количества, величины

• о неизменности числа в итоге конфигурации метода размещения предметов в пространстве;

• о неизменности объема в итоге осуществленного деяния переливания;

• о неизменности веса в итоге осуществленного деяния перекладывания;

• об изменении величины зависимо от прибавления либо уменьшения объема;

• об изменении величины зависимо от прибавления либо уменьшения количества.

Последовательность действий

• делать деяния с ориентировкой на знак (стрела, стрелки);

• обнаруживать логические связи меж поочередными шагами какого-нибудь деяния.

Речевые умения

• использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, снутри, некие, все и др.;

• именовать все характеристики, присущие и не присущие объектам (малая, не красноватая, не квадратная и др.);

• отражать в речи основания группировки и систематизации;

• без помощи других высказываться о количестве, методах и результатах действий;

• разъяснять последовательность и этапность выполнения.

В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических возможностей у малышей старшей группы, которые содержат в себе игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детками на упражнениях.

Материал, находящийся в разделе, нацелен на стандартное дошкольное образование и может быть использован в детских садах, работающих по разным программкам.

Материалы адресованы преподавателям дошкольных учреждений и родителям.

НОД по ФЭМП В старшей группе «Число 0. Цифра 0»Автор: Перевощикова Галина Валентиновна воспитатель дошкольной группы МОУ Николо-Кормская СОШ Описание материала: предлагаю для вас конспект конкретной образовательной деятельности по формированию простых математических представлений для малышей старшей группы (5-6 лет)по теме «Число 0. Цифра 0.» Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Число 0. Цифра 0.» Цель: 1)Сформировать представление о числе, познакоми.

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательное путешествие в страну Знаний». Старший дошкольный возрастЦель: формирование способностей вычислительной деятельности. Обучающие задачи: — упражнять малышей в прямом и оборотном счете в границах 10, познание соседей чисел первого 10-ка; — закреплять в речи количественные и порядковые числительные; — закреплять способности ориентировки в пространстве, во времени; — закреплять умение отличать и верно именовать геометрические фигуры; — закреплять познания ПДД; — сове.

Конспект занятия по арифметике в ДОУ «Интересная математика». Старшая группаАвтор: Ковтун Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» с. Ижевское, Рязанская область. Описание материала: Данный конспект может понадобится воспитателям ДОУ, работающим с детками старшего дошкольного возраста. Задания, выставленные в конспекте, игровые и доступные для малышей 5-6 лет. Цель: Формирование у дошкольников простых математических представлений. Задачи: 1. Упражнять малышей.

Конспект занятия для малышей старшего дошкольного возраста «Чудесная страна Математики»Цель: Активизация познавательной активности малышей. Задачи: — Улучшать познания о геометрических фигурах. — Продолжать учить дошкольников решать задачи на сложение и вычитание. — Закреплять порядковый счёт. — Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность. Оборудование: цветной картон, ножницы, наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, раздаточный материал, мяч. 1. Постан.

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст. Тема «Путешествие в лес»Цель: Создание критерий для развития энтузиазма к предмету математика, на базе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение приобретенных познаний. Задачи: Образовательная. • Обобщить и классифицировать познания по ФЭМП в предварительной к школе группе. • развивать познавательный энтузиазм и мотивацию к учебной деятельности, средством включения различных игровых заданий: ориентир.

Совместная деятельность по арифметике для малышей 5 лет «В гостях у деда природоведа»Задачи: Воспитательные: содействовать мотивации к деятельности. Развивающие: развитие умения помогать друг дружке. Обучающие: Освоение детками действий построения моделей количественных отношений (в виде 2-ух групп заместителей, расположенных по принципу взаимно конкретного соответствия), применяемых для сопоставления 2-ух множеств предметов. Оборудование: два листа бумаги с наклеенными на одном семью-девятью д.

Конспект Конкретно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для малышей старшего дошкольного возраста. Тема: В гости к царице «Математика»Цель: Выявление простых математических познаний, представлений, умений, приобретенных детками в течении учебного года. Задачи Образовательные -Формировать способности количественного , порядкового и оборотного счета в границах 10; -Уточнить пространственные дела на, над, слева, справа, за, перед, вверху, понизу Упражнять в .

Конспект НОД по формированию простых математических представлений «Числа от 1 до 10»Автор: Мубаракзянова Серине Врежиковна, младший воспитатель Городского экономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ. Описание: Занятие нацелено на развитие простых математических представлений малышей старшего дошкольного возраста средством информационных технологий. Целью занятия является повторение образования чисел в пред.

Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУАвтор: Воронкова Анна Николаевна Описание материала: Данный материал будет увлекателен и полезен воспитателям старшего дошкольного возраста. Конспект итогового занятия по арифметике в старшей группе «Поможем Буратино».Итоговое занятие по арифметике в старшей группе «Поможем Буратино».Цели: 1. Закреплять способности счёта в границах 10, продолжать сформировывать пространственно – временные представления (справа, слева, ввысь, вниз), улучшение способностей ориент.

Конспект НОД по арифметике в старшей группе ДОУПрограммное содержание: — сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи, места фигуры в таблице; — тренировать счётные умения, умение определять и именовать форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, воспользоваться пространственными отношениями «слева»- «справа», «вверху»- «внизу»; — сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под управлением воспитателя на базе рефлек.

Занятие по арифметике в старшей группе «Белочка в гостях у ребят»Представляю вашему вниманию конспект ООД по ФЭМП с внедрением ИКТ с детками старшей группы. Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ. Цель: Классифицировать и закрепить познания малышей Задачи: Образовательные: обобщить и классифицировать познания малышей в счете в границах 10; улучшать умение определять положение предметов в пространстве; закрепить умение отличать и верно именовать последующие геометрические.

Игра-занятие по формированию простых математических представлений «Путешествие в страну Фигурляндию» для малышей старшего дошкольного возрастаЦели: Учить отличать и именовать знакомые формы предметов; Закреплять геометрические фигуры; Ассоциировать два огромного количества; Расширять пространственные представления: впереди, сзади, за, меж, рядом; Упражнять в счете на слух; Обогащать познания малышей о деньках недели; Закреплять познания о цифрах; Развивать пространственное мышление, логические операц.

Открытая образовательная деятельность по формированию простых математических представлений в старшей группе «Путешествие Колобка»Тема: Образование числа 8. Дидактическая цель: Сформировать представление малышей о том, как появляется число 8. Задачи: Закреплять умение считать в границах 10; закреплять умение ассоциировать огромного количества предметов, уравнивать их; учить отличать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат). Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать самостояте.

Конспект ООД в старшей группе детского сада: Путешествие в страну математикиОбразовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: cоциально — коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Тип: интегрированное. Возраст малышей: 5-6 лет. Формы конкретной образовательной деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная. Форма организации: подгруппа. Задачи: О.

Конспект конкретно образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе «Мы кладоискатели».Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект конкретно образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе. Материал будет полезен воспитателям, родителям. Интеграция образовательных областей: Зание, Коммуникация. Цель: формирование простых математических представлений.Задачи: Образовательные: закреп.

Рабочая программа по арифметике на тему: Л.С. Метлина «Математика в детском саду».

Содержание: 2-ая МЛАДШАЯ ГРУППА

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У Малышей Простых МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У Малышей Простых МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У Малышей Простых МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У Малышей Простых МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В Предварительной ГРУППЕ

Подготовительный просмотр:

Чтоб воспользоваться подготовительным просмотром сделайте для себя акк (учетную запись) Гугл и войдите в него:

Библиотека старых советских учебников по математике

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Необходимость установления преемственности в работе детского сада и школы нашла отражение в названии книги — «Математика в детском саду».

Понятия натурального числа, геометрические фигуры, величины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, абстрактны, но они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира.

Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, — их свойств, отношений.

Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц). Они овладевают способами выявления количественных и пространственных отношений: практического сопоставления численностей множеств (наложения, приложения, составления пар, использования меток и др.), сравнения размеров предметов, счетом и измерением величин.

з

Обучение измерению величин позволяет углубить понятие числа. В ходе обучения счету у дошкольников часто образуется не вполне правильный подход к оценке количеств. Единица воспринимается ими как отдельный предмет, отдельность, вне ее количественного содержания.

В процессе измерения единица измерения (мерка) как бы дробит измеряемую величину (длину, объем) на части, каждая из которых ей равна. Число, полученное в результате измерения, отчетливо выступает как показатель отношения целого и его части. Измерение подчеркивает относительность числа, его зависимость от величины избранной мерки: чем больше мерка, тем меньше получается число в результате измерения. Обучение детей не только счету, но и измерению развивает у них правильный подход к оценке количеств и позволяет в дальнейшем раскрыть значение общепринятых мер измерения, с которыми им предстоит познакомиться в школе.

Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.), элементов фигур (угол, сторона), вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равняется). Такие слова, как количество, число, фигура, педагог начинает употреблять в работе с детьми средней группы, но не стремится к тому, чтобы дети ими пользовались. Смысл этих слов они усваивают постепенно, по мере накопления соответствующего опыта. Недопустима замена «трудных» слов более «легкими», но не точными. Это приводит к формированию неправильных представлений. Такие слова, как множество, совокупность, элемент, геометрический, модель, диагональ, воспитатель в работе с детьми не употребляет. Математические связи, отношения, действия дети учатся отражать в четких, сжатых формулировках. У них развивают интерес к математическим знаниям, умение проявлять волевые усилия для решения задач математического характера. Большое внимание уделяют развитию первоначальных навыков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, способности к абстрагированию и обобщению, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и воображения.

Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно.

Новый материал любого из разделов программы («Количество и счет», «Величина», «Форма» и др.) последовательно изучают на 2—5 занятиях сначала в первой части, а позднее — во второй. В дальнейшем к повторению возвращаются спустя 2—3 недели. Период возвращения к пройденному все более увеличивается. Однако каждая изученная программная задача должна быть в поле зрения воспитателя до конца учебного года.

Воспитатель должен знать, как построена программа каждой возрастной группы. Это позволит не только определить уровень математического развития детей своей группы, но и представить роль и место каждого занятия в системе всей работы по развитию у дошкольников элементарных математических представлений.

Основная форма работы по формированию математических представлений — занятия. На занятиях решают большую часть программных задач. У детей формируют в определенной последовательности представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.

Большое значение придают организации наблюдений за количественной стороной окружающего, использованию детьми знаний и навыков математического содержания в разных видах детской деятельности.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

Особое внимание уделяют индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к работе на занятиях.

Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую очередь правильным сочетанием работы над новым материалом и повторным, чередованием видов работы и форм ее организации, т. е. структурой занятия.

Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей.

Изучение нового материала включает три вида работ: во- первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы;

во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем воспитателя, остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы;

в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями и навыками.

На первом занятии могут использоваться все три вида работ, тогда изучение нового занимает большую часть времени. На

другом занятии изучение нового занимает половину лимита времени, вторую отводят повторению пройденного. Самостоятельную работу детей с раздаточным материалом планируют уже на следующем занятии и отводят этому половину его времени.

В младшей и средней группах ограничиваются работой над I—2 темами, поэтому занятия состоят из 2—3 частей. В старшей и подготовительной к школе группах занятия состоят из 3—4 частей, так как работа идет над 2—3 темами.

Содержание занятий определяет организацию их проведения. Важно» чтобы при объяснении нового материала действия воспитателя или ребенка видели все дети. Позднее для закрепления знаний и навыков задания дают одновременно всем детям. Они работают за столом либо лицом к педагогу, либо боком, но ни в коем случае не спиной, так как при проверке выполнения задания воспитатель постоянно привлекает внимание детей к образцу, к различного рода наглядным пособиям.

За шестиместные столы усаживают не более 4 детей, при необходимости ставят дополнительно 1—2 стола. Если надо проверить, как дети усвоили знания и навыки, работу с дошкольниками организуют у стола педагога. Когда в ходе занятия или в конце его дают упражнения, связанные с передвижениями (подвижные игры и др.), место для их проведения готовят заранее.

Методика работы с детьми каждой возрастной группы представлена в отдельных главах. Описанию методов и приемов работы по разделам программы предпосылаются общие рекомендации по обучению детей данного возраста на занятиях по математике.

К каждой главе приложены конспекты занятий. Их следует рассматривать только как возможные варианты. Это ни в коем случае не должно исключать творчества воспитателей, так как очевидно, что нет универсальных приемов, которые бы годились в работе .с детьми любой группы. Нельзя допускать трафарета в работе, формального использования материала.

Чтобы помочь воспитателю действовать в зависимости от конкретных условий, даются разнообразные приемы, позволяющие успешно решать одни и те же программные задачи. Готовясь к занятию, воспитатель тщательно продумывает его содержание с учетом знаний и навыков своих питомцев, решает, как эффективнее использовать те или иные методы и приемы, наглядный материал. Он предоставляет детям возможность проявлять инициативу в получении и применении знаний, стимулирует проявление ими смекалки и сообразительности, побуждает пользоваться мыслительными действиями.

Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения),— залог успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]